Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архитектура и художественная культура Древнего Рима (Колизей, Пантеон)




Существуют автостереотипы, отражающие то, что думают люди о своем собственном народе, и гетеростереотипы, относящиеся к другому народу. Оба эти вида этнокультурных стереотипов складываются и укореняются в обществе в качестве общеизвестных традиционных взглядов.

Христианство положило начало совершенно новой культуре - культуре, признававшей в человеке личность и его свободу, смотревшей на человека как на земное воплощение Бога и на Бога как на высшую любовь к людям, как на небесное воплощение человека, Иисуса Христа.

Менталитет: сущность и место в культуре народа

Стартовые» представления о мире.

Стей и интересов человека. Повседневность это мир обычной – по обычаю – жизни

Сти.

Человек живет в мире обыденной культуры, руководствуется обыденным

Культура – это «то во что погружен человек, где он живет, как мыслит, ведет

Повседневность - это жизнь в целом, все жизненные реалии. Повседневная

себя…»

сознанием, создает свой быт (материальное и материализованное в социальных от-

ношениях жизненное пространство) - все это составляющие культуры повседневно-

Повседневная культура - это условие человеческой жизнедеятельности, орга-

низация и институализация человеческих отношений, естественное «здесь» и «сей-

час» бытие человека. В культуру повседневности входит сложный спектр потребно-

человека, его житейский опыт, здравый смысл, складывается его ментальность -

Это - и «умонастроение», и «мыслительные установки», и «коллективные представления», и «воображение», и «склад ума», «мироощущение», «мирочувствие»

Более того, пожалуй, никакая другая религия не содержит таких подчеркнуто антропоцентрических представлений о мире. Разделив человека на два начала - тело и душу, христианство безоговорочно отдало приоритет духовному началу. В христианстве подлинная красота человека выражается в торжестве его духа над телом. На смену одаренному силой атлету, как символу античной культуры, приходит образ одухотворенного человека.

 

10. Под этнокультурным стереотипом понимается представление о типичных чертах, характеризующих какой-либо народ. Существование таких представлений - несомненный факт. «Немецкая аккуратность», «французская галантность», «китайские церемонии» - в этих расхожих выражениях воплощаются распространенные этнокультурные стереотипы. Стереотипными являются мнения о вспыльчивости итальянцев, холодности англичан, гостеприимстве грузин, широте души, неорганизованности, доброте русских. Стереотипы понимаются как характеристики народа в целом, но вместе с тем они обычно распространяются на любого представителя этого народа и предопределяют образ его личности.

I тыс. до н.э.-395 л.н.э.

Выработаны основы архитектуры. Создан искусственный строительный материал(бетон),водопровод. За тем были созданы мифологические системы, ставшие потом религией.

Монотеизм –(иудаизм-христианство).

