Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Языковая политика




В мире есть немало государств многонациональных: Канада, Индия, Швейцария; в России ситуация одна из сложнейших. Кроме русского языка — весьма развитого, накопившего богатейшую художественную и научную литературу, можно насчитать десятки национальностей и языков: татарский, башкирский, якутский, бурятский, карельский, лакский, аварский, хакасский, калмыц­кий, удмуртский, чувашский и др. Кроме того, в России живет немало украинцев, немцев, евреев, армян, азербайджанцев, ки­тайцев, грузин, корейцев.

Русский язык преобладает и по числу говорящих на нем, и по разнообразию литературы, он выполняет функции государствен­ного языка Российской Федерации, служит целям межнациональ­ного общения.

Он неплохо выполняет свои функции, но в ряде ситуаций ста­новится причиной недовольства и конфликтов. Так, русскоязыч­ное население, проживающее в национальных регионах, обычно не испытывает потребности знать язык основной народности. Осо­бенно остро это недовольство ощущалось в прибалтийских рес­публиках СССР, ибо русские, живущие, например, в Эстонии, не желали изучать эстонский язык, и только теперь поняли, что такое — языковая дискриминация, когда, по законам Эстонии, они лишаются и гражданства, и даже работы.

Вторая причина неравенства языков — это образование, осо­бенно высшее. Языком европейских университетов до XVIII в. была латынь, это, разумеется, задерживало развитие литературных язы­ков Франции, Германии, но не подменяло все же роли родного языка, даже обогащало его.

В России языком университетского образования изначально стал русский язык — это и позволило накопить научную литера­туру на русском языке, но в республиках СССР это привело к тому, что родители на Украине, например, еще в средней шко­ле хотели дать образование своим детям на русском языке. В круп­ных городах Украины, например, было очень мало школ с укра' инским языком преподавания, что и вызвало антирусские на­строения.

На рубеже XX—XXI вв. все более выдвигается английский язЫ^ в качестве мирового. Причины таковы:

а) огромное число англоговорящих — Великобритания, Авст­ралия, США, в основном — Канада, в значительной степени " Индия;


б) культурные и научные традиции в мире;

в) высокий уровень изученности, методической обработки, а
отчасти — признаваемая многими легкость изучения.

В некоторых странах уже вызывает тревогу проникновение анг­лийского языка: во Франции, например, есть закон в защиту фран­цузского языка, российская пресса выступает в том же духе.

В Государственной Думе в настоящее время (2001 г.) подготов­лен проект федерального закона «О русском языке как государ­ственном языке Российской Федерации».

После принятия закон, по-видимому, будет определять не толь­ко формы официальной речи (тексты государственных докумен­тов), но и разграничение стилей разговорного и литературного, границы употребления иностранных элементов, соблюдение эти­ческих норм, требования культуры речи.

Во многих странах действуют жесткие тесты по культуре язы­ка, по которым аттестуются государственные служащие, в сфере обслуживания и пр.

Би- и полилингвизм населения — это тоже вопрос языковой политики. В развитых странах лица со средним образованием вла­деют кроме родного двумя языками. В России эта планка значи­тельно ниже — и по количеству, и по качеству, но необходимость ее поднятия все более осознается. Ближе к этому идеалу жители национальных регионов; например, чуваш владеет родным и рус­ским языками, а нередко — и английским.

Назовем некоторые условия изучения неродных языков:

а) понимание такой необходимости;

б) международные контакты в экономике, культуре;

в) финансирование образования;

г) совершенствование методов обучения, учебников, привле­
чение компьютера и пр.

Риторика в прежние времена не сталкивалась с такими про­блемами многоязычия, перевода — вплоть до космической линг­вистики. Все это проблемы глобальные, общечеловеческие.

Языковое чутье (интуиция)

Казалось бы, язык, в данном случае — русский, изучен до тон­костей, имеются целые библиотеки словарей и грамматик; менее изучены механизмы речи, а для риторики это важнейшая область; Но еще менее исследована языковая интуиция, лежащая в основе овладения языком в раннем детстве, выработки всех речевых на-вЫков, автоматизма говорения, аудирования, понимания, пись­ма и чтения.

Определений языковой интуиции много, они разнообразны:

'Интуитивная реакция на данную форму высказывания со сто-

Р°Ны лица, для которого данный язык является родным, как

|Фйтерий правильности речи» (Ах м а н о в а О. С. Словарь линг-

Истических терминов. — М., 1966). Нетрудно заметить, что такое


определение пригодно для взрослого человека, который уже име­ет чутье языка, которое срабатывает непроизвольно.

Как же возникает это чутье? Завесу таинственности приоткры­вает психолог Н. И. Жинкин, он пишет: «При передаче сообще­ния (в мозг человека. — М. Л.) вводится два вида информации: а) о предмете и явлениях действительности и б) о правилах язы­ка, на котором подается сообщение. Последний вид информа­ции вводится в неявной форме, так как правила языка применя­ются, но о самих правилах ничего не говорится... Развитие речи есть не что иное, как введение в мозг ребенка языка в неявном виде, то есть через речь» (Жинкин Н. И. Коммуникативная сис­тема человека и развитие речи в школе // Проблемы совершен­ствования содержания и методов обучения русскому языку. — М 1969. - С. 103).

