Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

После этого вы продолжаете работу над слогами




^ Произносите открытые слоги, ребенок должен определять, какой гласный звук присутствует в каждом слоге («делает» этот слог слогом). Вначале гласные звуки следует произносить длительно.

•^ Это же упражнение нужно выполнять с закрытыми слогами.

^ Произносите то слог, то сочетание двух согласных звуков. Ребе­нок должен определять, когда вы произнесли слог, и называть формирующий этот слог гласный звук.

^ Ребенок должен повторять за вами по слогам слова из двух откры­тых слогов, которые вы произносите слитно. Если он будет зат­рудняться разбивать слова на слоги, пусть определяет, какие глас­ные есть в этих словах. Произнося слова по слогам, пусть тянет гласные. Это же упражнение нужно выполнять с трехсложными словами.


должно встречаться двух идущих подряд согласных звуков, отн сящихся к разным слогам (например: кар-ман, ук-роп, пат-рон Ребенок должен придумывать слова, состоящие из двух и трс слогов.

Произносите слитно двух-трехсложные слова. Ребенок долж«выкладывать обозначающую слово картонную полосу и под не класть обозначающие слоги прямоугольники по количеству ел гов в слове (то есть выкладывать слоговую схему слова). Вы показываете ребенку на тот или иной прямоугольник, он до. жен назвать вам слог, который этот прямоугольник обозначает. Вы меняете на схеме местами два прямоугольника, ребенок до. жен сказать вам, какие слоги вы поменяли местами. Предыдущее упражнение нужно выполнять следующим образо! вы меняете местами прямоугольники, ребенок должен «прочитать получившееся «неправильное слово».

Вы произносите предложение, состоящее из трех простых слс без предлога (например: Саша пришел домой). Ребенок долже выложить слоговую схему этого предложения. Сначала он клад* длинную полосу, под ней — три коротких, под каждой из коро ких полосок он выкладывает прямоугольники по количеству сл< гов в каждом слове.

^ Вы показываете ребенку на этой схеме какой-нибудь прямоугол ник, ребенок должен назвать вам слог, который он обозначает.

В дальнейшем вы должны объяснить ребенку, что такое удар ние. Вы слитно произносите какое-нибудь короткое слово (наприме; мама), интонационно выделяя ударный слог.

•^ Вы произносите простые слова, голосом выделяя в них ударны слог. Ребенок должен назвать этот слог.

•^ Вы произносите простые слова, выделяя ударный слог. Ребенс должен назвать безударный слог.


 

Л80

 


сверху ).

•/ Вы выкладываете три слоговых схемы трехсложного слова — с ударением на первом, втором и третьем слоге слова. Ребенок при­думывает по этим схемам слова.

^ Ребенок составляет слоговую схему предложения с учетом удар­ных слогов.

В дальнейшем нужно будет познакомить ребенка с правилами де­ления на слоги слов со стечениями согласных звуков (когда два соглас­ных звука идут подряд). Но сначала повторите с ним, что такое соглас­ный звук.

Согласный звук — это звук, который произносится при участии каких-нибудь речевых органов (языка и зубов, губ, губы и зубов). Об­ратите внимание на следующее: когда ребенок будет произносить тот или иной согласный звук, он должен произносить его так, чтобы вслед за ним не появлялось призвука какого-нибудь гласного звука (напри­мер: вместо [к] — [кэ]), это будет затруднять звуковой анализ слов.

Перечислите ребенку согласные звуки. Скажите ему, что они так называются, потому что в слове они всегда идут вместе с гласными. Слов, состоящих из одних согласных звуков, не бывает (из одних же гласных звуков можно составить несколько слов, например: ау, уа, у — У —У).

Чтобы ребенок лучше усвоил, что такое согласный звук, предло­жите ему следующие упражнения.

^ Вы вперемежку произносите согласные и гласные звуки. Ребенок должен поднимать руку, когда слышит согласный звук.

^ Ребенок по вашей просьбе произносит либо какой-нибудь соглас­ный (любой), либо какой-нибудь гласный звук.

^ Вы произносите то один согласный звук, то два согласных звука подряд ([п], [пр], [д], [н], [дж], [кв] и т. п.). Ребенок должен ска­зать, когда вы произнесли один звук, а когда — два.

•^ Ребенок по вашей просьбе должен произносить то отдельный со­гласный звук, то два, идущих подряд.

^ Вы произносите простые односложные слова — одни со стечением согласных звуков, другие без него (например: кот, крот, ток, такт, вор, враг, мир, март и т. п.). Ребенок должен сказать вам, когда в слове есть два согласных звука идущих подряд, а когда таких звуков нет.

