Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Недостаточные и изобилующие глаголы




Дидактический материал

Синонимия личных форм глагола

Категория лица

Категория лица глагола выражает отношение действия и его производителя к говорящему лицу. Производителем действия может быть сам говорящий (Я вам пишу), собеседник (Что ты пишешь?), предмет или лицо, не участвующее в речи (Он пишет письмо). В зависимости от выражаемого значения у русского глагола различаются 1-е, 2-е и 3-е лицо.

У каждой формы лица различается ед. и мн. число.

 

Глаголы в той или иной личной форме могут вступать в синонимические отношения (см. раздел «Личные местоимения. Особенности их употребления»), т. е. одно лицо глагола может использоваться в значении (вместо) другой:

— 1-е л. мн. ч. вместо 1-го л. ед. ч. (мы вм. я): в данной статье мы проанализируем слова категории состояния (ср.: я проанализирую);

— 2-е л. ед. ч. вм. 1-го л. ед. ч. (ты вм. я): Я не мог соврать человеку, которого любишь (ср.: люблю);

— 3-е л. мн. ч. вм. 1-го л. ед. ч. (они вм. я): Кому говорят?! (ср.: кому [я] говорю?!);

— 3-е л. ед. ч. вм. 2-го л. ед. ч. (он / она вм. ты): День на дворе, а он еще спит (ср.: а ты еще спишь);

— 1-е л. мн. ч. вм. 2-го л. ед. ч. (мы вм. ты): Как себя чувствуем? (ср.: чувствуешь);

— 2-е л. ед. ч. вм. 2-го л. мн. ч. (ты вм. вы): Желающие поехать в театр — подними руки (ср.: поднимите);

— 3-е л. мн. ч. вм. 3-го л. ед. ч. (они вм. он / она ): Завтра приезжают маменька (ср.: приезжает).

 

Охарактеризуйте стилистические функции форм лица выделенных глаголов.

 

1. Сделайте милость, отдайте мне его поскорее, – говорят вам, что пятидесяти рублей не пожалею (В. Ф. Одоевский). 2. – Выдумываете, барыня! – застыдилась Пелагея. – Такое скажут, что... ей-богу (А. П. Чехов). 3. – Которые тут временные? Слазь! Кончилось ваше время (В. Маяковский). 4. – Слышите, как изволят ходить, – сказал Тихон, обращая внимание архитектора на звуки шагов князя. – На всю пятку ступают – уж мы знаем (Л. Н. Толстой). 5. Читатель понимает, что мы не употребляли особенных стараний, чтоб сделать убедительною эту критику (Н. Добролюбов). 6. – Тут, бывало, два ворона ране жили. Завсегда, когда едешь, по сторонам этой сосны сидят (Ф. Абрамов). 7. – Почему большой стрелки нет? – остановила Христина извозчика... – Ничего мы не знаем, – ответил старик извозчик (А. М. Ремизов). 8. – Че у порога-то уселась? Тоже сирота несчастная! Иди вон к столу, налажено. – Нет, уж, благодарствуем! У чужой иконы не намолишься, с чужого стола не накормишься (В. Астафьев).

 

В современном русском языке различают недостаточные и изобилующие глаголы.

Недостаточными называются глаголы, которые:

— не имеют форм 1-2-го л. ед. и мн. ч.: сквозить, течь и т. п. Подобные глаголы обозначают действия, процессы, совершающиеся в неживой природе, животном и растительном мире. Однако при употреблении в переносном значении (олицетворение, риторическое обращение) они эти формы принимают;

— не образуют форму 1-го л. ед. ч. наст. или буд. простого времени: дерзить, дудеть, ерундить, затмить, окраситься, очутиться, победить, убедить, чудить, шкодить и др. Отсутствие указанных грамматических форм обычно объясняется фонетико-орфоэпическими причинами (при их образовании возникает неблагозвучность: победю, убедю и т. д.). Как правило, при необходимости употребить недостаточные глаголы в 1-ом л. используются описательные формы, например: убедить — смогу (хочу…) убедить.

Изобилующими являются те глаголы, которые имеют две формы настоящего времени: полоскать — полощет и полоскает и т. п. Между формами могут наблюдаться стилистические или смысловые различия. Так, для разговорной речи и просторечия характерны формы без чередования конечного согласного основы. Ср.: колыхаться > колышется и колыхается (прост.). В то же время формы с чередованием и без чередования могут быть стилистически нейтральными, но различаться семантически. Например: двигать > двигает («перемещает») и движет («побуждает, руководит, направляет»).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1024; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.