Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пиктограмма




ЛЕВ И МЫШЬ

Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал её. Мышка стала просить, чтобы он отпустил её. Мышка стала просить, чтобы он отпустил её, и пообещала сделать ему тоже добро. Лев громко засмеялся и отпустил мышку. Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышка услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла верёвку и спасла льва.

ЦЕЛЬ: Исследование особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня сформирования понятийного мышления.
Методика может применяться для исследования детей и взрослых в групповом и индивидуальном обследовании.
МАТЕРИАЛ: Чистый лист бумаги, один простой или несколько цветных карандашей, набор слов.
ИНСТРУКЦИЯ: (вариант для детей) "Сейчас мы проверим твою память. Я буду называть тебе слова, а ты к каждому слову нарисуй картинку, по которой сможешь вспомнить потом это слово.
ИНСТРУКЦИЯ: (вариант для взрослых) "Вам будет предложен для запоминания перечень слов и словосочетаний. Для облегчения задачи Вы Можете сразу после предъявления слова или словосочетания выполнить в качестве "узелка на память" любое изображение, которое поможет Вам воспроизвести предъявляемый материал. Качество рисунка не имеет значения. Помните, что этот рисунок Вы выполняете для себя в целях облегчения запоминания. Каждое изображение обозначайте номером, соответствующим порядку предъявляемых слов и словосочетаний.
После инструктажа испытуемому зачитываются слова с интервалом не более 30 секунд. Перед каждым словом или словосочетанием называется его порядковый номер, а затем предоставляется время на его изображение. Каждое слово или словосочетание должно отчетливо произноситься, во избежание повторения. В ходе выполнения задания написание отдельных букв или слов испытуемому не рекомендуется. Скорость и качество выполнения не должны его беспокоить.
Пока испытуемый рисует, ему можно задавать вопросы типа:
"Что ты рисуешь?", "Как это поможет тебе вспомнить слово?" и т.п.
Все высказывания испытуемого заносятся в протокол.

Примерный набор слов и словосочетаний:

1 вариант

1. Веселый праздник

2. Тяжелая работа

3. Развитие

4. Вкусный ужин

5. Смелый поступок

6. Болезнь

7. Счастье

8. Разлука

9. Дружба

10. Темная ночь

11. Печаль

2 вариант

1. Глухая старушка

2. Война

3. Строгая учительница

4. Голодный человек

5. Слепой мальчик

6. Богатство

7. Девочке холодно

8. Власть

9. Больная женщина

10. Обман

11. Веселая компания

Воспроизведение испытуемым словесного материала осуществляется через 40-60 минут или более.
По прошествии времени испытуемому предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова, которые фиксируются в протоколе.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
При оценке результатов исследования подсчитывается количество правильно воспроизведённых слов в соотношении с общим количеством предъявленных слов в соотношении с общим количеством предъявленных для запоминания. Эти данные могут быть сопоставлены с результатами заучивания 10 слов (смотри методику "10 слов").
Содержание самих рисунков отражает запас знаний и предложений испытуемого, особенности его индивидуального жизненного опыта, а также его способности к отвлечениям, абстрагированию.
Особенности опосредованного запоминания выражаются через качество рисунков испытуемого.
Изображения можно классифицировать на пять основных видов:

  • абстрактные,
  • знаково-символические,
  • конкретные,
  • сюжетные,
  • метафорические.

