Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть III. Сбор, подготовка и анализ данных 1 страница




В этой части обсуждается четвертый этап процесса маркетинговых исследований, -

полевых работ. Описан ряд основных рекомендаций, таких как подготовка

интервьюеров, контроль над их деятельностью и проведение опроса. Завершив

стадию сбора информации на местах, исследователь переходит к пятому этапу

процесса маркетинговых исследований - к подготовке и анализу собранных данных.

При описании этого этапа мы уделяем особое внимание подготовке данных, в

результате которого они становятся пригодными для анализа. Затем обсуждаются

различные методы анализа данных, причем описываются не только основные

методы, такие как вариационные ряды, построение таблиц сопряженности

признаков (кросс- табуляция) и проверка гипотез, но и широко используемые

методы дисперсионного и регрессионного анализа. И наконец, мы описываем также

более сложные методы: дискриминантный, факторный и кластерный анализ, а также

анализ с применением многомерного шкалирования и совместный анализ.

Обсуждая все эти статистические методы, мы не собирались демонстрировать

стройность и элегантность различных статистических приемов, а стремились

доходчиво и полно объяснить основные процедуры и описать способы

интерпретации полученных результатов и последующие действий руководителей.

Предложенные вашему вниманию три ситуации для анализа с наборами

статистических данных обеспечивают огромные возможности для практического

ознакомления с этими методами. Еще четыре дополнительные ситуации для анализа

с наборами данных содержатся в приложении "Упражнения по маркетинговым

исследованиям" (см. "Пособие для преподавателей" или посетите соответствующий

Web-сайт).

• Глава 13. Полевые работы

• Глава 14. Подготовка данных к анализу

• Глава 15. Вариационный ряд, таблицы сопряженности признаков и проверка гипотез

• Глава 16. Дисперсионный и ковариационный анализ

• Глава 17. Корреляция и регрессия

• Глава 18. Дискриминантный анализ

• Глава 19. Факторный анализ

• Глава 20. Кластерный анализ

• Глава 21. Многомерное шкалирование и совместный анализ

• Взгляд профессионала 3

• Кейсы 3

 

Глава 13. Полевые работы

После изучения материала этой главы вы должны уметь...

1. Описать суть полевых работ и объяснить принципы отбора и подготовки интервьюеров, ру-

ководства их деятельностью, а также принципы проверки результатов этой работы и оценки

персонала.

2. Обсудить подготовку полевого персонала, который должен уметь: налаживать первоначаль-

ные контакты с респондентами, вести опрос, стимулировать ответы, правильно записывать

их и правильно завершать интервью.

3. Обсудить вопросы, связанные с руководством работой полевого персонала: контроль каче-

ства данных и результатов их редактирования, выборочный контроль, контроль во избежа-

ние случаев мошенничества и контроль из центрального офиса.

4. Обсудить принципы оценки работы полевого персонала по следующим аспектам; денеж-

ные и временные затраты интервьюера, процент ответивших, качество опроса и качество

полученных данных.

5. Обсудить вопросы, связанные с полевыми работами при проведении международных мар-

кетинговых исследований.

6. Обсудить этические аспекты полевых работ.

7. Продемонстрировать использование Internet и компьютерной техники для повышения эф-

фективности полевых работ.

КРАТКИЙ ОБЗОР

Полевые работы представляют собой четвертый этап процесса маркетинговых исследова-

ний. Он следует за определением проблемы и разработкойподхода к ее решению (глава 2) и за

составлением плана исследования (главы 3—12). На этом этапе персонал, работающий на мес-

тах, непосредственно контактирует с респондентами, управляет процессом анкетирования и

заполняет формы для записи наблюдений, записывает полученные данные и объединяет их

для дальнейшей обработки. К полевому персоналу (т.е. персоналу, работающему на местах) от-

носятся интервьюеры, заполняющие анкеты при обходе респондентов на дому; интервьюеры,

опрашивающие покупателей в крупных торговых центрах; интервьюеры, проводящие опрос по

телефону из центрального офиса; работники, занятые рассылкой анкет из офиса; наблюдатели,

ведущие подсчет покупателей в определенном отделе универмага, и другие работники, в функ-

ции которых входит сбор данных либо наблюдение за этим процессом.