А сейчас вам предстоит вернуться к работе над слоговой структу­рой слов.


вый (второй) слог этих слов.

^ Скажите ребенку, что в таких словах граница между слогами вс< гда проходит между согласными звуками. Затем слитно произнс сите слова со стечениями согласных звуков. Ребенок должен д«лить их на слоги.

•^ Вы по слогам произносите слова со стечениями согласных звуко!

интонационно неправильно выделяя в них слоги (например: кс

рта, мо-шка, ло-жка, а-рка и т. п.). Ребенок должен исправлят

ваши ошибки. ^ Вы произносите какой-нибудь заканчивающийся на согласный зву

слог (например, [кар]). Ребенок должен добавлять к нему слоге

чтобы получались двусложные слова (например: кар-ман, кар-тс

кар-лик, кар-тон и т. п.). ^ С подобными слогами ребенок должен выкладывать схемы слов

предложений.

Сообщите ребенку, что бывают слова, которые состоят только и одного слога, потому что в них есть только один гласный звук (напри мер: вор, сор, сорт, корт, врач и т. п.). И этот единственный слог обя зательно ударный, так как другого гласного, на который могло бы упаст ударение, в слове нет.

Объясните ребенку, что когда в слове только один слог, на схем под картонной полоской нужно класть только один, обозначающий слот прямоугольник. Он должен быть с красной черточкой, так как изобра жает ударный слог.

•^ Вы произносите одно, двух и трехсложные слова. Ребенок долже! сказать вам, сколько слогов в слове.

•^ Ребенок должен придумывать одно, двух и трехсложные слова. ^ Ребенок должен выкладывать схемы слов и предложений с одно сложными словами.

Звуковой анализ и конструирование слов

В продолжение всех занятий предлагайте ребенку только те ело ва, которые пишутся точно так же, как произносятся.

•» Избегайте слов с безударным гласным [о]. В этой позиции он ре дуцируется и звучит как [а] (комар звучит как камар).

•» Избегайте слов с безударным гласным [е], в этой позиции он так же редуцируется и звучит почти как [и] (лесник звучит как лис ник, весна — как висна).


согласными, ь этих положениях они оглушаются и звучат как

глухие звуки (сад звучит как сат, ложка — как лошка).

Повторите с ребенком, что такое гласные и согласные звуки. На­помните ему, что в словах на гласные звуки может падать ударение. Такие звуки называются ударными. Вы будете обозначать их красны­ми кружками.

В упражнениях используйте только гласные [а], [о], [у], [э], [ы]. Звук [и] пока использовать не нужно, а йотированные гласные, кото­рые изображаются буквами е, ё, ю, я, в точном смысле слова звуками вообще не являются, так как фактически состоят из двух звуков: е — [йэ], ё — [йо], ю — [йу], я — [йа].

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА СЛОВ

•^ Вы произносите слова, начинающиеся с гласных звуков (ударных и безударных, например: улица, укроп, ангел, аллея, эра, этаж и т. п.). Когда слово начинается с ударного гласного звука, ребенок показы­вает красный кружок. При повторном выполнении упражнения ре­бенок должен показать кружок и назвать ударный звук. Не исполь­зуйте звук [о] — в безударном положении он редуцируется.

^ Вы произносите двусложные слова с ударением то на первом, то на втором слоге.

Ребенок должен сказать на какой слог падает ударение и назвать ударный звук.

В дальнейшем, вы сообщаете ребенку, что безударный гласный звук обозначается кружком розового цвета.

^ Вы произносите слово из двух слогов. Ребенок кладет перед собой картонную полоску, обозначающую слово, ниже два прямоуголь­ника, изображающих слоги (один из них помеченный красной чер­точкой). Под прямоугольниками ребенок должен положить круж­ки: под ударным слогом — красный, под безударным — розовый.

^ Вы выкладываете перед ребенком схему двусложного слова. В од­ном случае — с ударением на первом слоге (красный кружок ле­жит под первым прямоугольником, под вторым — лежит розовый кружок), в другом случае — с ударением на втором слоге. В соот­ветствии со схемами ребенок должен придумывать слова.

Сообщите ребенку, что согласные звуки вы будете обозначать круж­ками голубого цвета. На первых порах используйте в заданиях только глухие согласные звуки.


дывать звуковые схемы этих слогов (вначале красный кружо]

потому что слог ударный, потом голубой).

Ребенок выполняет это же задание и называет первый и вторе

звуки слога.

Вы произносите открытые слоги с согласными, которые може

тянуть ([са], [ша], [хо], [фу], [цэ]). Ребенок выкладывает схем

слогов и называет входящие в них звуки.

