Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II Нарушение подвижности




3«Полет» мыслей (по Каплану) – быстрая, непрерывная вербализация, со сдвигом с одного на другую, тенденция к логическим построениям.

Богатая образность мыслей – игра ума.

В рамках: маниакального Sd, у здоровых людей

Мышление: ускоренное, высокоподвижное

Речь: ускоренная

Ограничение подвижности ассоциативного процесса:

3Обстоятельность – замедленное образование новых ассоциаций за счет длительного доминирования предыдущих ассоциаций.

Вследствие патологического торможения.

Затруднение или невозможность выделение главного и второстепенного.

3Вязкость - «утопание» в деталях ® невозможность оторваться от деталей.

3Детализация – увлечение деталями в ущерб единому и целостному содержанию.

Мышление – тугоподвижное (ригидное, обстоятельное, вязкое, детализированное)

Речь: медленная, детализированная, вязкая.

 

 
 
B-4

III Нарушение целенаправленности

Целенаправленность обеспечивает выполнение кокой либо мыслительной задачи, которая в свою очередь определяется мотивом. Т.о. при нарушении мотива (или мотивационного компонента) происходит нарушение целенаправленности Þ качественные нарушения мышления.

В основе - факторы влияющие на нарушение мотивации:

• Скорость протекания психических процессов (чрезмерная) ® сверхпродукция ассоциаций.

С нарушением граммат. строя Скачкообразное течение ассоциаций Бессвязное течение ассоциаций Грамматическая разорванность Неологизмы Парафазии Эхопалия Стереотипии Персеверации Мимо-ответы Паралогии Вербигерации
Без нарушения граммат. строя Соскальзывания Расплывчатость Разноплановость Логическая разорванность Витиеватость Резонерство
• Нарушение связности ассоциативных процессов вследствие помраченного сознания (нет восприятия объективной реальности)

• Эмоциональная сфера

 

 

----- С нарушением грамматического строя

Скачкообразное течение ассоциацийчрезмерное ускорение ассоциативного процесса (переход количества в качество c потерей смысла)

Fuga idearum – скорость ассоциаций достигает такой выраженности, что пропуски между отдельными ассоциациями не могут быть заполнены какими либо дополнениями.

Слабость, поверхностность мышления при «скачке идей» выражается в нарушении выбора необходимого материала для последовательного течения мыслительного процесса при наличии быстрой смены цели мышления.

Основным расстройством - при скачке идей является, по Липману, ослабление внимания, выражающееся в его отвлекаемости. Это ведет к нарушению связи представлений (Вернике, Крепелин), к неумению "удерживать главную ассоциацию" (Вернике), к нарушению целенаправленности мышления (Крепелин,А.А.Перельман).

Невозможно по речи больного составить последовательный рассказ,

например: (А.А.Перельман "Очерки расстройства мышления") - на вопрос о здоровье маниакальный больной

отвечает: "Я много раз бывал в амбулаториях... я верю врачам... у вас красивый галстук... я тоже носил белые воротнички... мне нужно переменить сорочку... как часто у вас в больнице стирают белье?... у меня тоже есть очки... видит глаз, да зуб неймет... мне нужно полечить зубы, пошлите к зубному врачу".

Тип мышления – апрозектическая (маниакальная) бессвязность. Речь – апрозектическая (бессвязная)

Дополнительный специфический признак – маниакальный аффект.

Виды «скачки идей»:

1. Мысленная скачка идей:

а) богатая образами (живость и большое количество представлений, обилие острот, отвлекаемость, повышенная потребность общения с окружающими). Характерна для маниакального состояния;

б) бедная образами (течение мыслей вихревое, но представлений возникает мало. Ассоциации больше по созвучию. Нарушение соотношения между речевым "натиском" и бедностью образов.

Характерна для маниакальных состояний при МДП и шизофрении);

2. " Немая скачка идей " - "вихревой наплыв мыслей" по Перельману, близка к ментизму.

Наплыв мыслей при затрудненной речевой формулировке их, "вихревая заторможенность мышления", согласно формулировке К.Шредера. Этот вихревой наплыв мыслей носит субъективно тягостный, насильственный характер. Встречается при маниакальном ступоре, МДП и начальных стадиях шизофрении.

