Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 48 западно-европейская живопись межвоенного периода 1920-30 года (сюрреализм, пуризм) 1 страница




Великие архитектурные ансамбли Петербурга и его предместья.

Уникальность архитектурного облика Санкт-Петербурга, красота ансамблей его площадей, домов и улиц привлекает к себе множество туристов со всех концов света. Можно сказать: в Петербурге красиво все. Но на что же в первую очередь обратить внимание? Петербург изначально строился как культурная столица Российской империи. Здесь появился первый в России музей, первая в России библиотека, Академия наук, Академия художеств, Духовная академия. И кто не знает, что с Петербургом связаны имена Пушкина, Лермонтова, Державина, Достоевского, Гоголя, Крылова и многих других знаменитых писателей и поэтов России? В городе много музеев-квартир, бережно сохраняющих память о своих именитых обитателях. На стенах домов висят памятные таблички, напоминающие нам о том, кто в этом доме жил. Помимо Эрмитажа и Русского музея, в стенах которых находятся огромные собрания произведений искусств, в Петербурге множество других музеев, посещение которых будет и полезно и отрадно для глаз и для души. Можно посвятить время, отведенное для посещения Петербурга, посещению музеев, чтобы ближе познакомиться с духом города, чтобы лучше понять, чем жили, о чем думали и мечтали наши предки.Но можно это время посвятить прогулкам по Петербургу и увидеть плод мечтаний и трудов наших предков, выраженный в камне, в архитектурном наследии, которое они оставили нам. Наследие огромно. Поэтому последуем совету Козьмы Пруткова, не будем обнимать необъятного, а постараемся отметить основные архитектурные ансамбли Петербурга, наиболее характеризующие его, как город неповторимый, уникальный.Главный архитектурный ансамбль города - это трио, аккорд трех центральных старейших петербургских площадей, Дворцовой, Сенатской и Исаакиевской, объединенных друг с другом прекрасным Александровским садом. Когда-то вся эта территория была огромным лугом - гласисом, лежащим перед построенной почти одновременно с основанием города Адмиралтейской верфью. Адмиралтейская верфь мыслилась Петром I и как крепость, план для которой начертал сам император. А по законам фортификации того времени перед крепостью обязательно должно быть обширное открытое пространство - гласис. Однако широко мыслящий и быстро действующий император почти в одно и то же время с основанием Адмиралтейства построил крепость в более удобном месте на острове Котлин, воспользовавшись для этого тем, что шведы, занимавшие остров до этого времени ушли на зимовку домой. Крепость оказалась на редкость удобно расположенной - она перекрывала вход в Неву и, следовательно, в только что основанную новую столицу Российской империи. Шведы весной, когда сошел лед, отправились на оставленный ими на зиму остров, но к своему удивлению обнаружили, что остров занят и защищен крепостью. Они попробовали было ее взять, и раз, и два, и три, но их атаки были успешно отбиты, и им пришлось уйти восвояси. Таким образом, Петербург оказался защищенным крепостью Кроншлот, и отпала необходимость в строительстве крепостей внутри самого города. Луг перед Адмиралтейством можно было застроить красивыми зданиями.В 1762 году по указанию императрицы Елизаветы Петровны был построен Зимний дворец, спроектированный замечательным архитектором Б. Ф. Растрелли. Но она не дожила до окончания строительства. Первыми хозяевами дворца стали преемник Елизаветы Петровны император Петр III и его супруга будущая императрица Екатерина II. Огромный дворец протянулся вдоль берега Невы на 210 метров и на 175 метров в ширину. В нем полторы тысячи залов и покоев, более ста лестниц, около двух тысяч дверей и столько же окон. Он является замечательным памятником русской архитектуры середины XVIII века в стиле высокого или зрелого барокко. Обилие внешнего архитектурного убранства, пышные интерьеры дворца поражают многообразием архитектурных деталей и форм. Зимний дворец строился восемь лет, с 1754 по 1762 год. В 1837 году сильнейший пожар всего за три дня почти полностью уничтожил грандиозное сооружение, но через год он был уже восстановлен. Был восстановлен внешний растреллиевский декор, многие интерьеры, была восстановлена в первоначальном виде Иорданская лестница, но часть жилых и служебных помещений были спланированы и перестроены заново.