Предыдущее упражнение ребенок выполняет с глухими согласнь

ми звуками, которые нельзя тянуть ([п], [т], [к]).

Вы произносите слова, состоящие из трех звуков (например: ког,

ток, пас, суп, фас и т. п.). Ребенок выкладывает схемы этих ело]

Гласные звуки обозначаются красными кружками. В словах до;

жны быть только глухие твердые согласные звуки.

Вы произносите двусложные слова, состоящие из открытых сл<

гов (например: каша, суша, туша, Паша и т. п.). Ребенок долже

выкладывать схемы этих слов.

Теперь нужно объяснить ребенку, что такое — глухой согласны звук, и что такое — звонкий.

Глухой согласный звук произносится глухо, как будто шепото» без голоса, как бы одним только выдохом.

Звонкий согласный звук произносится с голосом, звонко, звучш

Пусть ребенок положить себе на горло ладонь, тогда он почувствуе' как при произнесении звонких звуков у него «гудят» голосовые складю

Объясните также ребенку, что бывают парные согласные звуки, к< торые отличаются друг от друга только наличием или отсутствием голос! В остальном они произносятся абсолютно одинаково. Это звуки [б — л [в — ф], [г — к], [д — т], [з — с], [ж — ш]. Пусть ребенок произносит пе] вый (звонкий) звук каждой пары, а затем — этот же звук шепотом (< значит, убирая голос), в результате у него будет получаться глухой зву!

Скажите ребенку, что голубыми кружочками изображались гл? хие звуки, звонкие звуки будут обозначаться синими. Для того чтоб: ребенок лучше почувствовал разницу между этими звуками, предлс жите ему следующие упражнения.


 

1ЙЯ

 


лубой кружок, когда звонкий — синий. Пусть ребенок повторяет за вами те звуки, в которых он сомневается, и прислушивается, шепотом или с голосом он их произносит.

^ Произносите открытые и закрытые слоги со звонкими и глухими согласными. Ребенок должен выкладывать схемы этих слогов. Если он будет сомневаться в глухости или звонкости согласных звуков, пусть произносит их вслух.

^ Произносите слова и просто слоги (потому что таких слов очень мало), состоящие их трех звуков, в которых одновременно есть звонкие и глухие согласные (например: док, бак, гос, баш и т. п.). Ребенок должен выкладывать схемы этих слов и слогов. Гласный звук в них всегда ударный.

^ Произносите двусложные слова, состоящие из открытых слогов, в которых одновременно есть твердые глухие и звонкие парные со­гласные (например: сажа, кожа, сага, поза и т. п.). Ребенок дол­жен выкладывать схемы этих слов.

Объясните ребенку, что в русском языке есть звонкие согласные звуки, у которых нет глухих пар. Эти звуки «даже более звонкие», чем те, которые вы уже прошли, в них «еще больше голоса»: [м], [н], [р], [л] (они называются сонорными — это слово ребенку сообщать не нуж­но). Они также обозначаются синими кружками.

Пусть ребенок произнесет эти звуки шепотом (без голоса), укажи­те ему на то, что от этого не появляется какого-то другого звука языка (как при произнесении шепотом [б] или [д]), а получается только ше­потное произношение того же самого звука.

^ Ребенок должен отгадывать, парный или непарный звонкий со­гласный звук вы произносите. Он должен повторять этот звук ше­потом и определять, возникает ли в результате какой-нибудь дру­гой (парный этому) звук языка.

^ Вы должны произносить односложные и двусложные слова, со­стоящие из открытых слогов, в которых есть сонорные звуки (на­пример: сон, горы, росы, мор, воры, мама и т. п.). Ребенок должен выкладывать схемы этих слов.

^ Вы произносите слова, имеющие более сложную структуру (на­пример: арфа, урок, корка). Ребенок выкладывает их схемы.

^ Ребенок должен выкладывать схемы трехсложных слов, состоя­щих из открытых слогов (например: канава, шарада, бананы, мамаша и т. п.).

Теперь познакомьте ребенка с твердыми глухими согласными, у которых нет пар: [х] и [ц]. Пусть ребенок произнесет их звонко, с голо-


су ществует.

^ С твердыми непарными глухими согласными звуками выполня '•'> те упражнения, подобные тем, которые предназначались для с норных звуков (см. выше).

"< В дальнейшем вы знакомите ребенка с мягкими согласными зв ками, сначала со звонкими.

Пусть ребенок произнесет звук [м] «мягкими» губами, покажи ему, как это сделать. Затем «мягкими» губами нужно произнести зв? [б]. Затем нужно произносить «мягким» языком звуки [л], [р], [д] другие звонкие согласные. Можно произносить звуки попарно: «тве дым» языком — твердый звук, «мягким» — мягкий.