3. Вихревая спутанность - высшая степень скачки идей со сверхпродукцией

представлений и невозможностью отклонить ни одно из них (на высоте маниакального возбуждения в состоянии "маниакального неистовства").

B-5
Пример (А.А.Перельман "О.Р.М."): "лошадь... крестьянин... дайте приют двум детям... полк... армия... здесь... люэс... нужны ванны... пишите... делайте дело... умения крепитания суставов... посмотрите... воспаление легких... уедем в америку... увидим атлантиду... дайте папиросу... две... покажи... карман... обыск... слова... оратор... Александр... значит бесстрашный... моя дочка Муся... и др.".


ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СКАЧКИ ИДЕЙ.

В основе лежит ослабление тормозного процесса с усилением возбудительного процесса и его иррадиацией в областях коры головного мозга, связанных со 2-ой сигнальной системой (А.А.Перельман).

По И.П.Павлову - при ослаблении торможения отсутствует необходимая дифференцировка, благодаря чему, "что близко лежит, не различается, сливается, сменяется одно другим".

При гипоманиакальных состояниях кроме ослабления активного (условного) торможения, обнаруживается и недостаточность запредельного торможения, представляющего собой один из видов пассивного (безусловного) торможения.

При умеренных степенях маниакальной фазы новые ассоциации возникают стремительно, а активные тормоза - с трудом. При значительно выраженных маниакальных состояниях наблюдается появление чрезмерного запредельного торможения во 2-ой сигнальной системе, что выражается в резком замедлении и снижении качества словесных ассоциаций наряду с растормаживанием яркой аффективной пантомимики.

Т.о. патофизиологической основой маниакальных состояний со скачкой идей является корковая иррадиация раздражительного процесса с его инертностью. При этом возможно появление отрицательной индукции во 2-ой сигнальной системе, ведущее к качественному снижению мышления при скачке идей.

 

БЕССВЯЗНОЕ ТЕЧЕНИЕ АССОЦИАЦИЙ (инкогеренция)

Возникает у больных с аментивным помрачением сознания вследствие распада целостного восприятия окружающей действительности (дезинтеграция) с нарушением понятийной оценки событий т.к. в самом понятии должны присутствовать связи. При аменции – макс. выражена астения ® нет Е для образования связей.

Тип мышления: инкогерентный

1.Астеническая

2.Адинамическая спутанность (как бы этапы собственно инкогеренции)

3.Аментивная

 

3 Астенический этап возникает на начальных этапах развития аменции.

Характерно:

• Нерезко выраженная бессвязность, иногда возможны короткие предложения, внутри которых, прослеживается грамматическая связь, но за счет нарастания (ухудшения) состояния, эта связность будет все меньше и меньше

• Обязательно должна быть истощаемость Þ на первые вопросы возможны правильные ответы, затем повторение вопроса, укорочение фразы, уменьшение смысла внутри фразы.

• Нарастает эмоциональная лабильность Þ раздражительность, слезы

адинамическом этапе > грубо нарушается последовательность, связность изложения, грамматический строй нарушен.

3 Аментивный этап

Полная инкогеренция: речевая бессвязность - бессмысленное повторение слов, звуков + их «нанизывание» = вербигерация.

DDs с апрозектической бессвязностью (сопровождается маниакальными симптомами)

При инкогеренции – речь по темпу замедлена с длительными остановками (тенденция к истощаемости) до вербигераций.

 

------ Без нарушения грамматического строя

3 Соскальзывания – постепенное отклонение ассоциативного процесса от основной цели (задачи, линии разговора) без нарушений логических связей между отдельными отрезками общей мысли + сохранение грамматического строя.

Переходы мыслей одного содержания к другим происходит неожиданно, внешне не мотивированно по ложной неадекватной ассоциации (часто абстрактной) и несоответствующей конечной цели мышления.

Останков называл эти переходы – атактические замыкания.

Больного иногда можно вернуть в русло разговора, но продуктивность мышления снижается.

По Каплану и Седу – тангенциальность – неспособность к целенаправленным ассоциациям, невозможность дойти от начала до желаемой цели.

3 Расплывчатость (аморфность) – это нарушение последовательности вследствие неясно представляемой конечной цели.