Перед главным фасадом зодчий задумал устроить круглую площадь, в центре которой должен был стоять конный памятник Петру I работы его отца Б. К. Растрелли. Но этот проект не был осуществлен, а памятник в 1800 году был установлен перед Михайловским замком. Завершить ансамбль Дворцовой площади довелось другому замечательному зодчему - Карлу Ивановичу Росси. Именно ему в 1819 году была поручена застройка площади перед Зимним дворцом. Сенатская площадь - старейшая площадь Петербурга. Она возникла как часть гласиса перед Адмиралтейской верфью еще в 1704 году. Площадь открыта к Неве - главной магистрали города. С нее открывается великолепная панорама Васильевского острова. На Неве в 1704 году Петром I была заложена Адмиралтейская верфь, преобразованная позднее в главное управление Морского ведомства - Адмиралтейство. Проект для здания крепости-верфи был сделан самим императором. Здание Адмиралтейства несколько раз перестраивалось. Современный вид оно приобрело после перестройки в 1809-1823 годах архитектором А. Захаровым. При этом архитектор сохранил первоначальную планировку. Здание Адмиралтейства является градообразующим центром - от него лучами расходятся три главные улицы города: Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект. Зданием Адмиралтейства Сенатская площадь ограничивается с восточной стороны. В 1710 году на площади была построена первая деревянная церковь святого Исаакия Далматского, в которой Петр I венчался с Екатериной I. Сенатской площадь стала называться с 1763 года, когда из здания Двенадцати коллегий сюда был переведен Сенат, разместившийся в перестроенном доме графа Бестужева-Рюмина. С возведением в 1823 году по проекту архитектора А. Захарова здания Адмиралтейства возникла потребность в реконструкции зданий, прилежащих к площади, для приведения их в соответствие с новым обликом площади. В 1834 году по проекту архитектора К. И. Росси для Сената и Синода было построено специальное здание, состоящее из двух корпусов, соединенных аркой. Оно стало одним из замечательных архитектурных ансамблей города, великолепно решавших задачу «придать зданию характер, соответствующий огромности площади». Здание выполнено в классическом стиле и украшено колоннами, лепниной и скульптурами. Входы в здание оформлены гранитными лестницами с пандусами. Зданием Сената и Синода площадь ограничивается с западной стороны.В центре площади находится памятник Петру I - всем известный символ Петербурга Медный всадник. Памятник был установлен в 1782 году в правление императрицы Екатерины II. Работа над памятником была поручена французскому скульптору Этьену Фальконе. Скульптор работал над памятником 12 лет, в течение которых ему пришлось преодолеть немалые трудности. Трудности начались с самого начала. Ему пришлось отстаивать свое видение памятника, пришлось осваивать профессию литейщика и самому заняться отливкой памятника. Определение места установки памятника тоже вызвало немалые споры, а когда дело дошло до пьедестала, то на него посыпались громы и молнии. Он все преодолел... но впал в немилость императрице, которой его настойчивость показалась дерзостью. Измотанный борьбой он уехал из страны до торжественного открытия памятника, за который уже не одно поколение петербуржцев испытывают к нему чувство глубокой благодарности. Установкой памятника занимался архитектор Ю. М. Фельтен. В 1858 году с постройкой Исаакиевского собора началось оформление Исаакиевской площади. Основные доминанты площади - Мариинский дворец и Исаакиевский собор, отделяющий её от Сенатской площади. В центре площади установлен конный памятник императору Николаю I (1859).

