Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эпоха Ренессанса – новый этапв развитии политической коммуникации




ХV – XVI вв. являются весьма противоречивым периодом: с одной стороны — это эпоха зарождения капиталистических отношений, с другой _ время расцвета феодальной аристократии, с одной стороны — возрождение идеалов Античности, гуманизм, с другой — засилье католической церкви и инквизиции. На фоне всех этих сложных процессов начинают активно развиваться новые формыкоммуникации.

Государивещебольшейстепени, чемпрежде, уделяютвниманиесбору ииспользованию информации, причем стараются получать ее из любых источников, прекрасно понимая, что односторонность информации значительно понижает ее ценность. Подобная деятельность Людовика XI подробно описана его современником Филиппом де Коммином (Philippe de Commynes): «Из всех, кого я знал, самым мудрым человеком, способным выпутаться из беды в тяжелое время, был наш господин — король Людовик XI, смиреннейший в своих речах и одеждеивесьманастойчивый, когдаемунужнобылопривлечьнасвоюсторонуполезныхили опасныхдля неголюдей. Оннеунывал, если спервого разаполучал отказ от того или иного человека, и продолжал свои усилия, не жалея посулов и даров в виде денег и тех должностей, которые, каконзнал, тогопрельщали... Никто, кроме него, неизъявлялжелания знать стольких людей, и не прислушивался к людям столь внимательно, и не осведомлялся о столь многих вещах... Но в особенности его выручала великая щедрость... Он с легкостью злословил о людях и в глаза, и за глаза, исключая лишь тех, кого побаивался... Но когда его болтливость приносила ему неприятности или же он опасался их и хотел как-то поправить дело, он говорил обиженному: "Я знаю, что язык мой причиняет мне много вреда, но он же иногда и доставляет радость. Однако я готов повиниться". Слова эти он обязательно подкреплялкаким-нибудьподарком, идарыегобылищедрыми» [1].

Английская и французская знать существенно дискредитировала себя в период Столетней войны (1337-1453) частыми изменами и борьбой исключительно за собственные интересы, и в результате монархи Франции и Англии, опираясь на менее знатных дворян, а также на горожан и буржуазию, сумели укрепить свою власть и централизовать государства.

Для ослабления своих могущественных вассалов короли не брезговали, клеветой, распусканием слухов и всемерным очернением влиятельных аристократов в глазах общества. Весьма красноречив пример с Жилем де Ре (Jilles de Rais) — героем Столетней войны, маршалом Франции и одним из ближайших сподвижников Жанны д'Арк (Jeanne d'Arc). Имея репутацию талантливого полководца, отважного воина и благочестивого христианина, де Ре не выражал особой привязанности к королю Карлу VII, и тот поручил своим приближенным дискредитировать маршала в глазах французов с целью погубить столь влиятельного оппозиционера. В результате были распущены слухи о том, что Жиль де Ре занимается черной магией и, отправляя сатанинский культ, приносит в жертву малолетних детей. Более того, следственной комиссией были даже обнаружены ритуальные предметы и трупы детей, а самого де Ре под пыткой заставили признаться в своих преступлениях. В результате маршал Франции был публично казнен в 1440 г., а его имя стало в народной памяти символом безумной жестокости. Во французском фольклоре де Ре выведен под именем Синей Бороды, ставшим широко известным благодаря одноименной сказке Шарля Перро (Charles Perrault).

Происхождение королей по-прежнему служило главным фактором легитимности власти. Так, когдагерцогРичмонд (Richmond) в1485 г. разбилприБосвортеанглийскогокороляРичарда III и сам короновался под именем Генриха VII Тюдора (Henry VII Tudor} (1485-1509), он обосновалсвоеправонатроннепобедойидаженебракомсдочерьюкороляЭдуардаIV (Edward IV), а тем, что сам являлся представителем боковой ветви династии Плантагенетов, правивших Англией в течение 300 лет. Но, сохраняя и укрепляя свой образ легитимных правителей, монархи вместе с тем стремились обрести народную поддержку, проявляя положительные качества: щедрость, великодушие, благочестие. ТотжеГенрих VII, занявтрон, старалсявсячески дискредитировать в глазах общественности своего предшественника Ричарда III (и это ему вполне удалось: вспомним хотя бы драму У. Шекспира «Ричард III»!) и расправляться с его приверженцами. Но поступал он весьма хитроумно: крупные аристократы, поддержавшие короля Ричарда, были обвинены и наказаны по решению парламента, а менее знатных преступников король помиловал собственнолично: в результате в глазах народа парламент продемонстрировал суровость, акороль— великодушиеимилосердие.

Блестящее управление общественным мнением демонстрировали правители итальянских городов-государств. Безусловно, наибольшей известностью пользуется деятельность одиозного семейства Борджа, но его представители были лишь наиболее яркими в целой плеяде опытных манипуляторов общественным мнением. Так, богатому торговцу Джованни Медичи (Jiovanni de Medici) удалось завоевать популярность в народе следующим образом: флорентийская аристократия предприняла попытку вовлечь его в заговор против правительства, но он не только отказался, но и сделал так, чтобы в народе стало известно и о его отказе, и о самом заговоре. В результате Медичи приобрел репутацию защитникагосударства, ивпоследствииемуудалось de-facto статьправителемФлоренции. В 1478 г. врезультатезаговорабылубитеговнукДжулиано (Jiuliano), причем заговорщики весьма обоснованно рассчитывали на поддержку флорентинцев, зная о недовольстве засильем Медичи. Однако Лоренцо Великолепный (Lorenzo il Magnifico), братубитого, сумел так разагитировать горожан, что они сами расправились с заговорщиками, лишив семейство МедичинеобходимостимститьзаубийствоДжулиано.