Частенько цель отсутствует и непонятно «о чем хочет сказать больной».

Грамматический строй не нарушен в отдельных отрезках мысли, но характерно не четкое использование понятий, в связи с чем речь становится труднопонимаемой даже в контексте.

«Замыкание» в самом начале, на уровне понятия. Рассматривается как вариант соскальзываний.

При активной коррекции извне – необходимо фиксировать отдельные отрезки мыслей и тормозить больного. Можно добиться понимания смысла передаваемого на уровне отдельных отрезках мыслей.

Более грубое нарушение чем соскальзывание.

3 Разноплановость – постоянная немотивированная смена оснований для построения ассоциаций, соскальзывания, в виду чего мысли лишаются основного стержня; в ней (мысль) объединяется порой не сочетаемые (взаимоисключающие) понятия, а суждения о каком либо явлении или факте, одновременно складываются на разных уровнях.

B-6
Иногда выглядит параллельным мышлением.

3Разорванность – различают два вида:

1. Логическая разорванность – это течение ассоциаций с отсутствием логических связей между отдельными компонентами при формальном сохранении грамматического стиля речи. Речь представляется связной, но лишенной смысла.

2. Грамматическая разорванность – это полная утрата логических связей между мыслями и их отдельными компонентами и грубые нарушения грамматического строя речи (речь не облечена в предложения) Þ нарушается понимание смысла высказываемого.

Соединяются в произвольном порядке разнородные

неологизмы
элементы мышления, не связанные общим смыслом

Нередко происходит разрыв мыслей

(с последующим соединением)

 

Иногда «замыкания «происходят как бы внутри слова Þ вербигерации (словесная окрошка)

Все вышеперечисленное характеризует атактическое мышление,

син. – атимическое, ассоциативная атаксия, интрапсихическая атаксия – включает в себя атактическое мышление +

+ эм. нивелировка + грубые волевые нарушения

 

АТАКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – нарушение взаимодействия мышления, эмоций, воли (интерес к цели мышления).

В целом, характеризуется относительной грамматической связностью высказываний и нарушением понимания внутреннего смысла отдельных его частей и конечной цели. Грамматическая разорванность появляется на крайних этапах развития.

Речь – разорванная.

Признаки атактического мышления:

æ Единство с другими нарушениями психической деятельности (эмоциональная и волевая сфера) ® интрапсихическая атаксия.

æ Непонимание смысла высказываний в контексте

æ Сохранность логико-грамматической структуры (кроме грамматической разорванности)

æ Присутствие неологизмов, паралогий, дислогий и т.д.

æ Постоянство проявления (в разной степени выраженности), т.е. возможна (-) и (+) динамика под влияние ПФТ (трифтазин, атипичные

нейролептики). Однако полностью не могут исчезнуть.

- чем более грубое нарушение – трифтазин + мажептил

- чем менее грубое нарушение – трифтазин + галоперидол

æ Относительная сохранность мнестико-интеллектуальных функций с возможностью сложных аналитических операций.

 

Шизофазия (во многих руководствах она отождествлялась с разорванностью)

По Случевскому – это форма нарушения мышления для которой характерно сочетание неуместно используемых слов, не имеющих между собой полной грамматической согласованности и логической последовательности, при общей понятности содержания высказываний в контексте.

Т.о. при шизофазии речь аграмматичная, недоступна пониманию в отдельных частях, но понятна по основной направленности, т.е. по конечной цели мышления.

Характерные признаки:

æ Преобладание нарушений мышления при относительной сохранности эмоционально-волевой сферы

æ Аграмматизм речи, незаконченность фраз, неправильные сочетания, персеверации.

æ Конкретность и бытовой характер высказываний

æ Многоречивость до речевого напора

æ Преобладание ассоциаций по смежности

æ Непостоянство проявлений (обратимый характер)

æ Нередко возникает на фоне мнестико-интеллектуальной недостаточности

æ В структуре речи преобладают парафизии ® подмена одного слова другим, нередко более сложным и непригодным для данного контекста.

æ Шизофазия сопровождается боле адекватным эмоциональным реагированием, соответствующим тематике высказываний.