Обратите внимание на следующее: звук [ж] не имеет в языке мя кого аналога.

Также нужно познакомить ребенка с новым гласным звуком [I Предварительно пусть назовет те гласные звуки, которые он уже знае

Сообщите ребенку, что звонкие мягкие звуки обозначаются тез но — зелеными кружками.

Для того чтобы ребенок лучше освоил этот материал, предложи1 ему следующие задания.

•^ Вы произносите звонкие согласные звуки: твердые и мягкие вп ремежку. Ребенок должен показывать соответствующие кружк Кроме того, ребенок должен охарактеризовывать каждый зву Например, звук [б] — это согласный, он звонкий, он твердый. Звз [м'] — это согласный, он звонкий, он мягкий. Вы можете задава' ребенку наводящие вопросы.

^ Вы произносите согласные звуки: глухие твердые согласные ([г [т] и т. п.), звонкие твердые согласные ([р], [б] и т. п.) и звоню мягкие согласные ([д'], [в'] и т. п.). Ребенок должен показать с ответствующий кружок и охарактеризовать звук.

^ Вы произносите гласные и согласные звуки. Задание такое ж как и в предыдущем упражнении. По поводу гласного звука реб нок должен сказать, что он гласный.

^ Ребенок должен выкладывать схемы слов, в которых есть звоню мягкие звуки (например: лиса, калина, корь, камин и т. п.). I гласных звуков, которые могут следовать за мягким согласньп можно использовать только звук [и].

Теперь вам нужно познакомить ребенка с глухими мягкими с гласными звуками. Ребенок должен «мягкими» губами (или языко!


1Й7

 

 


Сообщите ребенку, что глухие мягкие согласные обозначаются свет­ло — зелеными кружками.

^ Для закрепления этого материала вы предлагаете ребенку упраж­нения, аналогичные предыдущим (см. выше).

Укажите ребенку на то, что мягкие согласные звуки, которые вы прошли, были парными. Когда ребенок произносил «мягкими» губами или языком твердый звук, возникал его парный мягкий.

Скажите ребенку, что есть и непарные твердые и мягкие соглас­ные звуки. Пусть попробует мягко произнести звуки [ж] и [ц]. Обрати­те его внимание на то, что те мягкие звуки, которые от этого возника­ют не существуют в языке. Если ребенок вместо [ц] попытается произ­нести [т'], скажите ему, что этот мягкий звук уже «занят», у него есть парный твердый звук [т]. Звук [ш], хотя его и можно произнести мягко ([щ]), считается твердым непарным звуком. Это исключение, которое нужно просто запомнить — звук [щ] считается абсолютно другим зву­ком языка, а не мягкой парой звука [ш].

Существуют также непарные мягкие звуки, у которых нет твер­дых пар: [и], [ч], [щ]. Чтобы ребенок убедился в этом, попросите его попытаться произнести твердо звуки [и] и [ч] (со звуком [щ] вы уже разобрались).

Последнее, что вам осталось сделать в плане работы над звука­ми, это обучить ребенка определять парный звонкий звук для имею­щего пару мягкого глухого согласного ([п' — б'], [ф' — в'] и т. д.). Для этого пусть ребенок сначала находит парный звонкий для аналогич­ного твердого звука ([п — б]), а затем — для мягкого ([п' — б']). Для этого нужно с голосом, звонко произносить как твердый, так и мяг­кий глухой звук.

Потренируйте с ребенком и обратный навык — находить парные глухие звуки для мягких звонких согласных ([б' — п'], [д' — т']). Для этого эти звуки нужно произносить шепотом.

Итак, на этом вы заканчиваете знакомить ребенка со звуками рус­ского языка. К этому моменту он должен уметь, во-первых, правильно обозначать звуки соответствующими символами, во-вторых, давать им исчерпывающие характеристики.

В русском языке существует шесть гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Ребенок должен охарактеризовывать гласные звуки следу­ющим образом:

[а] — гласный звук, ударный (или безударный). Остальные глас­ные характеризуются аналогично.


жен ихарак,тери.йоьывать мл. следующим

[п] — согласный, глухой парный, твердый парный, [п'] — согласный, глухой парный, мягкий парный.

•v- [б]—согласный, звонкий парный, твердый парный, н! [б'] — согласный, звонкий парный, мягкий парный. [ф] — согласный, глухой парный, твердый парный. к [ф'] — согласный, глухой парный, мягкий парный. и [в] — согласный, звонкий парный, твердый парный.

•<! [в'] — согласный, звонкий парный, мягкий парный.

