Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные признаки научного текста - это объективность, системность, логическая доказательность, смысловая точность, строгая аргументированность, однозначность выражения мысли




Основная функция научного стиля – передача логической информации, доказательство ее истинности, новизны и ценности. Реализуется как в письменной форме, так и в устной.

Языковые средства:

· абстрактная лексика

· широко используется терминология

· много абстрактных существительных среднего рода, которые не могут сочетаться с понятиями счета и числа

· использование пассивного залога

· употребление глаголов совершенного вида будущего времени в значении настоящего вневременного (напр. «Поместим вещество в пробирку»).

· Употребление абстрактных существительных в форме множественного числа в значении обобщения (частоты, масла, длины, теплоты).

· Каждое понятие обозначается отдельным словом либо словосочетанием – термином. К термину предъявляются следующие требования: однозначность, стилистическая нейтральность

· Прилагательные превосходной степени

· Предложения связываются союзами поэтому и потому что

· Использование обобщенно-личных и безличных конструкций

 

Выделяются подстили:

 

Собственно научный (академический). Создается специалистами для специалистов. Основная цель – доказать собеседнику, что представленное в тексте содержание является истинным.

Научно-учебный – более адаптированная форма. Задача – донести до читателя учебный предмет, а не науку в целом. Проявляется это в особом отборе материала, рассчитанном на неспециалиста.

 

Научно-популярный. Основная задача – в популярной и доступной форме ознакомить читателя или слушателя с научным знанием вообще. Использует языковые средства, неуместные в собственно научном стиле.

Таким образом, научный стиль реализуется в следующих жанрах:

1) Устные: реферативное сообщение, лекция, доклад.

2) Письменные: статья, монография, учебник, реферат, аннотация, документация, справочник и др. Рассмотрим некоторые из этих жанром подробнее.

 

  1. Публицистический стиль и его признаки.

Публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка и широко применяется в различных сферах общественной жизни: в газетах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений. Сюда же следует добавить политическую литературу для массового читателя и документальное кино.

Важнейшие функции публицистического стиля:

  1. Информационная.

Информационная функция текстов, относящихся к этому стилю, состоит в том, что авторы таких текстов имеют целью информировать как можно более широкий круг читателей, зрителей, слушателей о значимых для общества проблемах и о взглядах авторов на эти проблемы.

  1. Воздействующая.

Информирование граждан о положении дел в общественно значимых сферах сопровождается в публицистических текстах осуществлением второй важнейшей функции этого стили - функции воздействия.

Кроме информационной и воздействующей, тексты публицистического стиля, конечно же, выполняют и все остальные присущие языку функции:

· коммуникативную,

· экспрессивную,

· эстетическую.

Признаки публицистического стиля:

1) Широкий охват лексики литературного языка: от научных и технических терминов до слов обыденной разговорной речи.

2) Эмоционально-оценочная лексика, например: позитивные перемены, энергичный старт, безответственное заявление, твёрдая позиция.

3) Отношения между отправителем и адресатом подобны отношению между актером и зрителями. "Театральная" лексика - яркая черта публицистического стиля.

4) Использование многозначности слов.

5) единственное число имени существительного в значении множественного: Русский человек всегда отличался выносливостью; Преподаватель всегда знает студента;

6) родительный падеж имени существительного: время перемен, пакет предложений, реформа цен, выход из кризиса и др.;

7) настоящее время глагола: в Москве открывается, 3 апреля начинается;

8) причастия на -омый: ведомый, невесомый, влекомый;

9) производные предлоги: в области, на пути, на базе, во имя, в свете, в интересах, с учетом.

 

 

  1. Риторика как наука об ораторском искусстве.

Риторика - филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, красноречие. Первоначально наука об ораторском искусстве, впоследствии иногда понималась шире, как теория прозы или теория аргументации.

 

Невозможно переоценить ее роль в политике, коммерции и в повседневной жизни.

 

Оратор должен быть убежден в той идее, с которой выступает перед аудиторией.

Оратор должен быть актером.

Первое, что должен сделать оратор, готовясь к выступлению, — определить свою сверхзадачу и задачи, которые помогут воплотить ее. После разработки задач необходимо создать образ (в котором Вы предстанете перед аудиторией): манеры говорить, жесты, мимику, характер.

 

Выступление состоит из трех частей: вступления, доказательства и заключения.

 

Вступление должно включать в себя краткое содержание той идеи, правильность которой будет доказана во второй части речи.

 

Основная часть выступления — доказательство. Оно может быть логическим, когда оратор доказывает аудитории правильность идеи. Информационное доказательство опирается на фактический и справочный материал. Эмоциональное доказательство требует от оратора большой самоотдачи и актерского мастерства.

 

В конце выступления оратор подводит итог, кратко повторяет ключевые мысли своей речи, еще раз излагает главную идею выступления, а также может призвать слушателей к конкретным действиям по ее реализации.

 

При публичном выступлении удобно опираться на заранее заготовленные тезисы — короткие предложения, отмечающие тот или иной логический поворот в изложении содержания речи.

Почти всегда при публичном выступлении оратору необходимо отстаивать свою точку зрения перед оппонентами. При этом надо не оправдываться, а обвинять; не объяснять, а декларировать; слышать оппонента так, как наиболее выгодно.

 

При опровержении чужой идеи нужно говорить кратко, не забывать об интонационной гамме. Свою идею нужно повторять как можно чаще для того, чтобы она отложилась в подсознании слушателей.

 

Необходимо чувствовать аудиторию и уметь корректировать свою речь в зависимости от ее реакции.

 

Оратор должен иметь широкий круг знаний по многим вопросам и уметь вести дискуссию на любую тему.

  1. Язык художественной литературы и средства речевой выразительности.

ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ- это поэтический язык, наднациональный тип языка, многие характерные черты которого, однако, выявляются только в рамках творчества писателей определённой нации и только при сравнении с нормами и особенностями соответствующего национального языка.

Элементы литературного языка составляют основу национальной речи.

Выразительной называется речь, способная поддерживать внимание и интерес слушателя или читателя, усиливать эффективность воздействия речи на адресата.

Лингвистическое основание выразительности – наличие в языке изобразительных и выразительных средств, традиционно называемых тропами и фигурами. К языковым средствам выразительности также относятся пословицы, поговорки, фразеологические выражения, крылатые слова.

Тропы – обороты речи и слова в переносном значении, сохраняющие выразительность и образность. Основные виды тропов: метафора, метонимия, эпитет, сравнение, гипербола, литота, олицетворение, перифраза.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.