Rs: Шизофазия менее специфична чем атактическое мышление, может встречаться при других заболеваниях, не только при Sch, например при органических болезнях ГМ.

Шизофазическое мышление - шизофазическая речь.

Виды шизофазий:

u Ш. как форма атактического мышления

v Ш. как самостоятельная форма ассоциативного расстройства

w Ш. как отдельная форма shc, в realtime не выделяется, но некоторые авторы отмечают шизофазический тип дефекта.

 
 
B-7

Другие формы ассоциативных расстройств

Неологизмы – новые словообразования, не связанные с имеющимся языком. Основаны на символическом замещении понятий. Могут быть разделены:

• Пассивные (несистематизированные) – бессмысленные звукосочетания (конгломераты обломков слов). Больные не могут объяснить смысл своих высказываний (смысл не вытекает из контекста).

• Активные – возникают в следствие искажения мыслительной переработки словесного материала.

Символическое замещение (сгущение,) понятий. Они могут быть объяснены по Каплану – конденсация – сгущение (агглютинация, слияние) понятий. “ Я чувствую себя шоколадно” (на самом деле больного лечили электрошоком, и он чувствует себя хорошо (ладно): шок - о - ладно). Неологизмы являются структурной единицей атактического мышления.

Речь: манерная, вычурная, глоссолалии (непонятная речь, «другой язык»)

 

ПАРАФАЗИИ – это грубое искажение слов, замена близкими по смыслу и звучанию, приводящие к потере их первоначального смысла. Смысл их иногда можно понять в контексте. Пример: «коротконогие мысли», «сомневание пенсионерное».

Многие авторы отождествляют парафазии с неологизмами и считают их специфичными для шизофрении. Т.е. при sch парафазии могут быть одни или в сочетании с неологизмами. Если в изолированном виде – соответствуют шизофазическому мышлению. Парафазии – структурная единица шизофазии.

Речь: шизофазическая, а также манерная до глоссолалий.

Афатические парафазии – при афатических расстройствах (чаще при моторной афазии), также при сенсорной афазии (вербальные парафазии – замена отдельных элементов речи близкими по созвучию).

Моторная афазия – нарушение структуры слова. При тяжелых афатических расстройствах: литеральные парафазии – перестановка, пропуски слогов (при сохранении слова).

 

ЭХОЛАЛИЯ – автоматическое повторение вопроса или любых слов, произносимых в присутствии больного. Впервые описал Вернике 1900г.

1.Истинная эхолалия. Пик 1902г.

2.Митигированная (облегченная) – повторение слов с незначительной трансформацией.

Эхопалии высокоспецифичны для кататонического Sd (особенно истинные) в рамках атактического мышления.

Речь: эхопалическая.

 

Стереотипии – это постоянное повторение одних и тех же слов, фраз, часто бессмысленных, в т.ч. неологизмов, парафазий.

1.Кататонический Sd (кататонические речевые стереотипии), часто сочететаются с эхолалиями.

2.Состояние тревожной вербитерапии – постоянное повторение отдел. слов в состоянии о. ажитированной депрессии (аффективный генез).

3.Органические заболевания – стереотипии часто сочетаются с персеверациями.

Болезнь Пика (стоячие обороты речи Штенберг Э. Я.), особенно при высокой локализации.

 

Персеверации – это длительное доминирование одной какой-то мысли или представление на фоне резко выраженного затруднения ассоциативного процесса (также встречаются в письме).

Некоторые авторы рассматривают как вариант стереотипий. Высокоспецифичны для орган. з-ния ГМ.

Мышление: персеверативное.

Высокоспецифичны для органических заболеваний

 

Мимо-ответы (иррелевантные ассоциации) – ответ не соответствует вопросу:

  1. вариант грубой разноплановости ® атактическое мышление ® sch;
  2. при слабоумии, за счет того, что вопрос не понимается;
  3. при расстроенном сознании – вопрос не доходит.

Речь: мимоговорение

 

Паралогии – неправильные, ложные ассоциации, суждения, с НЕ намеренными ошибками в выводах и умозаключениях в следствие нарушения законов логики («кривая» логика). При этом часто объединяются несопоставимые факты и явления.

Мышление: паралогичное.