•'-'м [т] — согласный, глухой парный, твердый парный. [т'] — согласный, глухой парный, мягкий парный.

•-;< [д] — согласный, звонкий парный, твердый парный. [д'] — согласный, звонкий парный, мягкий парный. [к] — согласный, глухой парный, твердый парный. [к'] — согласный, глухой парный, мягкий парный. [г] — согласный, звонкий парный, твердый парный. [г'] — согласный, звонкий парный, мягкий парный. [с] — согласный, глухой парный, твердый парный. [с'] — согласный, глухой парный, мягкий парный. [з] — согласный, звонкий парный, твердый парный. [з'] — согласный, звонкий парный, мягкий парный. [ш] — согласный, глухой парный, твердый непарный. [ж] — согласный, звонкий парный, твердый непарный. [р] — согласный, звонкий непарный, твердый парный. [р'] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный. [л] — согласный, звонкий непарный, твердый парный. [л'] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный. [м] — согласный, звонкий непарный, твердый парный. [м'] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный. [н] — согласный, звонкий непарный, твердый парный. [н'] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный. [х] — согласный, глухой непарный, твердый парный. [х'] — согласный, глухой непарный, мягкий парный. [и] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный. [ц] — согласный, глухой непарный, твердый непарный. [ч] — согласный, глухой непарный, мягкий непарный. [щ] — согласный, глухой непарный, мягкий непарный.

На этом этапе очень удобно продолжить ненавязчивое знакомс ребенка с буквами. Не особенно акцентируя на них внимание ребев просто показывайте ему, какими буквами обозначаются на письм< звуки, с которыми вы работаете. Не забывайте, что называть букву


Для закрепления этого материала выполняйте с ребенком следую­щие задания:

^ Ребенок должен охарактеризовать звук (так как это описано выше).

^ Вы называете какой-нибудь звук (например, [п]), ребенок должен назвать его звонкую пару ([б]), затем — его мягкую пару ([п']).

^ Вы называете ребенку звук, по одному из признаков (или по всем признакам) не имеющего себе пары (например, [ч] или [ж]), и просите ребенка назвать его звонкую (глухую) или мягкую (твер­дую) пару. Ребенок должен уметь определить, что предложенный вами звук непарный.

^ Ребенок должен выстраивать цепочки звуков следующим обра­зом. Вы называете какой-либо звук (например, [т]) и просите ребенка назвать его мягкую пару ([т']). Затем ребенок должен назвать звонкую пару последнего звука ([т' — д']). Затем — твер­дую пару последнего звука ([д]). Затем — глухую пару последне­го звука ([т]). После этого можно пойти в другом направлении: вы просите ребенка назвать звонкую пару последнего звука ([д]) и т. д.

^ Ребенок должен перечислить глухие (звонкие, твердые, мягкие)

звуки. ^ Ребенок должен называть звуки, опираясь сразу на два признака:

например, назвать глухие мягкие (или звонкие мягкие) звуки.

А теперь вам предстоит вернуться к звуковому анализу слов.

•^ Вы внятно произносите слова, состоящие из трех звуков (напри­мер, мир, шар, вор и т. п.). Ребенок должен определить, какой звук в этом слове стоит первым и какой — последним. Он может повторять эти слова за вами.

^ Ребенок должен определить, какой звук в этих словах находится в середине.

^ Вы произносите слова, состоящие из четырех звуков (двух откры­тых слогов). Ребенок выкладывает схемы этих слов. Затем он оп­ределяет, какие звуки находятся в начале и в конце этих слов. Затем — какие звуки и в какой последовательности стоят в сере­дине.

^ Ребенок, не выкладывая схем этих слов должен определять в них последовательность звуков.

^ Эти же упражнения нужно выполнять со словами с более слож­ной структурой (например: килька, марш,, титан, арка и т. п.)

"^ Вы предлагаете ребенку слова, в которых молено заменить какой-нибудь звук так, чтобы получилось другое слово (например:


ваться на прежнем месте.

Вы произносите первое слово такой пары (например: март), ребе

нок выкладывает схему этого слова. Затем вы показываете ему н;

схеме, какой звук в слове он должен заменить, и говорите _ н;

ч «какой (например: последний звук — на [ш]). Ребенок должен про

• изнести нужное слово (марш). Предупредите его, что от замень звука получится новое слово.

•^ Вы предлагаете ребенку такие слова, которые можно произнестз

наоборот, от чего получится новое слово (например: сон — нос '>•<? икра — арки, кот — ток, кит — тик, Азор — роза и т. п.). Ребе

нок может произносить слово, наоборот, сразу, а может предвари

тельно выкладывать схему исходного слова. ^ Ребенок должен сосчитать число звуков в слове (их должно быт;

не более пяти). ^ Ребенок должен придумывать слова, состоящие из трех — пят]

звуков.