СКВОЗНОЙ ПРИМЕР. ВЫБОР УНИВЕРМАГА

| Полевые работы

В ходе реализации проекта "Выбор универмага" для проведения личного интервью с рес-

пондентами на дому привлекались студенты старших курсов, которым автор преподавал

маркетинговые исследования. Подготовка персонала для этой работы заключалась в том, что

каждый интервьюер играл роль респондента, и сам заполнял анкету, а также предлагал за-

полнить анкеты нескольким другим студентам, не принимающим участия в реализации |

данного проекта (так называемыми фиктивным респондентам). Для каждого интервьюера |

500 Часть III. Сбор, подготовка и анализ данных

{ разработали подробные рекомендации. Контроль над работой интервьюеров осуществлялся

студентами старших курсов, которые ежедневно отслеживали полевые операции. После за-

вершения опроса все респонденты повторно обзванивались с тем, чтобы проверить, что ин-

I тервьюер действительно предлагал им заполнить анкету, а также чтобы поблагодарить их за

I участие в опросе. Таким образом, была проведена 100%-ная проверка результатов работы

\ персонала. Все работники на местах, интервьюеры и контролеры были оценены автором

\ данной книги.

В данной главе описываются основные характеристики полевых работ и их общий про-

цесс. Он включает в себя отбор и подготовку интервьюеров, а также руководство их деятель-

ностью, проверку результатов полевых работ и оценку качества работы персонала. Кроме то-

го, мы кратко обсудим работу по сбору информации на местах с точки зрения международ-

ных маркетинговых исследований, определим круг связанных с этой деятельностью

вопросов морально-этического характера и объясним роль Internet и компьютеров в прове-

дении опросов. Для начала предлагаем вашему вниманию краткие примеры, отображающие

характер полевых операций.

ПРИМЕР. Как повлиять на нежелание отвечать на вопросы интервьюера

Недавно Национальный комитет "Ваше мнение учитывается" провел исследование,

цель которого— определить количество людей, отказывающихся отвечать при проведении

опросов потребителей, и по каким причинам. Выявлено, что отказы от общего количества

опрошенных составляют 38%, причем 90% из них составляли первоначальные отказы. Для

сокращения доли отказов в ходе выполнения полевых работ Комитет предложил следующее,

• Для повышения эффективности работы полевого персонала следует проводить регу-

лярные программы по подготовке интервьюеров.

• Принимая решение, в какое время дня следует обзванивать респондентов, необходи-

мо помнить о правилах хорошего тона. Комитет рекомендовал время с 9 до 21 часа.

• Если человек, к которому обращаются с просьбой ответить на вопросы в торговом

центре, указывает, что для опроса выбран неудобный момент, следует договориться с

ним о переносе интервью на другое определенное время.

• Если это не искажает оценок, следует подробно описать респонденту суть проводимо-

го опроса. Чем больше информации получает человек, тем менее подозрительно он

относится к опросу.

• Полевой персонал должен стремиться сделать опрос как можно более приятным и

привлекательным для респондентов [1].

СУТЬ ПОЛЕВЫХ РАБОТ

Очень редко маркетологи, которые разрабатывают и проводят маркетинговые исследова-

ния, самостоятельно собирают информацию. Для сбора необходимой информации маркетолог

может воспользоваться одним из двух основных вариантов — сформировать свой собственный

коллектив или заключить контракт со специальным агентством, занимающимся полевыми

операциями. В любом случае сбор информации связан с использованием специально подго-

товленного полевого персонала. Такой персонал может работать либо непосредственно "в поле"

(т.е. вести личные опросы на дому или в крупных торговых центрах, проводить интервью с ис-

пользованием компьютерной техники, вести наблюдения), либо из офиса своей компании {по

телефону, по почте, по электронной почте, через Internet). Персонал, занимающийся сбором

информации на местах, как правило, не имеет навыков исследовательской работы или всесто-

ронней специатьной подготовки. Эта работа в основном характеризуется морально-

этическими аспектами. Если клиент имеет дело с профессиональным, хорошо зарекомендо-

Глава 13. Полевые работы 501

вавшим себя агентством по проведению полевых работ, то проблема нарушения морально-

этических стандартов его обычно не волнует. Майкл Редингтон (Michael Redington), вице-

президент по вопросам корпоративного развития компании Marketing and Research Counselors,

ярый приверженец высокого качества полевых работ. Вот как он оценил качество этой работы в

ходе маркетинговых исследований: "Мне очень приятно, что я помог развеять миф о том, что

огромное количество людей всячески стараются в ходе интервью обойти какие-либо правила,

обдурить респондента и смошенничать. Многие клиенты верят в это и сейчас. Честно говоря,

мы сами очень старались найти этому подтверждение, но не получилось. Признаться, этот вы-

вод — для нас настоящее откровение. Как оказалось, неэтичное поведение работников по сбору

данных на местах случается намного реже, чем мы опасались" [2], Как мы убедимся из сле-

дующего раздела, высокое качество работы по сбору информации на местах обеспечивают пол-

ная рационализация этого процесса и тщательный контроль.

