Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Справочно-библиографический аппарат научного произведения




Типовой план для написания рецензии и отзывов.

1. Предмет анализа (В работе автора … В рецензируемой работе … В предмете анализа и т.д.).

2. Актуальность темы (Работа посвящена актуальной теме … Актуальность темы обусловлена … Актуальность темы не требует дополнительных доказательств – не вызывает сомнений, вполне очевидна …).

3. Формулировка основного тезиса (Центральным вопросом работы, где автор добился наиболее существенных (заметных, ощутимых…) результатов, является … В статье обоснованно на первый план выдвигается вопрос о …).

4. Краткое содержание работы.

5. Общая оценка (Оценивая работу в целом …).

6. Недостатки, недочеты (Вместе с тем, вызывает сомнение тезис о том … К недостаткам (недочетам) работы следует отнести допущенные автором длинноты в изложении (недостаточную ясность при изложении…) Работа построена нерационально, следовало бы сократить …(снабдить рекомендациями…) Существенным недостатком работы является … Упомянутые недостатки связаны не столько с …, сколько с …).

7. Выводы (Представляется, что в целом статья … имеет важное значение… Работа может быть оценена положительно, а ее автор заслуживает искомой степени… Работа удовлетворяет всем требованиям…, а ее автор, безусловно, имеет (определенное, заслуженное, безусловное, абсолютное) право …).

1. Заголовок описания – фамилия и инициалы автора.

2. Заглавие – название произведения.

3. Издание – сведения об отличиях данного произведения от других изданий того же произведения.

4. Выходные данные – место издания, наименование издательства и год издания.

- Официальный стиль.

Сфера функционирования официального стиля – это управление, право, делопроизводство. Цель текстов официального стиля – регулирование государственных, социальных, служебных, деловых и личных отношений людей

Большинство текстов официального стиля существуют в письменной форме – международные договоры, государственные акты, законы, постановления, уставы, инструкции, приказы, доверенности, объявления, заявления, докладные, накладные и т.д.

Наиболее общими свойствами текстов официального стиля считаются точность, однозначность формулировок, не допускающих двоякого толкования, информативность, предписывающе-обязательный, неличный характер изложения, стандартность, компактность структуры текста, унифицированность языковых средств, отсутствие эмоциональности и экспрессивности.

Для лексики текстов официального стиля характерно использование экспрессивно не окрашенных слов (законодательство, конституция), стандартизированных выражений (предъявление иска, оказание помощи), штампов (вступить в силу, довести до сведения), канцеляризмов (надлежащий, исходящий), терминов (юрисдикция, правоспособность), аббревиатур (НАТО, ООН).

На текстовом уровне официальный стиль также имеет некоторые особенности: преобладание такого специфического типа речи, как констатация, в некоторых текстах (протоколы, например) встречается описание; стереотипная композиция; доминирование фактической информации; лексических и грамматических средств связи; для текстов официального стиля характерны директивные средства воздействия на адресата.

- Публицистический стиль.

Тексты публицистического стиля освещают события из самых разных сфер жизни – экономической, политической, научной, культурной, спортивной, криминальной, бытовой. Все эти тексты в большей или меньшей мере выполняют две основные функции – коммуникативную и волюнтативную.

В лексике публицистического стиля на фоне нейтральных слов и выражений (ситуация, событие) особенно заметно характерное соединение клише (играть роль, иметь значение, поставить вопрос) и метафор, сравнений, эпитетов (судьбоносная встреча, солдаты удачи); высокой книжной и научной лексики и разговорно-просторечной (свершения, держава, созидание; бабки, крутой, зеленые).

В отличие от научного и официального стиля, для которых характерна некая отстраненность автора, в текстах публицистического стиля всегда присутствует авторское «я», поскольку речь часто ведется от первого лица и глаголы употребляются в первом лице.

На текстовом уровне также проявляется неоднородность, противоречивость публицистического стиля. Рассуждение, повествование, описание – все эти типы речи встречаются не только в рамках стиля вообще, но зачастую и в рамках одного текста. Значительно варьируется размер текста; возможны и графические, и звуковые средства его оформления.

- Разговорный стиль.

Разговорный стиль уместен в сфере бытовых, обиходных и профессиональных неофициальных отношений. Преобладающая форма речи устная (беседа, разговор), но возможно использование разговорного стиля и в некоторых жанрах письменной речи – личных дневниках, записках, частных письмах.

