Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепции современного естествознания 2 страница




Правильно соблюдаемый, разнообразный веганский рацион питания является самой здоровой формой диеты и единственным действительно здоровым питанием для людей. Тем не менее, питание, из которого просто исключаются мясо, молоко, сыр, яйца и рыба, не становится автоматически здоровым питанием. Ведь неверно составленная, неразнообразная веганская диета с избытком рафинированных сахаров и слишком большим потреблением масел/жиров также не является здоровой! Исследования в области питания позволили четко установить, что большинство веганов обладает лучшим здоровьем, чем мясоеды и вегетарианцы.

Хочется еще раз подчеркнуть, что вегетарианский рацион не несет в себе преимуществ для здоровья (и уж тем более этических преимуществ) и что сравнительно более высокие показатели здоровья вегетарианцев скорее объясняются их в целом более здоровым образом жизни. Ведь из научных источников четко следует, что молоко и молочные продукты представляют собой вреднейшие продукты питания (гормоны, канцерогенные животные протеины, содержание вредных веществ).

В веганском питании особого внимания требует снабжение организма витамином В12, так как витамин В12 производится только микроорганизмами (бактериями). Поэтому он встречается, прежде всего, в быстро портящихся животных продуктах, таких как мясо, внутренности и молоко. Есть сведения о том, что растительные продукты питания при определенных условиях также могут содержать достаточно витамина В12. Но так как это очень ненадежный источник, мы не будем останавливаться на этом пункте.

Возможность недостатка витамина В12 постоянно приводится так называемыми «экспертами» как аргумент против веганства. При этом от недостатка витамина В12 страдают скорее приверженцы смешанного питания. Чтобы веганское питание действительно было самым здоровым питанием, нужно соблюдать правила разнообразия в пище и следить за адекватным потреблением витамина В12.

Веганская диета является самой здоровой только в случае, когда соблюдаются несколько простых правил. Исходя из моих наблюдений, эти правила соблюдаются, однако, слишком редко.

Изучая научную литературу можно сформулировать следующие 7 золотых правил здорового веганского питания, соблюдать которые я поэтому настойчиво рекомендую:

правило 1
Самое главное: Питаться настолько разнообразно, насколько возможно.

правило 2
В качестве пищевой добавки принимать витамин В12, а зимой возможно и витамин D (или веганский витамин D2, или витамин D3 из веганского источника), йод вы получите из водорослей или йодированной соли, которую, пожалуйста, употребляйте в небольших количествах.

правило 3
Пейте напитки с высоким содержанием витамина С, чтобы усваивалось больше железа.

правило 4
Избегайте сахара и белой муки / муки высших сортов.

правило 5
Употребляйте жиры и масла только в небольших количествах (людям с сердечнососудистыми заболеваниями следует совсем отказаться от жиров и масел), но это не касается детей-веганов.
Совет: Отличный источник омега-3-кислоты - это свежемолотые семена льна.

правило 6
Употребляйте пищу промышленного производства как можно реже.

правило 7
Делайте выбор в пользу свежих фруктов, овощей, орехов и продуктов из цельного зерна.

С врачебной точки зрения, придерживаясь веганского рациона, следует для профилактики дополнительно потреблять продукты, обогащенные витамином В12 (соки, сухие завтраки, соевое молоко и т.д.), а также пищевые добавки. В качестве альтернативы можно регулярно проверять содержание витамина В12 в крови. Стоит только сравнить неудобство от соблюдения этого несложного правила с теми последствиями, которые приносит потребление мяса, молока, сыра, яиц и рыбы, как сразу становится понятно, насколько глупо было бы есть эти вредные для здоровья продукты только из-за содержания в них витамина В12. Это было бы не только несоразмерным, но просто глупым, стараться восполнить возможно несуществующий недостаток витамина В12, легко восполняемый за счет обогащенных им продуктов питания, с помощью животной пищи, которая сильнейшим образом вредит здоровью.

Прочтите, пожалуйста, книгу «China Study» профессора доктора Кемпбелла. А лучше изучите эту книгу! Она наверняка станет важнейшей книгой в Вашей жизни. Речь идет о Вашем здоровье в будущем, о качестве Вашей жизни в будущем, но также и о здоровье и жизни Ваших детей, за которых Вы несете ответственность.