Свойства этого феномена, определяемого и как «практическое усвоение языка», и как «развитие речи», и как «чутье языка»:

а) интуиция возникает лишь в усвоении закономерностей,
употреблении продуктивных, правилосообразных, повторяющихся
моделей и не появляется в усвоении исключений, непродуктив­
ных форм; этим объясняется легкость усвоения языка на ранних
этапах и трудность — на высших ступенях;

б) интуиция возникает под влиянием аудирования в здоровой
языковой среде, и это относится к иностранным языкам так же,
как и к родному;

в) именно интуиция обеспечивает моментальные процессы
порождения высказываний, аудирования и понимания, и даже
чистоту произношения на родном языке и акцент в неродной речи,
и даже орфографическую интуицию, которую иногда ошибочно
называют врожденной грамотностью.

Открытия в области природы языкового чутья в ближайшее время маловероятны. Иное дело — его исследование на уровне практики и моделирования как механизма моментального (и опти­мального) выбора языковых единиц, форм, интонаций; то же — и в области восприятия речи.

Не исключено, что в дальнейших успехах риторической тео­рии и практики изучение языкового чутья даст наибольший эф­фект.

Прямые передачи по телевидению наших парламентских деба­тов 12-летней давности приводили зрителей в ужас: культура речи избранников народа была удручающе низка.

Заканчивая теоретический раздел данного учебника, его автор случайно включил телевизор. Шло обсуждение в Думе вопроса ° доверии правительству Касьянова. Но автора интересовал уровеНь культуры дискуссии, владения речью: он несомненно повысил^ за прошедшие годы. Быть может, и риторика помогла?


РАЗДЕЛ П. ПРАКТИКА

Глава 10. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

47. Афоризмы: мастерство речи

1. Конечная цель красноречия — убеждать людей.

(Честерфилд Филипп Дормер Стенхон, английский писатель, XVIII в.)

2. Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, строй­
но, с достоинством при исполнении.

(Цицерон Марк Туллий, римский ора­тор, философ, государственный деятель, I в. до н.э.)

3. Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно гово­
рить и тем преклонять других к своему об оной мнению.

(Ломоносов Михаил Васильевич, рус­ский ученый-универсал, XVIII в.)

4. Чтение — вот лучшее учение. Следить за мыслью великого человека
есть наука самая занимательная.

(Пушкин Александр Сергеевич, великий русский поэт, XIX в.)

5. Зачем ты выучил свой текст наизусть! Нам нужна свободно льющая­
ся речь, живая, эмоциональная... Говори свободно, коротко, остроумно.

(Андроников Ираклий Луарсабович, русский литературовед, писатель, импрови­затор)

6. Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи,
Старца великого тень чую смущенной душой.

(Пушкин А. С.)

7. Красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страс-
ти и сообщать им образ понятий.

(Сперанский Михаил Михайлович, русский государственный деятель, XVIIIXIX вв.)

8- Обдумать надо мысль, а лишь потом писать!

Пока неясно вам, что вы сказать хотите,


Простых и ясных слов напрасно не ищите; Но если замысел у вас в уме готов, Вам нужные слова идут на первый зов.

(Б у а л о Никола. Французский теоретик ли­тературы, поэт, XVII в.)

9. Развивая мысль в речи, надо сперва схему ее вложить в ум слушате­
ля, потом в наглядном сравнении предъявить ее воображению и, нако­
нец, на мягкой лирической подкладке осторожно положить ее на слуша­
ющее сердце... ^

(Ключевский Василий Осипович, рус­ский историк, XIX в.)

10. Только разработка предмета делает речь восхитительной... При­
влечь слушателя, возбудить его внимание и подготовить его к своим по­
учениям, изложить дело кратко и ясно, чтобы все в нем было понятно;
обосновать свою точку зрения и опровергнуть противную и наконец,
замкнуть все это воспламеняющим или успокаивающим заключением.

(Цицерон М.Т.)

11. Если сердце человека преисполнено недовольства и недоброжела­
тельства к вам, то никакая логика, известная в подлунном мире, не
сможет склонить его к вашей точке зрения.

(Карнеги Дэйл, философ, психолог, ри­тор, США, XX в.)

12. Логика не признает половинчатости точно так же, как солнце не
признает огонька свечи.

(Гюго Виктор, французский писатель, XIX в.)

13. Стихи повсюду были первыми детьми гения и первыми учителями
красноречия.

(Вольтер Мари Франсуа Аруэ, француз­ский писатель, философ, просветитель, XVIII в.)

14. Стих, как монету, чекань
Строго, отчетливо, честно.
Правилу следуй упорно:
Чтобы словам было тесно,
Мыслям — просторно.

(Некрасов Николай Алексеевич, русский поэт, XIX в., «Из Шиллера»)

15. Не пишите риторики, а подберите речи известных ораторов всех
народов и веков, снабдите их подробной биографией каждого оратора*
необходимыми историческими примечаниями — и вы окажете этой кни­
гой великую услугу ораторам и неораторам.

(Белинский Виссарион Григорьевич, русский литературный критик, XIX в.)


16. Всякая речь должна быть составлена словно живое существо: у нее
должно быть тело с головой и ногами, а туловище и конечности должны
подходить друг к другу и соответствовать целому.

(Платон, древнегреческий мыслитель, фи­лософ, ритор, V—IV вв. до н.э.)

17. Слово — одно из величайших орудий человека. Бессильное само по
себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, ис­
кренне и вовремя. Оно способно увлекать за собой и самого говорящего
и ослеплять его и окружающих своим блеском.

(Кони Анатолий Федорович, русский юрист, общественный деятель, XIX— XX вв.)

18. Сила мысли — творческая сила. Во вселенной нет другой такой
творческой силы, и если бы люди знали и пользовались ею, их эволю­
ция была бы гораздо более быстрой, чем она есть на самом деле... Чтобы
хорошо жить, надо хорошо мыслить.