Высокоспецифично для Sd интрапсихической атаксии:

- атактическое мышление;

- нарушение эмоций;

- нарушение воли.

 
 
B-8


Амбивалентность – это одномоментное сосуществование одинаковых или противоположных мыслей, а также взаимоисключающего отношения к предмету или явлению (люблю и ненавижу; доброе и злое).

Мышление: амбивалентное.

Если амбивалентность в отношениях, деятельности – то называется амбитендентностью.

Амбивалентность, противоречивость и паралогичность высокоспецифичны для атактического мышления.

 

3 Витиеватость – это пространные рассуждения с излишними доказательствами, цитатами, научными или псевдонаучными терминами с сохранением грамматического строя и внешней логичности речи.

Речь при этом громоздкая, с множеством деталей, псевдонаучная, вычурная, может носить разноперсный характер. Доступна пониманию.

 

3 Резонерство – это пустое рассуждательство, часто по незначительному поводу, факту. «Бесплодное мудрствование». Цель мышления как бы отодвигается на задний план («предмет рассуждения вдали»). На ПЕРВЫЙ план – рассуждательство, оперирование ассоциациями. Доступна пониманию, но лишена конкретного смысла. Характеризуется чрезмерной потребностью в речевом самовыражении, как правило сопровождается аффективной неадекватностью.

В основе: недостаточная критичность мышления.

Высокоспецифично для атактического мышления:

- при sch – сочетается с другими р-вами мышления;

- при эпилепсии - сочетается с детализированием, тугоподвижностью, вязкостью, обстоятельностью + фон интеллектуальной недостаточности (здесь резонерство носит компенсаторный характер);

- при психопатиях – пример: шизоидная психопатия.

Часто встречается синдром монолога – непрерывная речь обращена к собеседнику, но обусловлена не потребностью в общении, а внутренним состоянием больного (потребность говорить).

Грамматический строй речи часто не нарушен.

Если в структуре монолога улавливаются отчетливые атактические замыкания, то это свидетельствует о признаках атактического мышления.

 

Символическое мышление – оперирование образами и понятиями, которые имеют иносказательное значение, часто непонятное для других, но имеющих для больного определенный смысл.

Замещение общепринятых понятий определенными символами. В отличие от общепринятой символики (например: астрологическое знание), здесь содержание символов вычурно, нелепо и часто для самих больных затруднена интерпретация.

При попытках объяснить, больные делают это паралогично, в чем проявляются глубокие аутические механизмы + атактическое мышление.

 

Аутизм (аутистическое мышление = ирреальное мышление) – это «отщепление» от действительности, фиксация на внутренних переживаниях (на внутренних аффективных комплексах при sch).

Введен Блейером в 1911г.

Характеризуется уходом в себя, отгороженностью, потерей эмоционального контакта с окружающим. Мышление подчинено аффективным потребностям.

Проявления по Блейеру:

Ø уход от действительности с преобладанием «внутренней» жизни;

Ø «освобождение» субъективных желаний, в т.ч. противоположных от общепринятых установок (совесть, цензура);

Ø непродуктивность мышления

Ø подчинение мышления субъективным аффективным потребностям (элементы аффект. мышления имеются в реальной жизни);

Ø отсутствие логики, как руководящего начала, т.к. именно логика репродуцирует реальные отношения;

Ø выход на первый план подавленных влечений, особенно эротических комплексов и подавленной сексуальности;

Ø оперирование символами;

Ø игнорирование временных отношений (жизнь в другой эпохе);

Ø интеллектуальных нарушений при аутизме не бывает. «Инструмент» интеллекта не нарушен, но умение пользоваться им страдает (глубоко дефектные больные (sch) играют в шахматы и выигрывают). Пользоваться могут только тем, что было до болезни.

 

 
 
B-9

Аутизм характерен:

• Шизофрения

• больные с истерией – жизнь подчинена аффективным потребностям – может быть временным компенсаторным явлением, по типу «ухода в болезнь»;

• у детей – элементы аутистического мышления как на определенных этапах физиологического развития (за счет аффективной заряженности);

• в сновидениях;

• временные явления «аутизма» у здоровых людей.

В 1943г. – Канчер описал детский аутизм, как патологическое состояние.