Доктор Эсселстин в своей книге „Prevent and Reverse Heart Disease“ напоминает о том, что в возрасте всего лишь 12 лет у 70% всех американских детей из-за типичного западного питания мясом, молоком, молочными продуктами и рафинированными сахарами в артериях находят отложения жира, а это прямые предшественники сердечнососудистых заболеваний. Еще один подходящий пример можно взять из данных профессора Кемпбелла: «Обследование павших в войне американских солдат, которые в среднем были 22 летнего возраста, показало, что 77,3% исследованных сердец имели выраженные признаки сердечнососудистых заболеваний». И это в возрасте 22 лет! Слишком полные и негодные к военной службе были отсеяны заранее!

Следите также и за жизнью и здоровьем ваших домашних животных, за которых вы тоже несете ответственность. Ведь веганское питание является самым здоровым не только для людей. Как правило более высокий возраст и лучшее физическое состояние собак-веганов легко объяснимо. Разница не в содержании питательных веществ, так как собаки и кошки получают питательные вещества как из правильно спланированного рациона с содержанием мяса, так и из правильно спланированного веганского питания. С точки зрения питания и физиологии речь идет не о том, откуда животное получает питание, а о том, чтобы в пище присутствовали все питательные вещества. Разница в обоих способах питания и одновременно огромная польза для здоровья от веганского питания заключается в том, что веганский корм по сравнению с кормом, содержащим мясо, содержит намного меньше вредных для здоровья веществ.

Согласно исследованиям Швейцарского министерства здравоохранения и исследований французских специалистов по здоровью, примерно 92% всех токсинов попадают в пищу из продуктов животного происхождения! А в питание для животных включаются еще и отходы скотобоен, которые не подходят для человека.

Решающую роль, тем не менее, играют исследования доктора Т. Колина Кемпбелла и других ученых, которые в экспериментах на животных выяснили, что принимаемый в пищу животный протеин является сильнейшим провокатором рака и у животных. Содержащиеся в мясе от природы гормоны, согласно данным многих научных исследований, также способствуют росту раковых опухолей. Даже био-мясо и био-молоко содержат эти провоцирующие рак вещества от природы!

О том, насколько веганское питание правильно, особенно говорит и тот факт, что возрастной рекорд для собаки, зафиксированный в Книге рекордов Гиннесса, составил 27 лет, и эта собака получала строгое веганское питание. Подробнее о самой старой собаке тут: www.provegan.info/vegetarian-dog.

Моя собственная собака была веганом и прожила 19 лет, причиной смерти стали побочные действия лекарств после операции на глазах.

В течение многих лет я делаю один и тот же вывод: тот, кто против веганства, тот слишком мало о нем знает или зарабатывает на животных продуктах. Вот что говорит профессор Кемпбелл о переходе на веганскую диету:

«Первый месяц может быть сложным, но потом станет намного легче. А для многих из вас это станет настоящим наслаждением. Я знаю, что в это сложно поверить, прежде чем сам переживешь, но ваши вкусовые ощущения изменятся, если вы будете есть только растительную пищу… В конечном счете вы сможете есть растительную пищу с большим удовольствием и удовлетворением, хотя переход на это питание может составить для вас как психологическую, так и практическую сложность. На это нужно время и немного старания. Возможно, ваши друзья и семья вас не поддержат. Но польза для здоровья будет для вас как чудо. И вы удивитесь, насколько это легко, когда у вас уже выработаются новые привычки в питании».

Ссылки на источники и источники, рекомендуемые для дальнейшего изучения:

· The China Study by T Colin Campbell, BenBella Books (ISBN-10: 9781932100662)

· Prevent and Reverse Heart Disease by Caldwell B. Esselstyn, Avery, Penguin Group, New York, 2008 (ISBN-10: 1-58333-272-3)

· „Milch besser nicht“ by Maria Rollinger, JOU-Verlag, ISBN 3-00-013125-6

· „Food Revolution, Ernährung – Der Weg zu einem gesunden Leben in einer gesunden Welt“ («Революция в еде, питании – путь к здоровой жизни в здоровом мире»), автор John Robbins (на немецком языке), издательство Hans-Nietsch-Verlag, ISBN3-034647-50-2
Фантастическая книга – очень рекомендуем!

