Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логические основания гипотезы




Гипотеза в историческом познании

Гипотеза – это форма развития знаний, представляющая собой обоснованное предположение. Слово гипотеза переводится с латинского «предположение», а происходит изначально из древнегреческого языка. Буквальный перевод с греческого следующий: hypo – приставка, указывающая на положение ниже под чем-либо, на понижение ниже нормы; thesis – положение, утверждение. Таким образом, гипотеза это то высказывание, которое может или готовится стать достоверным положением и утверждением, но пока ещё ценность и доказательность этого высказывание гораздо ниже, чем требуется для полноценного утверждения.

Почему вообще возникают предположения? Человеческое мышление способно проникнуть гораздо дальше, чем органы чувств или приборы, теория способна проникнуть гораздо дальше, чем практика, а жажда познания не даёт достаточно развитому разуму удовлетвориться уже имеющимися представлениями и объяснениями. Жажда познания это одно из психических свойств отличающих человека от животного, жажда познания это не просто усложнённый инстинкт ориентировки на местности, поскольку человека заботит даже, то, с чем он непосредственно не сталкивается.

Научные гипотезы – это не интуитивные догадки, а, тем более, – это не предвзятые домыслы и вымыслы. Научной гипотезой могут считаться только логически обоснованные допущения. В начале любого исследования человек осознанно или неосознанно выдвигает предположение о его результатах, то есть, как бы видит желаемый результат до начала действий по его осуществлению. Это позволяет разработать план исследования.

Использование гипотезы связано с применение всех остальных методов познания. Все основанные на индукции методы, изученные в предыдущих главах, включают в процесс своего применения какие-либо предположения. Любой неполный сбор данных (отбор фактов, формирование статистической выборки, подбор примеров) называется неполная индукция. Неполная индукция основана на предположении, что найденных или выбранных из всей совокупности фактов достаточно для достоверного выведения из них обобщающих выводов. Аналогия предполагает, что исходя из схожести двух объектов в одних признаках, будет схожесть и в других признаках. Методы Бэкона-Милля основаны на двух типах предположений: во-первых, при отборе сопоставляемых обстоятельств предполагается, что именно выбранные обстоятельства могут существенно повлиять на событие, чьи причины выясняются; во-вторых, предполагается, что отсутствие или присутствие одного обстоятельства, означает влияние его на другое обстоятельство. Системный анализ типа «чёрный ящик» предполагает, что определённое воздействие на систему, чьи внутренние связи неизвестны, вызовет отклик системы, существенный для ответов на поставленный в исследовании вопрос. Все, основанные на дедукции методы, ещё до того, как будет проведено конкретно-историческое исследование, предполагают, что используемые исследователем абстрактные схемы могут объяснить изучаемые события.

Отличие гипотезы от догадки в количестве и убедительности обоснований того, допустимо или нет сделанное предположение. Например, вместо аналогии, в качестве эвристической опоры исследователь может пользоваться ассоциацией. Ассоциация – это менее доказательное познание, чем аналогия, так как аналогия сознательный логический формализуемый акт, а ассоциация часто вызывается подсознанием и интуицией. Так, идея о планетарном строении атома, подобно Солнечной системе, изначально было догадкой.

В гуманитарных науках гипотезами часто неправомерно называют догадки, не являющиеся в какой-либо мере обоснованными. К подобным догадкам относятся многие предположения о прошлом, основанные на обобщающих нормативных законах (трюизмах). Такие трюизмы могут явно или имплицитно выражать метафизические, философские, идеологические, этические или эстетические положения, о том каким должен быть человек, общество и мироздание. В этих случаях обычно оперируют такими категориями как польза и вред, прогресс и регресс, справедливость и не справедливость, мудрость и глупость, нравственность и безнравственность.

Суждение, чтобы быть научной гипотезой, должно удовлетворять следующим требованиям:

1) Предположение не должно быть логически противоречивым: одни предположения в гипотезе не должны противоречить другим, и не одно выводимое из гипотезы следствие не должно противоречить исходному предположению.

2) Предположение не должно противоречить фундаментальным положениям науки. Второе требование не является абсолютным. Если гипотеза противоречит каким-то из таких положений, в некоторых случаях полезно подвергнуть сомнению сами эти положения, особенно если речь идет об исследованиях в социальной сфере, потому что исторические, социологические и психологические теории носят более субъективный и относительный характер, нежели закономерности в естественных науках.

3) Предположение должно быть принципиально проверяемым. В качестве гипотез не признаются догадки, которые в принципе нельзя проверить (обосновать или опровергнуть). Например, историки в принципе не могут проверить противоречащие друг другу предположения о причинах смерти исторического деятеля, если не сохранилось останков его тела.

Научная гипотеза должна в принципе допускать возможность опровержения или подтверждения, указывая тем самым пути для дальнейшего исследования. Иногда эти пути могут быть реализованы только в далёком будущем, когда в науке будут сделаны новые открытия и разработаны новые методики. У историков, выдвигающих гипотезы, также часто есть поводы сохранять надежду, что будут найдены неизвестные ранее исторические источники, подтверждающие их гипотезу, или использованы новые методы, позволяющие это сделать. Тем не менее, иногда у историков нет поводов даже для надежды на возможную проверку гипотезы. Каждое историческое событие неповторимо, а в прошлое вернуться в физическом смысле невозможно, поэтому многие исторические гипотезы, в отличие от естественнонаучных, принципиально не допускают полноценной проверки, каких бы высот не достигла в будущем наука. Такое положение, однако, не лишает исторические гипотезы научности и плодотворности. Историк может выдвигать несколько альтернативных гипотез, чтобы описать и объяснить прошлое, и одна из них, в принципе, может являться истинной. Пусть это нельзя проверить или опровергнуть, но иного способа «заглянуть» в прошлое иногда нет.

Из двух или нескольких гипотез выбирается, как более предпочтительная, наиболее простая гипотеза. Под простотой гипотезы подразумевается отсутствие фактов, которые гипотеза должна объяснять, но не объясняет. Если такие факты имеются, то гипотеза является сложной. В такой гипотезе делаются оговорки, что предположение объясняет все факты, кроме таких-то и таких-то, и для объяснения последних фактов выдвигать вспомогательные гипотезы для данного случая.

По отношению к фактам гипотеза может быть релевантной или нерелевантной (от английского relevant – уместный, соответствующий, подходящий, относящийся к делу). Если факты могут быть логически выведены из гипотезы, то она считается релевантной к ним. Если факты не, подтверждают, и не опровергают гипотезу, то гипотеза и факты нерелавантны друг другу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1172; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.