Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стили языка и речи Функциональные стили языка




Виды речей по их целям

1. По назначению: речь для всех (например, в рекламе); речь
лишь для избранных, компетентных, доверенных лиц; речь толь­
ко для одного-единственного (возможно, только для себя).

2. Информационная цель — сообщение, обучение, просвеще­
ние и пр.

3. Цель — поиск истины, согласия, примирения, снятия про­
тиворечий. Например, спор, дискуссия, полемика, обсуждение,
работа согласительной комиссии и пр.

4. Ритуальная речь, связанная с традициями, обрядами, рели­
гиозными актами и пр.

5. Цель — установление контакта, добрых отношений, распо­
ложения сторон к пониманию друг друга или, наоборот, установ­
ление субординационных отношений, перевод общения на офи­
циальный тон и т. п.

6. Цель речи — заинтересовать собеседников, создать условия
для восприятия дальнейшего общения. Интригующая речь.

7. Регулятивная, планирующая цель, например инструктаж.

8. Цель речи — воодушевление людей, упавших духом; это речь,
обращенная к духовному миру людей, оказавшихся в затрудни­
тельном положении.

9. Речь убеждающая (проповедь). Уговоры, склонение людей к
определенной позиции, к вере чему-то, во что-то.


10. Речь — призыв к действию, преодолению опасности, воз­
можно, к жертвам.

11. Речь — приказ, императивная речь («язык власти»).

12. Речь провокационная: склонение человека (обычно не без
обмана) к предательству, разглашению тайны, поступкам, кото­
рые противоречат общепринятым понятиям и убеждениям, или —
проще — интересам самого собеседника.

13. Речь эгоистическая (даже эгоцентрическая), ее цель — блес­
нуть своим остроумием, эрудицией, иногда унизить другого.

14. Эстетическая цель: театр, вокальная музыка и пр.
Мотивы речи бывают очень сложными, они пересекаются,

однако говорящий должен осознавать свои побуждения, а слуша­ющий должен (точнее, заинтересован) разбираться в мотивах го­ворящего, конструировать их: ведь такое умение всегда должно быть доминантой понимания всей речи. Это поможет слушателю подготовиться к реагированию.

По В.В.Виноградову:

Функции языка: общение, сообщение и воздействие.

Стили: обиходно-бытовой, обиходно-деловой, официально-документальный и научный — функция общения, сообщения; публицистический и художественно-беллетристический стили — функция воздействия.

Стили речи — это стили жанров художественной и иной лите­ратуры, а также индивидуальные стили.

Стиль художественной литературы рассматривается особо.

(Виноградов В. В- Стилистика. Теория поэтической речи. По­этика. - М., 1963).

По Б.Н.Головину и Ф.М.Березину:

Типы социальной деятельности: производственно-трудовая, научная, художественная, управленчески-деловая, политико-пуб­лицистическая, повседневно-бытовая.

Соответственно — функциональные стили языка: производ­ственно-технический, научный, художественный, деловой, об-Щественно-публицистический, разговорно-бытовой.

(Бе ре зин Ф. М., Головин Б. Н. Общее языкознание. — М., 1979).

По Д. Э. Розентал ю:

Устно-разговорные (в рамках литературной нормы):

а) литературно-разговорный;

б) разговорно-бытовой (просторечие, арго — вне нормы).
Письменно-книжные стили: официально-деловой, публици­
стический и научные.


Особо стоит беллетристический (художественная проза).

(Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. — М., 1967).

Стили речи, их разновидности (менее упорядочены, чем стили языка).

По А.Н.Гвоздеву:

Стили публичной речи; стили бытовой, разговорной речи; тор­жественный (риторический), официальный (холодный), интимно-ласковый, юмористический, шутливый стиль, нейтральный стиль.

(Гвоздев А. Н. Очерки по стилистике русского языка. — М., 1955).

По Н.М.Шанскому

 

Языковые стили Подстил и
Научный Публицистический Официально-деловой собственно-научный, научно-учебный, научно-популярный газетно-публицистический, радио­тележурналистский, ораторский собственно законодательный, дипломатический, канцелярский

(Стилистика русского языка / Под ред. Н. М. Шанского. — М., 1982).

По различным источникам второй половины XX в.:

Народно-поэтические стили: былинный, сказочный, песенный, стиль частушки, пословиц и пр.

Стили жанров и литературных школ: очерковый, басенный, тор­жественный (ода), классический, стиль проповеди, поучительный, романтический и пр.; прокурорский, библейский, эпистолярный.

Индивидуальные стили (в подражаниях): он пишет в стиле Есе­нина; стиль Достоевского, футуристов, Марины Цветаевой и пр.

В конце XX в. появились: стиль озвученной письменной речи, стиль детской речи; научный стиль делится на подстили по отрас­лям знаний — математический, химический; диссертационный стиль, лаконичный стиль, телеграфный стиль.

Примечание: просторечия, жаргоны, профессиональные языки, диалекты к числу стилей не относят.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.