· Ärztekommission PCRM, The Physicians‘ Committee for Responsible Medicine, www.pcrm.org

· „Vegane Ernährung“ автор Langley, 1995 опубликовано в EchoVerlag, Göttingen

· Письмо ААД („American Dietetic Association“, Американская ассоциация диетологов) о преимуществах вегетарианского и веганского питания, 2009 год, в Интернете по адресу: www.ProVegan.info/ada

· Фильм на DVD «Вилки против скальпелей». Очень хороший и информативный фильм о работах профессора Кемпбелла, доктора Эсселстина и других ученых.

· Телерепортаж канала NDR (Norddeutscher Rundfunk, ARD, Германия) об опасности молока для здоровья: www.ProVegan.info/video-milch

· стоящее прочтения сочинение о веганском питании на английском языке от автора Angel Flinn из Gentle-World:
www.ProVegan.info/article-vegan

· „Earthlings“ – это впечатляющий документальный фильм о ситуации с животными, комментирует актер Joaquin Phoenix:
– на английском: www.ProVegan.info/video-earthlings-en
– на немецком: www.ProVegan.info/video-earthlings-de

 

Авторский коллектив под руководством доктора социологи­ческих наук, профессора СИ. Самыгина: М.И. Басаков — раздел IV;

кандидат филос. наук В.О. Голубинцев — разделы I, П, кроме II. 4.3.

доктор филос. наук AJ". Зарубин — Введение, раздел III. 6.8; доктор филос. наук B.C. Любченко — раздел И. 4.3. доктор филос. наук Л А. Минасян — раздел III, кроме III. 6.2, Ш. 6.8;

доктор социол. наук СИ. Самыгин, — раздел VI; H.Ю. Турчина — раздел V.

Концепции современного естествознания:

Под ред. профессора С.И. Самыгина. Серия «Учебни­ки и учебные пособия» — 4-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: «Феникс», 2003. — 448 с.

Учебное пособие написано в соответствии с Государствен­ным стандартом РФ по дисциплине «Концепции современно­го естествознания», входящей в цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин, и предназначено для сту­дентов гуманитарных и экономических специальностей выс­ших учебных заведений всех форм обучения.

ISBN 5-222-03034-2 ББК 22.3Я72

© Коллектив авторов, 2003 © Оформление: издательство «Феникс», 2003


I ВВЕДЕНИЕ__________________

Естествознание, будучи сложнейшей совокупностью наук о природе, выработало в процессе своей длительной эволюции такие способы, методы и приемы познания, ко­торые, несомненно, могут служить и служат эталонными нормами не только для всякой науки, но и приобретают об­щекультурное значение. Ныне рациональная естественно­научная методология познания проникает в социальную и гуманитарную сферы, оказывает заметное воздействие на психологию, философию, искусство.

Поэтому концептуальный подход к достижениям совре­менного естествознания предполагает не просто краткую экскурсию по основным его разделам, но и осознание ми­ровоззренческого и методологического значения тех или иных естественнонаучных принципов и теорий в контекс­те современной культуры. Соответственно, курс «Концеп­ций современного естествознания» представляет собой не просто совокупность избранных глав традиционных разде­лов физики, химии, биологии, географии, экологии, но яв­ляется результатом междисциплинарного синтеза комп­лексного культурологического, философского и эволюцион-но-синергетического подходов к современному естество­знанию.

Авторы данного учебного пособия ставили перед собой задачу как познакомить студентов с историей естествозна­ния и его основными современными концепциями, так и показать роль тех культурно-исторических условий, в рам­ках которых они формируются.

Почти на всем протяжении XX века наблюдается про­тивостояние двух сфер познания — естественнонаучной и социогуманитарной. Очень четко эту ситуацию зафиксиро­вал известный английский писатель и ученый Чарлз Сноу, выступивший в 1959 году в Кембриджском университете с программной лекцией «Две культуры и научная револю-


ция». Он показал, что между традиционной гуманитарной культурой европейского Запада и «научной культурой», выросшей на основе развития естествознания и техники, возникает и углубляется существенный разрыв, если не сказать, пропасть.