Монотеизм — учение о едином Боге.К монотеистическим религиям относят религии, разделяющие представления о сверхтварном Творце и Создателе мира (христианство, иудаизм, ислам). Вместе с тем монотеистические религии совсем неоднородны. Представления о едином Боге развиваются ими совершенно неодинаково. Если христианство глубоко и всесторонне раскрывает жизнь единого Бога, содержит целостные представления о Его сверхтварном бытии и Его отношении к созданному Им миру и человеку, то прочие формы монотеизма довольствуются отвлеченной констатацией единобожия. Поэтому среди монотеистических религий целесообразно выделить конкретный (христианский) и абстрактный (прочий) монотеизм, признав истинность и последовательность только за первой формой монотеизма, всесторонне конкретизирующей жизнь Бога и Его отношения к тварному миру.Последовательным монотеизмом может быть названа только религия глубоко и всесторонне раскрывающая жизнь единого Божества. Так, очевидно, недостаточно сказать, что Бог един ("Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут" Иак. 2:19). К этому положению необходимо добавить, что Он есть единая Личность. Но и этот тезис нуждается в дальнейшем раскрытии, поскольку единая Личность нетварного Бога отличается от тварной человеческой личности, должна существовать непостижимым, превышающим ее тварный разум образом.Христианство учит о том, что Бог един, утверждает Его единосущие (Бог един по существу). К этому положению оно добавляет положение о личной природе Божества, учит, что Бог есть Существо личное. Но оно избегает антропоморфизма, когда учит о Боге едином по существу и троичном в Лицах — Святой Троице нераздельной и неслиянной, образ бытия Которой превышает человеческий разум. Очевидно, недостаточно сказать, что Бог есть Творец мира. Необходимо раскрыть Его творческое отношение к тварному миру, ответить на вопрос: «Как Бог творит мир?». Если мы оставим этот вопрос в стороне, то можно допустить, что мир создается из Самого Божественного бытия, то есть он равен нетварному Богу. А этот тезис уже означает язычество. Христианство учит о том, что Бог творит мир из ничего. Он создает его не из Своей сущности, а вызывает из небытия одной силой Своей мысли и воли. Это учение утверждает иносущие (иноприродность) Бога и мира, решительно разделяет тварное и нетварное бытие, закрывает путь обожествления преходящих явлений тварного мира, и мира как целого.Если Бог личен, то Он может искать единения с личностью человека и, как Всемогущий, достигать этого единения, раскрывая человеку Самого Себя. Вне единения Бога и человека познание Бога останется неполным. Как глубоко это единение и в каком Человеке оно осуществилось во всей полноте? Если монотеизм не даст ответы на эти вопросы, то он будет утверждать совершенную непознаваемость Бога для человека. А такое утверждение означает отрицание монотеистического знания по существу. Христианство учит о том, что Бог стал человеком в Богочеловеке Иисусе Христе. Воплощение Бога открывает путь Богопознания. Воплощение Бога являет человеку возможность соединения с Богом, делает его сыном Божьим. Такое соединение осуществляется Божественной благодатью Святого Духа, ведущей христианина к благодатному единению со своим Творцом — обожению.

Основные виды искусства(живопись, скульптуры, декорация, прикладное искусство, театр, музыка).

Национальная культура – это совокупность материальных и духовных ценностей нации, выражающих своеобразие ее образа жизни и традиций. К формам проявления культурного национализма можно отнести европоцентризм, американоцентризм, африканоцентризм, азиоцентризм.

Колизей - самый большой амфитеатр античной эпохи. Он вмещал около пятидесяти тысяч зрителей. Мощные стены Колизея (высота 48,5 м) разделены на четыре яруса сплошными аркадами, в нижнем этаже они служили для входа и выхода. В плане Колизей представляет эллипс (156х198 м); центр его композиции - ныне разрушенная арена, окруженная ступенчатыми скамьями для зрителей. Эллипс наиболее полно отвечал требованиям динамики развертывающихся зрелищ - гладиаторских боев. Он давал возможность максимально активизировать зрителя, приблизить места привилегированной публики к арене; спускающиеся воронкой места разделялись согласно общественному рангу зрителей. Внутри шли четыре яруса сидений, которым снаружи соответствовали три яруса аркад: дорическая, ионическая и коринфская. Четвёртый ярус был глухим, с коринфскими пилястрами - плоскими выступами на стене. Членящие стену пилястры коринфского ордера не нарушают монолит здания, выложенного из серого травертина. Внешний вид Колизея с его могучим упругим овалом исполнен суровой энергии. Это ощущение создается не только огромными масштабами здания, но и обобщением основных форм, торжественной мощью простых ритмов. Внутри Колизей очень конструктивен и органичен, целесообразность сочетается в нём с искусством: он воплощает образ мира и принципы жизни, которые сформировались у римлян к I в. н. э.

