Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архитектура и изобразительное искусство в России в XVI в




Литература и публицистика в России XVI в.

С особой силой разгораются в XVI в. религиозные споры. Противостояние «нестяжателей» и «иосифлян», начавшееся еще в XV в., втягивает в свою орбиту все новые и новые умы. Традицию обличения корыстолюбия, гордыни и мирской суетности духовенства, заложенную Нилом Сорским продолжил князь-инок Вассиан Патрикеев. Крупнейшим мыслителем, оказавшим большое влияние на развитие древнерусской мысли, был Максим Грек (Михаил Триволис) (1470 – 1556). Выходец из знатного греческого рода, получивший прекрасное образование, Михаил долгое время жил в северной Италии. Там он общался с деятелями культуры Возрождения, увлекался проповедями Савонаролы, затем постригся в монахи в католическом доминиканском монастыре Сан-Марко. Из Сан-Марко он переезжает на Афон, где принимает постриг в православном Ватопедском монастыре под именем Максим. В 1518 г. афонский книжник Максим по приглашению Василия III пребывает на Русь, где его, как и многих его соотечественников (например, иконописца Феофана), прозывают Греком. Келья Максима в Чудовом монастыре становится своеобразным «литературным клубом», «философским кружком». Наследие Максима Грека очень обширно: это и переводы, богословские труды, философские произведения. Благодаря его работе на Руси получили распространение многие сведения философского, исторического, лексикографического характера. Наиболее значительным его трудом как переводчика является Толковая Псалтырь, каждый из 151 псалма Максим снабдил символическими интерпретациями, принадлежавшими видным богословам древности: Оригену, Афанасию Александрийскому и др.

В своих сочинениях Максим Грек касается проблем человека, духовного совершенствования, рассматривает он и вопросы общественно-политические. «Слова» Максима Грека обличают сильных мира сего, продолжая традицию нестяжателей. Он рисует Россию в образе неутешно плачущей вдовы, облаченной в черные одежды. Интересны его послания молодому, недавно вступившему на престол Ивану Грозному: «Главы поучительны начальствующим правоверно» (1548 г.), Максим старается внушить царю мысль, созвучную мысли Сократа: повелевать другими может только тот, кто способен повелевать собой. Кружку Максима Грека принадлежал дворянин Федор Иванович Карпов (?–1540) – дипломат, не раз побывавший в Европе, знавший языки, увлекавшийся античной культурой. В его посланиях, адресованных Максиму Греку, митрополиту Даниилу, содержится немало критических рассуждений о социальных порядках в России. По мнению Ф. И. Карпова главная необходимость для Русского государства – «правда», т. е. законность, справедливость.

Важным мероприятием в культурной жизни XVI в. было составление большого сборника религиозной литературы (житий, поучений, памятников церковного права, повестей и сказаний), осуществленного под руководством митрополита Макария. Сборник получил название Великих Четьих-Миней, в нем произведения были распределены по дням, в которые их рекомендовалось читать. Великие Четьи-Минеи призваны были стать сборником всей «чтомой» (читаемой) на Руси литературы. Он состоял из 12 книг (по числу месяцев), каждая из которых содержала 1500–2000 страниц текста. Это был поистине колоссальный труд, включивший в себя более двух тысяч произведений оригинальной и переводной литературы.

Не меньшим размахом отличалось летописное дело. Самым обширным сводом XVI в. является Никоновская летопись. В ней были объединены большое число местных летописей, повестей и сказаний, многие из которых в самостоятельном виде не дошли до нас. На основании текста Никоновской летописи был составлен грандиозный Лицевой свод, состоявший из 10 томов. Он содержал сведения по русской и мировой истории и был богато иллюстрирован (16 тыс. миниатюр). На рубеже XV–XVI вв. составляется новый свод всемирной истории – Русский хронограф. Важно, что помимо летописей в XVI веке появляются исторические сочинения других видов. Это, прежде всего, Степенная книга, в которой история русского государства изложена не по годам, как в летописях, а по поколениям (т. е. по «степеням», всего их было 17) правящей династии, начиная с Владимира I и до Ивана Грозного. В создании Степенной книги нашла свое наивысшее выражение характерная черта литературы XVI в. – интерес к биографиям исторических личностей. Важным историческим источником является «Казанская история», посвященная завоеванию Иваном Грозным Казанского ханства.