Ч. Сноу размышляет о двух полюсах культуры. На одном из них — культура, созданная наукой, естествозна­нием. Прежде всего — это современная научная модель физического мира, которая по сложности, емкости, интел­лектуальной глубине является удивительным творением коллективных усилий человеческого разума. Но предста­вители другого полюса — социогуманитарной культуры — не имеют, как правило, ни малейшего представления об этом творении. В гуманитарном сообществе не приемлют упрощений, идеализаций, забывая, что построение идеаль­ных моделей — одно из условий плодотворного теоретиче­ского мышления. В свою очередь, многие социогуманитар-ные ценности остаются неизвестными для большинства ес­тествоиспытателей. Физики часто проявляют односто­ронность в оценках возможностей обществоведов и гума­нитариев строить научные предсказания, не учитывая, что исследователи социальных явлений имеют дело с открыты­ми системами, где логика предсказаний иная, чем тогда, когда имеют дело с идеализированными моделями замкну­тых систем.

Такая поляризация культуры, несомненно, наносит ущерб всему — науке, искусству, обществу, человечеству.

Однако к концу XX столетия появились серьезные пред­посылки для преодоления подобного противостояния. Само по себе сопоставление различных научных дисциплин — это всегда обмен опытом и перенос его из одной области познания в другую, это одна из возможных точек роста научного знания. Именно поэтому методологическое сопо­ставление гуманитарных и естественных наук часто при­носит новое, дает замечательные научные результаты. Можно вспомнить о том, что статистические методы, кото­рые имеют такое важное значение в современной физике, зародились в трудах социологов-экономистов У. Петти и Дж. Граунта.

Междисциплинарный подход становится все более зна­чимым для нынешнего развития социального знания. Идет


процесс формирования единой науки о человеке, обществе, государстве, природе и жизни. При этом и социальное, и ес­тественнонаучное понимание имеет единые исходные цели (достичь истинного знания). С другой стороны, сейчас науко­веды насчитывают около двух тысяч научных дисциплин, и формирование все новых отраслей науки продолжается (био­ника, семиотика, прогностика, квалиметрия и т. д.). Оказыва­ется, что естественная дифференциация (дробление) науки необходимо дополняется противодействующей тенденцией — ее интеграцией, стремлением к единству научного знания, к активному взаимодействию различных наук.

Объективную основу интеграции знания составляет единство материального мира, принципиальная общность основных свойств материи и законов ее развития на всех структурных уровнях организации и во всех формах дви­жения. Интегративные тенденции в науке начинают про­являться уже во второй половине XIX века. Но с особой силой они обнаруживаются в наше время, когда могучим стимулятором, своеобразным ускорителем процессов интег­рации в познании становится научно-технический прогресс. Он позволил гораздо сильнее, чем раньше, ощутить всю глубину и разносторонность связей человека и окружаю­щей среды, общества и природы.

Среди выделяющихся в последние десятилетия новых отраслей знания значительное число уже по своей приро­де носит синтетический, интегративный характер (астрофи­зика, математическая лингвистика, инженерная психология, космическая медицина, техническая эстетика и др.). Дру­гой чертой интеграции в современной науке является из­менение самого характера синтеза научного знания. Можно обозначить такие варианты синтеза знания в науке, как интеграция в рамках одной научной дисциплины; синтез в пределах дисциплин, не входящих в один и тот же комп­лекс наук (например, естествознание, обществоведение или технические науки); наконец, синтез, выходящий за рамки любого такого комплекса, объединяющий знания несколь­ких или даже многих областей. Именно последний вари­ант намечает и представляет собой путь не только к еди­ной науке, но и путь к другой культуре.

Интереснейшим примером такого синтеза становится в последние годы синергетика. Возникнув как физическая


теория (в термодинамике), она сейчас дает возможность по-новому взглянуть на классические, традиционные пробле­мы познания истории и законов жизни общества. Будучи изучением законов коэволюции (совместного развития) сложных систем, она в самой своей сути содержит необхо­димость выработать понимание взаимодействия и создать условия для сосуществования самых различных форм зна­ния. Этот новый взгляд на мир открывает нам колоссаль­ную избирательность сложных форм (будь то молекула, живое существо, общество и т. д.). Сложное, как оказыва­ется, существует в очень узком диапазоне условий. Причем в закрытых системах хаос побеждает, но мир — это сис­тема открытая.