 

Исаакиевский собор был построен архитектором Огюстом Монферраном в 1858 году. С самого основания Петербурга территория, на которой построен собор, относилась к Адмиралтейству. Позднее здесь были построены торговые ряды, и площадь получила официальное название - Торговая площадь. К тому времени уже был построен деревянный подъемный Синий мост. В конце XVIII века площадь у Синего моста служила «биржей труда». Здесь в поисках работы собирались артели плотников и каменщиков. Работников можно было не только нанять, но и купить. Это место в народе называли «рабий рынок». В 1818 году было здесь начато строительство Исаакиевского собора. Собор строился на месте, где в 1800 году был возведен собор по проекту Антонио Ринальди. Собор Ринальди прослужил недолго, так как скоро обнаружились серьезные дефекты постройки. Собор был разобран, но часть его конструкций Монферран использовал в своем проекте. Нынешний Исаакиевский собор строился очень долго - целых 40 лет и был завершен в 1858 году в правление императора Александра II. До самой революции это был главный собор города.Другая доминанта площади - Мариинский дворец, стоящий в южном конце площади, построен для великой княгини Марии Николаевны, дочери Николая I по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера в 1829-1844 годах. В настоящее время во дворце располагается Законодательное собрание Санкт-Петербурга. Между Исаакиевским собором и Мариинским дворцом в 1859 году в центре площади перед Синим мостом был установлен памятник императору Николаю I работы любимого скульптора императора Николая I П. Клодта. Синий мост через Мойку - самый широкий мост в городе. Его ширина - 97 метров. Возведение Синего моста в камне началось одновременно с началом строительства Исаакиевского собора в 1818 году. До этого здесь стоял деревянный подъемный мост. В 1860 году в центре площади, между Большой Морской улицей и Исаакиевским собором был разбит партерный сквер, очень ожививший и украсивший площадь. На северо-восточной стороне площади стоит дом князя Лобанова-Ростовского, построенный Монферраном в 1817-1820 годах. Своим фасадом с восьмиколонным портиком здание обращено в сторону Адмиралтейства. У главного подъезда - два льва из белого мрамора на гранитных пьедесталах. Это как раз те «львы сторожевые», на одном из которых бедный Евгений из поэмы Пушкина «Медный всадник» сидел, спасаясь от наводнения. Неподалеку от дома Лобанова-Ростовского, между Исаакиевской и Сенатской площадями в начале Конногвардейского бульвара в 1807 году архитектором Джакомо Кваренги был построен в стиле строгого классицизма Манеж - место, где зимой занимались выездкой гвардейцы, жившие тут же в казармах на бульваре. Перед Манежем установлены мраморные укротители коней Диоскуры работы Паоло Трискорни. Сейчас здесь располагается выставочный комплекс. С западной стороны стоит самое старое здание, построенное на площади, - дом Нарышкиных. Он был построен в шестидесятые годы XVIII столетия. Это дом № 9/2. Позднее дом перешел к И. П. Мятлеву, другу А. С. Пушкина, у которого часто бывал поэт. В 1809-1811 годах дом перестраивался архитектором Л. Руска. Рядом с домом Мятлевых стоит самое позднее здание, завершившее застройку площади, - монументальное здание германского посольства. Оно было построено в 1911-1913 годах и выдержано в формах неоклассицизма. Здание отделано красным гранитом и украшено колоннами на всю высоту