Своеобразный памятник средневековой русской литературы для широкого читателя – «Домострой» (по сути, «Домоводство»), составленный в середине XVI века сподвижником Ивана Грозного попом Сильвестром. В «Домострое» читатель мог найти всякого рода советы как «душеполезного», так и практического содержания. В нем определялись как обязанности человека по отношению к церкви и государю, так и нормы построения семейного быта и ведения домашнего хозяйства.

Событием огромной важности было возникновение книгопечатания на Руси. Первая типография появилась в Москве в 1553 г. Ее называют анонимной, т. к. на изданиях, выпущенных этой типографией, не указано ни имя печатника, ни место, ни время печати. Первую точно датированную русскую печатную книгу «Апостол» выпустили в 1564 г. Иван Федоров и его соратник Петр Мстиславец. Продукция типографии отличалась большим художественным совершенством. Под давлением реакционных религиозных кругов, из-за обвинений в ереси русские печатники вынуждены были перебраться в Великое княжество Литовское. В Львове они печатают первый русский букварь с грамматикой. Продолжает развиваться книгопечатанье и в России. Однако печатная книга еще очень долгое время существовала параллельно с книгой рукописной. Печаталась, в основном, богослужебная литература; летописи, повести и сказания продолжали переписываться от руки.

В XVI в. ведется интенсивное архитектурное строительство. В Москве строится больше каменно-кирпичных сооружений, чем за весь предыдущий период. Большое влияние на архитектурные вкусы эпохи оказал ансамбль кремлевских храмов. В очертаниях Софийского собора в Вологде, Успенского собора Троице-Сергиевого монастыря угадываются формы Успенского собора Московского Кремля, построенного Аристотелем Фиорованти в конце XV в.

Наиболее интересным явлением в развитии архитектуры было возникновение новой конструкции храма, полностью порывавшей с традиционной крестово-купольной схемой, заимствованной на заре христианизации из Византии. В ее основу было положен прием, давно известный в русском деревянном зодчестве – шатер – конструкция перекрытия, выполненная не в виде привычных сводов и опиравшихся на столпы куполов, а в виде высокой, устремленной вверх восьмигранной пирамиды. В 1532 г. была построена первая, самая известная и в художественном плане совершенная церковь Вознесения в царской резиденции селе Коломенском. Современники отмечали, что храм построен «на деревянное дело», т. е. по типу деревянных храмов. Новая конструкция позволяла придать постройке подчеркнутую вертикальную устремленность, мистически выражавшую идею вознесения. Идея шатрового храма была развита в построенном в честь взятия Казани соборе Покрова на Рву (Василия Блаженного) (1560 г., арх. Барма и Постник), в котором шатром увенчана центральная башня, окруженная со всех сторон небольшими столпообразными храмами. Отличает собор также богатое декоративное убранство, построенное на сочетании красного кирпича и белокаменных резных деталей.

В развитии живописи можно выделить две тенденции. Стоглавый собор 1551 г. потребовал от живописцев строгого следования канонам. В качестве непререкаемого образца иконного писания утверждается творчество Андрея Рублева и Дионисия, что привело к некоторому замедлению поступательного движения искусства, повторению заученных форм и снижению творческой составляющей в деятельности иконописцев. С другой стороны, расширяется тематика живописных произведений. В композиции фресок включаются портретные изображения (Ивана IV, митрополита Макария), аллегорические и исторические сцены. Живопись ставится на службу идеологии. Примером тому могли служить не сохранившиеся до сегодняшнего дня, но известные по описанию XVII в. росписи Золотой царицыной палаты Кремлевского Дворца, одно из главных мест в которой занимали композиции на сюжеты «Сказания о князьях Владимирских».

