Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Русский язык как знаковая система передачи информации и способ существования русского национального мышления и Русской культуры




Василенко Е.В., Павловская О.Е.

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

по курсу “Русский язык и культура речи»

для студентов очной формы обучения

Краснодар, 2004

Учебное пособие по курсу «Русский язык и культура речи» для студентов очной формы обучения.

 

 

Рецензент:

кандидат филологических наук, завкафедрой русского языка КГТУ Зиньковская В.Е.

 

 

Настоящее пособие предназначено для самостоятельной работы студентов очного обучения, а также для работы на практических занятиях по курсу «Русский язык и культура речи». Пособие содержит теоретический материал, дополняющий полученные в процессе лекционного курса сведения, а также практические и творческие задания для закрепления полученных знаний и выработки навыков и умений по данному курсу.

 

С Василенко Е.В., Павловская О.Е.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

С.

 

1. Русский язык как знаковая система передачи информации и способ существования русского национального мышления и русской культуры 3

2. История формирования национального русского языка 9

3. Язык и речь. Разновидности (формы) существования современного русского языка 22

4. Функциональные стили современного русского языка 35

5. Нормативный аспект культуры речи 45

6. Речевая культура. Типы речевой культуры. Этический аспект речи 64

7. Коммуникативный аспект 74

8. Организация вербального взаимодействия 79

9. Невербальные средства общения 90

Литература 99

 

 

Термин «язык» обычно употребляется в двух значениях:

а) язык как абстрактное представление о едином человеческом языке;

б) какой-либо конкретный язык как реальная знаковая система, используемая для общения в определенном социуме, в определенном пространстве и в определенное время. В этом смысле говорят о русском, английском, адыгейском и т.д. языках.

Относительно природы и сущности языка имеется несколько точек зрения:

1. Язык – это биологическое явление, наследуемое человеком от своих родителей. Ребенок, родившийся от адыгейцев, будет говорить по-адыгейски, от русских – по-русски и т.д.

2. Язык – это психическое явление, проявление духа Божьего и человеческого (библейская легенда о сотворении мира: «Сначала было Слово...).

3. Язык – социальное явление, возникшее и развивающееся в силу потребности людей в общении.

В «Кратком словаре лингвистических терминов» Н.В.Васильевой (М., 1995) дается такое определение: Язык – это социально обработанная, исторически изменчивая знаковая система, служащая основным средством общения и представленная различными формами существования, каждая из которых имеет, по крайней мере, одну из форм реализации – устную или письменную».

Русский язык представляет собой систему, объединение элементов, находящихся в связях и отношениях друг с другом, образующих единство, целостность. Язык как система состоит из следующих связанных друг с другом единиц: звуков; морфем (минимальные значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание); слов, фразеологических оборотов (устойчивых словосочетаний), свободных словосочетаний, предложений, текста.

Однородные единицы (например, звуки, морфемы, слова и т.д.) объединяются в определенные уровни языка, например, звуки, или фонемы, объединяются в фонетический уровень, морфемы – в морфемный, слова – в лексический, формы и классы слов – в морфологический, словосочетания и предложения – в синтаксический и т.д. Каждый уровень изучается определенным разделом лингвистики - науки о языке.

 

Единицы языка Уровни языка Разделы лингвистики
Звуки, фонемы Фонетический Фонетика
Морфемы Морфемный Морфемика
Слова Лексический Лексикология
Формы и классы слов Морфологический Морфология
Предложение Синтаксический Синтаксис
Текст Текстовый Текстология

 

Каждая единица языка – это определенный знак, несущий информацию.

Различают два типа знаков: естественные (знаки-признаки) и искусственные (знаки-информанты).

Жизнь человека протекает в непрерывном потоке естественных знаков, несущих определенную информацию: похолодало – закончилось лето, наступила осень; небо заволокло тучами – возможно, пойдет дождь; ребенок капризничает сверх меры – по-видимому, его что-то беспокоит и т.д.

Искусственные знаки создаются специально для формирования, хранения и передачи информации, представления о предметах, понятиях и явлениях и их замещениях. Поскольку условные знаки служат средством общения и передачи информации, их называют коммуникативными, или информативными.

Коммуникативные (информативные) знаки представляют собой соединение определенного смысла (означаемое) и способа выражения (означающее). Например, раздается вой оставленной у дороги машины, который воспринимается следующим образом: означающее – звуковой сигнал, означаемое – опасность для машины; на светофоре вспыхнул красный свет: означающее – цветовой сигнал, означаемое – машинам остановиться. Языковой знак – основной вид из всех существующих в природе и обществе знаков.

Все языковые единицы – коммуникативные знаки, имеющие форму (означающее) и содержание (означаемое). Языковые знаки могут состоять из одной единицы (звук, слово, фразеологизм) или их комбинации (предложение, текст). Самостоятельным языковым знаком является слово – это звуковой или письменный знак, воспринимаемый органами чувств и как бы замещающий нечто другое – понятие или предмет. Слово фиксируется в словарях, входит в состав предложений и может само быть предложением (однословное номинативное или безличное), Например: Утро. Светает. Поскольку слово обладает значением и может самостоятельно передавать информацию, оно является самой значимой единицей языка.

