Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Об ответах на укоры об оставлении общественной жизни. Ищущий спасения не живет для себя. О мироотречном и безбрачном образе жизни




 

«Бранят меня мои знаемые, что я оставила прежний образ жизни и уединилась, усевшись близ монастыря и живя, как монахиня. То жила, говорят, для других, была учительницею и на­чальницею заведения, а теперь живу для себя только,— стала эгоистка. Это говорят они не столько в осуждение, сколько из сожаления, по­лагая, что я сделала ошибку и от лучшего на­правилась к худшему. Такой у них образ мыс­лей. Я отвечала им, что могла,— что мне не хуже, а лучше; что в угоду себе ничего не де­лаю, а напротив, жизнь моя тесна; что и тут приходится делать иное и для других; и что опытно теперь вижу, как этот путь — тесный и прискорбный — прямо ведет к цели, для коей человек является на земле. — Хорошо ли я отве­чала, и нет ли еще чего сказать им?»

Ответы ваши хороши и полны. Прибавить не­чего, разве только пояснить сказанное. — Такие недоумения,— назовем так укоры вам ваших знаемых,— не у них одних держатся в голове, а обычны почти всем, живущим в обществе. Дер­жатся они на неправом понятии о том, что значит жить для себя? — Спросите их: заботиться о своем спасении — есть ли жить для себя? Поду­мавши, они должны будут ответить, что это не есть жить для себя. Иначе они пойдут против Спасителя, Который выше всего поставил: Аще кто хощет душу свою спасти, погубит ю (Мф. 16, 25); так что погуби кто душу, то хоть бы он мир весь приобрел, все это ничто в сравнении с пагубою души. Стало быть, жить для спасения души не укорно, а в высшей степени похвально, и это пред очами Самого Господа Спасителя нашего. Если теперь жить для себя — быть эго­истом — укорно не пред очами только Божиими, но и человеческими,— ищущий же спасения сво­ей души удостоивается высшей похвалы от Само­го Господа; то очевидно, что приговор — живут для себя, не подходит к тем, кои взыскивают спасения,— потому что ищущий спасения, по тому самому, не живет для себя. По виду будто так выходит, что взыскавший спасения для себя начинает жить, ибо своей души спасения ищет; на деле же выходит наоборот, что взыскавший спа­сения сим самым действием перестает жить для себя, — ибо первый шаг на сем пути есть самоот­вержение: Да отвержется себе (Мф. 16, 24).

Так и толкуйте своим знаемым, что избрала такой отрешенный от общества образ жизни для спасения души; и этим вы все скажете.

Могли бы они после сего докучать вам свои­ми речами разве только по неуверенности, что сим путем можно достигнуть спасения. Но ду­мать так, кажется, им будет очень совестно, пред лицом такого неисчетного множества спасшихся сим путем и прославленных Господом. Этот во все времена христианства засвидетельствованный и доселе свидетельствуемый опыт спасения в мироотречном образе жизни заграждает уста всем неблаговолящим к нему, удостоверяя в со­вершенной благонадежности сего пути к спасе­нию. Могла бы быть колеблема уверенность в высоком достоинстве сего пути мыслию,—что его сами христиане придумали. Но думающий так пусть подумает и о том, как же Бог во все времена являл особое благоволение к лицам, шедшим сим путем? Если б он был человеческим изобретением, то хотя Бог милостивый мог бы снисходительно на него смотреть по той причине, что он направлен к доброй цели, но особого благоволения не стал бы к нему являть. Если являл и являет, то, значит, одобряет, находит его согласным с Своими неизменными о спасении нашем намерениями. Таким образом одного это­го благоволения Божия к сему пути достаточно было бы для удостоверения, что он вошел в порядки жизни христианской не против воли Божией, а по воле сей. Но мы имеем и прямое указание в слове Божием, что путь сей не от человек, но от Бога. — Спаситель его указал, а святые Апостолы учредили.

Спаситель указал сей путь, когда говорил о безбрачии Царствия ради Небесного (Мф. 19, 12); о следовании за Ним без всего, с одним крестом самоотвержения (Мф. 10, 38; 16, 24); о совершен­ном отрешении от всех и от всего, от отца, мате­ри, братьев, сестер, всех знаемых и всего име­ния (Мф. 10, 37; 19, 29). Все такие и подобные заповеди — как: если ударят в ланиту, подставь другую; хотящему взять верхнюю одежду отдай и срачицу; у взявшего твое не требуй обратно, и прочее,— в совершенстве могут быть выполнены и были выполняемы только в отрешенном от общества образе жизни. О достоинстве же тако­го образа жизни Спаситель засвидетельствовал, когда сказал о безбрачии: Не ecu вмещают... но имже дано есть; и о раздании всего: У человек сие невозможно есть, у Бога же вся возможна суть (Мф. 19, 11, 26).

Так предуказал Господь мироотречный об­раз жизни. А как Апостолы установили, о том послушаем святого Павла. В Коринфе дочери христиан, вкусив сладости жизни о Господе в свободе от попечений житейских, не хотели вы­ходить замуж. Отцы их, по необычности дела, обратились к святому Павлу с вопросом, как им тут поступить. Святой Павел одобрил желание дев пребыть девами, решив, что такой образ жизни лучше замужнего. Ибо, говорит, непосягшая печется о Господних, како угодити Господеви, да будет свята и телом и духом; а посягшая печется о мирских, како угодити мужу. То же самое сказал он при этом и о мужчинах (1 Кор. 7, 33 — 38). Так установилась безбрачная жизнь. И видим в житиях святых апостольского времени, что меж­ду христианами повсюду были особые домы, в коих жили в посте, молитвах и трудах девст­венницы. И мужчин безбрачных бывало не мало. Они носили имя аскетов — подвижни­ков; потому что, так же как и девы, прово­дили жизнь уединенно в молитвах, постах и трудах. Брак есть узел общественной жизни; кто отрешился от брака, тот тем самым отре­шил себя и от уз общественной жизни, чтоб иметь полную свободу всего себя посвятить Богу.

Так вот как вошел в порядки жизни христи­анской мироотречный образ жизни. Его завели святые Апостолы по воле Господа Спасителя. Но к сему можно прибавить, что он и без этого сам собою мог бы породиться из духа жизни о Христе Иисусе, из тех изменений в стремлени­ях сердца человеческого, которые производятся там благодатию по вере в Господа Спасителя. Те девы коринфские, от кого научась, задумали не связывать себя узами житейскими, когда Апостол еще не говорил о преимуществах такой жизни? Это само собою породилось у них из сердца по вкушении ими того, что дала вкусить благодать о Господе Спасителе. Благодать Божия, коснув­шись сердца, отрешает его от всего земного, плотского, чувственного, временного, тварного и устремляет к небесному, духовному, вечному, Бо­жественному; а это все таково, что его не дает семейная и общественная жизнь. Не давала сего и многообразованная общественная жизнь коринфянкам, возжелавшим того. Вот они и поло­жили отрешиться от общества. И во все времена и во всех местах не давала сего общественная жизнь, и на какую бы высокую степень ни под­нялась она, не даст полного удовлетворения серд­цу, возжелавшему высшего — неземного. Потому всегда есть и всегда будут отрешающие себя от общества. Образ сего отрешения может изме­няться, но существо дела сего навсегда пребудет на земле среди истинно верующих христиан. Что показанные изменения действительно происхо­дят в сердцах верующих, по приятии благодати, об этом послушаем святого Павла, который, пиша колоссянам, говорит: Аще воскреснусте со Хрис­том, вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седя. Горняя мудрствуйте, а не земная. Умросте во, и живот ваш сокровен есть со Христом в Боге (Кол. 3, 1—3). Умерли вы, говорит, но так, что вместе с тем и ожили и стали жить новою жизнью,— такою, которая сокровенна есть со Христом в Боге; в Боге же сокровенна потому, что отрешает от всего тварного, и сознание все, и все сердце поглощает единым Богом; и вслед­ствие сего горняя мудрствовать научает, и выш­них искать располагает. А это почему? Потому что не духа мира сего приемлют таковые, но Ду­ха, Иже от Бога (1 Кор. 2, 12). Дух от Бога и увлекает к Богу.

Если вы пройдете эту цепь богооткровенных положений, то не можете освободиться от вопро­са: как же так? — Из этого выходит, что жизнь в обществе, семейная и общественная,— несовме­стны с духом жизни о Христе Иисусе? Если сей дух таков, что и сознание и сердце переселяет от земли на небо и от тварей к Богу, то какое уже тут удержится помышление о семействе и обще­стве? — Но в таком случае, что же значит, что христиане живут семейно и в обществе? Что это — снисхождение к немощи или уклонение от духа жизни о Христе Иисусе? — Вопрос такой очень естествен; и вы видите, что нападающие на вас должны принять позу защищающихся. Ибо явно, что не вы, отрешившись от общества, пред­ставляетесь не по духу Христову действующими, а они, оставаясь в обществе,— и оправдывать образ жизни следует не вам свой, отрешенный от общества, а им, связанным житейством.

Так это и есть. Пусть они оправдываются: как связаны, когда должны быть отрешены? Как пекутся о завтрашнем, когда имеют заповедь: Не пецытеся на утрей (Мф. 6, 34)? Как заводят иски и суды, когда имеют заповедь — предавать себя всякого рода напраслинам (Мф. 5, 39 — 41)? Как всем осуечаются, когда имеют заповедь — о том всю заботу иметь, что есть единое на потре­бу (Мф. 6, 33; Лк. 10, 42)? Строго судя, и конца не будет такого рода вопросам; и это не относи­тельно того, что грешно и неправо, но что счита­ется позволительным и необходимым по житейству. И вопросы сии не духом спорливости порождаются, но прямо выходят из совести хри­стианской, — и должны затрагивать, как и затра­гивают всех, возбужденных к жизни о Христе Иисусе.

Как же быть? — Уж это пусть они сами решают, нам же с вами какое до того дело? Я только имел в мысли навесть вас на то, что не они стоят над вами с грозным мечом суда, ожидая оправдания, а вы — над ними, стоя выше их больше, чем целою головою. Они хотят поко­лебать вашу решимость — пребыть отрешенною от житейства, смутив вашу совесть. Теперь пусть они для себя изыскивают, чем свою успокоить совесть христианскую, которая со многим, что у них деется, не может быть мирна. Вам же скажу: держите то убеждение, что мироотречная жизнь выше общежитейской, даже тогда, когда сия пос­ледняя ведется вполне по духу Христову. В по­собие для укрепления такого убеждения потру­дитесь теперь же снова перечитать не спеша, что писано в письмах «О том, что есть духовная жизнь» — именно в первых — десятка полтора или два — письмах. Там подробно разъяснено, что житейская жизнь есть жизнь душевная, сле­довательно, не такая, которою жить должен чело­век; ибо он должен жить жизнию духовною, чтоб быть таким, каким быть предназначила ему твор­ческая десница Божия. Почему житейская жизнь сама по себе, при всем совершенстве своем, цены не имеет. Цену она может получить лишь тогда, когда одухотворится влиянием на нее духа, или когда она примет в руководительные и заправляю­щие начала для себя — начала духа, — то есть страх Божий, совесть и жажду Бога с недоволь­ствием благами земли, или покой в Боге. Между тем как духовная жизнь сама по себе имеет цену, делая человека таким, каким он должен быть по намерению Творца своего. И такова есть жизнь, вами избранная. Вот почему она выше жи­тейской.

При этом сделаю еще одно наведение. В духе и житейские должны быть отрешены от всего, как видите из всего сказанного. А вот и апостольское о том внушение, которое говорит: Да имущий жены, якоже не имущий будут. И плачущий, якоже не плачущий; и радующийся, якоже не радующеся; и купующии, яко не содержаще; и требующий мира сего, яко не требующе (1 Кор. 7, 29 — 31). То есть житейские по положению не должны быть жи­тейскими по духу, или не должны иметь ничего житейского в духе. Между тем, состоя под таким обязательством, они всесторонне связаны узами, вяжущими их с житейским. Это делает их поло­жение крайне тяжелым и болезненным, если они принимают к сердцу требование духа Христова. Избранный же вами род жизни делает вас совер­шенно свободными от всяких подобных связностей. В этом преимущество вашего положения. Больше этого не нахожу, что сказать вдоба­вок к собственным вашим о сем предмете мыс­лям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.