Пантеон - "храм всех богов" - стоит и ныне в центре Рима. Это единственный памятник, не перестроенный и не разрушенный в Средневековье. В нём заключается нечто близкое не только римлянам, людям античной эпохи, но и вообще человечеству. Храм всех богов - это храм самой божественной идее. Выстроенный Аполлодором Дамасским, он представляет классический образец центрально-купольного здания, самого большого и совершенного в античности. Ротонда Пантеона снаружи производит впечатление торжественного каменного массива. Глади стен противопоставлен с севера мощный портик коринфского ордера с лестницей. Главное, поражающее зрителя в Пантеоне,- интерьер с огромным цельным подкупольным пространством, торжественно величавым и гармоничным. Пропорции Пантеона совершенны - диаметр купола (43,5 м) почти равен высоте храма (42,7 м), а поскольку высота стен равна радиусу его, в подкупольное пространство вписывается шар. Бетонный купол весом 46 тонн имеет форму полусферы, покоящейся на цилиндрической опоре. Круглое девятиметровое отверстие ("Глаз Пантеона") в вершине купола-источник света, льющегося потоком и озаряющего нерасчлененное пространство интерьера. Сосредоточенность освещения в высшей центральной точке заставляет зрителя остро воспринимать высоту купола. Уже в древности было отмечено, что покрытие гигантской ротонды куполом заключало в себе символическое воспроизведение небосвода. Это решение было продиктовано задачей создания "храма всем богам", не только жилища божества, как это было у греков, но и священного пространства, в котором пребывали молящиеся. Простоте четких геометрических форм внутреннего пространства соответствует строгость убранства. Стены облицованы цветным мрамором, а их пластический декор рассчитан на постепенное облегчение архитектурных форм кверху. Интерьер имеет три яруса. Нижний расчленен колоннами коринфского ордера и высокими нишами со статуями. Расположенный над ним аттиковый этаж с ложными окнами и пилястрами завершается антаблементом. Купол разделен пятью кольцевыми рядами кассет, уменьшающимися кверху. Своими отвесными членениями кассеты перекликаются с пилястрами и колоннами и поднимаются кверху, по меридианам, замыкая купол, а горизонтали кассет как бы вторят линиям карниза. Выявляя глубиной рельефа толщу купольного перекрытия, кассеты усиливают впечатление его материальности. Ордер Пантеона создает как бы переход от величественного масштаба здания к человеку. Покой, внутреннюю гармонию. уход от земной суеты в мир духовности - вот что давал Пантеон посетителям. Стремление к возрождению величия и мощи Римской империи внешне проявилось в тяготении к грандиозности, присущей архитектуре и изобразительному искусству III - первой половины VI в. н. э. Потребности римской городской жизни вызвали появление уже в I в. н. э. нового типа зданий: гигантских терм - общественных бань, рассчитанных на две-три тысячи человек. Это был целый комплекс разнохарактерных по своему назначению сооружений, предназначенных для всестороннего гармоничного развития человека. К залам холодных и теплых бань, образующих центральное ядро композиции, примыкали многочисленные помещения для гимнастических упражнений и умственных занятий. Огромные сводчатые и купольные залы поражали роскошью отделки из мрамора и мозаик, равно как и дворы-сады с экседрами (полукруглые ниши больших размеров, завершенные полукупольным сводом) и площадками для игр. Наиболее знаменитые термы императора Каракаллы (нач. III в. н. э.), вторые по размеру в Риме, дошли до нас лишь в руинах. Они представляли собой своеобразную энциклопедию архитектурно-художественных и конструктивных приемов, применявшихся в римском строительстве. Термы Каракаллы занимали колоссальную площадь с газонами, имели залы горячей, тёплой и холодной воды (калдарий, тепидарий, фригидарий). Художественные идеалы римского искусства III и VI вв. н. э. отражали переломный, сложный характер эпохи: распад древнеантичного уклада жизни и миропонимания сопровождался новыми исканиями в искусстве. В развитии последних сильнее проявилась роль провинций и варварских влияний. Грандиозные масштабы некоторых памятников в Риме и в его провинциях