фасада. Строительством здания по проекту архитектора Питера Беренса руководил Мис ван дер Роэ. Напротив Здания Германского посольства стоит знаменитая гостиница "Астория", построенная в 1912 году в стиле модерн по проекту архитектора Федора Лидваля. Рядом с ней стоит здание гостиницы «Англетер» (Малая Морская, 24). В этом доме 28 декабря 1925 года трагически скончался поэт Сергей Есенин. Первоначально здание было построено в начале XIX века, в дальнейшем несколько раз перестраивалось, в ХХ веке в 1987 году было снесено. Сейчас мы видим полностью восстановленное в 1989 году здание. Фасад здания приближен к историческому. В доме на углу Малой Морской улицы и Вознесенского проспекта в период с 1847 по 1849 годы жил Ф. М. Достоевский. У Синего моста площадь очерчивают симметричные фасады двух домов в неоренессансном стиле. Дома построены в 1853 году для Министерства государственных имуществ (дом 4) и министра государственных имуществ (дом 13) архитектором Николаем Ефимовым. В наше время здание занимает ВНИИ растениеводства имени Н. И. Вавилова. Институт обладает уникальной коллекцией свыше 200 тысяч образцов культурных и дикорастущих растений, собранных в период с 1921 по 1940 годы. Уникальная коллекция была сохранена сотрудниками института во время блокады Ленинграда. Тогда многие умерли от голода, но из коллекции не было взято ни одного зернышка риса или клубня картофеля.В 1872-1874 годах был разбит Александровский сад, обрамляющий Исаакиевскую площадь с севера и окончательно отделивший ее от Сенатской площади. В 1810 году по указу Александра I на этом месте был разбит бульвар, который скоро стал любимым местом для прогулок горожан. В 1872-1874 годах бульвар был обращен в обширный сад, получивший название Александровский. Сад является связующим звеном, соединяющим архитектурные ансамбли трех центральных площадей Петербурга в единый аккорд уникальной архитектуры города. Еще один великолепный архитектурный ансамбль - Площадь Искусств. Центральным в ансамбле является здание Михайловского дворца, в стенах которого сейчас располагается Государственный Русский музей. Ансамбль площади Искусств был спроектирован архитектором К. И. Росси. В него входит здание Михайловского дворца, здание Михайловского театра, Театра музыкальной комедии, Государственного музея этнографии, Большого зала Филармонии имени Д. Д. Шостаковича, гостиницы «Европа». В 1957 году в центре сквера был установлен памятник А. С. Пушкину работы скульптора М. К. Аникушина.Преобразуя территорию, окружающую дворец, Росси спроектировал площадь, фасады домов, выходящих на нее, и две новые улицы. Михайловская улица (ул. Бродского) соединяла дворец с Невским проспектом. Инженерная улица была проложена вдоль ограды дворца от Екатерининского канала (канал Грибоедова) до Фонтанки. По проектам Росси были построены остальные здания на площади.Михайловский дворец был построен Росси в 1819-1825 годах для брата императора Александра I великого князя Михаила Павловича. На площадь Искусств выходит фасад главного корпуса здания с внушительной колоннадой коринфского ордена. Фасад украшен скульптурами работы В. И. Демут-Малиновского и С. С. Пименова. Ко входу в здание ведет широкая лестница, украшенная скульптурами львов, и пологими изогнутыми пандусами. Дворец, построенный по типу загородной усадьбы, расположен в глубине парадного двора, который отделен от площади литой чугунной оградой.