16. Просвещение и общественная мысль Украины в конце XV –XVI вв.

. После упадка Киевской Руси литовское проникновения, польская экспансия, татарский агрессия существенно повлияли на ход событий в украинских землях В XIV-XVI вв произошли значительные изменения во всех сферах обще совместной жизни Неоднозначные процессы были характерны в настоящее время культурном развитии Украины дестабилизирующих культурный процесс факторами стали падения Византийской империи в XV в, что лишило христ иянську православную религию внешней поддержки, коренным переориентировало торговлю, повлияло на культуру хозяйствования в украинских землях, отсутствие собственной государственности в этих землях; растущая угроза ополячивания и окатоличивания после заключения Люблинской унии 1569 p; татарский агрессия Подъему украинской культуры способствовали технический и технологический прогресс; возникновение и развитие собственного книгопечатания, что позволяло быстрее, точнее и шире распространять знания и информацию; появление на исторической арене казачества, которое выступало мощным культуротворческой фактором Взаимодействуя, эти факторы д окоринно изменили культурный облик украинского земелх земель.

Определенные сдвиги в XIV-XVI вв состоялись в политической культуре Европейский вспышка Возрождения дал толчок развитию гуманистической мысли в Украине Носителями новых идей стали Юрий Дрогобыч, Павел Русин из Кросна, Лукаш из Нового Города, Станислав Ореховский и др. В частности, С Ореховский одним из первых среди представителей европейской политической мысли возразил божественное происхождение власти и государства категорически высказался против подчинения светской власти духовной, отстаивал невмешательство церкви в государственные дела В своих произведениях гуманисты преодолели господствующий в средневековой историографии провиден циализм (понимание причин общественных событий как проявление воли Бога) и фатализм и начали изображать исторических деятелей, как активных субъектов, поведение которых зависит от конкретных обстоятельств Суть идей, которые во ни отстаивали, заключалась в освобождении общественного сознания, общественной и умственной деятельности из-под власти клира И хотя украинские гуманисты были только элитарной группой светских интеллектуалов, а их идеи не имели широкое распространение, все же они готовили теоретическую основу для серьезных общественных сдвигов, указывая на человека как на активного субъекта исторического процесс процесу.

будто для иллюстрации мыслей гуманистов, в конце XVI - начале XVII вв на историческую авансцену выходит новая общественная сила - мещанство, которое сразу стало заметным фактором общественно-политической жизни Именно мещанство стало основой братств - легальных организаций, в деятельности которых сначала преобладал религиозно-благотворительный направление, а по мере усиления иностранного гнета все больше проявляли себя декабре омадсько-политический и национально-культурный направления Братства фактически превратились в идейные центры защиты языка, культуры, духовных ценностей украинского народа, на зародышевые элементы гражданского ого обществтва.

Новым явлением политической культуры этого периода следует отнести и феномен Запорожской Сечи, которая была прообразом будущей украинской государственности

Значительные изменения в XIV-XVI вв произошли в сфере правовой культуры украинского земли потеряли свою самостоятельность, поэтому особенностью их общественной жизни стало сосуществование правовых систем различного харак ктер и происхождения Главными документами, регулирующие правовые отношения, стали Литовские статуты: Старый (1529), Волынский (1566), Новый (1588), в основу которых были положены традиционные нормы место ного обычного и писаного («Русская правда») права Кроме этой правовой системы, в украинских землях во многих городах действовало Магдебургское право, а в сельской местности западных земель - Волосское прав в Хотя появление чужих юридических институтов не совсем соответствовала ментальности местного населения, блокировала развитие традиционных правовых норм, однако именно Литовский статут завершил процесс унификации пр авових систем древнерусских земель и стал олицетворением полного единого общего права, а Магдебургское право вводило общественные отношения в цивилизованное русло, закладывало на украинском грунте основания г ромадянського обществьства.

