Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура народной художественной культуры 2 страница




В городах народная культура трансформируется, но не разру­шается и не исчезает полностью, не обрывается, а продолжает развиваться. Следовательно, народное искусство продолжает функционировать не в границах одного слоя культуры, а охваты­вает многие, если не все, культуры. Таким образом, мы приходим к выводу о необходимости на каждом этапе новой и новейшей истории выделять слой народной культуры, который будет то уве­личиваться, то сужаться, захватывая новые социальные группы.

Если мы обратимся к культуре XX в., то обнаружим здесь все типы известных культур: суперэлитарную, элитарную, народную, массовую. Образцы всех культур тиражируются с помощью средств массовой коммуникации исполнительскими коллективами и солистами. Несмотря на интенсивное взаимодействие между этими слоями, необходимо иметь в виду их самостоятельность и самоценность.

Из сказанного очевидно, что типологию слоев культуры можно представить в виде схемы (см. схему 2).

Весьма неоднородным предстает профессиональное искусство. Нуждается в дифференциации и массовая культура. Скажем, ее образцы, тиражируемые рок-группами, образуют одну группу, а народными мастерами – другую. Что касается народной культуры, то здесь тоже можно выделить как наиболее консервативные ее образования – слой традиционной культуры, так и те, которые подверглись воздействию профессионального искусства, например любительское самодеятельное искусство.

При этом, как нам представляется, дифференциация каждого из слоев культуры является неизбежным следствием их функцио­нирования в разных социальных образованиях. Фольклор кресть­янской субкультуры будет отличаться от фольклора, функциони­рующего в городах. Одни формы фольклора могут быть больше ориентированы на сохранение традиций, свойственных отечест­венной культуре в прошлом, другие – на ассимиляцию ценностей, существующих в других культурах. Разнообразие форм народной художественной культуры дает основание говорить о ее открыто­сти и возможности дифференцированно реагировать на запросы времени.

Не только каждый из пластов культуры сохраняет свою авто­номность, представлен своими наиболее яркими носителями, творцами этого типа культуры. Наряду с этим, с одной стороны, между ними образуются сложные переходные нестабильные фор­мы, функционирующие в совместно образуемых зонах, а с другой – народная культура сохраняет значение первоосновы, первоистока для всех этих образований. Все слои культуры – элитарной, массовой и даже суперэлитарной, функционирующей в основном в инонациональной космополитической среде, прошли эмбрио­нальную стадию развития в народной культуре, сохраняют в той или иной мере с ней связь, пользуются ее ценностями и художе­ственными возможностями, опираются на них в поисках новых выразительных средств. Не случайно, у таких, на первый взгляд весьма "не народных" явлений, как рок-музыка (в ее течениях – хард-рок, хеви-металл и др.), специалисты обнаруживают связь с фольклором, более того приходят к парадоксальному выводу о том, что рок – фольклор XX в. (Советская музыка. 1986. № 9. С. 53; Советская культура. 1988. 16 августа.).


Можно предположить, что и в будущем появление все новых форм культуры будет так или иначе обязано народной культуре, народному творчеству, ибо не только их прошлое, но и настоящее связано с ними.

Таким образом, народная художественная культура занимает в культуре современного общества исторически принадлежащее ей место, обусловленное присущим ей способом производства, сохранения и распространения духовных ценностей, а также способностью оплодотворять другие слои культуры в их становлении и развитии. Богатство, множественность содержательных и жан­ровых пограничных образований между культурами – живитель­ный исток их взаимообогащения, появления принципиально но­вых явлений в культуре в целом и в каждом ее слое в отдельности. Народная художественная культура – полноправный участник со­временного культурно-исторического процесса, одно из главных действующих лиц российской культуры.

 

ЛЕКЦИЯ 2

 

Стремление определить структуру и морфологию отдельных частей и слоев народной художественной культуры имеет длитель­ную историю. Это касается прежде всего традиционного фолькло­ра и декоративно-прикладного искусства. В силу огромного инте­реса, вспыхнувшего к этим образованиям народной жизни в кон­це XIX – начале XX в., были сделаны попытки представить жанрово-видовую структуру фольклора. Аналогичная картина с "опозданием" на 20-30 лет наблюдалась и в изучении прикладного и изобразительного искусства. Естественно, что в основание структурирования закладывались разные и сходные принципы – по жанрам, видам (обрядовые – необрядовые), используемым ма­териалам (глина, дерево, металл и т.п.), типам деятельности. Эти Усилия были продолжены на качественно другом уровне и более целенаправленно в 70-80-е годы, когда появились первые работы по структурированию фольклора и прикладного искусства (Фадеева И.Е. Структура фольклора: к вопросу о двух сферах народного творчества//Актуальные проблемы современной фольклористики. Л., 1980. С. 5-17; Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. М., 1981.). Ученые пытались представить структуру художественной самодея­тельности с точки зрения морфологии видов (театральной, музы­кальной, хоровой, хореографической) и жанров, ее составляю­щих (Сафонов Л.Г. Художественная самодеятельность как средство коммунистиче­ского воспитания. Воронеж, 1981; Соколовский Ю.Е. Коллектив художественной самодеятельности. М., 1979.).