К основным свойствам текстов разговорного стиля можно отнести неофициальность, непринужденность, неподготовленность общения, отсутствие предварительного отбора языковых средств, участие жестов, мимики, зависимость от ситуации, характеристик и взаимоотношений говорящих, меньшая степень регламентации, по сравнению с книжными стилями.

Для лексики текстов разговорного стиля характерно преобладание конкретных слов над абстрактными, широкое использование слов с эмоционально-оценочной и разговорно-просторечной окраской, а также метафор на фоне нейтральной лексики, малоупотребительна книжная, иноязычная и терминологическая лексика.

Для текстового уровня разговорного стиля характерны свои особенности: встречаются все основные типы речи – описание, повествование, рассуждение; композиция преимущественно свободная.

Контрольные вопросы :

1. Дайте определение понятию «речевой стиль».

2. Объясните, что такое функциональные стили речи и назовите их.

3. Назовите основные признаки НСР.

4. Каковы особенности НСР?

5. Назовите жанры НСР и охарактеризуйте их.

6. Выпишите из справочников, энциклопедических словарей, учебников 5-10 слов и выражений, являющихся научными терминами в выбранной вами области науки.

7. Расшифруйте сложносокращенные слова. Вспомните, как определяется род таких слов. Составьте с ними словосочетаний:

МИГ, АТС, ОРТ, БДТ, ГАБТ, гидрофак, МИД, корпункт, ООН, ФСБ, ЮНЕСКО, МАГАТЭ, МОК.

Практические задания

Задание 1. Укажите, признаки каких стилей имеют следующие словосочетания. Выпишите их по группам. Составьте с ними по два предложения.

Пробуждающаяся природа, по данным социологического опроса, светская хроника, шорох ресниц, ходил совсем ошалевший, предстоящие переговоры, судебное разбирательство, вопросы экологии, завершившийся эксперимент, праздничное настроение, хлопать ушами, серебристый иней, лебедь белая, парламентские дебаты, валютный коридор, библиографический указатель, защищать природу, растянулся на лавке.

Задание 2. Прочитайте тексты. Определите их стилистическую принадлежность. Проанализируйте структуру предложений и их лексический состав. Чем они различаются?

I. По моему глубочайшему убеждению, XXI век должен быть веком гуманитарной культуры. Ее доминанта обязательна. Технике должна быть определена четко служебная роль.

Ведь природа миллионы лет сама управлялась со своими трудностями, рождала жизнь в любых условиях. Природа – чудо из чудес.

И человек – высшая точка в развитии природы. Он не должен бесконечно испытывать терпение своей матери, требовать у природы всего и немедленно. Наконец, есть долг человека перед природой. Человек, как наиболее сознательное явление мироздания, обязан помогать животным, птицам, растениям, даже «неживой природе». Помогать, не ожидая немедленной награды. (Д.Лихачев)

II. Наступил день открытия театра. Мы все – участники дела – отлично понимали, что наше будущее, наша судьба ставились на карту. Или мы пройдем в ворота искусства, или они захлопнутся перед нашим носом.

Режиссерская работа окончена, и теперь очередь артистов. Только они одни могут вывести на свет спектакль, а я ничего уже не могу больше сделать.

Мне надо было в последний раз воздействовать на артистов, и я, стараясь подавить в себе смертельный страх перед грядущим, представляясь бодрым, веселым, спокойным и уверенным, перед третьим звонком обратился к артистам с ободряющими словами. (К.Станиславский).

III. Когда в солнечное утро, летом, пойдешь в лес, то на полях в траве видны алмазы… Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка. (Л.Толстой)

IV. Статья 1. (…) 2. Настоящий Закон охватывает сферы языкового общения, подлежащие правовому регулированию, и не устанавливает юридические нормы использования языков народов Российской Федерации в межличностных неофициальных взаимоотношениях, а также в деятельности общественных и религиозных объединений и организаций.

V. Чуть было не забыл очень важное дело: у вас в «Русских ведомостях» печатались прекрасные очерки Серафимовича («На дальнем севере»). Автор – молодой человек, нуждающийся и очень желал бы их издать. Я обращался уже через Глеба Ивановича к Павленкову, но он отказался издавать, говоря, что за беллетристику берется лишь в крайних случаях. Между тем ты, конечно, помнишь эти очерки, - они очень хороши и стоило бы помочь молодому автору. (…)

Задание 3. Запишите 10-15 специальных слов, употребляемых в вашей профессии, сгруппируйте эти слова по темам.

Задание 4. Напишите реферат по одной из предложенных тем, используя приведенные в лекции клише.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.