Синергетика может успешно служить для моделирова­ния многих процессов социальной жизни — демографиче­ских, геополитических, социально-экономических и др. Данная научная теория позволяет и даже заставляет по-новому оценивать необходимость и действующие тенденции к интеграции естественнонаучного и социогуманитарного познания.

Авторы надеются, что знакомство с историей науки и важнейшими концепциями современного естествознания помогут читателю объективно сориентироваться в много­образии предлагающихся ныне обществом ценностей ми­ровоззренческого, социально-политического, нравственно-экологического, эстетического характера.


Раздел I НАУЧНЫЙ МЕТОД

I

Понятия метода и методологии. Классификация методов научного познания

Понятие «метод» (от греч. «методос» — путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практиче­ского и теоретического освоения действительности.

Метод вооружает человека системой принципов, требо­ваний, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике.

Учение о методе начало развиваться еще в науке Но­вого времени. Ее представители считали правильный ме­тод ориентиром в движении к надежному, истинному зна­нию. Так, видный философ XVII века Ф. Бэкон сравнивал метод познания с фонарем, освещающим дорогу путнику, иду­щему в темноте.

Существует целая область знания, которая специально занимается изучением методов и которую принято имено­вать методологией. Методология дословно означает «уче­ние о методах» (ибо происходит этот термин от двух гре­ческих слов: «методос» — метод и «логос» — учение). Изучая закономерности человеческой познавательной дея­тельности, методология вырабатывает на этой основе методы ее осуществления. Важнейшей задачей методологии явля­ется изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания.

Методы научного познания принято подразделять по степени их общности, т. е. по широте применимости в про­цессе научного исследования.


Всеобщих методов в истории познания известно два: диалектический и метафизический. Это общефилософские методы. Метафизический метод с середины XIX века начал все больше и больше вытесняться из естествознания диа­лектическим методом.

Вторую группу методов познания составляют общенауч­ные методы, которые используются в самых различных об­ластях науки, т. е. имеют весьма широкий междисциплинар­ный спектр применения. Классификация общенаучных мето­дов тесно связана с понятием уровней научного познания.

Различают два уровня научного познания: эмпириче­ский и теоретический. Одни общенаучные методы приме­няются только на эмпирическом уровне (наблюдение, экс­перимент, измерение), другие — только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например, мо­делирование) — как на эмпирическом, так и на теоретиче­ском уровнях.

Эмпирический уровень научного познания характеризу­ется непосредственным исследованием реально существую­щих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уров­не осуществляется процесс накопления информации об ис­следуемых объектах, явлениях путем проведения наб­людений, выполнения разнообразных измерений, постанов­ки экспериментов. Здесь производится также первичная си­стематизация получаемых фактических данных в виде таб­лиц, схем, графиков и т. п. Кроме того, уже на втором уров­не научного познания — как следствие обобщения научных фактов — возможно формулирование некоторых эмпири­ческих закономерностей.

Теоретический уровень научного исследования осуще­ствляется на рациональной (логической) ступени позна­ния. На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям. Теоретический уровень — более высокая ступень в научном познании. Результатами теоретического познания становятся гипоте­зы, теории, законы.

Выделяя в научном исследовании указанные два раз­личных уровня, не следует, однако, их отрывать друг от дру­га и противопоставлять. Ведь эмпирический и теоретиче­ский уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпи-


рический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического осмысления научных фактов, статистиче­ских данных, получаемых на эмпирическом уровне. К тому же теоретическое мышление неизбежно опирается на чув­ственно-наглядные образы (в том числе схемы, графики и т. п.), с которыми имеет дело эмпирический уровень иссле­дования.

В свою очередь, эмпирический уровень научного позна­ния не может существовать без достижений теоретического уровня. Эмпирическое исследование обычно опирается на определенную теоретическую конструкцию, которая опреде­ляет направление этого исследования, обусловливает и обо­сновывает применяемые при этом методы.

К третьей группе методов научного познания относят­ся методы, используемые только в рамках исследований ка­кой-то конкретной науки или какого-то конкретного яв­ления. Такие методы именуются частнонаучными. Каждая частная наука (биология, химия, геология и т. д.) имеет свои специфические методы исследования.

