Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Просвещение и общественная мысль Украины XVII в




В начале XVII в. центр просвещения Украины переместился в Киев, где была открыта братская школа (1615), в которой преподавали выдающиеся ученые – Иов Борецкий (переехал из Львова и стал ректором), Елисей Плетенцкий, Захария Копыстенскпй, Тарас Земка, Мелетий Смотрицкий, Кассиан Сакович и др. Наряду с братской школой киевский и галицкий митрополит Петр Могила в Печерском монастыре основал «гимназион», который по своей программе приближался к западноевропейским коллегиумам. По требованию горожан и казаков в 1632 г. обе школы объединились в Киевский коллегиум, уровнем своим не уступавший иностранным высшим учебным заведениям. Коллегия получила название Киево-Могилянской в честь П. Могилы, который был инициатором объединения и реформы школы. Киево-Могилянская коллегия имела шесть классов: пять годичных и шестой двухгодичный. Она давал довольно широкое образование – в нем преподавались философия, математика, астрономия, риторика, славянский, греческий, латинский и польский языки. Коллегиуму подчинялись школы в Виннице, Гоще и Кременце. Он поддерживал связи с образовательными центрами России, Белоруссии, Польши, Литвы, Молдавии, Сербии, Болгарии, Венгрии и других стран. Его воспитанники нередко продолжали обучение в университетах Парижа, Вены, Рима, Гейдельберга и других европейских городов.

Распространению образования на Украине способствовали учебные пособия. В частности, учителя Львовской братской школы составили греко-славянскую грамматику – «Аделфотес» (1591). Лаврентий Зизаний написал «Грамматику словенскую» (1596). Наиболее совершенной в то время была «Грамматика словенская» (1618) Мелетия Смотрицкого, которая использовалась в качестве учебника в школах России, Белоруссии и Украины до конца XVIII в. Пособиями для изучения славянского языка стали «Лексис» (1596) Лаврентия Зизания и «Лексіконъ славеноросскій і именъ тлъкованіе» (один из первых печатных украинских словарей, 1627) Памвы Берынды. Студент Парижского университета Иван Ужевич написал на латинском языке «Грамматику словенскую» (1643).

Для дальнейшего развития культуры огромное значение имело книгопечатание, которое началось на славянских землях в конце XV – в начале XVI в. Среди первых центров славянского книгопечатания выделяются Краков, Прага, Москва, Львов.

В первой половине XVI в. в Москве действовала типография, в которой работал русский первопечатник Иван Федоров (1525–1583) и его помощник белорус Петр Мстиславец. Здесь увидели свет первая в России печатная книга «Апостол» (1564), а затем – «Часослов» (1565). Обе отличались высоким для того времени полиграфическим и художественным оформлением. Иван Федоров был высокообразованным человеком, мастером типографского дела, редактором, художником и писателем.

Высшее духовенство и часть боярства в период царствования Ивана Грозного преследовали Федорова и Мстиславца, их обвиняли в ереси. Это заставило первопечатников тайно выехать в Литву. Там в белорусском местечке Заблудове они открыли типографию (1568), где издали «Евангелие учительное» (1569) и «Псалтирь» (1570) на средства православного магната Игнатия Ходкевича. Затем И. Федоров переехал во Львов, а П. Мстиславец – в Вильно, где самостоятельно продолжали издавать книги.

С помощью мещан И. Федорову удалось основать во Львове собственную типографию (1573). Уже в следующем году на Украине увидела свет и первая печатная книга «Апостол» на церковнославянском языке, а также «Букварь» для обучения детей грамоте.

Вследствие материальных затруднений И. Федоров несколько лет не издает книг в своей типографии. Вскоре он оставляет Львов и некоторое время занимает должность управителя Дерманского монастыря на Волыни. Тем временем в Остроге образовался кружок известных ученых и стала действовать школа. По приглашению князя К.К. Острожского И. Федоров прибыл в Острог и открыл типографию, в которой издал «Букварь» (1578), «Книгу нового завета» (1580), «Хронологию» белорусского поэта-кальвиниста Андрея Рымши. Венцом его типографской деятельности стала «Острожская библия» (1581) – первое издание полного церковнославянского текста библейских книг, которое должно было стать острым оружием в борьбе против экспансии католицизма на Украине. Из Острога И. Федоров возвратился во Львов, имея намерение продолжить там издательское дело, но вскоре умер. Типографию И. Федорова выкупило у кредиторов Львовское братство и использовало для дальнейшего издания книг.