Естественно, что о возможной корреляции или тем более о сведении отдельных структур в некую целостность речи не шло. Каждый слой народной культуры пред­ставлялся не только специфическим, но и самостоятельным. Специалисты, изучав­шие эти слои на разном материале, с разных исходных теоретических позиций, рас­сматривали, выделяли структурные элементы народной художественной культуры "Разнообразны и несовместимы предпринимавшиеся опыты классификации народно­го искусства", и каждая из них неизбежно может быть опровергнута или оспорена, считал В.Е.Гусев (Гусев В.Е. Русская народная художественная культура: Теоретические очерки СПб., 1993. С. 35-60.). Авторы, опираясь то на концепцию морфологии искусства М.С.Кагана, то на морфологию фольклора В.Я.Проппа, то на классификацию народ­ного искусства В.М.Василенко и П.Г.Богатырева, решали проблему исходя из струк­туры одного из пластов народной художественной культуры.

Если один из слоев народной художественной культуры, само­деятельное художественное творчество или фольклор выступает синонимом всей культуры, то ее структура предстает неполной. Сопоставляя, например, народное изобразительное искусство и фольклор, нетрудно заметить, что их структуры не тождественны и не накладываются одна на другую. И тем не менее, по заключе­нию В.Е.Гусева, морфологический анализ народной художествен­ной культуры возможен через сопоставление двух форм народного творчества – фольклора и прикладного искусства (Гусев В.Е. Русская народная художественная культура: Теоретические очерки СПб., 1993. С. 35-60.). При этом морфология художественной самодеятельности и особенно люби­тельских форм, неофольклорного творчества, которые тоже упо­минаются, остаются вне поля внимания. Структура народной ху­дожественной культуры включает в себя общие, частные и еди­ничные элементы, присущие ей как целостному феномену и как составной части культуры. Но дело не только в этом. Вопрос о структуре, морфологии народной художественной культуры как системного образования со своими возможными подсистемами (функционирующими нередко в качестве самостоятельных худо­жественных систем) не ставился в отечественной литературе с не­обходимой остротой до конца 80-х годов. До известных пор было достаточно иметь общие представления об отдельных структурных образованиях фольклора, прикладного искусства, художественной самодеятельности. К сожалению, попытки подойти к проблеме с более общих позиций (В.С.Цукерман) не получили развития и остались известны лишь небольшому кругу специалистов (Цукерман B.C. Народная культура как социальное явление: Автореф.дисс. доктора наук. Свердловск, УГУ, 1984.). Другими словами, не только наука не подошла к решению этого вопроса, но и запросы практики вполне удовлетворялись имеющимися на­работками.

Ситуация изменилась в начале 90-х годов, когда обозначилась принципиально иная роль народной художественной культуры в духовных процессах на новом историческом этапе развития Рос­сии. Без анализа народной художественной культуры как систем­ного образования стало невозможным понять и ее новую роль, и взаимоотношения с элитарной и массовой культурами и другими смежными образованиями. Сложившаяся ситуация обусловила подход к народной художественной культуре как к самостоятель­ной и оригинальной структуре, включающей в себя множество явлений фольклора, народного искусства, современного и тради­ционного, творческие, социальные, психологические аспекты бытования, а также всю инфраструктуру, обеспечивающую их создание и распространение. По частям можно было судить с той или иной долей условности, о целом, однако если частности представ­лены достаточно полно. Этого, к сожалению, в большинстве работ не было: оказались проигнорированными современные формы народной художественной культуры, серьезные разночтения наблюдались в понятийном аппарате, в осмыслении той или иной формы творчества. Это характерно, в частности, для одной из по­следних и наиболее полных схем морфологии народной художест­венной культуры, предложенной В.Е.Гусевым (Гусев В.А. Русская народная художественная культура: Теоретические очерки. С. 66.) (см. схему 3).