Определенные сдвиги произошли и в бытовой культуре украинских земель Расширение господского землевладения, усиление власти феодала логично привело к изменению лица тогдашних сел Если раньше, когда свободно й земли было много, границей между соседями считалось место «где столкнутся топора», то есть, где с обеих сторон встретятся рубить во время рубки леса, то в XV-XVI вв под давлением наступления феодалов на селя НСК земли происходит определенное упорядочение структуры крестьянского поселения Дома строят вдоль дороги Каждая домом расположены загуменкы, есть длинные узкие полосы земли, принадлежавшие хозяину домов хати.

цивилизованными становятся семейные и родственные отношения В украинских землях длительное время существовал гражданский брак, основанный на народных свадебных обычаях и традициях Начиная с XVI в, между родителями и и родственниками невесты и родителями и родственниками молодого заключается договор (сговор, сговор, согласие) Первоначально этот договор заключался устно, а начиная с XVII в - письменно, чтобы закрепить за молодыми приоб а не В XVI-XVII вв церковь устанавливает контроль над процессом бракосочетания С этого времени только через обряд венчания брак становился действительно дійсним.

В период XIV-XVI вв в народный быт входят часы, водка, огнестрельное оружие и другие изобретения, которые существенно повлияли на общественную жизнь

Развивается фольклор творчество обращается прежде всего к воспевание традиций Киевской Руси В целом преобладает обрядовая поэзия (выразительные, купальские, обжиночные песни, причитания), а с XVI в появляются новые фольклорные жанры - думы, исторические песни, новая тематика - борьба против татаро-турецкой агрессии, новый герой - казак-воин, защитник родной земли, новый идейное содержание - становление ния и распространения норм казацкой рыцарской этики, пробуждение чувства патриотизма, формирование у народа нового уровня самосознания, гражданского долга и веры в собственные силыили.

Значительные качественные изменения произошли в духовной культуре течение XIV-XV вв на почве древнерусского языка под влиянием народной речи сформировалась «русская речь», ставшей официальным государственным языком в Литовс ской государстве «Русская речь» - это определенная общая основа, ступенька в становлении украинской и белорусской национальных языков На рубеже XV-XVI вв сформировались две отдельные литературные языки - староукраинский и старобелорусский Если образование Речи Посполитой (1569) функционирования русского языка было достаточно свободным, то после перехода Волыни, Брацлавщины, Киевщины в состав Польского государства она испытывает дис криминации И все же, несмотря на притеснения, украинский язык не только не сдает позиции, а расширяет сферы потребления, обогащает свою стилистику Наряду с уже традиционными юридически деловым и летописным стилями переводной литературой, ораторско-проповеднической прозой бурно развивается полемический стиль (Г Смотрицкий, и Вышинский, С Зизаний), зарождается научный (в лекарственных пособиях, грамматиках словарях), возникает украинского стихосложения (Г Смотрицкий, Д Наливайко и др.ивайко та ін.).

Глубоко сказалась на духовной культуре специфическая ситуация в религиозной сфере, сложившейся в украинских землях XV-XVI вв Непрерывное противостояние католичества и православия обусловило заключение Берес Ейск унии (1596) и образования униатской церкви, что усилило остроту религиозных и национальных конфликтов Религиозное противостояние имело не только негативные последствия Пытаясь укрепить собственные позы ции, противодействующие стороны должны были заботиться о развитии образования, распространения своего влияния через развитие школ Религиозная полемика возбуждала мысль, способствовала развитию культуры дискуссии, формированию полемического стилтилю.