•^ Ребенок должен выложить схему произнесенного вами слова з ответить, каким по счету в этом слове является тот или иной звук

^ Предыдущее задание выполняется еще следующим образом: ребе нок должен (вразброс) назвать первый, третий и т. д. звуки слова

•^ Ребенок должен придумывать слова, в которых выбранный вам] звук находился бы на первом, втором и т. д. месте в слове.

•^ Ребенок должен придумывать слова, в которых определено мест< сразу двух звуков: сначала — первого и последнего, потом — ] других звуков.

^ Вы выкладываете схему какого-нибудь слова. Ребенок долже] придумать к этой схеме подходящие слова.

Теперь ребенок должен освоить звуковой анализ предложений Для этого вы произносите предложение из трех слов без предлогов,; ребенок должен выложить полную схему этого предложения, то ест: определить количество слов и выложить слоговые и звуковые схемь каждого слова. По этой схеме вы можете задавать ребенку различны' вопросы и давать ему разнообразные задания.

•/ Вы можете попросить его назвать вам тот или иной слог или зву] (указывая на его символ на схеме).

•^ Ребенок должен называть тот или иной требуемый звук (напри мер, второй звук первого слога третьего слова и т. п.).

^ Ребенок должен называть требуемый слог (например, второй ело второго слова).

•/ Ребенок должен обнаруживать в предложении все одинаковые зву ки (например: ([т]) и указывать их место на схеме.


1 авлп.1 о

схемы слов овз предвари-тельного деления слов на слоги. Символы звуков он должен вык­ладывать прямо под полоской, обозначающей слово.

К этому моменту навык слогового и звукового анализа слов и предложений у ребенка уже полностью сформировался. Ребенок хоро­шо представляет себе порядок звуков в словах, он способен как бы одним взглядом охватить звуковой строй того или иного слова и даже предложения. По сути дела вам осталось выполнить чисто техниче­скую часть нашей программы — научить ребенка подставлять в схемы слов и предложений вместо разноцветных кружочков буквы.

Формирование первоначальных навыков письменной речи

Для начала вам нужно будет познакомить ребенка с теми буква­ми, которых он еще не знает. После этого из букв разрезной азбуки он будет выкладывать слова.

Когда ребенок будет выкладывать слова, он должен подбирать для
обозначения звуков буквы того же цвета, что и кружки, которыми эти
звуки обозначались прежде. В этом случае для него не будет скачкооб­
разного перехода к новому виду деятельности, задания на подбор букв
не покажутся ребенку чем-то новым и необычным, он воспримет их
как продолжение той же самой работы, которую он выполнял и до
этого. Он в сущности даже и не заметит того, что занят теперь совсем
другим делом. у

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

При выполнении всех этих упражнений ребенок должен выкла­дывать только звуковые'схемы слов, без предварительного деления слов на слоги.

^ Вы называете какой-нибудь звук, ребенок должен показать вам символ, которым он обозначается, а затем подобрать такого же цвета букву.

^ Ребенок должен выкладывать звуковые схемы открытых и зак­рытых слогов. Для начала используйте только глухие твердые звуки, обозначающиеся голубыми кружками, и гласные звуки [а], [о], [у], [э], [ы].

•^ После того как ребенок выложил схему слога (например: [па]), спросите у него, какой звук в слоге идет первым. Ребенок назовет этот звук ([п]). Пусть среди различных букв найдет голубую бук-


ка, какой звук идет после звука [п]. Ребенок назовет звук [а]. Попросите его найти красную букву А (так как слог ударный) и заменить ею красный кружок.

5 В завершении попросите его назвать (прочитать), какой слог он выложил.

^ Точно такие же задания ребенок должен выполнять с однослож­ными словами (например: сок, кот, ток, топ и т. п.). Обязатель­но в конце просите ребенка прочитать выложенное слово. В даль­нейшем он должен делать это всегда.

^ Вы предлагаете ребенку двусложные слова, состоящие из откры­тых слогов (например: каша, папа, суша, хата и т. п.). Для обо­значения безударных гласных звуков ребенок должен выбирать буквы розового цвета.

^ Вы предлагает ребенку слова с более сложной структурой (напри­мер: кусок, каток, папка, кусты и т. п.) и трехсложные слова, состоящие из открытых слогов.