ПРОЦЕСС ПОЛЕВЫХ РАБОТ

Любые полевые работы связаны с отбором, подготовкой и наблюдением за работниками,

занятыми сбором данных [3]. Проверка результатов этой деятельности и оценка персонала —

часть этого процесса. На рис. 13.1 представлена общая структура процесса полевых работ.

Контроль за работой полевого перса

роверка результатов работы по сбору данных

Оценка качества работы полевого персонала

Рис. 13.1. Процесс полевых работ

Поскольку в данный момент мы описываем общие характеристики процесса, следует спе-

циально указать, что характер полевых работ варьируется в зависимости от способа сбора дан-

ных и что при использовании разных видов опроса — по телефону, личного, по почте или с

применением компьютерной техники — особое внимание уделяется разным этапам.

ОТБОР ПЕРСОНАЛА ДЛЯ ПОЛЕВЫХ РАБОТ

Первый этап полевых работ — это отбор соответствующего персонала. Исследователь дол-

жен разработать конкретные должностные инструкции для конкретного проекта с учетом спо-

соба сбора данных; решить, какими специфическими качествами должны обладать люди, не-

посредственно работающие с респондентами; нанять работников, отвечающих этим требовани-

ям [4]. На качество полученных ответов могут повлиять личные качества, опыт, мнение,

восприятие, ожидания и отношение интервьюера [5].

502 Часть III. Сбор, подготовка и анализ данных

Так, на качество полученной информации способно повлиять то, насколько респондент

приемлет опрашивающего его интервьюера в социальном плане, особенно при условии их

личного контакта. Обычно считается, что чем больше общих качеств имеют интервьюер и рес-

пондент, тем выше вероятность успешного опроса, что подтверждается следующим примером.

ПРИМЕР. Установление контакта

Замечено, что эмоционально благополучные и психически здоровые респонденты с

большей охотой отвечают интервьюерам старшего возраста, чем молодым, и при этом на эф-

фективность и качество опроса практически не влияет опыт интервьюера. Кроме того, доля

отказавшихся отвечать на вопросы варьировалась в зависимости от того, к какой расе при-

надлежали интервьюер и респондент. Белые опрашиваемые чаще отказывались отвечать

черным интервьюерам, чем белым. В общем и целом, чем больше общих характеристик

имели интервьюеры и респонденты, тем выше был уровень их сотрудничества и, следова-

тельно, качество собранной информации [6].

Исследователи пришли к выводу, что в пределах возможного следует отбирать интер-

вьюеров, качества и характеристики которых как можно точнее соответствуют характеристи-

кам опрашиваемых. Служебные инструкции также варьируются в зависимости от характера

проблемы и типа выбранного способа сбора информации. Однако следует отметить, что су-

ществует ряд общих квалификационных требований к полевому персоналу, которые заклю-

чаются в следующем.

Крепкое здоровье. Работа по сбору информации на местах нередко тяжела и изнури-

тельна, поэтому работники должны обладать определенной физической подготовкой

И ВЫНОСЛИВОСТЬЮ.

Общительность. Интервьюеры должны уметь находить взаимопонимание с респон-

дентом. Они обязаны уметь общаться с незнакомыми людьми.

Коммуникабельность. Значительным преимуществом является умение говорить и

слушать других.

Приятная внешность. Если работник на местах имеет непривлекательную или нестан-

дартную внешность, собранные им отклики могут несколько искажаться.

Образованность. Интервьюеры должны уметь хорошо читать и писать. Большинство

агентств, занимающихся сбором информации, требуют, чтобы их служащие имели

среднее образование, а некоторые нанимают только людей со средним специальным

образованием.

Опыт. Опытный интервьюер обычно точнее выполняет инструкции, быстрее нала-

живает контакт с респондентами и успешнее ведет опрос, что подтверждается сле-

дующим примером.

ПРИМЕР. Многое зависит от опыта

Исследования подтвердили следующие данные относительно того, как опыт интервьюе-

ра влияет на результаты опроса.

• Неопытные интервьюеры намного чаще совершают ошибки при кодировке и записи

данных, они часто неспособны правильно стимулировать ответы.