(Рерих Николай Константинович, русский художник, археолог, мыслитель, XIX — XX вв.)

19. Мысль изреченная есть ложь.

(Тютчев Федор Иванович, русский поэт,

XIX в.)

20. Свободным человек может быть только в мыслях.

(Хайдеггер Мартин, немецкий философ,

XX в.)

21. Речь удивительное средство, но нужно иметь много ума, чтобы
пользоваться ею.

(Гегель Георг Вильгельм Фридрих, вели­кий немецкий философ, XVIII—XIX вв.)

22. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно
было вначале у Бога. Все через него начало быть, что начало быть. В нем
была жизнь, и жизнь была свет человеков.

(Евангелие от Иоанна)

23. Ржавеет золото и истлевает сталь.
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего сильнее на земле печаль,

И долговечней царственное слово.

(Ахматова Анна Андреевна, поэт, XX в.)

24. Для уразумения глубочайших и сокровеннейших истин нам не дано
иных средств, кроме образов и сравнений.

(Шопенгауэр Артур, немецкий фило­соф, XIX в.)


25. Ложь — это наиболее современная и актуальная форма зла. Фено­
менология лжи. Чрезвычайное разнообразие и тонкость ее форм.

(Бахтин Михаил Михайлович, русский философ, XX в.)

26. (Дело риторики. — М.Л.) не убеждать, а в каждом данном случае
находить способы убеждения.

(Аристотель, древнегреческий мысли­тель, универсальный ученый, IV в^до н. э.)

27. При подготовке некоторых тем рекомендуется кое-что прочитать,
выяснить, что делали и говорили другие по тому же вопросу. Но не начи­
найте читать, прежде чем вы не исчерпали собственных мыслей. Это
важно, очень важно. Подлинная подготовка состоит в том, чтобы из­
влечь что-то из себя, подобрать и скомпоновать собственные мысли,
оформить собственные убеждения.

(Карнеги Д.)

28. Высказывание формируется в сложном процессе, который начи­
нается с общего замысла, проходит стадию внутренней речи (или свер­
нутой схемы предложения) и кодируется (реализуется) в развернутом
речевом высказывании. Доходя до слушающего, это высказывание про­
делывает обратный путь, начинающийся с восприятия сообщения, про­
должающийся в его декодировании — выделении его информативных
узлов — и кончающийся общей смысловой схемой, переживаемой как
понимание услышанного сообщения. v

(Лурия Александр Романович, русский психолог, XX в.)

29. Лошадь узнают в езде, человека — в его речах.
Глухой слушает, как немой речи говорит.
Лиса знает сто сказок, и все про курицу.
Гнев шагает впереди, а ум сзади.

Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь. Хочешь узнать человека — вслушайся в его речи. Не любо — не слушай, а врать не мешай. Слушать его можно, а верить нельзя.

(Даль В. И. Пословицы русского народа)

1. Перед вами изречения, имеющие отношение к красноречию, ри­
торике, общению, культуре речи. Подберите сами 5—6 подобных афо­
ризмов, запишите их в тетрадь и в дальнейшем продолжайте пополнять
эту коллекцию.

2. Выберите из учебника 2—3 афоризма и подготовьтесь обосновать
свой выбор: а) предельно кратко; б) развернуто, с тезисами; в) пись­
менно, в виде связного текста (небольшого сочинения).

3. Создайте собственный афоризм на риторическую или любую ДРУ"
гую тему. Запишите; через несколько дней «пошлифуйте».

4. Распределите приведенные выше изречения по следующим тема­
тическим рубрикам: 1) мастерство говорящего; 2) содержание речи


3) требования к форме, языковое мастерство; 4) фактор адресата, на-0равленность на слушающего; 5) весомость мысли, лежащей в основе высказывания; 6) главное в риторике, в мастерстве говорящего; 7) логика; 8) эстетика; 9) механизмы речи; 10) результат общения; Ц) парадоксы; 12) изречения, с авторами которых вы хотели бы по­спорить.

48. Понятия — термины — определения

Каждая область знания, отрасль науки имеет свой круг поня­тий, например, в классической риторике — «оратор», «диалог», «элокуция», в неориторике — «мотивация речи», «механизмы восприятия речи», «коммуникация».

Понятие обобщает существенные признаки класса однородных предметов, в таком качестве оно служит формой мышления. Так, например, признаки диалога: два участника общения; единая тема общения; смена ролей «говорящий—слушающий»; необязатель­ные признаки: устная форма — диалог может быть и письмен­ным; участники видят друг друга — это условие не обязательно, хотя и желательно.

Языковыми формами выражения понятий служат слова и сло­восочетания, в научном использовании это термины; большин­ство из них имеют межязыковые основы (из латыни, древнегре­ческого: дискуссия — лат., этос — греч., контраст — фр., компь­ютер — англ.).

Термины, как правило, однозначны, принадлежат научному стилю языка.

Понятия включаются в системы научного знания через де­финиции (определения). Они ограничивают объем понятия. Оп­ределить понятие — значит включить его в иерархию родов и ви­дов и указать существенные признаки, отличающие его от смеж­ных понятий. Поскольку сами явления, предметы, порождающие понятия, находятся в состоянии постоянного развития, то и де­финиции не достигают абсолютной точности.

5. Из 3—4 словарей выпишите определения (толкование) терминов
красноречие, риторика, оратор, общение. Обратите внимание на расхож­
дения в толковании. Попытайтесь сформулировать свое мнение.