•^ Вы предлагаете ребенку слова, включающие в себя звонкие твер­дые согласные звуки. Ребенок выкладывает их схему. Укажите ему, что звонкие звуки он должен обозначать буквами синего цвета. " ^ Вы предлагаете ребенку слова с глухими и звонкими мягкими звуками, которые он должен обозначать светло-зелеными и тем­но-зелеными буквами. Из гласных звуков можно использовать только звук [и]. Обратите внимание ребенка на то, что буква «и» зеленого цвета, и скажите ему, что позднее вы объясните ему, почему этот так.

Вы обращаете внимание ребенка на то, что после мягкого соглас­ного звука всегда идет звук [и]. Это такое правило: именно этот звук и делает согласные звуки мягкими. Пусть ребенок произнесет слог [ти], обратите его внимание на то, что его губы вытянулись в улыбку, и от этого язык во рту стал плоским и «мягким», а от этого, в свою очередь, смягчился и согласный звук [т]. Разберите с ним произношение подоб­ных слогов с другими согласными звуками.

Скажите ребенку, что именно оттого, что гласный звук [и] «дела­ет» мягкими согласные звуки, вы обозначили его зеленой буквой.

Но в русском языке есть слова, в которых мягкий звук стоит пос­ледним. Вы приводите ребенку примеры таких слов (мать, ртуть, печь) и предлагаете ему придумать подобные этим слова.

Дальше вы сообщаете ребенку, что для того чтобы обозначить мяг­кость таких звуков (когда следом нет звука [и]), существует специаль­ная буква — мягкий знак (вы показываете эту букву ребенку). Она также зеленого цвета.


 

 


вами, заменив последний символ сразу двумя зелеными оуквами: буквой, обозначающей звук и мягким знаком.

Вы сообщаете ребенку, что иногда в слове за мягким звуком идет согласный звук, а не звук [и], и тогда его мягкость тоже обозначается мягким знаком.

^ Ребенок составляет схемы подобных слов (например: банька, каль­ка, килька, вальс и т. п.) и заменяет символы звуков буквами.

Предложите ребенку ряд слов, например: лён, клён, пляска, тля, плюс, флюс, фреска и т. п. Обратите его внимание на то, что в этих словах в начале или середине есть мягкий согласный звук. Ребенок должен сообразить, какой гласный звук следует за согласным. Объяс­ните ему, что за согласным звуком идут как бы сразу два гласных звука подряд: [и], который делает согласный мягким и другой гласный звук — или [а], или [у] и т. п.

То есть слово лён звучит на самом деле лион, но только звука [и] почти не слышно, он весь «уходит» на то, чтобы сделать предыдущий согласный звук мягким.

Точно также разберите с ребенком звуковой состав слов с другими йотированными гласными звуками (например: тля — это тлиа, плюс — это плиус, плен — это плиэн). Пусть ребенок сначала произносит каж­дое слово с заметным призвуком звука [и], а затем произносит звук [и] очень быстро, так, чтобы тот исчезал.

Затем объясните ребенку, что эти «слившиеся» друг с другом глас­ные звуки обозначаются специальными буквами: сочетание [иа] — обо­значается буквой я, [ио] — ё, [иу] — ю, [иэ]е. Нарисуйте для ребен­ка памятку. Эти буквы на самом деле так и произносятся: если быстро произнести сочетание [иа] (особенно, если повторять его многократно [иаиаиа]) — получится название буквы я, [иу] — ю и т. п.

Так как эти буквы обозначают мягкость согласных звуков — они зеленого цвета.

^ Ребенок должен составлять схемы слов с йотированными гласны­ми и заменять в них звуковые символы на буквы. Не забывайте, что после этого ребенок должен прочитывать то, что у него полу­чилось.

В дальнейшем нужно выкладывать слова сразу из букв. ^ Вы предлагаете ребенку сразу «написать» слово дом. Вы задаете ему вопросы: какой звук в этом слове первый (д), какой это звук


звука (синюю оукву д). Таким же образом нужно разобрать с ре

бенком и выложить остальные звуки слова. В конце слово нужн<

прочитать. ^ Точно так же нужно выкладывать слова с более сложной звуково!

структурой. ^ Вы выкладываете из разноцветных букв слово и просите ребенка

охарактеризовать каждый звук этого слова, а также назвать самс

слово. ^ Ребенок должен выкладывать из букв предложения, состоящш

из двух-трех слов.

После этого вы можете дать ребенку обыкновенную черно-белун разрезную азбуку. Хотя это и не обязательно, просто поиск буквы оп ределенного цвета отнимает лишнее время, а выкладывать из букв ело ва и читать их ребенок уже научился (то есть разноцветная азбука уж< выполнила свое назначение).