При этом частнонаучные методы, как правило, содержат в различных сочетаниях те или иные общенаучные мето­ды познания. В частнонаучных методах могут присутство­вать наблюдения, измерения, индуктивные или дедуктивные умозаключения и т. д. Характер их сочетания и использо­вания находится в зависимости от условий исследования, природы изучаемых объектов. Таким образом, частнонауч­ные методы не оторваны от общенаучных. Они тесно свя­заны с ними, включают в себя специфическое применение общенаучных познавательных приемов для изучения конк­ретной области объективного мира.

Частнонаучные методы связаны и со всеобщим диалек­тическим методом, который как бы преломляется через них. Например, всеобщий диалектический принцип разви­тия проявился в биологии в виде открытого Ч. Дарвином естественно-исторического закона эволюции животных и растительных видов.

К сказанному остается добавить, что любой метод сам по себе еще не предопределяет успеха в познании тех или иных сторон материальной действительности. Важно еще умение правильно применять научный метод в процессе познания.


 

 

Общенаучные методы эмпирического познания

1.1. Научное наблюдение

Наблюдение есть чувственное (преимущественно — ви­зуальное) отражение предметов и явлений внешнего мира. Это — исходный метод эмпирического познания, позволяю­щий получить некоторую первичную информацию об объек­тах окружающей действительности.

Научное наблюдение (в отличие от обыденных, повсед­невных наблюдений) характеризуется рядом особенностей:

- целенаправленностью (наблюдение должно вестись для
решения поставленной задачи исследования, а внимание
наблюдателя фиксироваться только на явлениях, свя­
занных с этой задачей);

- планомерностью (наблюдение должно проводиться стро­
го по плану, составленному исходя из задачи исследо­
вания);

- активностью (исследователь должен активно искать,
выделять нужные ему моменты в наблюдаемом явле­
нии, привлекая для этого свои знания и опыт, исполь­
зуя различные технические средства наблюдения).
Научные наблюдения всегда сопровождаются описани­
ем
объекта познания. Последнее необходимо для фикси­
рования тех свойств, сторон изучаемого объекта, которые
составляют предмет исследования. Описания результатов
наблюдений образуют эмпирический базис науки, опираясь
на который исследователи создают эмпирические обобще­
ния, сравнивают изучаемые объекты по тем или иным па­
раметрам, проводят классификацию их по каким-то свой­
ствам, характеристикам, выясняют последовательность эта­
пов их становления и развития.

Почти каждая наука проходит указанную первоначаль­ную, «описательную» стадию развития. При этом, основные требования, которые предъявляются к научному описанию, направлены на то, чтобы оно было возможно более полным, точным и объективным. Описание должно давать досто­верную и адекватную картину самого объекта, точно ото­бражать изучаемые явления. Важно, чтобы понятия, ис­пользуемые для описания, всегда имели четкий и однознач-


ный смысл. При развитии науки, изменении ее основ пре­образуются средства описания, часто создается новая сис­тема понятий.

По способу проведения наблюдения могут быть непос­редственными и опосредованными.

При непосредственных наблюдениях те или иные свой­ства, стороны объекта отражаются, воспринимаются орга­нами чувств человека. Такого рода наблюдения дали нема­ло полезного в истории науки. Известно, например, что наблюдения положения планет и звезд на небе, проводив­шиеся в течение более двадцати лет Тихо Браге с непрев­зойденной для невооруженного глаза точностью, явились эмпирической основой для открытия Кеплером его знаме­нитых законов.

В настоящее время непосредственное визуальное на­блюдение широко используется в космических исследова­ниях как важный (а иногда и незаменимый) метод науч­ного познания. Визуальные наблюдения с борта пилотируе­мой орбитальной станции — наиболее простой и весьма эффективный метод исследования из космоса параметров атмосферы, поверхности суши и океана.

Хотя непосредственное наблюдение продолжает играть немаловажную роль в современной науке, однако чаще всего научное наблюдение бывает опосредованным, т. е. проводится с использованием тех или иных технических средств. Появление и развитие таких средств во многом определило то громадное расширение возможностей мето­да наблюдений, которое произошло за последние четыре столетия.