После смерти первопечатника издание книг на Украине продолжили его ученики и последователи. В частности, в Остроге типография действовала на протяжении 1578–1612 гг. под руководством Василия Суражского, Демьяна Наливайко, других деятелей и выпустила в свет произведения «Ключ царства небесного», «Острожскую книжицу» Герасима Смотрицкого, «Апокрисис» («Отповедь») Христофора Филалета и др. Во Львове братская типография издала книги «Аделфотес» (грамматику греческого и славянского языков) и «Просфонима» («Привет») – первый сборник стихов, составленный учениками братской школы.

Книгопечатание на Украине развивалось довольно быстро. В разное время на протяжении 1573–1648 гг. там работало около 40 типографий (во Львове, Остроге, Киеве, Стрятине, Уневе, Почаеве, Луцке, Кременце, Чернигове и других городах). Из числа последователей II. Федорова стали наиболее известными Василий Суражский, Демьян Наливайко, Михаил Слёзка, Тимофей Вербицкий, Кирилл Ставровецкий, Памво Берында, Андрей Скольский, Тарас Земка, Семен Будзнна, Спиридон Соболь и др.

В начале XVII в. центр книгопечатания на Украине переместился в Киев. После закрытия типографии в Стрятине (1606) ее оборудование приобрел архимандрит Печерского монастыря Елисей Плетенецкий. Бумагой типографию снабжала «папирня» из Радомышля. Печорская типография выпустила в свет немало изданий, которые способствовали развитию образования, культуры и общественной мысли на Украине. Первыми книгами были «Часослов» (1617, 1627), «Визерунок цнот» (1618) Александра Мигуры – панегирик в честь Е. Плетенецкого, «Анфологион» – сборник праздничных служб, переведенных с греческого языка Иовом Борецким, Захарией Копыстенским, Памвой Берындой. Кроме Печерской в Киеве действовали типографии зажиточных мещан Тимофея Вербицкого и Спиридона Соболя.

Духовенству не удалось полностью подчинить своему влиянию книгопечатание. Зачастую в церковных книгах помещались светские предисловия, цитировались античные писатели и философы средневековья. Вокруг типографий создавались кружки ученых и писателей, которые основывали школы и библиотеки. Распространялись также книги, изданные в Италии, Франции, Англии, Германии, Голландии, Чехии, Болгарии.

Среди существовавших во второй половине XVII в. крупных типографий наиболее значительной была типография Киево-Печерской лавры, напечатавшая на протяжении второй половины XVII в. 117 изданий. Книги, изданные типографией Киево-Печерской лавры, отличались четким шрифтом, богатым оформлением, высокохудожественными гравюрами и орнаментом. Эти книги широко распространялись среди украинского, русского и белорусского населения, а также в Болгарии и других славянских странах.

В западных землях Украины существовали типографии во Львове, в Уневском монастыре возле Злочева, а также в Грушеве (Закарпатская Украина). Но вскоре часть их была закрыта польским и венгерским правительствами. В 1675 г. была создана типография в Новгороде-Северском, впоследствии перенесенная в Чернигов.

Уничтожение польско-шляхетского господства после освободительной войны 1648–1654 гг. содействовало поднятию грамотности на Украине. Во многих украинских селах при церквах были созданы начальные школы, в которых учителями были дьяки. Здесь учились дети казаков, крестьян и духовенства. В городах существовали средние школы, организованные братствами. Братские школы были общеобразовательными. Кроме церковнославянского, латинского и греческого языков, в них изучали диалектику (ее понимали как искусство спорить, защищать и отстаивать свою точку зрения), риторику, поэтику, а в высших классах — геометрию, математику, астрономию и музыку. Центром образования, науки и литературы был Киев с его Киево-Братской коллегией. В конце XVII в. это учебное заведение насчитывало не менее тысячи слушателей – детей старшины, духовенства и мещан. По образцу Киевской коллегии были основаны коллегии в Переяславе, Харькове (переведенная из Белгорода) и Чернигове. Киевская коллегия оказала значительное влияние на организацию Московской славяно-греко-латинской академии.