Определение структуры народной художественной культуры пред­ставляется одной из основополагающих предпосылок предметного анализа ее составляющих. Чтобы иметь достаточно конкретное и полное представление о народной художественной культуре, нужно звать ее основные структурные элементы. Без этого речь может идти лишь о некой условности, именуемой народной художественной культурой, которая каждым говорящим будет представляться весьма своеобычно и включать тот или другой набор явлений. При этом народная художественная культура не только существует в виде материальных и духовных образований или образцов (текстов) фолькло­ра, искусства, но она неразрывно связана с процессом их создания, социального функционирования, трансляции и с огромным числом социальных институтов, обеспечивающих ее включение в современ­ные духовные процессы и жизнедеятельность человека. Очевидно, для "чистоты" анализа целесообразнее разложить эти составляю­щие, образующие между собой сложные сегментные образования не только в рамках народной художественной культуры. Не менее важно и то, что представление о целостной структуре народной художественной культуры определяет новые подходы к понима­нию фольклора, прикладного искусства, бытового любительского и сценического творчества, пониманию их места в современном духовном процессе. Речь идет о дополняющих друг друга двух подходах: от отдельных структур к общей системе и от нее – к отдельным образованиям. Конечный результат в данном случае не всегда заранее предопределен. Например, фольклор, рассматри­ваемый как самостоятельное явление и включаемый в структуру народной художественной культуры, не всегда может представ­ляться однозначно и всесторонне с точки зрения его определения.

Вероятно, морфология народной художественной культуры ну­ждается в структурализации по разным исходным точкам отсчета и как бы с различных сторон: ее выразительных средств, образно-семантической природы, жанрово-видового состава, форм сущест­вования, трансляции, сохранения и производства, а также ее но­сителей и творцов.

Каждый из подходов выстраивает по-своему структурные эле­менты народной художественной культуры, ее поле и характер взаимодействия с другими пограничными явлениями народной культуры и художественной культуры общества. Только в этом случае представляется возможным увидеть народную художест­венную культуру как подсистему двух других метасистем: художе­ственной культуры и народной культуры, а также ее собственную структурную организацию.

При этом в структуре народной художественной культуры должны оказаться образования, связанные как с архаическими, традиционными слоями, так и с современными формами быто­вого любительского и самодеятельного художественного творчест­ва. Сегодня можно рассматривать в качестве основных подсистем Народной художественной культуры такие ее слои: фольклор, неофольклор, бытовое любительское творчество, фольклоризм, художе­ственную самодеятельность. Каждая из подсистем включает не только вполне конкретный предметный мир или набор явлений, но и одновременно входит в другие подсистемы, а также имеет структуру, на нее оказывают мощное структуры культуровоспроизводящие, культуротранслирующие и культурорегенерирующие. В современной народной художественной культуре, прошедшей длительный исторический путь развития от архаических и традиционных форм до включения в себя множества новых явлений, обладающих ярко выраженным набором собственно структурных образований, необходимо их соотнести с аналогичными структурными образованиями других слоев культуры – элитарной и массовой.

Структура народной художественной культуры имеет не только конкретно-исторический, но и социально-стратификационный характер. Это важнейший теоретический принцип ее анализа.

На ранних этапах истории народная художественная культура, очевидно, имела несколько иную структуру, чем в средние века, и тем более в современности. В условиях, когда из нее не только не

выделялось элитарное профессиональное искусство, но и система ее коммуникации оставалась иной, чем в новое время, народная художественная культура была единым духовным образованием в синкретической по характеру творческой деятельности человека. При этом при доминировании наиболее характерной фольклорной коммуникации только как устной и прямой (то есть от человека к человеку) вся художественная культура общества являлась фольклорной традиционной культурой, и в этом случае в ней не могло быть значительного дробления. В последующем можно говорить о нескольких взаимосвязанных, но одновременно разновекторных процессах, развивающихся в фольклорной культуре: сужении пространства ее бытования (оно постепенно заполнялось элитарной и массовой культурой); изменении жанрово-видовой структуры (к архаическим формам добавились инновационные, а ранние жанры заменились новыми); усилении "удельного веса" эстетического начала в культуре и формировании "чисто" эстетических форм; взаимопроникновении, диффузии ее с другими слоями традиционной культуры.

С усложнением и развитием способов фольклорной коммуникации, появлением принципиально новых типов коммуникации в культуре, а также специальных институтов, занимающихся производством, поддержкой, изучением, сбором, хранением, пропагандой традиционной культуры, в ее структуре произошли значительные изменения. Народная культура стала сферой художественного производства, коммерции, сферой государственных интересов. Это значит, что не только саморазвитие народной культуры определяет ее морфологию и структуру, на нее оказывают мощное воздействие государство и общество.

