Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типологизация в исторической науке




Развитие систем

По мере развития системы ее элементы, обладая относительной самостоятельностью, и в силу внутренних тенденций и под воздействием внешней среды, могут приобретать новые черты, которые будут приходить в противоречие с их системообразующими свойствами. Это начнет отрицательно сказываться на целостности системы, сбалансированности и устойчивости её структуры. Развитие новых свойств элементов системы достигает в известный момент размаха и уровня, которые приводят к такому изменению внутренней природы этих элементов, когда возникает новое их качество. Такое изменение часто называют кризисом системы.

Классическое определение социально-политического кризиса общественной системы дано В.И.Лениным в его знаменитом определении революционной ситуации, когда «верхи» не могут, а «низы» не хотят жить по-старому[31].

Возможно два типа развития систем:

1. Видоизменение структур и функций отдельных компонентов при сохранении общесистемных функций.

2. Изменение общесистемных функций. Здесь процесс завершается тем, что старая система либо полностью исчезает и на смену ей приходит новая система (например, ассимиляция одного народа другим, смена правящих династий). Возможен также вариант, когда старая система трансформируется в новую систему. Например, трансформация архаических традиций под воздействием цивилизации или смена идеологического курса в СССР времён перестройки без кардинальной смены правящих элит.

Задание:

1. Кратко и своими словами изложите наиболее общие положения о системах и системном анализе.

Ответы на нижеприведённые задания должны относиться к одной и той же исторической системе:

2. Определите, какая система исторического прошлого описывается в Вашем исследовании (или выбранном вами историческом исследовании) и какова её функция в историческом прошлом.

3. Каковы подсистемы и элементы данной исторической системы, структура и функции компонентов, в чем заключается координация и субординация?

4. Что можно принять за внешнюю среду этой системы и в чём заключается её взаимодействие с внешней средой (ориентируйтесь на рис. 5.)?

5. Идёт ли речь о разрушении или смене системы, какие противоречия при этом возникали в системе?

 

 

Слово «тип» происходит от древнегреческого typos – отпечаток. Типологизация – метод научного познания имеющий своей целью разбиение (упорядочение) совокупности объектов или явлений на качественно определенные классы или типы на основе присущих этим объектам и явлениям общих существенных, с точки зрения осуществляющего классификацию исследователя, признаков. Логическая основа – типологизации – операция деления.

Типологизации подвергаются социальные системы или подсистемы одного уровня. Например, при изучении университетов мы можем выделить структурные подразделения разных уровней: ректорат, факультеты и деканаты, кафедры, преподаватели, студенты. Такое разделение будет представлять собой структурно-функциональный анализ. Типологизацией станет сравнительное изучение в рамках одного из структурных уровней университета. Например, можно выделять типы факультетов (гуманитарные и технические), типы кафедр по признаку соотношения молодых преподавателей и преподавателей старшего поколения, типы преподавателей (защитившие диссертацию и незащитившие), типы студентов по признаку успеваемости и так далее.

Одним из видов типологизации является географическое районирование, цель которого – выделение сплошного территориального комплекса, единого по каким-либо признакам (природным, этническим, экономическим, культурным).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 977; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.