Фонемы и морфемы играют в знаковой системе языка меньшую роль. Фонемы не являются в собственном смысле знаками, т.к. непосредственно не участвуют в формировании и передаче языковой информации. Однако им свойственна функция различения. Сравним: т а м, т о м, д ом, л ом, с ом, с а м и т.д. Поэтому ученые включают фонемы в число знаков языка.

Морфемы самостоятельно не функционируют в языке, не служат и не могут служить для передачи информации, они только способствуют оформлению лексического значения слова (например, при-беж-ал, у-беж-ал-а, пере-бежал и т.д.). Следовательно, морфема проявляет себя только в слове, поэтому рассматривается как минимальный, несамостоятельный языковой знак.

Основной коммуникативной единицей является предложение. В предложении как в высшей знаковой единице приводятся в движение все знаки языка, а сами предложения вступают в связь друг с другом, с контекстом и ситуацией речи. Предложение обеспечивает языку возможность передать любую мысль, информацию и обеспечивает функционирование всех перечисленных знаков. Например:

- Александр!

- А?

- Ты при еде шь вечером?

- Да. Под ъеду, помогу и у еду.

Все перечисленные языковые единицы являются по существу знаками для передачи внеязыковой информации. Они несут в себе информацию и могут быть восприняты. Поэтому языковая знаковая система является универсальным средством передачи и хранения информации, оформления мысли, выражения эмоций, оценки, волеизъявления.

Язык полифункционален. Функции языка связаны с его природой, назначением в обществе, взаимосвязями между собой.

Главнейшей функцией языка является коммуникативная, так как язык, прежде всего, служит средством человеческого общения, давая возможность говорящему выражать свои мысли, а слушающему – воспринимать и как-то реагировать (соглашаться, возражать, принимать, отвечать и т.д.). К базовым (первичным) функциям языка относят также познавательную (когнитивную), с помощью которой осуществляется познание, изучение окружающего мира. Выполняя эту функцию, язык служит средством сознания, способствует деятельности сознания и отражает эту деятельность. Язык участвует в формировании мышления индивида (индивидуальное сознание) и мышления общества (общественное сознание).

К основной функции языка относят и аккумулятивную, позволяющую сохранять и передавать информацию как в устной форме (легенды, мифы, былины, песни и т.д.), так и в письменной (летописи, документы, научная и художественная литература и т.д.).

Кроме этих основных функций, язык выполняет эмоциональную функцию, то есть выражает чувства, эмоции, оценки говорящего (Ура! Я поступил в институт! Господи, горе-то какое! Ой, ну видеть не могу его. Я рада Вас видеть. Умница. Молодец. Негодяй какой), и функцию воздействия (волюнтативную), побуждая людей к определенным действиям (подвиньтесь, пожалуйста; замолчи!; подумайте над этим...). Помимо перечисленных функций язык выполняет и эвфемистическую функцию. Эвфемизм – это слово или выражение, замещающие в речи грубые, неприятные, нецензурные высказывания на нейтральные или более приятные для слуха.

Сфера употребления языка универсальна, т.к. он используется в общении во всех областях человеческой деятельности. Язык как знаковая система создается постепенно и развивается в процессе функционирования.

Наряду с первичными языковыми знаками (слова, предложения) существуют вторичные, замещающие первичные и т.д., образующие особые знаковые системы. Специальные средства общения (вторичные знаки), такие как, например, азбука Морзе, нотная грамота, искусственный международный язык (Эсперанто) и т.д. являются результатом разового соглашения людей, служат для передачи ограниченной информации, имеют продуманный и искусственный характер.

 

 

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте точки зрения о происхождении языка.

2. Назовите единицы языка

3. Какие функции выполняет национальный язык

Практические задания

Задание 1. Прочитайте фрагмент из книги Д.С.Лихачева «Земля родная». Согласны ли вы с мнением автора в его оценке роли языка в жизни человека?

Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль о каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

О русском языке как языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX в. лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: «…нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Задание 2. Прочитав высказывания писателей о языке, скажите, какие особенности, черты, признаки, роль языка в жизни человека и общества в них отмечены.

- Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык. (Пифагор).

- Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку. (Вольтер).

- Народ отражает себя всего полнее в языке своем. Народ и язык один без другого представлен быть не может. (И.И.Срезневский, ученый, историк и филолог ХIХ века).

- Как не говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдет, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело. (Л.Н.Толстой).

- Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей. (М.Горький).

- Язык – вернейший, а иногда и единственный свидетель былой жизни народа. (Б.К.Котляревский, профессор истории).

- Язык есть исповедь народа, В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной. (П.Вяземский).

Задание 3. Подберите высказывания русских и зарубежных классиков о русском языке, прокомментируйте их.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 4021; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.