6. Обратите внимание на то, что понятие «риторика» как бы развет­
вляется: риторика как наука и как искусство.

Как вы оцениваете эту двойственность? Покажите на примерах, где Риторика выступает как наука, и где — как искусство.

В чем разница между оратором и ритором! Или эти термины взаимо-Заменимы?

Составьте синонимический ряд к слову оратор: вития, краснобай и Т-П. Попытайтесь объяснить оттенки значения и особенности употребле-^Чя каждого синонима. Можно пользоваться словарями синонимов:


а) под ред. Евгеньевой А. П.; б) словарем Н.Абрамова; в) словарем
З.Е.Александровой.

7. Составьте свой словарь глаголов говорения и слушания по образцу.

Образец: он (или я) произнес услышал

пробормотал и т.д.

Сравните первый и второй столбики. Что дают нам такие ряды сино­нимов?

Подобным образом составьте и антонимические пары: {говоритьмолчать, говорливый — молчаливый, говорунмолчун и пр.

8. Составьте текст (можно диалог), в котором были бы употреблены
синонимические ряды и антонимические пары. Охарактеризуйте инто­
нации, соответствующие 2 — 3 синонимам или антонимам говорения.

9. Организуйте конкурс юмористических сочинений, афоризмов и
пр. на основе разнообразия лексики говорения и слушания в русском
языке.

10. Постройте логические определения пяти понятий по выбору из
следующего списка: «речь» («речевая деятельность»), «текст», «культура
речи», «коммуникабельность» («общительность»), «артистизм», «поэт»,
«судебная риторика», «приказ», «университетская лекция», «заикание»,
«переводчик», «телеканал "Культура"», «консультация».

Образец:

Ближайший род: ^ свойство личности Определяемое понятие: «коммуникабельность»

Отличительные признаки:

1) доброжелательное отношение к людям;

2) раскованность и сдержанность, умение владеть собой;

3) свободное владение языком и механизмами речи;

4) владение риторическими умениями, культурой речи.

11. В тех случаях, когда полное логическое определение вызывает труд­
ности, применяются другие способы раскрытия понятия: а) описание
предмета или явления (иногда говорят об описательном определении);

б) введение понятия в текст (или использование готового текста, рас­
крывающего это понятие); в) замена слова-понятия синонимами, си­
нонимическими сочетаниями с возможными пояснениями; г) приведе­
ние жизненных ситуаций и пр.

Примените какие-либо приемы к раскрытию следующих понятий.

Терпение (отвлеченное и обобщенное понятие); терпение (конкрет­ное значение, проявление терпения, терпеливые люди); космос (слово многозначно: а) в философском значении: мировой порядок, вселенная, мироздание; б) в конкретном употреблении: полеты в космос); куница демпинг; полетность голоса; парадокс (в логике, поэтике).

12. В работе над библиографией по риторике и культуре речи (как и п°
любой другой отрасли наук) рекомендуются следующие источники:

1. Классические труды: Аристотель, Демосфен, Цицерон, древнерУс'
ское красноречие, философы Гегель, Кант. *•


2. Научные (исследовательские) труды, создающие теоретическую базу
изучаемого предмета: А.Ф.Лосев, С.С.Аверинцев, Л.С.Выготский.

3. Литература по смежным областям: лингвистика — общее языкозна­
ние, русский язык, стилистика, культура речи; теория литературы, по­
этика, литературно-художественные тексты как образцы речевого мас­
терства и пр.

4. Учебная литература по риторике, теории речи, культуре речи, по
стилистике, грамматике и пр.

5. Собрания образцов речевого мастерства — речи великих ораторов,
труды мыслителей, собрания писем и документов и пр.

6. Словари и справочники (по языку и иностранным языкам, разным
предметам — психологии, логике, литературоведению, театру и пр.).

Самостоятельно выберите тему; составьте к этой теме библиографию для:

а) реферата, выступления на семинаре;

б) углубленного изучения.

49. Участники речевых контактов, структура общения

Представим себе расположение говорящих и слушающих:

а) двое прогуливаются по дорожке в парке;

б) трое охотников у костра обсуждают свои подвиги;

в) оратор и человек 20 его слушателей расположились перед
ним полукольцом;

г) оратор в узком удлиненном зале; он на трибуне:


Оратор


слушатели слушатели слушатели


Самое неудачное расположение


13. Спроектируйте и изобразите схематически следующие варианты
расположения общающихся: а) беседа 8 — 10 человек за круглым столом;
б) разговор по телефону Москва —Париж; в) суд: обвинение, защита,
свидетельские показания и пр., вся процедура суда; г) фрагмент урока в
школе; д) интервью: корреспондент «Известий» — известный дипломат;
Д) мимолетная встреча старых друзей в аэропорту.

К каждой ситуации — комментарий: Участники, их расположение в пространстве; есть ли ведущее лицо, и если да, то его роль; Цель общая или частная, индивидуальная; общение вербальное и невербальное; регламент, организационная структура и пр.

14. Выберите из какого-либо широко известного произведения рус­
ской литературы текст речи кого-либо из персонажей (например «Золо­
те слово, со слезами смешанное» князя Святослава в «Слове о полку

Иг,

ореве»). Примените к нему известную схему:

Кто говорит? Кому? При каких обстоятельствах? Что говорит?

Зачем (цель)? Как выражает мысль? Каков результат?


На каждый пункт схемы может быть дан лаконичный, краткий ответ или ответ в виде тезисов. Должен получиться связный текст. Попытайтесь озаглавить его.