МногиеправителипозднесредневековойЕвропыпрослылипокровителямиискусстваидаже нередко сами были писателями, учеными, астрологами. В условиях Ренессанса, когда культура и искусствосталидоступныдля всехслоев населения, образ меценатаигосударственного деятеля, не чуждого искусству, вызывал у населения гораздо большее расположение, чем образ полководца, отважного воина, столь популярный в эпоху «развитого феодализма». Благодаря покровительству художникам, скульпторам и литераторам в историю вошли бургундский герцог Филипп Добрый (Philippe le Bon), неаполитанский король Рене Анжуйский (Rene d`Anjou), флорентийский правитель Лоренцо Медичи (Lorenzo de Medici), урбинский герцог Гвидобальдо да Монтефельтро(Guidobaldo da Montefeltro).

Вместе с тем демонстративные попытки европейских государей отречься от «духа рыцарства» и пойти навстречу чаяниям народа пока еще оказывались преждевременными. Например, в 1464 г. чешский король Георгий Подебрад (Jiri z Podebrad) обнародовал трактат, в котором призывал европейских государей объединиться для поддержания всеобщего мира и согласия. Это настолько шло вразрез с политикой «королей-рыцарей» и церкви, призывавших к новым крестовым походам, что папа римский прозвал Подебрада «гуситским королем» (последователейЯнаГуса(Jan Hus) считалиеретиками) ипризвалмонарховЕвропыкборьбесним.

Однако этот пример показывает, что король, идя навстречу мнению своих подданных, желавших мираиспокойствия, могдажеброситьвызовдругиммонархам.

Создавая положительный имидж собственными силами, европейские правители всячески старалисьнедопускать егодискредитациидругими лицами. Подобная опасность могла исходить от деятелей, которых сегодня принято называть публицистами: это были авторы книг, поэм, памфлетов и пр., произведения которых становились достоянием общественности — особенно с середины XV в., когда был изобретен печатный станок и появилась возможность размножать подобную «публицистику» в большом количестве. Так, например, выдающимся памфлетистом Англии XV в. былправоведДжонФортескью (John Fortescue) (ум. 1485), активно отстаивавший интересы дома Ланкастеров в период феодальной войны Алой и Белой розы (1455-1485 гг.). В первой половине XVI в. широко известным стало имя Пьетро Аретино (Pietro Aretino) (14921557 гг.), прозванного Бич королей: он распространял по всей Европе ядовитые памфлеты и открытые письма, в которых нещадно критиковал правителей, и им приходилось постоянно отправлять ему подарки, чтобы он либо писал о них хорошо, либо хотя бы воздерживался от критики в их адрес.

Не удивительно, что вскоре после изобретения книгопечатания последовали и первые законодательные ограничения в сфере печатного слова. Так, например, уже в 1529 г. английскийкорольГенрих VIII издалуказозапрещениипечатитехкниг, которыедуховенство сочтет вредными для чтения. В течение 1538-1585 гг. в Англии сформировалась доктрина, согласнокоторойпечатноеделопредставлялогосударственнуюважностьиподлежалострогому регулированию со стороны властей. Весьма характерно, что дела, связанные с книгопечатанием, рассматривались судом Звездной палаты, который разбирал дела политическогозначения.

Позиции знати и рыцарства в этот период значительно пошатнулись, хотя этот класс по прежнему старался поддерживать имидж главнейшего сословия: рыцарские турнирыполучили к XV-XVI вв., пожалуй, еще большее распространение, чем ранее, изобретались новые виды рыцарского вооружения, геральдика достигла небывалых высот. Низшие классы продолжали пользоваться менее положительной репутацией, при этом зачастую на ее формирование влияло даже не поведение конкретного человека, а его принадлежность к определенному сословию. Например, в германском кодексе законов «Каролина» (1532) содержится такая статья: «Разъезжающиеилипешиекнехты, что обычно валяются и проедаются по кабакам и не смогут доказать, что честная служба, ремесло или оброк, которыми они располагают, позволяют им делать такие расходы, должны считаться подозрительными касательно всяких лихих дел и в особенности разбоя. Надлежит иметь в виду... что таких плутов должно не жалеючи хватать, допрашиватьспристрастием исуровокарать заихпреступления».

Однакосохранениерыцарствомвлияниявэтовремябылоужевидимостью: становилось всеболееочевидно, чтоглавнымиигрокаминаполитическойаренебудуттеперьнеаристократия и рыцарство, а монархи — правители сильных централизованных государств, крупная буржуазия и церковь, а также «люди мантии» (чиновничество), чье могущество в этот период возросло как никогда ранее. Весьма красноречиво его роль отразилась, например, во время гражданской войны арманьяков (сторонников французской династии Валуа) и бургиньонов (приверженцев английский претендентов на французский трон) во Франции в эпоху Столетней войны. В 1417 г. Жан Бесстрашный, герцог Бургундский (Jean Sans Peur) приказал распространить по французским городам письма, содержащие угрозысторонникамарманьяков и их характеристику как «вымогателей, растратчиков, тиранов, предателей и отравителей»; письма эти прикреплялись на воротах храмов, т. е. вместах наибольшего скопления народа. Но парижский парламент объявил эти письма «дурными, подстрекательскими и скандальными и ущемляющими королевское достоинство», приказав публично разорвать все экземпляры, а на их распространителейналожитьштрафв100 марок.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.