Признание этого факта носило до последнего времени оттенок негативной оценки. Государство в большей степени, общество – в меньшей представали институтами антикультуры. их влияние на развитие народного искусства, фольклора, промыслов и ремесел оценивалось в основном со знаком минус. Однозначность этой оценки не вызывала сомнений. Рухнувшая идеология, трудности в развитии российской государственности, общественной жизни были восприняты некоторыми специалистами как «врата свободы» для народного творчества. (Путилов Б.Н. У врат свободы // Живая старина. 1994. №1) Развитие России в последние несколько лет дает основание говорить о том, что оценка роли государства и общества в развитии духовной жизни, народной культуры требует более объективной, взвешенной позиции, учета множества новых факторов: экономических, социальных, информационных. Эти факторы влияют на общее состояние культуры в целом и народной в частности. Они определяют структурные изменения в народной культуре, ее новые формы взаимоотношений, например с массовой культурой. Финансовая мощь и зрелищная привлекательность последней позволяют ей захватывать, узурпировать средства массовой информации, выступать тотальным средством подавления других слоев культуры, в том числе и народной. Массовая культура взяла в «союзники» некоторые образования из самой народной культуры, работающие на ее имидж привлекательности, доступности, простоты и легкости освоения.

Многие фольклорные ансамбли, подделки в прикладном искусстве представляют одну из разрушительных сил для самой народной культуры. Эту тенденцию с тревогой отмечают многие российские и зарубежные специалисты. (Культурное наследие и традиционная культура народов. Европа в становлении общеевропейского дома//Материалы II Европейской конференции по народному творчеству. Москва – Новгород, 1990.) Без государственного регулирования, государственной и общественной поддержки в данном случае не обойтись. Весьма трудной оказалась и материальная ситуация, в первую очередь в деятельности структур, занимающихся сохранением, развитием, пропагандой, изучением культуры: центров, музеев, домов, школ, студий фольклора и ремесел, народных традиций, научно-методических и научных структур, фондов. Уменьшение финансовой, творческой поддержки фольклорных ансамблей, низовых звеньев, занимающихся организованными формами народного творчества, обусловило дополнительные сложности в их развитии и существовании. В результате происхо­дят определенные изменения в структурных образованиях народ­ной художественной культуры. Так, многие любительские фольк­лорные ансамбли перешли на профессиональную сцену, а боль­шинство народных мастеров стали заниматься копированием из­делий для рынка и т.д. Изменился не только их социальный ста­тус, они изменяют представления об истоках народной культуры.

Возвращаясь к основным пластам, составляющим народную ху­дожественную культуру, следует сказать, что каждое из них вклю­чает в себя современные и традиционные сегменты: будь то фольклор, прикладное искусство или художественная самодея­тельность. Нарождающиеся сегменты, выдержавшие проверку временем, становятся традиционными, начинают выступать в ка­честве эталона для оценки, сравнения и т. д. Этот процесс беско­нечно разнообразен, порой обыденно прост, незаметен, но по­стоянен и всеобщ: идет ли речь о пении, танце, резьбе по дереву, игре на гармошке или изготовлении народной куклы.

Данное положение имеет важное значение с точки зрения того, что невозможно ограничить народную художественную культуру только ее традиционными формами или формами, прямо разви­вающими традиции. В народной художественной культуре любого периода постоянно появляется и сосуществует огромное количе­ство образований, прямо или косвенно ориентирующихся на тра­диционный фольклор, традиционное прикладное искусство, и но­вых образований, опосредованно связанных с традиционными ху­дожественными структурами. Некоторые из них трудно опреде­ляемы и соотносимы с известными традиционными формами и образцами. Тем не менее в народной культуре нет ничего, что не имело бы связи с предыдущим, все образования в народной худо­жественной культуре между собой не только коррелируются, свя­заны, проходят определенные стадиальные периоды в определе­нии форм взаимоотношений, но и образуют жесткую системооб­разующую структуру, которую можно представить в виде схемы (см. схему 4). Они образуют сложный синтетический конгломерат разнообразных в жанровом, содержательном, смысловом, эстети­ческом отношении образцов и явлений народной культуры.

Слой традиционной культуры в последнее столетие имеет ярко выраженную тенденцию к сужению и утончению. С формирова­нием новообразований (неофольклора, фольклоризма) в народной культуре они стали занимать значительную часть пространства, сформировали с ней множество пограничных образований раз­личного типа.

Схема 4




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 5282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.