Попытайтесь также охарактеризовать «риторический идеал» гово­рящего.

15. Примените данную в задании 13 схему к 2 — 3 ситуациям вашей
жизни; напишите эти тезисы так, чтобы они были понятны вашему чи­
тателю, особенно по 3-му вопросу.

Внимательно отнеситесь также к последнему пункту — результату
речевого акта. V

16. Отдельно проанализируйте текст из задания 13 по таким пунктам:
а) размеры речи, ее построение, композиция; б) стиль, его признаки
(лексические, синтаксические и пр.); в) точность, адекватность замыс­
лу, выбор слов, сочетаний; г) образность языка, элементы поэтики.

Примените данную схему и к собственной речи.

17. Выберите какую-либо профессию — такую, которая вам неплохо
знакома. Составьте не менее пяти речевых ситуаций, связанных с про­
фессией, опишите их, а также напишите один из текстов по какой-либо
из этих ситуаций.

18. Пользуясь различными источниками (книжными, личным опытом
и пр.), запишите до десяти имен опытных авторов, ораторов, импровиза­
торов, артистов, писателей по собственному выбору. Особенно ценно ис­
пользование вашего личного опыта знакомства с такими людьми.

Напишите, что вы особенно цените в каждом из них.

19. Дайте собственную характеристику каждого из слов левого и пра­
вого столбиков.

Златоуст болтушка, балаболка,

мастер слова болтун, пустомеля, трепач, краснобай,

(далее самостоятельно) врун, враль, брехун, трепло

20. Охарактеризуйте сами себя как языковую личность. Опирайтесь на
материал данного курса риторики и культуры речи, а также на собствен­
ные соображения. Напомним основные показатели: степень владения
родным языком (русским или иным), неродными языками; владение
механизмами памяти, говорения, аудирования; степень свободы, раско­
ванности и владения собой; владение стилями, нормами языка, интона­
циями и пр.; переписка, много ли пишу, часто ли и охотно ли выступаю
публично; говорлив(а) я или молчалив(а), нет ли у меня дефектов речи;
есть ли друзья, с которыми говорю откровенно; мое поведение в компа­
нии, среди людей.

Глава 11. МАТЕРИАЛЫ К РАЗДЕЛУ «ИНВЕНЦИЯ»

50. Тема и ее выбор

Толкование термина тема:

1. Предмет высказывания, речи, литературного произведений определяет содержание, мысленную основу речи.


2. Тот элемент предложения, высказывания, который опреде­ляет данное, уже известное, в отличие от нового, сообщаемого о теме, называется ремой. Одна тема может иметь разветвленную, обширную рематическую часть.

В первом разделе (каноне) классической риторики — инвен­ции (в русских переводах — «изобретение») такая последова­тельность: выбор темы —» сбор материала —» мысленная основа речи —> позиция автора.

Деление тем: широкая тема —> узкая —» подтема -» микротема (дальнейшему делению не подлежит). Пример сужения и суборди­нации тем:

Подтема — «Смутное время»; уже — «Минин и Пожарский».

Микротема — «Подвиг Сусанина», еще уже — «Опера "Жизнь за царя"».

Соотнесение темы и заглавия:
Тема Заглавие

Будни войны «Дни и ночи» К. Симонова

Респрессии 30-х годов «Реквием» А.А.Ахматовой

Победа над собой «Прекрасная Адыгене»

В. Солоухина
Крестьянские дети «Крестьянские дети»

Н.А.Некрасова

Жестокость подавления Поль- «За что?» Л. Н. Толстого ского восстания в 1830 г.

21. Расскажите, как возникли заглавия трех произведений литературы
по вашему выбору (например, «Защита Лужина» В. Набокова или «Иди­
от» Ф. М.Достоевского). Укажите функции заглавия.

Приведите три своих примера несовпадения заглавия и темы (в их формулировках).

Придумайте несколько заглавий к одной из тем: «Весна»; «Выбор профессии»; «Мой любимый писатель». Дайте обоснование выбора, ука­жите свой замысел, жанр предполагаемого сочинения.

Примеры мотивов и критериев выбора темы:

1. Учебные мотивы студента: логика изучаемого предмета, что
студент считает важным, задание профессора и т.п.

2. Мотивы, идущие от ситуации и цели предстоящего сочине­
ния: чисто информационные цели; цель — заинтересовать слуша­
телей; цель — агитационная, цель убеждения; цель -*- побуждение
собеседников к поступку, действию.

3. Мотивы личные: духовные запросы личности, «духовная жаж-
Да», «стяжание духа»; планы жизни, мечты, увлечения.

22. Ниже дан перечень тем по разным предметам знания. Вам пред­
лагается: 1) осмыслить эти темы, оценить их с точки зрения своих
возможностей, готовности к выступлению с докладом, к сочинению;
*) из каждого раздела выбрать по одной теме для углубленной работы


над нею; 3) по одной из тем, по вашему свободному выбору, подгото­вить доклад или сочинение, выступить с ним публично, затем дать са­моанализ и сделать самооценку (мотивированную, разумеется, по кри­териям).

Примеры для выбора (они ориентированы на возможности сту­дентов):

История

1. Распространение христианства на Руси (до 988 г. и после).

2. Афины, Аттика, Спарта.

3. Александр Македонский как личность.

4. Россия и Америка, XIX в.

5. Варфоломеевская ночь, причина и последствия.

6. Роль Новгорода в становлении государственности Руси.

7. Рим и Европа, 1-е тысячелетие.

8. В.О. Ключевский как историк.