Если, например, до начала XVII века астрономы наблю­дали за небесными телами невооруженным глазом, то изоб­ретение Галилеем в 1608 году оптического телескопа под­няло астрономические наблюдения на новую, гораздо более высокую ступень. А создание в наши дни рентгеновских телескопов и вывод их в космическое пространство на бор­ту орбитальной станции (рентгеновские телескопы могут работать только за пределами земной атмосферы) позволи­ли проводить наблюдения за такими объектами Вселенной (пульсары, квазары), которые никаким другим путем изу­чать было бы невозможно.

Подобно развитию технических средств дальних наблю­дений, создание в XVII веке оптического микроскопа, а


много позднее, уже в XX веке, и электронного микроскопа позволило исследователям наблюдать удивительный мир микрообъектов, микроявлений.

Развитие современного естествознания связано с повы­шением роли так называемых косвенных наблюдений. Так, объекты и явления, изучаемые ядерной физикой, не могут прямо наблюдаться ни с помощью органов чувств челове­ка, ни с помощью самых совершенных приборов. То, что ученые наблюдают в процессе эмпирических исследований в атомной физике, — это не сами микрообъекты, а только результаты их воздействия на определенные технические средства исследования. Например, при изучении свойств заряженных частиц с помощью камеры Вильсона эти ча­стицы воспринимаются исследователем косвенно — по таким видимым их проявлениям, как образование треков, состоящих из множества капелек жидкости.

Любые научные наблюдения, хотя они опираются в пер­вую очередь на работу органов чувств, требуют в то же вре­мя участия и теоретического мышления. Исследователь, опираясь на свои знания, опыт, должен осознать чувствен­ные восприятия и выразить их (описать) либо в поняти­ях обычного языка, либо — более строго и сокращенно — в определенных научных терминах, в каких-то графиках, таблицах, рисунках и т. п.

Наблюдения могут нередко играть важную эвристиче­скую роль в научном познании. В процессе наблюдений могут быть открыты совершенно новые явления, позволя­ющие обосновать ту или иную научную гипотезу. Приве­дем лишь один пример из области истории космических исследований. Участники длительных экспедиций в космос на орбитальной станции «Салют-6» вели наблюдения Ми­рового океана, ибо над ним и даже в его глубинах форми­руется погода планеты. В результате этих наблюдений были обнаружены так называемые синоптические вихри. Последние представляют собой специфические образования в океане, размеры и цвет которых бывают различными. Некоторые из них имеют зеленоватую окраску, что харак­теризует подъем глубинных вод к поверхности, другие от­личаются голубой окраской — здесь вода с поверхности уходит в глубину. Эти наблюдения позволили подтвердить гипотезу академика Г.И. Марчука, согласно которой в


Мировом океане есть энергоактивные зоны, являющиеся своеобразными «генераторами погоды». Именно над таки­ми аномалиями и начинается формирование циклонов.

Для получения каких-то выводов об исследуемом яв­лении, для обнаружения чего-то существенного в нем за­частую требуется проведение весьма большого количества наблюдений. Например, для получения даже краткосрочно­го прогноза погоды необходимо проводить огромное число наблюдений за различными метеорологическими парамет­рами атмосферы. Такие наблюдения в современном мире осуществляют свыше 10 тысяч метеорологических станций, получающих необходимые данные в районе земной поверх­ности, и около 800 станций радиозондирования, собираю­щих данные во всей толще атмосферы. К этому надо до­бавить метеорологическую информацию, которая является результатом наблюдений, проводимых с оснащенных спе­циальной аппаратурой морских судов и самолетов, беспи­лотных метеорологических спутников Земли и пилотируе­мых орбитальных станций. Весь этот обширный комплекс технических средств обеспечивает глобальные наблюдения за состоянием атмосферы, поверхности суши и океана с целью изучения тех физических процессов, которые опре­деляют аномалии погоды на нашей планете.

Из всего вышесказанного следует, что наблюдение яв­ляется весьма важным методом эмпирического познания, обеспечивающим сбор обширной информации об окружаю­щем мире. Как показывает история науки, при правиль­ном использовании этого метода он оказывается весьма плодотворным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.