Признаки:

1. нарушение способности устанавливать отношения с людьми с начала жизни;

2. крайняя отгороженность от внешнего мира с игнорирование раздражителей пока они не становятся болезненными;

3. недостаточность принятия позы готовности при взятии за руки;

4. недостаточность коммуникативного пользования речью;

5. прекрасная механическая память;

6. эхолалии;

7. буквальность в употреблении слов;

8. извращенное употребление личных местоимений;

9. нарушение пищеварения на 1-м году жизни;

10. ранний страх определенных громких звуков и резких движений;

11. страх изменений в окружающей обстановке (феномен тождества ® стремление поддерживать неизменной окружающую

обстановку с бурной реакцией на ее изменение);

12. монотонное повторение звуков, движений;

13. однообразие спонтанной активности;

14. монотонные механические игры с неигровыми предметами;

15. хорошее физическое здоровье;

16. впечатление хорошего интеллекта благодаря успешности в отдельных навыках, хорошей механической памяти и

«умного» выражения лица;

17. серьезные выражения лица, напряжение в присутствии посторонних;

18. синдром Колана – отсутствие звукоизобразительных и звукоподобных образных слов;

19. синдром мимической атаксии – постоянное сонно-задумчивое выражение лица.

 

Специфические нарушения при sch:

- аутизм (аутич. мышление);

- интрапсихичская атаксия (атактическое мышление + изменение эмоциональной и волевой деятельности);


- амбивалентность;

- символическое мышление;

- паралогичность;

- резонерство;

- неологизмы;

- конденсация;

- шперрунги;

- стереотипии мышления и речи;

- эхолалии;

- манерность речи.


 

 
 
B-10

Аффективное мышление
– это суждения и умозаключения, основанные не столько на логических предпосылках и реальных обстоятельствах, сколько на преобладающих в данный момент эмоциях и желаниях.

Не всегда – патология. При определенных обстоятельствах, любой здоровый человек, находящийся в ситуации выраженного эмоционального реагирования временно утрачивает (частично) логику и на первый план выступают аффекты. Поэтому решения могут быть неадекватные.

Патологическое аффективное мышление приводит к выраженной дезорганизации мышления, иногда напоминает атаксию. Также способствует аффективному бредообразованию. (Аффект управляет логикой).

Типы:

r Кататимное (кататимия) – влияние эмоциональных факторов на течение ассоциативных процессов, которые соответствуют аффект. зараженным комплексам. В данном случае – кратковременность аффективных влияний на мышление. Характерно для психогенных психозов, неврозов.

r Голотимное (голотимическое) – определяется НЕ сиюминутным аффектом, а длительно существующим устойчивым, клинически выраженным патолог. аффект. состоянием в форме:

• патологически повышенного настроения (мания);

• патологически пониженного настроения (депрессия).

Это наиболее отчетливо проявлено в МДП (нозология исследуется аффект. р-вами).

Мышление характеризуется односторонней направленностью, формирует определенный круг представлений.

• При депрессивной фазе – пессимистический окрас мышления. Лежит в основе голотимического бредообразования. Пример: депрессивный бред (содержание целиком вытекает из аффекта); идеи виновности (конгруэнтны аффекту), греховности, ущербы, самообвинения.

• При маниакальном аффекте голотимический бред – идеи переоценки собственной личности, бред величия (без нелепостей) ® только в рамках переоценки (называют – бред сверхоценки).

 

Инфантильное мышление – является нормой для детского возраста.

Патологическое – если проявляется у взрослых. Характеризуется поверхностностью, незрелостью, «детскостью» суждений, скоропалительностью выводов. Конкретностью мышления.

Особенность: оно не проводит различий между субъективными представлениями и объективными явлениями действительности (не учитывает реальность при удовлетворении желаний, потребностей).

Встречается:

- Органические заболевания ГМ (не всегда коррелирует с интеллектуальной недостаточностью). Инфантильное мышление может не мешать выполнению какой-либо высокоспецифичной деятельности.

- При sch. Особенно выражено у тех больных, у которых sch процесс начался в детском, подростковом, юношеском возрасте. Проявляется в определенных «детских» привязанностях (длительное время с оттенком боязни остаться одному). Сверхценная привязанность к родителям. Непрактичность, неприспособленность к реальной жизни.