• Неопытным интервьюерам обычно очень трудно опросить нужное количество рес-

пондентов.

• Доля респондентов, отказавшихся отвечать на вопросы, у неопытных интервьюеров

обычно больше. Они чаще принимают ответ "не знаю'' и соглашаются с отказом рес-

пондента ответить на тот или иной вопрос [7].

Глава 13. Полевые работы 503

Работа персонала на местах обычно оплачивается почасово или в расчете за одно интервью.

Типичным интервьюером является замужняя женщина 35—54 лет, с образованием и доходом

выше среднего. Психо графи чески и состав интервьюеров иллюстрирует следующий пример.

ПРИМЕР. Интервьюеры: кто они?

Основываясь на анализе, проведенном ассоциацией M/A/R/C for Marketing Research

Association, интервьюеров можно разделить на четыре характерные психографические группы.

"Преданная Дебби". Для "преданной Дебби" опросы являются чем-то намного более

важным, чем просто работа. Она занимается этим делом потому, что ей это очень нравится.

"Независимая Инее". Она работает интервьюером потому, что это обеспечивает ей незави-

симость. Эта деятельность оставляет за ней право выбирать, когда она хочет работать, а ко-

гда — нет, и, кроме того, обеспечивает определенную свободу в самом процессе работы.

"Общительная Сара", Для интервьюера данного типа опросы — такое же приятное заня-

тие, как и для "увлеченной Дебби", но при этом она не считает эту работу важной. Этим де-

лом она занимается прежде всего потому, что оно дает ей возможность встречаться, знако-

миться и общаться с интересными людьми.

"Профессиональная Пэт". Ориентирована на карьеру и продвижение по служебной лест-

нице. Она рассматривает эту работу не только как возможность заработать, но и как возмож-

ность сделать карьеру в сфере маркетинговых исследований. "Профессиональная Пэт" убе-

ждена, что наиболее важные характеристики интервьюера — исключительные умственные

способности и умение сосредоточиться на деталях.

Если менеджер знаком с данной психографической структурой интервьюеров и знает их

демографические характеристики, то это очень помогает ему при идентификации и отборе

правильного персонала для полевых работ [8].

ПОДГОТОВКА ПОЛЕВОГО ПЕРСОНАЛА

Качество собранной информации очень зависит от подготовки персонала, осуществляюще-

го эту работу. Такая подготовка может вестись в ходе личного общения в офисе компании, ли-

бо, если интервьюеры значительно разбросаны территориально, с помощью переписки. Она

обеспечивает одинаковую работу всех интервьюеров с анкетами и, следовательно, собранные

данные будут однородными. В ходе подготовки интервьюеры учатся налаживать первоначаль-

ный контакт с респондентом, задавать вопросы, стимулировать ответы, правильно их записы-

вать и завершать интервью [9].

Налаживание первоначального контакта

Качество первоначального контакта способно обеспечить успешный опрос либо привести к

потере потенциального респондента [10]. Интервьюеры должны пройти специальную подго-

товку и научиться так начинать разговор, чтобы сразу убедить потенциального респондента в

том, что его участие в данном опросе действительно имеет очень большое значение. Это можно

проиллюстрировать на примере упомянутого проекта "Выбор универмага".

СКВОЗНОЙ ПРИМЕР. ВЫБОР УНИВЕРМАГА

Пример формулировки для налаживания первоначального контакта

Здравствуйте, меня зовут. Я представляю факультет маркетинга Технологиче-;

ского института Джорджии. Мы проводим опрос о предпочтениях семей по отношению к i

разным универмагам. Вы входите в группу респондентов, специально отобранную для уча-

стия в нашем исследовании в результате научного анализа. Мы очень высоко ценим ваше j

мнение и хотели бы задать вам несколько вопросов [11].

504 Часть III. Сбор, подготовка и анализ данных

Обратите внимание, что интервьюер не просит специально разрешения респондента на то,

чтобы задать ему вопросы. Вопросов данного типа: "Не мог бы я занять несколько минут ваше-

го драгоценного времени?" или "Не хотели бы вы ли ответить на несколько вопросов?" — сле-

дует избегать. Кроме того, интервьюеры должны иметь точные инструкции относительно того,

как действовать в случае возражений и отказов. Так, если респондент говорит: "Я сейчас очень

занят", интервьюер должен ответить: "Когда вам будет удобно ответить мне на вопросы? Когда

я мог бы вам перезвонить?" Если же опрос проводится в личном общении при обходе квартир

респондентов, интервьюеры должны пройти специальную соответствующую подготовку.