Народы мира

1. Современная Россия как многонациональное государство.

2. Русско-германские культурные связи.

3. Призвание варяжских князей: исторический парадокс или
обычное явление в истории?

4. Народы Индии.

5. Нивхи.

6. Жизнь Арапа Петра Великого.

7. Судьбы народов Поволжья.

Путешествия

1. Восхождение на Фудзияму.

2. Из Петербурга в Москву — из Москвы в Петербург.

3. Русская литература «хожений».

4. Путешествия Николая Рериха.

5. Космические путешествия — наше будущее?

6. В глубины океана.

7. Туризм на рубеже веков.

Человек

1. Человек прошлого — человек будущего.

2. Гуманизм как философское учение и как социальная прак­
тика.

3. Что я понимаю под богатством духовного мира человека?

4. Действительно ли человек — венец природы?

Психология

1. Психология личности.

2. Л. С. Выготский: воображение и творчество.

3. Современные теории бессознательного.
I. Психология нравственности.


Язык

1. Языки мира: судьбы языков.

2. Язык и речь — две стороны единого предмета.

3. Теория билингвизма.

4. Очерк семиотики.

5. Русский язык в славянском мире.

6. Стилистика.

7. Механизмы восприятия и понимания речи.

Логика

1. Аристотель — автор «Логики».

2. Структура доказательства, ошибки в доказательстве.

3. Культура мышления.

4. Логика и грамматика.

Жизнь выдающихся людей

1. Трагедия Жанны д'Арк.

2. Владимир Соловьев — мыслитель и поэт.

3. Императрица Екатерина II.

4. Альберт Швейцер.

5. Семья Цветаевых в русской культуре.

6. Жизнь и смерть Иоанна Крестителя.

7. Леонардо да Винчи.

Литература и искусство

1. Архитектура — «застывшая музыка».

2. Споры о телевидении.

3. Литература эллинского периода.

4. Лев Толстой.

5. Волшебный мир балета (Майя Плисецкая).

6. Роль литературы в становлении норм языка (на примере Рос­
сии).

7. «Гомер был слеп, но даль времен ясней, чем зрячий, ви­
дел он».

8. Музыка и язык.

Образование и наука

L. Образовательная система Великобритании.

2. Перспективы генетики.

3. Проблемы одаренных детей.

4. Какое обучение можно считать развивающим?

5. Рентабельность образования в широком социальном смысле.

6. Гуманитарные науки в высшей школе.

7. Крупнейшие университеты Европы.

Закон

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.


2. Законы нравственные и юридические.

3. Русский юрист А. Ф. Кони.

4. Первые юридические акты на Руси.

5. Преступление и наказание — «Преступление и наказание».

Деловой мир

1. Рентабельность наукоемкого производства.

2. Есть ли предел роста урожайности сельхозкультур?

3. Современный аэропорт.

4. Торговые пути Древней Руси.

5. Что такое Единая энергетическая система?

6. Экологические перспективы Европы.

П олитика

1. Политическая партия — ее статус, права, функции.

2. Экономика и политика.

3. У. Черчилль.

4. Монархии современной Европы.

5. Роль СМИ в современном обществе.

6. Мир и война.

Семья

1. Предки и потомки А. С. Пушкина.

2. Проблема отцов и детей.

3. Мемуарная литература XIX в.

4. Портрет конкретной современной семьи в России.

Духовный мир личности

1. Нравственность: социальный и личностный аспекты.

2. А. Ф.Лосев: жизнь и мировоззрение.

3. Нагорная проповедь Иисуса Христа.

4. Н. Бердяев «Царство Кесаря».

5. Ценностные ориентации молодежи в России на рубеже веков.

6. К. Д. Ушинский о роли родного языка в духовном мире чело­
века.

23. Самостоятельно составьте подобную тематику по вашим личным интересам, увлечениям (не более 10 тем).

51. Источники материала и его накопление

Источники непосредственного Источники опосредованного
опыта (познания): опыта:

1. Опыт текущей жизни. 1. Системы образования.

2. Целенаправленные наблю- 2. Печатное слово: книги, жур-
дения, записи, ведение днев- налы, справочники, словари и
ников и пр. пр.


3. Научный эксперимент по ме- 3. СМИ.

■юдологии, принятой в той или 4. Музеи, выставки, заповедни-
иной науке. ки, памятники архитектуры и

4. Участие в экспедициях, науч- пр.

ных и социальных программах. 5. Информационные системы

5. Креативные источники: во- типа Интернета,
ображение, интуиция, творче­
ство.

Оценочный аспект: непосредственный опыт ценнее в том отно­шении, что пережит автором, субъектом, окрашен эмоциями, актуален.

Опосредованный опыт объективнее, он обычно многократно проверен, нередко — строгими логическими методами, признан всеми или многими, проверен практикой; при издании книг про­водится жесткая экспертиза.

В бытовых ситуациях предпочтительнее опыт первой группы, но в общественной жизни преобладает опыт второй группы; так, в дипломном вузовском сочинении на основе опыта второй груп­пы обязателен и опыт первой группы в виде проектирования, конструирования, составления проекта, какой-то разработки (на­пример, в строительном вузе — проектирование одной из опор моста, обоснование всех расчетов, вычерчивание узлов и дета­лей).

В создании текстов автор придерживается разумного соотно­шения, гармонии своего собственного и заимствованного мате­риала. Это соотношение определяется разными факторами, на­пример жанром сочинения или устного выступления. Так, в дру­жеском письме или в дневнике наверняка будет преобладать ма­териал опыта первой группы, в лекции профессора — материал опыта второй группы, в реферате свое мнение выразится лишь в умении кратко передать чужое и не исказить при этом.