Налево от Русского музея, если стоять к нему лицом, стоит построенное позднее Михайловского дворца здание - филиал Русского музея, получившее название по имени архитектора «Корпус Бенуа». Направо он Русского музея - Этнографический музей, который тоже является филиалом Русского музея. Это здание в неоклассическом стиле было построено в 1911 году архитектором Василием Свиньиным.Скромное по сравнению с дворцом архитектурное убранство остальных домов на площади акцентирует внимание на самом дворце как центре ансамбля. Здание Михайловского театра (дом № 1) было построено архитектором Александром Брюлловым в 1833 году. Фасады здания возводились по проектам Росси. В здании театра сохранилось богатейшее убранство интерьеров. На углу площади Искусств и Михайловской улицы находится здание Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича. Здание возводилось в 1834-1839 годах для Дворянского собрания. Фасад здания также возводился по проекту Росси. В 1921 году в здании расположилась Петроградская филармония. Сейчас это Санкт-Петербургская академическая филармонии имени Д. Д. Шостаковича. Здесь 9 августа 1942 года впервые прозвучала Седьмая симфонию Шостаковича. В доме № 13 по Итальянской улице, также выходящем фасадом на площадь, в 1929 году разместился Театр музыкальной комедии.В 1912 году в доме № 5 открылось артистического кабаре "Бродячая собака", в котором собирались известные поэты, художники, артисты и музыканты начала ХХ века. Напротив здания Дворянского собрания (нынешняя Филармония) на другом углу Михайловской улицы находится пятизвездочная гостиница "Гранд Отель Европа". Это здание с богатым декором фасада появилась в Санкт-Петербурге в 1875 году на месте старинного здания, возведенного в 1824 году по проекту архитектора Росси. Сквер в середине площади был спроектирован Росси в 1827-1828 годах. Он является немаловажным связующим звеном, объединяющим постройки в единый ансамбль. В ХХ веке сквер был реконструирован, в его центре был установлен памятник Пушкину работы Аникушина.Неподалеку от площади Искусств можно увидеть еще один замечательный архитектурный ансамбль - это Площадь Островского. Создание ансамбля в стиле ампир - тоже заслуга К. И. Росси. Единым замыслом зодчего было организовано пространство от Невского проспекта до площади Ломоносова и от Садовой улицы до Фонтанки. Росси работал над проектом и воплощением его в жизнь с 1816 по 1834 год. Центром ансамбля стал Александринский театр, построенный Росси в 1832 году. Фасад здания украшен лоджией с колоннами коринфского ордена и нишами с помещенными в них статуями музы танца Терпсихоры и музы трагедии Мельпомены. Венчает здание аттик с колесницей Аполлона. Композиция выполнена скульптором С. Пименовым. Зал театра отличается великолепной акустикой - шепот со сцены слышен в любом углу зала. Свое название театр получил в честь супруги императора Николая I императрицы Александры Федоровны. Александринской же называлась и площадь до переименования ее в площадь Островского в 1923 году. Перед главным фасадом театра был разбит сквер, а за театром Росси была создана одна из красивейших улиц мира - улица Зодчего Росси. Улица Зодчего Росси - средоточие театральной жизни. Здесь и Театральная библиотека, и Театральный музей и Академия русского балета. Тихая и красивая улица поражает своей пропорциональностью. И не случайно: ширина улицы равна высоте зданий на ней. Площадь открыта к Невскому проспекту Екатерининским сквером, в центре которого установлен памятник Екатерине II в окружении ближайших помощников. Открытие памятника состоялось в 1873 году. Автор памятника - Михаил Микешин. Небольшой, но чрезвычайно уютный сквер стал одним из любимых мест отдыха горожан. По обе стороны сквера находятся: слева - Павильоны Аничкова дворца, построенные Росси еще в 1810 году, справа - в 1828-1834 годах архитектором Росси было возведено здание Российской национальной библиотеки. Здание украшено колоннами и нишами со статуями античных ученых и поэтов. Библиотека - одна из крупнейших в мире.Прямо напротив сквера по другую сторону Невского проспекта проходит небольшая, но очень красивая Малая Садовая улица. Здесь пешеходная зона. На улице установлены скамейки для отдыха, устроен необычный фонтан. Около дома знаменитого фотографа XIX - начала ХХ века Карла Буллы установлен бронзовый памятнике фотографу, у ног которого с любопытством взирает на прохожих добродушный бульдог. Некоторое время назад здесь была скульптура еще одной собаки, но она перебралась на улицу Правды. На уровне второго этажа можно разглядеть чугунных кошек. Улицу украшают цветники и фонари под старину. Со скамейки у фонтана можно любоваться ансамблем площади Островского.Ансамбль Смольного монастыря возник по велению императрицы Елизаветы Петровны, пожелавшей окончить жизнь свою в монастыре в окружении послушных монахинь. Это желание у императрицы через некоторое время пропало, но остался архитектурный шедевр Смольного монастыря. Это последнее и, может быть, лучшее произведение Б. Ф. Растрелли - архитектора так много сделавшего для создания уникального облика Петербурга.Ансамбль Смольного монастыря характеризуется тремя основными зданиями, в число которых входит как доминанта Смольный собор, Смольный институт благородных девиц и Александровский институт, построенный для девиц мещанского звания. Строительство Смольного собора по проекту Растрелли было начато в 1748 году. Великий зодчий, мастер пропорций создал великолепное здание, удивляющее странной оптической иллюзией. Похоже, законы прямой перспективы над ним не властны: при приближении к нему он не увеличивается, при отдалении от него не уменьшается. Но великому зодчему не суждено было завершить свое лучшее произведение: с приходом к власти императрицы Екатерины II Растрелли был отстранен от дел. Продолжал работы по возведению монастырского комплекса другой замечательный архитектор Ю. М. Фельтен. В 1765-1775 годах им было построено здание Александровского института, гармонично вошедшее в ансамбль, задуманный Растрелли. Работы над самим собором были отложены по разным причинам на долгие годы. Завершить замечательное сооружение довелось архитектору В. П. Стасову. Им была создана и площадь с ажурной оградой перед входом в монастырь. Здание для знаменитого Смольного института благородных девиц построил украсивший Петербург прекрасными зданиями в классическом стиле архитектор Дж. Кваренги. Здание института было сооружено в 1806-1808 годах. Оно значительно расширило территорию комплекса. В 1924 году по проекту архитектора Щуко перед входом в Смольный институт были построены Пропилеи, которые смотрятся с ним как единое целое.Несмотря на то, что грандиозный замысел Растрелли не был вполне осуществлен и что в его возведении участвовали и другие архитекторы, монастырский комплекс Смольного монастыря остается одним из самых совершенных по живописности и выразительности архитектурным ансамблем Петербурга.