Как задавать вопросы

Даже незначительное изменение содержания, последовательности или манеры при пред-

ложении респонденту вопроса способно исказить его смысл и, следовательно, результаты опро-

са. Умение правильно задавать вопросы — это настоящее искусство. Тщательная подготовка

интервьюеров к этой процедуре способна принести немалые "дивиденды", поскольку позволя-

ет избавиться от потенциальных ошибок при опросе. Изменение содержания или последова-

тельности вопросов во время интервью очень сильно влияет на результаты опроса. "Возможно,

мы виноваты в том, что составленная нами анкета не столь совершенна, как могла бы быть, но

все же представленные в ней вопросы необходимо задавать в точно указанном порядке. Одна из

основных задач — это повышение общительности и коммуникабельности работающих у нас

интервьюеров, но при этом персонал на местах обязан задавать вопросы именно в том порядке,

в котором они располагаются в анкете" [12]. Ниже вашему вниманию представлены основные

рекомендации, относительно опроса респондентов [13].

1. Тщательно изучите содержание анкеты.

2. Задавайте вопросы точно в том порядке, в котором они включены в анкету.

3. Используйте только формулировки анкеты.

4. Зачитывайте вопросы медленно.

5. Повторите вопрос, если респондент не понял его.

6. Задайте все необходимые вопросы.

7. Точно выполняйте инструкции, следуйте разработанному образцу пропусков, тшательно

выполняйте рекомендации относительно стимулирования ответов.

Как стимулировать ответы

Цель стимулирования ответов (probing) в ходе интервью заключается в стимулировании рес-

пондента для того, чтобы он расширил или пояснил данные им ответы.

Стимулирование ответов (probing)

Метод стимулирования, применяемый для того, чтобы побудить респондента расширить

или пояснить ответ, а также помочь ему сосредоточиться на конкретном аспекте интервью.

Стимулирование ответов также помогает сосредоточить внимание респондента на сути во-

просов с тем, чтобы он давал только необходимую информацию. При этом следует помнить,

что действия интервьюера не должны приводить к смешению результатов опроса в ту или иную

сторону. Ниже представлен список некоторых наиболее широко используемых методов стиму-

лирования входе опроса [14].

1. Повторение вопроса. Для получения более точных ответов нередко полезно повторно задать

вопрос с использованием той же формулировки.

2. Повторение ответа респондента. Стимулировать дальнейшие комментарии респондента не-

редко можно дословным воспроизведением его ответа. Интервьюер может сделать это, на-

пример, записывая ответ.

Глава 13. Полевые работы 505

3. Использование паузы или молчание. Молчаливый вопрос, т.е. выжидательная пауза или

взгляд могут послужить для респондента намеком, что вы хотели бы получить более пол-

ный ответ. Однако нельзя допускать, чтобы пауза стала неловкой.

4. Подбадривание респондента. Если очевидно, что респондент колеблется дать ответ, интер-

вьюеру следует подбодрить его каким-либо подходящим комментарием, например, сказать:

"Для нас не существует правильных или неправильных ответов, мы просто хотим выяснить

ваше мнение". Если респондент нуждается в пояснении какого-либо слова или фразы, ин-

тервьюер не должен предлагать ему своих интерпретаций. Напротив, следует сделать так,

чтобы такую интерпретацию дал сам респондент. Этого можно добиться, сказав, например,

следующее: "Все зависит от того, что это означает для вас".

5. Получение пояснений. Создать мотив для респондента к сотрудничеству с интервьюером и,

следовательно, получить более полный ответ, можно, сказав, например, следующее: "Я не

совсем понял, что вы имели под этим в виду. Не могли бы вы рассказать поподробнее?"

6. Использование объективных (нейтральных) вопросов и комментариев. Пример, описанный во

врезке 13.1 "Практика маркетинговых исследований", содержит ряд вопросов и коммента-

риев общего характера, которые могут использоваться для стимулирования ответов [15].

Предложены также соответствующие сокращения. Интервьюеру следует вписать эти сокра-

щения в скобках в анкету рядом с вопросом, к которому они относятся,

Врезка 13.1. Практика маркетинговых исследований

Стандартные методы стимулирования и сокращения

Стандартные методы стимулирования

Существуют ли какие-либо иные причины?

Другие варианты?

Еще что-нибудь?

Не могли бы вы подробнее рассказать, что вы об этом думаете?

