Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура личности по С.Л. Рубинштейну




Направленность -проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, и мировоззрении.

Знания, умения, навыки -приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности.

Индивидуально-типологические особенности -проявляются в темпераменте, характере, способностях.


Знание о себе и самосознание личности.

Еще древние философы и мудрецы обращали внимание на то, что познание самого себя является одной из наиболее важных и одновременно наиболее сложных задач человека.

Казалось бы «Я» - такой родной и близкий. Конечно, я знаю себя. Мы прячемся от самих себя, то, приписывая себе желательные качества, то идентифицируя себя с каким-то посторонним человеком, то вытесняя неприятную информацию и демонстрируя окружающим только те качества, которые они хотели бы видеть.

Самосознание – это относительно устойчивая система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и сообразно этому относится к самому себе.

Другими словами, самосознание – это образ себя, собственного «Я».

Образ собственного «Я» включает в себя 3 основных компонента: когнитивный (т.е. познавательный) – знание себя (своих психологических качеств, способностей, внешности, социальной значимости); эмоциональный - оценка себя (самооценка, самоуважение, самолюбие, себялюбие, самоуничтожение); поведенческий (оценочно-волевой) – отношение к себе (стремление повысить самооценку, завоевать уважение).

Все три компонента действуют одновременно и взаимно, обуславливая целостное представление о себе, о Я-образе.

В качестве составляющих Я-образа выступают: реальное «Я» - представление человека о себе в настоящее время; идеальное «Я» - то, каким человек, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на моральные нормы; динамическое «Я» - то, каким человек намерен стать; фантастическое «Я» - то, каким человек желал бы стать, если бы оказалось возможным.

Образ «Я» тесно связан с развитием интеллекта. Синонимом самосознания является понятие «Я»-концепция.

Самосознание немыслимо вне деятельности. Лишь в совместной деятельности осуществляется коррекция представлений о себе, на основе восприятия ее оценок другими людьми.

Самосознание формируется в процессе самонаблюдения личности, самопознания и взаимоотношений с другими людьми.

Важнейшей характеристикой самосознания является самооценка. Самооценка является важнейшим регулятором поведения, от нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к удачам и неудачам.

Самооценка человека может быть: заниженной; адекватной; завышенной.

Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности, на дальнейшее развитие личности.

Оценка часто связана с уровнем притязаний личности – т.е. со степенью трудности целей, которые личность ставит перед собой.

Расхождение между притязаниями и реальными возможностями, ведет к тому, что человек начинает оценивать себя неправильно, вследствие чего его поведение становится неадекватным: возникают эмоциональные срывы, появляется повышенная тревога и др. негативные обстоятельства.

Главными функциями самосознания является познание себя, самосовершенствование и поиск смысла жизни. Вопрос о смысле жизни чаще встает в зрелые или преклонные годы, в молодые – довольно редко.

Развитие личности. Факторы развития.

Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется. С одной стороны, особенности и уровни его развития можно постоянно отслеживать и фиксировать, а с другой в процессе обучения и воспитания человека можно активно влиять на этот процесс.

На развитие и становление личности влияет общество. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью: т.е. создает человека природа, а формирует общество.

Движущие силы психического развития – это противоречия между потребностями личности и внешними обстоятельствами; между ее возросшими физическими способностями, духовными запросами и старыми формами деятельности; между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками.

Факторы психического развития личности могут быть: внешними – выступают окружающая среда и общество; внутренними – биогенетические и физиологические особенности человека и его психики.

Предпосылки психического развития личности: внешние – качество и особенности воспитания человека и самовоспитание; внутренние – активность и желание, а также мотивы и цели, которые ставит перед собой человек интересах своего совершенствования как личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.