напоминают архитектуру Древнего Востока. В то же время проявлялась тенденция максимально облегчить архитектуру, усилить в ней роль пространства, одухотворить его. В римских провинциях продолжался расцвет градостроительства, там были богатые заказы, туда устремлялись лучшие мастера из Рима. Среди процветавших римских провинций особое место принадлежит северной Африке. Здесь до сих пор сохранилось много прекрасных построек - храмов, вилл, портиков, жилых домов, часто с изумительными мозаиками пола, сохранившими целые картины в рамах, виртуозные по технике исполнения. Общий уровень цивилизации во всей Римской империи в то время был высок как никогда - вплоть до далёкой Британии, куда доходил тот же Адриан и где окончил свои дни Септимий Север, глава новой римской династии. В его правление в Риме возникла иллюзия возможного возрождения былого величия. Пластичный стиль становится предельно живописным. Рельефы триумфальной арки Септимия Севера, поставленной в честь десятилетия правления и побед в Месопотамии, еще более, чем в колонне Марка Аврелия, теряют определенность контуров и форм. Камень стены превращается в сплошную ажурную ткань, трепещущую в неровных бликах светотени. Знаменит Север и возведенной при нем базиликой. О базилике как сооружении, весьма распространённом у римлян, следует сказать особо. Тип базилики (от греч. "базилике" - "царский дом") - прямоугольного вытянутого здания для общественных собраний и советов - возник уже в Греции в III в. до н. э. Здание разделялось продольными рядами опор(колонн, столбов) на несколько проходов - нефов. Средний неф был обычно выше и шире боковых и освещался через окна над боковыми частями. Чаще всего он завершался выступом - апсидой. Впоследствии архитектурная форма базилики использовалась как образец для строительства христианских храмов. К концу III века в Риме наступила временная ремиссия. Императорская власть отчасти окрепла, обстановка немного наладилась. Со всех сторон столицу империи теснили варвары, и наиболее важными архитектурными сооружениями стали крепкие оборонительные стены, среди которых особое место занимала стена Аврелиана.Великая империя в упадке, когда на трон садится Константин, первый император, официально принявший христианство. Античная религия окончательно изжила себя. Завершающим памятником этого времени была базилика Максенция, победу над которым увековечил Константин на Римском форуме (306-312 гг. н. э.). Базилика была задумана настолько грандиозной, с такими колоссальными пролетами сводов, что даже мудрость римских инженеров не спасла ее от разрушения - вскоре после возведения она обрушилась. Сквозной каркасной конструкцией она предвосхищала средневековые христианские базилики Западной Европы. Базилика Максенция - одно из самых грандиозных сводчатых зданий Рима (площадь 6 тыс. кв. м). Прямоугольная в основании, она имела с восточной стороны крытый портик на столбах. Внутреннее пространство, разделенное на три нефа, завершилось в среднем нефе полукруглой апсидой. Средний неф был перекрыт крестовидными сводами, которые опирались на восемь мощных столбов и поддерживались снаружи контрфорсами и вертикальными выступами стены. Только короткая сторона базилики апсидой была решена сплошной стеной. В остальных частях здания своды опирались на столбы, служившие основанием всей конструкции. Тонкие наружные стены были прорезаны двумя ярусами широких арочных пролетов.

После признания в 313 г. христианства господствующей религией началось строительство христианских храмов, формы которых в основном заимствовались из античных базилик. Константин перенес столицу империи на восток, в бывший греческий город Византий. Назван он был "новым Римом", или Константинополем. Отсюда начнет свою историю новое государство - Византия. Рим же оставался еще на протяжении двух веков ценром западной части империи. Та же картина наблюдается и за пределами Рима, как в Италии, так и в провинциях. Античное искусство еще долго будет сохранять свою силу, однако оно, перерастая в средневековое, становится только традицией.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1206; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.