Что вы имеете в виду?

Повторить вопрос

Что под этим подразумевается?

Какой из вариантов точнее соответствует вашему мнению?

Как вы к этому относитесь?

Не могли бы вы сказать мне, что именно вы имеете в виду?

Сокращение

(ИП?)

(Другие?)

(Еще?)

(Подробнее)

(Что?)

(ПВ)

(Что подразумевается)

(Что точнее?)

(Отношение)

(Что имеете в виду?)

Как записывать ответы

Процедура записи ответов респондентов может казаться простой, однако и в этой области

существует ряд распространенных ошибок [16]. Все интервьюеры в ходе опроса должны ис-

пользовать один и тот же формат записей и одинаковые условные обозначения, а также пра-

вильно редактировать заполненные анкеты. При работе с каждой конкретной анкетой, содер-

жащей структурированные вопросы, используются разные правила фиксирования ответов, но

существует одно общее правило; в анкете помечается вариант, отображающий ответ респонден-

та. Если же вопросы не структурированы, ответ респондента записывается словами. В Пособии

для преподавателей, разработанном Научно-исследовательским центром по проведению обсле-

дований (Survey Research Center), приводятся обшие указания, которые следует выполнять в

процессе записи ответов на неструктурированные вопросы.

1. Записывайте все ответы в ходе интервью.

2. Пользуйтесь формулировками, которыми пользовался респондент.

3. Не обобщайте и не перефразируйте ответы респондента.

506 Часть III. Сбор, подготовка и анализ данных

4. Включите в запись все, что имеет отношение к основным целям вопроса.

5. Зафиксируйте все стимулирующие действия и комментарии.

6. Записав полученный в ходе опроса ответ, повторите его.

Как завершать интервью

Любое интервью необходимо заканчивать только после получения всей необходимой инфор-

мации. Запишите все произвольные комментарии респондента, сделанные им после формальных

вопросов. Интервьюер должен ответить на все вопросы респондента относительно проекта. После

опроса у респондента должно остаться положительное впечатление об интервью. Очень важно по-

благодарить респондента и выразить свою признательность за сотрудничество.

Во врезке 13.2 "Практика маркетинговых исследований" приводятся общие рекомендации

Совета американских организаций по проведению опросов относительно подготовки интер-

вьюеров к работе с респондентами.

Врезка 13.2. Практика маркетинговых исследований

Рекомендации Совета американских организаций по проведению опросов относительно

подготовка интервьюеров

Подготовка интервьюеров должна вестись под управлением среднего руководящего пер-

сонала и охватывать следующие аспекты.

1. Исследовательский процесс — планировка конкретного исследования, его реализация и

составление отчета.

2. Важность роли интервьюера в процессе исследования — быть честным, объективным,

профессиональным и обладать организаторскими способностями.

3. Конфиденциальность респондента и клиента.

4. Знакомство с терминологией, используемой в маркетинговых исследованиях.

5. Важность соблюдения точных формулировок и дословной записи ответов.

6. Цели и использование методов стимулирования и прояснения ответов.

7. Причина и методы использования классификационных вопросов и вопросов, касаю-

щихся респондента.

8. Обзор примеров инструкций и анкет.

9. Позитивное отношение респондента к исследованию.

К работе с респондентами допускается только тот, кто прошел специальную подготовку

по перечисленным выше пунктам.

КОНТРОЛЬ НАД РАБОТОЙ ПОЛЕВОГО ПЕРСОНАЛА

Цель контроля над работой полевого персонала заключается в том, чтобы убедиться, что ра-

ботники в процессе опроса соблюдали полученные инструкции и пользовались определенными

методами. Эта деятельность предусматривает контроль качества ведения интервью и редактирова-

ния, выборочный контроль, предотвращение мошенничества и контроль из центрального офиса.

Контроль качества ведения интервью и редактирования

Контроль качества работы полевого персонала требуется для того, чтобы убедиться, что

работники должным образом придерживаются всех необходимых методов работы [17]. Если

в процессе такой проверки выявляются какие-либо проблемы, контролер (бригадир) должен

Глава 13. Полевые работы 507

обсудить их с интервьюерами и при необходимости провести дополнительный тренинг.

Чтобы понять проблемы интервьюера, контролер сам обязан время от времени участвовать в

опросах. Контролеры ежедневно собирают анкеты и другие формы и редактируют их. Они

должны тщательно просматривать анкеты, чтобы убедиться, что в ходе опроса получены все




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.191 сек.