Реальные потребности хозяйственного и культурной жизни, распространение идей гуманизма, попытки представителей различных религиозных конфессий расширить свою социальную базу обусловили качественные изменения в сфере образования В X XV-XVI вв наряду с традиционными школами при церквях и монастырях возникают протестантские и католические школы, которые давали высокий уровень знаний Пытаясь противодействовать распространению чуждых влияний, православные основывают свои образовательные учреждения Так, в сфере образования появляется новый тип школы - греко-славяно-латинская, в учебном процессе которой органично сочетались древнерусская традиция и новейшие достижения с ахидноевропейськои мнения Первым учебным заведением этого типа в украинских землях стала Острожская академия (1576), основана князем К Острожским В своих стенах она собрала апр тогдашней украинской и зарубежной интеллектуальной элиты Ее преподавателями были Г Смотрицкий, В Суражский, Д Наливайко, чужеземцы - известные ученые К Казимирский Я Лятош, К Лукарис, который вскоре стал патриархом Константино польским Своеобразную эстафету Острожская академия передала братским школам, первая из которых возникла 1586 г во Львове конце XVI - начале XVII в школы этого типа действовали в Перемышле, Каменец-Подольский ькому, Галиче, Холме и другие городалмі та інших містах.

Падение в середине XV в Византийской империи обусловило коренной переворот в духовной жизни украинского общества После определенной паузы в поступательном развитии культуры, своеобразного интеллектуально ого и культурного застоя, начинается переориентация на западную цивилизацию, активное усвоение на почве киево-русской духовности достижений западноевропейской культуры проявления этих качественных изменений в ду духовном сфере Украины стали: 1) уход от византийских образцов и канонов (в XV-XVI вв в иконописи фигуры святых выходят за пределы византийских условностей, приобретают черты индивидуальности, передаеть ся динамика движения) 2) распространение идей гуманизма и реформации, 3) появление новых форм самовыражения и художественных стилей (в литературе получает распространение полемический стиль, возникает украинского стихосложения), в живописи конце XVI появляются новые жанры - портрет, историческая живопись, растет интерес к пейзажу; возникают такие жанры светской музыки, как бытовая песня для триголосого ансамбля или хора (кант), сольная песня с сопровождением; в 1573 г создается отечественный кукольный театр, что в дальнейшем перерастает в традицию украинского вертепа; зарождается стиль барокко; 4) усиление светского элемента в культуре, рост внимания к человеку и его духовного мира, 5) индивидуализация творчестверчості.

Итак, положительные сдвиги в культуре труда и хозяйствовании связанные с налаживанием Украина активных торгово-экономических связей с Европой Появление элементов гражданского общества и модели-заработной одку (Запорожская Сечь) национальной государственности в политической и правовой культуре, рост цивилизованности в сфере бытовой культуры; существенные качественные изменения в культуре духовной, обусловленные влиянием идей гуманизма и реформации, создали благоприятную почву для роста национального самосознания украинского народа, укрепление его веры в собственные силы, сплочение в борьбе за свою землю, веру, права и независимостьь.

