КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коммуникативные качества речи
Аспекты культуры речи. Понятие о культуре речи. Понятие о культуре речи. Тема 4. Культура речи. 2. Аспекты культуры речи. 3. Коммуникативные качества речи. Понятие «культура речи» имеет два значения: 1. Культура речи – это область лингвистики, которая изучает осознанную речевую деятельность по созданию целенаправленной и целесообразной этически корректной эффективной речи в заданных или смоделированных условиях общения (Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи: курс лекций / под ред. Н.А. Ипполитовой. – М., 2008). 2. Культура речи – это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач. В понятие «культура речи» входят три компонента: 1) нормативный; 2) этический; 3) коммуникативный. Нормативный аспект культуры речи требует безупречного владения нормами русского литературного языка. Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет. Коммуникативный аспект культуры речи предполагает умение эффективно пользоваться функциональными разновидностями русского литературного языка: официально-деловым, научным, публицистическим стилями, а также разговорной речью. Культурная речь обладает определенными свойствами, которые помогают организовать общение и сделать его эффективным. Такие свойства принято называть коммуникативными качествами речи. Основные коммуникативные качества – это правильность, точность, понятность, чистота, уместность, логичность, богатство и выразительность.
Правильность речи – это ее подчиненность нормам русского литературного языка. Точность речи чаще всего связывают с точностью словоупотребления. Точность речи определяется: – знанием предмета, – логикой мышления, – умением выбирать нужные слова, т.е. употреблять слова в тех значениях, которые они имеют в языке. Понятность речи определяется прежде всего отбором речевых средств, а именно необходимостью ограничивать использование слов, находящихся на периферии словарного состава языка и не обладающих качеством коммуникативной общезначимости (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины, иностранные слова). Лексика неограниченной сферы употребления состоит из общеупотребительных слов, которые, как правило, понятны всем носителям языка. Чистота речи – это отсутствие в ней лишних слов, слов-паразитов. Уместность речи – это коммуникативное качество, более других ориентированное в целом на ситуацию общения.Выделяют: – уместность ситуативную (в широком смысле), в основе которой – соответствие высказывания ситуации общения в целом; – уместность текстовую (в узком смысле), связанную с выбором конкретных речевых средств в рамках коммуникативной ситуации. Логичность речи – это ее определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность. Ошибки, связанные с нарушением этого качества речи, называются алогизмами. Богатство речи – это показатель степени разнообразия речевых и языковых средств, которые могут быть использованы в той или иной ситуации общения. Богатство языка определяется прежде всего лексическим богатством. Лексика среди других уровней языка обладает наиболее развитой и многослойной структурой. Выразительность речи – это коммуникативное качество, которое делает речь всегда новой, оригинальной, неповторимой и творческой. Выразительность создается разными уровнями языка. Поэтому выделяют произносительную, акцентологическую, словообразовательную, лексическую, интонационную и стилистическую выразительность. Сделать речь более выразительной помогают изобразительно-выразительные средства языка, которые называют тропами и фигурами.
Тропы – обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. К тропам относятся: аллегория, эпитет, метафора, метонимия, гипербола, литота, олицетворение, ирония. Фигуры – стилистические приемы выразительности, использующие те или иные возможности синтаксиса. К фигурам относятся: анафора, эпифора, антитеза, каламбур, градация, оксюморон, эллипсис, риторический вопрос, повтор, парцелляция.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 3756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |