Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нарушение общей подвижности ребенка




Дополнительные причины нарушений звукопроизношения

Произношения.

2. КОРОТКАЯ УЗДЕЧКА ЯЗЫКА

Уздечка языка выглядит как жгутик под языком, соединяющий его нижнюю поверхность с дном ротовой полости. При ее недостаточ­ной длине ребенок не может правильно произносить звуки, требующие подъема языка верх (шипящие и [р]).

Попросите ребенка открыть рот, как при произнесении звука [э]. Ребенок должен доставать кончиком языка до альвеол и до оснований верхних зубов. Уздечка считается укороченной, если язык ребенка до этих мест не дотягивается. Когда ребенок будет тянуть язык вверх, вы увидите, как подъязычная связка, ограничивая подъем языка, натяги­вается, резче обозначается, рельефнее выступает под языком, стано­вится тоньше. Если же у ребенка недостаточная подвижность мышц, вы увидите, как он не справляется именно с мышцами, например его язык дрожит, дергается, опускается вниз, отклоняется в сторону.

Уздечка языка легко растягивается в результате выполнения оп­ределенного комплекса артикуляционных упражнений (см. с. 88).

Неблагоприятные особенности, которые мы будем рассматривать, возникают у ребенка в результате психологического неблагополучия.

Все движения человека взаимосвязаны, поэтому очень важным условием для развития правильного звукопроизношения является со­стояние мышц ребенка в целом (особенно мышц грудной клетки, плеч и шеи).

В естественном состоянии мышцы не напряжены: расслабленные руки висят как плети, грудная клетка спокойно покачивается на диаф­рагме (и плечи при этом чуть ссутулены). Когда не напряжены мышцы шеи, голова чуть-чуть свешивается вперед или в сторону. Такие мыш­цы не распространяют вокруг себя лишних напряжений. Зажатые же мышцы передают свое напряжение речевым мышцам, и органы речи оказываются неспособными к мелким, точным и тонким речевым дви­жениям.


проблемами, например страхами, неуверенностью в себе. Сам склад характера ребенка — застенчивость, робость, повышенная эмоциональ­ность, возбудимость, нервность создают для него тот неблагоприят­ный психологический фон, на котором формируются мышечные за­жимы. Перегруженность ребенка информацией, зрелищами усилива­ет его внутреннее напряжение, которое опять же выходит наружу в виде всевозможных мышечных зажимов. Ребенку может передавать­ся и тревога окружающих. На него отрицательно действует неровное общение с ним.

Очень зажатый ребенок держится прямо и напряженно, про та­ких детей иногда говорят: «будто шпагу проглотил». Движения его приобретают скованность. От природы ребенок может быть очень по­движным, но из-за напряженных мышц его подвижность оказывается не координированной, угловатой и неуклюжей. Особенно сильно зажа­ты плечи, при этом они приподняты.

Это напряжение распространяется на другие, находящиеся побли­зости мышцы. Поэтому шея у ребенка тоже оказывается напряженной и может быть «задвинутой» назад, иногда даже до образования «второ­го подбородка». Напряженными оказываются мышцы губ и щек и во­обще вся мимическая мускулатура — от этого возникает избыточная лицевая мимика. Зажатые, приподнятые плечи обязательно вызывают нарушение дыхания, оно становится поверхностным, ключичным, в то время как для речи нужно брюшное дыхание.

Попробуйте напрячь плечи, и вы сразу почувствуете, как сама собой напряглась шея, одновременно как бы «застыли» и «отяжелели» нижняя челюсть и губы, а глаза округлились и уставились куда-то в пространство перед собой. Обратите также внимание на то, как изме­нилось при этом ваше дыхание. Вот это и есть та исходная позиция, из которой ребенок чаще всего пытается начинать говорить.

Признаки зажатости мышц:

• Напряжения мышц плеч проявляются в их приподнятости и не­достаточной подвижности. Может возникнуть впечатление, что го­лова у ребенка «втянута» в плечи.

• Напряжения мышц шеи проявляются в слишком прямой посадке головы и нарушении голоса — голос становится высоким (писк­лявым).

• Напряжения мышц грудной клетки проявляются в ключичном дыхании, когда ребенок дышит верхней частью грудной клетки, которая «ходит» у него вверх-вниз.

• Напряжения мимических мышц проявляются в напряженной ми­мике. Ребенок «выпучивает» глаза, широко открывает рот (на-


ке, как будто он нарочно кривляется.

В результате мышечных напряжений у ребенка нарушаются го­лос и речевой выдох.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.