Если работать с одноцветными черными буквами ребенку пока жется сложным, пусть и дальше использует разноцветную азбуку. Б одноцветным буквам вы сможете приучить его тогда, когда он начнеп по-настоящему писать печатными буквами.

Теперь нужно позаниматься с ребенком звукобуквенным знали зом слов. Делать это лучше, используя черно-белую разрезную азбуку,

•" Вы предлагаете ребенку схемы слов, частично состоящие из букв. частично — из символов звуков. Вначале вы даете ему однослож­ные слова из трех звуков (например: кол, бор, суп и т. п.). Вы выкладываете первую и последнюю буквы этих слов, а средний гласный звук заменяете красным кружком. Ребенок должен вста­вить пропущенную букву. В дальнейшем предлагайте ребенку слове с более сложной звуковой структурой и пропускайте в них какую-нибудь одну букву.

^ Ребенок должен заменять один звук в слове на какой-нибудь дру­гой, чтобы получалось новое слово (например: сом — сон — сок — сор — сыр — сын — сыч).

^ Вы предлагаете ребенку какое-нибудь слово, он выкладывает зву­ковую схему этого слова. Затем он должен заменять в нем различ­ные символы на буквы (заменять кружки нужно вразброс, пока не выйдет целиком слово).

^ Вы выкладываете из букв какое-нибудь слово, порядок звуков в котором можно изменить так, чтобы получилось новое слово (на­пример: пила — липа, палка — лапка, кукла — кулак, волос — слово и т. п.). Ребенок должен переставить буквы в слове. Если он


 

 


оуквы.

•^ Вы выкладываете какое-нибудь слово, из букв которого можно составить другие слова (например: крапива — парк, ива, карп, пар, рак, Ира, пир, пик, Вика, арка, варка, икра, права, Кира, кипа), ребенок должен выложить эти слова.

•^ Вы предлагаете ребенку пары выложенных из букв слов, отлича­ющиеся друг от друга наличием или отсутствием одного звука (например: крот — кот, лампа — лапа, рамкарама, карта — кара, порт — пот и т. п.). Ребенок должен «отгадать», какой звук «исчез», и вставить его «на место».

^ Ребенок должен продолжить начатое вами слово. Вы выкладывае­те только первый слог слова.

В дальнейшем нужно обучить ребенка первоначальным навыкам письма. Писать он должен карандашом на разлинованном листе бума­ги печатными заглавными буквами, используя те же способы начерта­ния, что и в вашей разрезной азбуке.

Ребенок в основном должен выполнять два вида упражнений: спи­сывать очень простые тексты (два-три коротких предложения) и писать аналогичные тексты под диктовку.


От автора...............................................................................

Введение...................................................................................,

Общие сведения по логопедии..........................................................л-

Как устроен речевой аппарат.......................................................л'

Звуки русского языка....................................................................л:

Условия нормативного произношения........................................л;

Речевые проблемы детей 3,5-4,5 лет.................................................ц

Неговорящие дети.......................................................................... л <

Понимание речи................................................................................ л (

Подвижность речевых органов........................................................... 1{

Упражнения для проверки подвижности речевых органов................ 1!

Правила выполнения упражнений................................................. 1!

Неразборчиво говорящие дети.......................................................21

Общее речевое развитие......................................................................2:

1. Словарный запас....................................................................... 2'.

2. Грамотность речи...................................................................... 22

3. Фразовая речь.......................................................................... 2(

4. Понимание речи.......................................................................2(

5. Соблюдение рисунка слова......................................................... 25

Подвижность речевых органов...........................................................2<

Дополнительные упражнения........................................................ 2^

Дополнительные правила выполнения упражнений......................... 2^

Разборчиво говорящие дети...........................................................2(

Основные причины нарушений звукопроизношения.......................... 21

1. Нарушение подвижности речевых органов.................................. 2'

2. Нарушение речевого слуха......................................................... 21

Упражнения для проверки речевого слуха ............................... •••••••%Ь

2. Короткая уздечка языка...............................................••••••••••••• 2^

Дополнительные причины нарушений звукопроизношения.............. 2(

1. Нарушение общей подвижности ребенка...............................••••••2$

2. Нарушение речевого выдоха..........................................•••••••••••• 31

3. Нарушение голоса......................................................••••••••••••••• 3 ]

Способы неправильного произношения звуков................................... 32

Благоприятные способы произношения...................................••.••••3^

Неблагоприятные способы произношения....................................... 32

Предупреждение у детей дефектного произношения звуков.....32 Управление мышцами тела................................................................ Зс

Упражнения для улучшения общей подвижности ребенка ...............3^


А97

 


Речевые проблемы детей старше 4,5-5 лет........................................42

.44



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 760; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.194 сек.