 

Стрелка Васильевского острова - одно из красивейших мест Петербурга. Отсюда открывается великолепная панорама города на Неве. Прекрасно видна Дворцовая, Адмиралтейская набережные, Зимний дворец, Петропавловская крепость, набережная Макарова. Доминантой ансамбля является здание Биржи, построенное архитектором Тома де Томоном в 1810 году. Открытие Биржи из-за войны 1812 годы состоялось позднее в 1816 году. Здание Биржи, построенное в стиле классицизма, напоминает древнегреческие храмы. Монументальное величественное здание, окруженное колоннами дорического ордена поставлено на высокое гранитное основание, что подчеркивает его доминирующее значение в ансамбле. Перед ним в 1810 году были воздвигнуты Ростральные колонны, служившие маяками. Для создания площади перед Биржей пришлось отодвинуть Неву более чем на 100 метров от берега и укрепить насыпь на отвоеванной у капризной реки территории. Красиво очерченная гранитная набережная со спусками к Неве завершают ансамбль со стороны Невы. Южный и северный пакгаузы, построенные в 1832 году архитектором Иваном Лукини, а также здание таможни дополняют ансамбль, расширяя его границы. Изогнутые корпуса зданий пакгаузов оформляют подковообразную площадь с противоположной стороны Биржи. Сейчас в северном пакгаузе располагается Институт и музей почвоведения, в южном - Зоологический музей. А в здании таможни находится Институт русской литературы (ИРЛИ), или Пушкинский дом.

31.Творчество русских живописцев эпохи Романтизма первая половина ХIХ в. (А. Иванов, К Брюллов, А. Венецианов, О Кипренский, В. Тропинин)

ИВАНОВ, АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ (1806–1858) - создатель произведений на библейские и антично-мифологические сюжеты, представитель академизма, автор грандиозного полотна «Явление Христа народу»1837-1857 на котором изображена толпа лиц разных сословий на берегу Иордана, которым вдохновенный Иоанн Креститель указывает на приближающегося Спасителя. Созданию грандиозного полотна (40 кв.м) предшествовала огромная подготовительная работа. Художник исполнил более 600 этюдов и эскизов, включая рисунки, часть из которых также находится в Третьяковской галереи.

БРЮЛЛОВ, КАРЛ ПАВЛОВИЧ (1799–1852), русский художник, живописец, монументалист, акварелист, рисовальщик, представитель академизма. Картины - «Итальянский полдень» 1827; «Вирсавия» 1832; «Итальянское утро» (1823). «Семья итальянца» 1830

1830—33 «Последний день Помпеи» - заказанная А. Н. Демидовым картина на тему гибели древнеримского города Помпеи, уничтоженного в 79г. извержением вулкана Везувий. Тема, характерна для романтизма: неумолимый рок, бессилие людей перед могучей стихией.В картине сохраняются некоторые черты классицизма – идеально прекрасные, как статуи, фигуры, условное «пирамидальное» построение групп; но небывалая смелость в передаче сложнейшего освещения, сопоставление пламени извергающегося вулкана и холодной вспышки молнии поразили современников.

1832 г. «Всадница» – картина написана по просьбе графини Юлии Павловны Самойловой,на ней изображены две воспитанницы Самойловой — Джованина и Амацилия Пачини

ВЕНЕЦИАНОВ, АЛЕКСЕЙ ГАВРИЛОВИЧ (1780–1847), русский художник, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, основатель так называемой венециановской школы. Среди наиболее известных произведений сельских жанров – На пашне. Весна (первая половина 1820-х годов), На жатве. Лето (1820-е года; обе работы – в Третьяковской галерее), Утро помещицы(1823), Спящий пастушок (1823–1824; обе картины – в Русском музее). Его крестьянские портреты (Захарка, 1825; или Крестьянка с васильками, 1839)

КИПРЕНСКИЙ, ОРЕСТ АДАМОВИЧ (1782–1836) русский художник, график и живописец, первый по времени русский портретист XIX века. «Портрет А. К. Швальбе» (1804), которым он дебютировал как портретист, «Портрет Е. В. Давыдова» (1809), портрет мальчика А. А. Челищева (1810—1811), портреты супругов Ростопчиных (1809) и Хвостовых (1814), изображения поэтов К. Н. Батюшкова(1815), В. А. Жуковского (1816), А.С. Пушкина (1827)