Речь: пуэрильная – с детскими интонациями, нарочитой картавостью, сюсюканьем, детским искажением слов, употреблением уменьшительно-ласкательных суффиксов, упрощенный граммат. строй. Иногда упоминание себя в 3-м лице.

 

Другие нарушения речи:

Диспродия – монотонность речи (утрата модуляционных свойств). Очень характерно для sch, т.к. она является следствием эмоционального оскудения. Бывает при органических заболеваниях ГМ (паркинсонизм, эпилепсия).

 

Телеграфная речь – отрывочные, короткие фразы. Без соединительных союзов.

 

Слащавая речь – вкрадчивая, ласковая, употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов, шаблонные хвалебные обороты. Высоко характерно для эпилепсии.

 

Заикание – преходящие выключенные словообразования. Судорогоподобные явления с непроизвольными заиканиями, спотыканиями на начале слова. Характерно для логоневроза.

 

Афония – отсутствие звучания речи при сохранности шепотной речи. Характерно: орг. з-ния ГМ, но бывает в рамках психогенных: истерия.

 

       
   
B-11
 
 
B-11

«Органические» нарушения речи:

3Дизартрия – нарушение артикуляции речи. Проявляется в неудобных сочетаниях согласных. Речь характеризуется нечленораздельностью, смазанностью, неотчетливостью, прерывистостью.

Патология - мозжечок.

Клинические проявления (классические) –прогрессивный паралич.

 

3Логоклония – форма речевой персеверации органического генеза. Это ритмичное повторение слогов. В начале – повтор первого слога, а затем посередине и в конце.

Патология - стриарные тела в ГМ.

Клинические проявления – прогрессивные паралгии, болезнь А, некоторые энцефалиты.

 

3Скандированная речь – речь с разделением слов на слоги, с нарушением слитности произношения слов. Замедлен «звуковой нажим» и затруднена артикуляция.

Патология – мозжечок.

Клинические проявления – рассеянный склероз.

 

3 Палилалия – речевые стереотипии органического генеза. Это стереотипные, многократные повторения одного и того же слова (или 2, 3-х), часто в нарастающем темпе. При этом звучность голоса может постепенно убывать. В отличие от персевераций может меняться изложение слов в фразе.

Патология – стриарные тела в ГМ.

Клинические проявления:

- псевдостриарный Sd;

- постэнцефалитный паркинсонизм;

- распад речи при болезни Пика.

 

3Акатофазия – грубые нарушения грамматической и синтаксической организации речи + своеобразные парафазии, которыми речь исчерпывается. Малодоступны пониманию. Характерна для глубокой олигофрении (имбецильность).

 

3Жаргонофазия – речь состоит из «неологизмов», повтор бессмысленных слов с разными интонациями.

 

3Брадилалия – замедленное произношение слов.

 

3Афазия:

  1. амнестическая – в основе грубые нарушения памяти с затруднением называния показываемых предметов + затруднен подбор нужных слов. При этом свойства предметов, их назначение определяется правильно. Пример: показываем часы ® говорит «время», очки ® «лучше видеть». Патология – поражение теменно-височных, теменно-затылочных извилин.
  2. моторная – нарушение экспрессивной речи с утратой способности произносить слова при сохранности периферического речевого аппарата. Для не характерны: аграмматизмы, телеграфный стиль, парафазия. При этом понимание обращенной речи сохраняется, а способность говорить понятно нарушается. Патология – задняя 1/3 нижней лобной извилины (извилина Брока)
  3. сенсорная (афазия Вернике) – характеризуется утратой способности понимания речи, понимания значения слов и использования предметов по назначению.
  4. номинальная – разновидность амнестической афазии (нарушение способности называть имена или предметы).
  5. синтаксическая – неспособность строить фразы, предложения. Понятна в общем контексте.
  6. глобальная – одномоментно сочетается моторная, сенсорная и номинальная афазии.
  7. афазия при сохранности речи – неспособность понимать чужую речь при сохранности собственной речи (может быть достаточно беглой, но невнятной).

 

 
 
B-12





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.261 сек.