Период с конца XIV до начала XVI в. - Время борьбы за сохранение культурной самобытности Украины, дальнейшего формирования украинского народа. Чужеземное угнетения и постоянные нападения турок и татар не способствовали развитию украинской культуры.
Украина имела тесные связи с культурами русского, белорусского, болгарского и сербского народов. В конце XV в. большое влияние на их развитие привело к возникновению в Кракове и Черногории восточнославянского печатания кириллицей. В 1491 г. в Краковской типографии было напечатано "Октоих", "Часослов", а в 1495 г. в Черногории - "Псалтырь". Эти книги распространились в Украине. В начале XVI в. Издательскую деятельность начал белорусский ученый-гуманист Франциск Скорина. В течение 1517-1518 pp. в Праге кириллицей он выдал несколько частей Библии, а в 1525 г. в Вильно - "Апостол". В 1577 г. князь К. Острожский основал типографию в Остроге.
В XV в. в Украине в сфере образования еще сохранялись древние традиции. Начальные школы существовали при больших церквах и монастырях в городах, а также в некоторых усадьбах магнатов. Учителями в основном были дьяки, которые учили читать, писать и церковного пения.
Выходцы из Украины учились во многих европейских университетах, в частности в Болонском, Краковском и Пражском. В Сорбонне имена студентов-Украинской, а также бакалавров и магистров встречаются уже во второй половине XIV в., А в середине XV в. Сорбонна имела нескольких докторов-украинского. Те, кто получил образование за рубежом, вернувшись в Украину, распространяли здесь передовые идеи гуманизма, в частности учение Яна Гуса. Некоторые оставался работать на чужбине. В конце XV - начале XVI в. в Европе знали о научной работе Юрия Дрогобыча (Котермака) в Болонском университете, Павла Русина - в Краковском. В 1481 г. Юрий Дрогобыч был избран ректором Болонского университета. Он написал ряд трудов по философии, медицины, астрономии.
Конец XIV в. обозначен изменениями, происходящими и в народном творчестве. Обрядовая поэзия существенно освобождается от культовых элементов. Украинский народ создает пословицы, поговорки, сказки, легенды. Начиная с XV в. зарождается эпическая поэзия - Украинские песни и думы. Выполняли их народные певцы - кобзари. В основном эти произведения отражали историческую тематику, прославляли героев. Самой известной является "Дума про казака Голоту".
В Украине и дальше развивается летописание. Интересные исторические сведения содержались в "Кратком Киевской летописи", датированном XIV XV вв., А также в так называемых литовских летописях. Распространение получили и церковно-литературные произведения: послание, жития святых. Особенно много таких описаний появилось в Киево-Печерской лавре. Наряду с церковной развивалась и светская литература, в частности сборник "Измарагд" на морально-бытовые темы, сборник повестей "Александрия" об Александре Македонском, повести о Троянской войне.
Появляются новые элементы в архитектуре. Строятся каменные замки с башнями, рвами, мостами (в Луцке, Кременце, Хотине). Под влиянием западной архитектуры начали сооружать безбанни храмы. Было построено много монастырей: Киево-Печерский, Дерманский, Уневский, Троицкий. Главными заказчиками становятся шляхта, городские и сельские общины, чьи эстетические пристрастия влияли на архитектуру.
К лучшим образцам живописи этого периода относятся сюжеты-композиции "Рождество Христово" и "Успение Богородицы" в Кирилловской церкви в Киеве (XIV в.), Рисование Онуфриевской церкви в селе Лавровое (XII в.) И Армянского собора во Львове (XIV-XV в.). Получили распространение иконы, нарисованные на досках. Среди иконописцев отличается Петр Ратенський, который нарисовал икону "Богородица" во Владимиро-Волынском соборе и Петровскую икону в Успенском соборе в Москве.
Дальнейшее развитие получили также хоровое пение, танцевальные жанры инструментальной музыки (гопак, казачок), музыкальный и танцевальный фольклор, игра на бандуре.
В этот период продолжаются формирование и развитие украинской народности.
Вопрос о создании украинской народности сложное и до сих пор окончательно в исторической науке не решен. Наиболее распространены три концепции: по первому часть российских историков, оправдывая политику русификации, проводимой царизм, доказывали, что на протяжении всей истории существовала и развивалась только одна великорусская народность, а украинской и белорусской народностей не было и нет, что они являются "ответвлениями российского народа". Тем самым отрицалось право этих народов на свободное национальное развитие. Согласно концепциям М. Карамзина (1766-1826), В. Ключевского (1841-1911), М. Погодина (1800-1875), Киевское государство было результатом произведения великорусской народности. Русский писатель А. Солженицын, претендуя на роль знатока истории, в брошюре "Как нам обустроить Россию?" пишет: "Это все фальшивая выдумка, что чуть не с IX века существовал украинский народ с особым нерусской языке".