Абстрактные изображения (А) - в виде линий, не оформленных в какой-либо узнаваемый образ.
3наково-символические (3) - в виде знаков или символов (геометрические фигуры, стрелки и т. п.);
Конкретные (К) - конкретные предметы,
Сюжетные (С) - изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж, выполняющий какую-либо деятельность.
Метафорические (М) - изображения в виде метафор, художественного вымысла, так, например, на слово "радость" изображается: человек, поднявшийся в воздух на крыльях.
При обработке результатов исследования рядом с каждым рисунком проставляется буквенное обозначение предполагаемого вида изображения. 3атем можно сделать вывод о характере мыслительного процесса испытуемого в зависимости от наиболее часто употребляемого вида изображения.
Если испытуемый пользуется абстрактным и знаково-символическим типами рисунков, то он может быть отнесен к типу "мыслителя". Такие люди в мыслительной деятельности стремятся к обобщению, синтезу информации, имеют высокий уровень абстрактно-логическоrо мышления.
Испытуемые, у которых преобладают сюжетные и метафорические изображения, составляют группу людей с творческим мышлением, сознающих в себе наличие художественных способностей или увлекающихся художественным творчеством.
В случае предпочтения конкретного вида изображений можно предположить преобладание у испытуемого конкретно-действенного мышления, которое подразумевает оперирование непосредственно воспринимаемыми объектами и связями, либо о так называемом практическом мышлении, направленном на разрешение частных, конкретных задач в практической деятельности. Первое чаще всего свойственно детям до 10-11 лет, второе - руководящим работникам, учителям.
Об уровне сформированности понятийного мышления свидетельствует то, насколько свободно испытуемый устанавливает связи между абстрактными понятиями и изображениями в процессе рисования и воспроизведения слов по рисункам.
Кроме того, следует обратить внимание на проективное значение методики для диагностики особенностей личности испытуемого. Если в качестве опосредованных стимулов часто изображаются человечки, и воспроизведение при этом словесного материала проходит успешно, это может расцениваться как проявление общительности, но если воспроизведение таких изображений затруднено, то это может служить признаком инфантильности.
Можно проследить по качеству рисунков наличие у испытуемого истощаемости. Об этом свидетельствуют нарастающая небрежность, ослабление нажима при рисовании к концу исполнения задания.

Зрительная память
Эталоны для исследования зрительной памяти представлены ниже"6 фигур" и "Лето".

1. "Шесть фигур". Очевидно, что используется только один ряд, остальные - для динамического наблюдения (ретеста).

§ Перед ребенком на 10-15 секунд выкладывается набор из 6 фигур.
И.: "Посмотри внимательно на эти фигурки и постарайся их запомнить как можно точнее". Затем эталонный ряд убирается, и ребенок рисует то, что запомнил. При неудовлетворительном воспроизведении эталон предъявляется еще раз. После чего закрывается и эталон, и то, что нарисовал в первый раз ребенок; весь ряд рисуется заново. При необходимости эта процедура повторяется 4 раза. Нормативным является точное изображение всего ряда с третьего раза.

Прочность хранения зрительной информации исследуется через 20-25 минут (заполненные другими заданиями) без дополнительного предъявления эталона.
И.: "Помнишь, мы запоминали с тобой фигурки? Нарисуй их еще раз". Нормативом здесь считаются 2 ошибки (забывание двух фигур, их неверное изображение, утрата порядка).

§ Ребенку предлагается для запоминания другой ряд из 6 фигур с той же инструкцией; он должен воспроизвести их другой рукой. Требуется только одно воспроизведение; после этого через 20-25 минут исследуется прочность запоминания, как и в пункте а.
Этот вариант теста позволяет сравнить между собой межполушарные различия в сфере зрительной памяти.

2. "Шесть букв".
Инструкция и условия проведения теста - как и в пункте 1 а, б. Эталоны для исследования запоминания букв (используется один из предложенных ниже вариантов):

§ ЕИРКГУ;

§ ДЯВСРЛ;

§ НЮБКИЬ;

§ ОУЗТЩЧ.

3. Сюжетная картинка "Лето".
Перед ребенком на 20 секунд кладется картинка "Лето".
И.: "Рассмотри внимательно всю картинку и постарайся запомнить, как бы сфотографировать ее". После чего эталон убирается, и ребенку задаются вопросы:

§ Какое время года на картинке? Сколько там человек?

§ Что происходит здесь? (Экспериментатор указывает левый нижний угол чистого листа.)

§ Там нарисован пруд; что находится в пруду и рядом с ним?

§ Какие еще животные и растения есть на картинке?

§ Кто чем занимается?

§ Где на картинке заяц и птица с гнездом? (Ребенок отмечает это место крестиком на чистом листе бумаги.)

Прочность хранения организованной по смыслу зрительной информации исследуется через 20-25 минут. Перед ребенком кладется чистый лист.
И.: "Помнишь, мы запоминали большую картинку? Нарисуй мне ее; можно схематично: просто поставь крестики и очерти границы той или иной фигуры или фрагмента".

E-mail:[email protected]

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.