Приемы накопления и упорядочивания материала:

1. Знания накапливаются всегда, впрок, причем наиболее ин­
тересное запоминается целенаправленно, записывается. Это от­
носится не только к фактам и обобщениям, но и к датам, име­
нам, числовым данным, афоризмам.

2. Выбор темы в какой-то мере определяется тем материалом,
Которым автор уже располагает. Когда же тема выбрана и осмыс­
лена, автор «вживается» в нее, постоянно мысленно возвращает­
ся к ней, иногда что-то записывает.

3. Успеху способствует предварительный набросок плана, со­
ставленный на ранних этапах подготовки выступления — докла­
да, написания статьи и пр. В дальнейшем процессе план уточняет­
ся и детализируется.

На начальных этапах сбора материала намечаются основные Разделы и стержневые идеи замысла предстоящей речи.


4. Накопляемый материал всегда должен быть избыточен-
лишнее отсекается на более поздних этапах.

5. При избытке материала успешнее протекает процесс его от­
бора, систематизации, выделение главного и второстепенного
размещение фактов, примеров, аргументов, оживляющих текст и
возбуждающих внимание аудитории.

6. Накопление материала рассчитывается так, чтобы иметь за­
пас времени: не исключено, что на продвинутых этапах подго­
товки доклада часть материала отметается по неубедительности,
легковесности, тогда как нужны неопровержимые доказатель­
ства.

7. О композиции речевого выступления будет сказано в следу­
ющей главе. Но и на этапах подбора материала необходимо уже
«видеть» свой доклад в единстве его частей. Так, вялая и невыра­
зительная завершающая часть может испортить впечатление даже
заинтересованной аудитории.

8. Должен быть приготовлен иллюстративный материал: экран­
ные пособия, таблицы, схемы, плакаты, диаграммы, картины,
книги, звукозаписи. Полезно с первых же шагов сбора материала
начать накопление языковых средств: слов, оборотов речи, обра­
зов^ сравнений, примеров, цитат; делать прикидки оживляющих
эпизодов, риторических вопросов, обращений, шуток, если по­
зволяет стилистическая норма в данном жанре.

Надо знать и свои возможности, ибо многих начинающих ора­торов подводит преувеличенная надежда на свою способность им­провизации. Все должно быть подготовлено мысленно, проверено и перепроверено.

Следует также изучать черновики писателей, ученых, обще­ственных деятелей: наброски планов, поправки — зачеркнутые строки и тексты. Такие материалы сохраняются в музеях, архивах, они также публикуются в академических изданиях сочинений наи­более прославленных авторов.

Работе над темой, материалом уделяли внимание все риторы, особенно в ситуациях увлечения внешней красотой речи, ее укра­шениями в ущерб весомости содержания.

52. Топика. «Общие места»

Не только в наши дни, но и в XIX в. само понятие «общее место» уже имело дурную репутацию как нечто шаблонное, мно­го раз уже встречавшееся, избитое.

Но в классической риторике, особенно у Аристотеля, «общие места» ценились высоко как способы изобретения содержа­ния речи. Само слово изобретение указывает на творческий харак­тер инвенции. «Общие места» использовали М.В.Ломоносов, Н.Ф. Кошанский, но подверг беспощадной критике В. Г. БелиН-


ский, он писал: «Риторика даст... волшебные вопросы: кто, что, где, когда, как, почему, на которые стоит только ответить, что-бУ по всем правилам науки молоть вздор о том, чего не знаешь» (Белинский В. Г. Сочинения. — М., 1995.— Т. 8. — С. 512).

Однако подобные вопросы действительно могут оказаться по­лезными. Ознакомление с топами (топиками) как логическими формами мышления может помочь в построении мысли и текста. Но современные авторы учебных пособий по риторике Д. Н. Алек­сандров, Л. А. Введенская, Н. А. Безменова, Ю. В. Рождественский и др. топику не излагают, и лишь А. К. Михальская в книге «Осно­вы риторики. Мысль и слово» отводит топам («смысловым моде­лям») более 30 страниц.

Формы мышления, сопоставимые с топами античных риторов, в наши дни включаются в некоторые курсы логики в ранге поня­тий самого широкого обобщения. Многие топы могут создавать пары, они удобны в симметричном расположении материала:

Род и вид: лиственные деревьялипа, береза.

Целое и часть: деревокорни, ствол, ветви.

Причина и следствие: (примеры подберите сами). Сходство и различие: (примеры)

Действия и страдания: в первом случае субъект воздействует

на объект, во втором случае они ме­няются местами.

Сопоставление и противопоставление: (примеры)
Общее и частное: (примеры)

Количество и качество (количественная оценка чего-либо —

качественная оценка). Примеры единичных «общих мест»: Имя, наименование Место Время

Признаки и свойства Обстоятельства Определение Пример

И многое другое.

Использовались вспомогательные вопросы (кроме названных В. Г. Белинским): с чьей помощью (что-то сделано)? С какого по какое время? При каких условиях, обстоятельствах? и пр.

Предполагалось использование топов и при «изобретении», Мысленном составлении текста, его редактировании и оценке: не Пропущено ли что-то важное, не нарушена ли последовательность, логика, все ли обосновано и связано.

Топы выполняют организующую функцию: помогают в состав­лении плана, организации наблюдений, сборе и организации Материала, его отборе.


Естественно, что такая система «опор» наиболее уместна в со­здании текстов делового и научного стилей.