Вторая концепция наиболее полно изложена в трудах М. Грушевского (1866-1934). Он считал, что не существует "общерусской" истории, равно как не может быть и "общерусской" народности, а может быть только история "русских народностей".
Порогом исторических времен для украинского народа М. Грушевский считал IV в. н. есть. Он категорически отвергал претензии Московской Руси на часть древнерусского наследия, правопреемником которой является исключительно "украинского-русская" народность, ибо именно она создала Киевское государство. Согласно концепции М. Грушевского, Киевская Русь - это Украина. Она занимала территорию 1,5 тыс. км длиной и 800-900 км шириной, объединяла различные племена, на основе которых формировалась украинская народность. Киевское государство покорила также северные племена, от которых пошли великорусский и белорусский народы. Он доказывал, что история вела украинских и русскую народность в основном различными путями, которые имели больше отличий, чем сходства. время М. Грушевский отмечает, что Киевская государство оставило глубокие следы в быту и культуре северных и северо-восточных земель, входивших в ее состав (распространение государственной христианской религии, византийских книг и искусства, формирование правовых отношений). Вследствие феодальной раздробленности отделилась северо-западная часть Киевской Руси. Высший, чем в Киевской Руси, развитие производительных сил, оживление обмена и торговли, экономических связей между отдельными землями, политических отношений, особенно в результате усиления освободительной борьбы против чужеземных захватчиков, - все это стало основой создания украинской народности. время формировались единая культура, язык и общие черты быта украинской народности. Чтобы сохранить себя как этническое единство, украинскому народу пришлось бороться против татаро-турецких, польских, литовских, венгерских захватчиков и русского царизма. Территорией формирование украинской народности были Киевская, Переяславская земли, Волынь, Подолье, Восточная Галиция, Закарпатье, Северная Буковина, Черниговская и Северская земли. В основу языка украинской народности было положено средне-однипровськи диалекты.
Во времена феодальной раздробленности возник этнический и историко-географический термин "Украина", который впоследствии стал собственным названием юго-западных земель. Впервые название "Украина" употребляется применительно большой территории Приднепровья в 1187 г. в Киевской летописи о смерти переяславского князя Владимира Глебовича. То же Киевская летопись В 1189 г. называет Украину Галицкую землю. С тех пор название "Украина" употребляется в летописях параллельно с названием "Русь", "Русская земля". В XV-XVII вв. Название "Украина" употребляется во многих украинских официальных документах, мемуарах, художественных произведениях, народных думах и песнях. Так, широко известными в XVI в. были песни "Опечалилась Украина", "Дума об Иване Вдовиченко-Коновченко", где говорилось о "славной Украины", и "Песня о Байде», который должен "стать господином на всю Украину".
Представители третьей концепции - советские историки Б. Греков, В. Мавродин, Б. Рыбаков и П. Толочко - считают Киевскую Русь общей этнической основой русского, украинского и белорусского народов. Советская историография осуждала концепцию М. Грушевского, его школы, других украинских историков, отвергала твеhдження, что украинская народность берет начало от славянских племен антов, выступала против положения, что Киевское государство было создано украинское народностью, называла ее общей колыбелью русских, украинских и белорусов.
Проблема формирования украинской народности можно исследовать только комплексно, на основе научного анализа с использованием новых материалов по археологии, истории, антропологии, этнографии.
Подводя итоги, заметим, что в конце XIV - начале XVI в. большинство украинских земель оказалась под властью Великого княжества Литовского, а впоследствии Польши; Закарпатье было под властью Венгрии, Буковина - под властью Молдавии, Черниговская земля с 1503 г. принадлежала Московскому государству, Северное Причерноморье - Крымскому ханству. Однако несмотря на неблагоприятные исторические условия в Украине интенсивно развивалась экономика, происходили социально-политические изменения, дальнейшее развитие украинской культуры, формировалась и развивалась украинская народность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1231; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.