В конце XVI – первой половине XVII в. на Украине в связи с усилением антифеодального и освободительного движения развивается полемическая литература, имевшая преимущественно теологический и художественно-публицистический характер и противостоявшая феодально-католической экспансии и распространению унии. Эта литература содержала элементы художественного стиля, проявлявшегося в лирических отступлениях, острой сатире и т. п.

Толчком к развитию полемической литературы стала книга польского публициста-иезуита Петра Скарги «О единстве церкви божьей» (1577), где пропагандировалась реакционная идея поглощения православной церкви католической под видом унии. Она нашла себе сторонников среди части высшего православного духовенства и на Украине, но против нее выступила целая плеяда талантливых украинских писателей-полемистов: Герасим Смотрицкий, Стефан Зизаний, Христофор Филалет, Клирик Острожский, Мелетий Смотрицкий, Иов Борецкий, Захария Копыстенский, Иван Вишенский и др. Они поднялись на защиту украинской культуры и единства славянских народов, подготавливали идейную основу для освободительного движения.

Наиболее известным среди них был ректор Острожской школы Герасим Смотрицкий, который написал книгу «Ключ царства небесного» и «Каленъдар римски новы» (1587). В них он выступал против национальных и религиозных преследований, в защиту украинского народа.

Особое место в этом жанре занимает творчество выдающегося украинского полемиста Ивана Вишенского, автора 16 произведений («Обличеніе діавола-миродержца», «Посланіе к утъкшим от православное въры епископом», «Краткословный отвът Петру Скарзіе» и др.), которые критиковали политику польских и украинских феодалов, католическое и униатское духовенство, политику полонизации украинского народа. Острому осуждению подвергался весь общественно-политический строй Речи Посполитой. Послания, диалоги и полемические трактаты И. Вишенского, отражая гуманистические идеи эпохи Возрождения, оказали значительное влияние на развитие украинской литературы.

Брестская церковная уния подверглась резкой критике и осуждению в полемических произведениях «Апокрисис» (1597) Христофора Филалета, «Пересторога» неизвестного автора, «Тренос, или плач восточной церкви...» (1610) Мелетия Смотрицкого, «Палинодия, или книга Обороны...» (1619–1622) Захарии Копыстенского.

На Украине в конце XVI в. появились новые формы ораторско-проповеднической прозы в виде «слов», «поучений», «проповедей» и т. п. Они носили преимущественно морализаторский характер, хотя и там проявлялись социальные мотивы. Так, Кирилл Транквилион-Ставровецкий, автор трактата «Зерцало богословіи» (1618), сборника поучений «Евангеліе учителное» (1619), стихов и прозаических произведений, например, «Перло многоцънное» (1646), проповедовал необходимость развития образования и культуры.

Книжная стихотворная поэзия на Украине нередко носила также полемические черты, в частности, «Скарга нищих на бога», «Лямент» («Крик», 1636) неизвестных авторов. Среди других стихотворных произведений художественностью и глубиной содержания выделялись «На рождество» (1616) Памвы Берынды, «Вършъ на жалосный погреб... Петра Конашевича-Сагайдачного» (1622) Кассиана Саковича и др.

Поэты Герасим Смотрицкий, Андрей Ришма, Леонтий Мамонич, Памво и Стефан Берынды, Лаврентий Зизаний, Гавриил Дорофеевич, Тарас Земка, Кассиан Сакович, Кирилл Транквилион-Ставровецкий были также издателями и деятелями просвещения. В своих произведениях они пропагандировали патриотические идеи, призывали народ к борьбе за освобождение и воссоединение Украины с Россией.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.