24. В «Кратком руководстве к красноречию» М.В.Ломоносова или в
книге А. К. Михальской «Основы риторики. Мысль и слово» найдите ма­
териал о топике. Из числа топов, которые не упомянуты в данной чита­
емой вами книге, выберите 2—3 таких, которые вас заинтересуют.

25. Дайте к 2 — 3 выбранным вами топам свои пояснения по следую­
щей схеме:

применение топа в вашем сочине-

Топ Р Р' нии, устном высказывании на конк-

описание

ретную тему.

Пример реализации (изобретения содержания) темы «Жизнь рас­тений»:

подробное описание жиз-

деревья, кустарники, тра- _ _

тт _ ни грибов, примеры наб-

Целое и части вы, мхи, грибы, водорос- ^^ ^^ миц£_

лия и пр.

53. Возбуждение интереса слушателей (Практические советы)

Независимо от размеров высказывания в нем всегда так или иначе отражается личность говорящего, пишущего. Она проявля­ется в выборе предмета речи, темы, отборе фактов и аргументов, т. е. в содержании; в цели, которую слушающий осознает, а также в построении текста, в отборе слов, интонациях, жестах, мими­ке, позах.

Замысел автора, его позиция определяются разными фактора­ми: его убеждениями, политическими взглядами, опытом жизни, уровнем образования, нравственным обликом. Оратор, писал Цицерон, только тогда заслуживает доверия слушателей, когда он собственными поступками доказал верность своим идеям.

Интерес, внимание и доверие слушателей зависят от степени искренности оратора (эффективное начало), доминанты лично­сти как устойчивой неосознанной линии поведения (интуитивное начало), осознанной намеренной линии поведения (начало, под­чиненное самоконтролю).

Для человека, о котором можно уверенно сказать, что это лич­ность, важны все три линии: личность не может не иметь доми­нанты, так же как и не может не владеть самоконтролем.

Вышеназванные условия завоевывают аудиторию и отдельного слушателя. Общение с безличностью не вызывает интереса.

Кстати, контакт зависит и от расположения людей — участий' ков диалога: наилучшее общение проходит в свободном кружке,Б

1:


удобной позе; наихудшее — оратор на трибуне, слушатели в уд­линенном зале.

Плохо, если оратор не знает своих слушателей: возраста, про­фессии, интересов, уровня образованности, а также того, в ка­ком состоянии они находятся в момент общения: усталые или отдохнувшие, охотно пришли на лекцию или вынужденно.

Если все же субъект речи вынужден обстоятельствами к обще­нию, то ему следует до начала разговора по существу проявить инициативу знакомства, сказать хотя бы два слова о себе. Этого требует не столько риторика, сколько этика.

Необходимо знать также зал или комнату: какова акустика зала, будет ли микрофон (он отрицательно сказывается на контакте), существуют ли помехи (например, трамвай под окном), сколько будет слушателей: если много, — будет уместнее лекция, если мало, то лучше непринужденная беседа.

В любом случае инициатор общения должен позаботиться, чтобы начало его речи возбудило если еще не интерес слушателей, то хотя бы их внимание. И все дальнейшее общение он организует по восходящей, чтобы интерес не угасал, а разрастался. Здесь ора­тор, или лидер беседы, как режиссер в театре: плох тот спек­такль, в котором актеры все свое мастерство израсходовали в пер­вом акте... К третьему акту зал опустеет.

Слушателей может заинтриговать полемическое начало, ссыл­ка на телепередачу или на газетную статью; житейское, персони­фицированное начало; поэтическое начало; начало в форме диа­лога; постановка острого, жизненно важного вопроса (быт, эко­логия, политика и пр.).

Признаки усталости или понижения интереса слушателей по­буждают оратора оживить свою речь:

а) примерами — они обращены к чувственному познанию и
дают передышку интеллекту;

б) вопросами, обращенными к слушателями, — они их акти­
визируют;

в) шуткой — она вызывает улыбку, снимает усталость, воз­
буждает эмоции.

Если лектор заметил усталость, он может сократить лекцию, снять самый трудный материал.

Но возможна и такая ситуация: автор израсходовал свой заго­товленный материал слишком рано: нечем заполнить время. Сле­довательно, говорящий должен иметь резерв материала, который Пригодится не только для заполнения вакуума, но и для ответов На вопросы, а также для свободной беседы с заинтересованными слушателями.

Опытный оратор знает, что последние слова в лекции, докла­де, беседе запоминаются и придают окраску всему выступлению. Поэтому надо иметь на всякий случай 2—3 варианта концовки.


Резервный материал особенно важен в дискуссии, полемике: ваш противник выложил все свои аргументы, и тут вы вводите свой резерв.

26. Заведите тетрадь — копилку полезных советов. Но будьте требова­
тельны и осторожны: избегайте софизмов, хитростей, а особенно — лжи.
Пусть это будут советы, направленные на понимание людей, уважение к
ним, достижение добрых отношений.

27. Составьте схему — модель всего раздела «Инвенция» от Аристоте­
ля до неориторики.

Не забудьте, что содержание этого раздела (как, впрочем, и последу­ющих) адресовано лишь одной стороне акта общения — лицу говоряще­му, пишущему.

Но неориторика, которая включает в сферу своих интересов и вторую сторону акта, не дает этому лицу никаких преимуществ.

Постарайтесь это отразить в вашей модели.

Глава 12. МАТЕРИАЛЫ К РАЗДЕЛУ «ДИСПОЗИЦИЯ»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 997; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.