ТРОПИНИН, ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ (1776–1857), русский художник, представитель романтизма в русском изобразительном искусстве, мастер портретной живописи. Тропинин стремился создать живой и непринуждённый образ человека, характеристику которого часто обогащают детали бытовой обстановки. Художник нередко обращается к широкой живописной манере, эффектно пользуется цветными тенями (портреты П. А. Булахова 1823; К. Г. Равича 1825; А. С. Пушкина 1827). Тропинин выполнил ряд характерных этюдов-портретов украинских крестьян, создал тип жанрового полупортретного изображения человека из народа («Кружевница», 1823).

 

32. Живопись русского Реализма: П. Федотов, В.Перов.

Реализм— эстетическая позиция, согласно которой задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности

ФЕДОТОВ, ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ (1815–1852), русский художник, один из крупнейших мастеров русского романтизма. К его раннему периоду относятся детальные акварельные портреты сослуживцев из Первого московского кадетского корпуса и сцены полковой жизни, порой сатирические («Брань под Смоленским кладбищем», ок. 1840, Третьяковская галерея). Сатиричны и его первые, столь же скрупулезно-детальные «штатские» образы («Передняя частного пристава накануне большого праздника», 1837). Добродушная ирония, господствующая в «Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик»(1846), «Сватовство майора»(1848), «Завтрак аристократа»(1849–1850), сменяется жестокой трагикомедией в сцене сватовства горбуна в «Разборчивой невесте» на сюжет басни Крылова (1847; все работы – в Третьяковской галерее). Особое место в творчестве мастера заняли портреты(Н.П.Жданович за клавесином, 1849, Русский музей, Петербург).

ПЕРОВ, ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ (1833/1834–1882), русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Манера письма - Скорбные эмоциональные картины Перова были написаны без карандашного эскиза,сразу начинал писать красками. На закате жизни мазки становятся нервными. Художник не боялся меняться, писал в разных манерах, торопился воплотить в холсте все свои задумки. Но основная особенность его картин в том, что на каждой существует тягостное изображение недоброй тени. Даже «Охотники на привале» обрамлены мрачным ненастным пейзажем. Ранние произведения художника сатирически-нравоучительны, представляя собой живописные, тщательно выписанные карикатуры, в том числе на духовенство («Проповедь в селе», «Сельский крестный ход на Пасхе», обе работы – 1861; «Чаепитие в Мытищах», 1862). В таких картина, как «Проводы покойника» (1865) и «Тройка. Ученики-мастеровые везут воду» (1866), описаны частные эпизоды жизни сельской и городской бедноты. Перов работал над портретами представителей передовой русской интеллигенции- портреты: А. Н. Островского, 1871, В. И. Даля и Ф. М. Достоевского — оба 1872: все три — в Третьяковской галерее) В 1877 г когда Перов порвал с передвижниками, он испытал идейный кризис:от обличительных жанровых тем он перешёл преимущественно к бытописательским «охотничьим» сценам («Птицелов», 1870, «Охотники на привале» и «Рыболов» — обе 1871; все три — в Третьяковской галерее)

 

 

33. Наследие художников-передвижников старшего поколения (В. Перов, А. Саврасов, И. Крамской и др.).

Передвижники — творческое объединение российских художников, которое целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма. 9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание, написание картины на избранную самим художником тему. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Это событие вошло в историю как «Бунт четырнадцати». Именно они организовали «Товарищество передвижных художественных выставок»

Расцвет деятельности Товарищества передвижников пришелся на 1870—1880-е годы. В состав передвижников в разное время входили И. Е. Репин, В. И. Суриков, Н. Н. Дубовской, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. М. Максимов, К. А. Савицкий, A. M. и В. М. Васнецовы, А. И. Куинджи, П. И. Келин, В. Д. Поленов, Н. А. Ярошенко, Р. С. Левицкий, И. И. Левитан, В. А. Серов, А. М. Корин, А. Е. Архипов, В. А. Суренянц, Моравов А.В. и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.