Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материалы для самостоятельной работы. Устная речь предполагает наличие реального собеседника




Устная речь предполагает наличие реального собеседника. Поэтому свойствами устной речи являются необратимость, поступательный и линейный характер развертывания во времени. Как правило, устной речи присуща словесная импровизация, поэтому она характеризуется такими качествами, как прерывистость, срывы конструкции, самоперебивы, лаконизм и избыточность. Наиболее яркое владение устной речью проявляется в ораторском искусстве.

Тема 1. Ораторское искусство.

 

1. Понятие об ораторском искусстве.

2. Роды и типы публичной речи.

3. Типы ораторов.

4. Подготовка публичной речи.

5. Искусство оратора. Приемы установления контакта с аудиторией.

 

1. Понятие об ораторском искусстве.

Термин ораторское искусство античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика и русское красноречие.

Ораторское искусство – это прежде всего высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом.

Ораторская речьвид монологической речи, произносимой с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

 

2. Роды и типы публичной речи.

В зависимости от сферы применения ораторское искусство подразделяется на различные роды и виды. Каждый род объединяет определенные виды речи с учетом их функции и ситуации выступления, его темы и цели. В отечественных риториках выделяются следующие основные роды красноречия:

1. Социально-политическое красноречие (доклад на социально-политические и политико-экономические темы, отчётный доклад, политическая речь, дипломатическая речь, политическое обозрение, митинговая речь, агитаторская речь).

2. Академическое красноречие (вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение).

3. Судебное красноречие (прокурорская, общественно-обвинительная речь, адвокатская речь, общественно-защитительная речь, самозащитительная речь обвиняемого).

4. Социально-бытовое красноречие (юбилейная речь, застольная речь-тост, поминальная речь – надгробное слово).

5. Богословско-церковное красноречие (проповедь, речь на соборе).

Данная классификация хотя и верна, но не охватывает всех видов красноречия (например, дискуссионные и полемические речи и др.).

Среди типов речи выделяются следующие:

1. Аргументирующая речь, к которой относятся убеждающая и агитирующая речи. Коммуникативная цель говорящего при произнесении аргументирующей речи – убедить собеседника в правильности какого-то положения, заставить его изменить свои взгляды, мнения (убеждающая речь), а также склонить его к какому-либо действию (агитирующая речь).

Аргументирующая речь связана с таким понятием, как аргумент. Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса (главного утверждения оратора). Выделяют следующие типы аргументов:

сильные и слабые аргументы. Довод, против которого легко найти возражение, называют слабым, и наоборот, довод, который трудно опровергнуть, называют сильным;

рациональные и психологические аргументы. Рациональные аргументы воздействуют на разум слушателей.

К ним относятся факты, законы природы, аксиомы, обращение к авторитетам, т.е. все то, что может рассматриваться как безусловно истинное. Психологические аргументы (иррациональные) взывают к чувствам. Психологические аргументы могут апеллировать к личностным качествам оппонента или к чувствам аудитории;

контраргументы. Они чаще всего возникают в сознании оппонента как возражение оратору. Выступающий должен предусмотреть возможные контраргументы и предупредить их появление специальными фразами. Например: «Здесь мне могли бы возразить, что …, но это не совсем так, потому что…».

2. Информирующая речь. Ее коммуникативная цель – дать новые сведения о том или ином предмете, пробудить интерес к предмету речи. Информирующие жанры – это всегда сплав объективного и субъективного эмоционального компонентов (доклад, репортаж, комментарии и др.)

3. Эпидейктическая речь (от греч. deiknumi – показываю, делаю видным, известным, приветствую) – речь, цель которой – выразить свое понимание добра и зла, прекрасного и постыдного. Жанры, в которых реализуется этот вид речи, – поздравление, тост, похвала – встречаются как в быту, так и на официальных мероприятиях: празднованиях, юбилеях и т.д.

 

3. Типы ораторов.

Слово оратор появилось в русском языке в начале XVIII столетия, а более широкое распространение получило в первой трети XIX века. Оно происходит от латинского orare – «говорить». Оратор – это человек, умеющий говорить красиво, образно, выразительно.

Каждый выступающий имеет свои индивидуальные особенности, которые влияют на стиль речи, проявляются в манере выступления. Поэтому теоретики ораторского искусства издавна выделяли разные типы ораторов. С.Ф. Иванова в работе «Специфика публичной речи» классифицирует ораторов в соответствии с типом темперамента:

1. Рационально-логический. Ораторы этого типа склонны к анализу явлений, к рассуждению и строгой аргументированности. Их подготовка к любому высказыванию отличается последовательным отбором и строгой систематизацией материалов, обдумыванием и разработкой подробного плана. «Логиками» чаще всего бывают сангвиники.

2. Эмоционально-интуитивный. Представители этого типа говорят страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами, каламбурами, но не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи и «свести концы с концами». План своих выступлений пишут не всегда, считая, что он их сковывает. Наблюдается совпадение эмоционального речевого типа с холерическим темпераментом.

3. Философский. Ораторы этого типа более или менее эмоциональны, склонны к анализу. Для них характерно стремление к исследованию, глубокому осмыслению явлений прямо на глазах у слушателей, желание и умение вовлечь в этот процесс аудиторию. Чаще всего данную группу составляют люди флегматического темперамента.

4. Лирический, или художественно-образный. Представителям этого типа свойственна глубокая эмоциональность, лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность, проникновенность. Чаще всего данную группу составляют меланхолики.

4. Подготовка публичной речи.

Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, от его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать и т.д. Однако при подготовке к выступлению следует учитывать и некоторые общие методические установки.

Основными этапами подготовки к конкретному выступлению являются:

I этап. Выбор темы и определение целевой установки. Название речи должно быть четким, ясным, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей.

II этап. Подбор материала. Чтобы подготовить интересное по содержанию выступление, необходимо собрать как можно больше данных, сведений, фактов, примеров, иллюстраций по выбранной теме. С этой целью используются разнообразные источники: официальные документы, научная и научно-популярная литература, справочники, периодика, результаты социологических исследований, личные контакты, беседы и интервью, собственные знания и опыт, размышления и наблюдения.

III этап. Изучение и анализ отобранного материала. Собрав необходимый материал, необходимо его внимательно изучить, осмыслить, систематизировать, определить, что именно можно будет использовать в речи.

IV этап. Разработка плана выступления. В процессе подготовки очень важно определить порядок, в котором будет излагаться материал, т.е. составить план.

По структуре планы бывают простыми и сложными. При составлении плана важно соблюдать основное требование, предъявляемое к нему: он должен быть логически выдержанным, последовательным, с естественным переходом от одного пункта к другому.

V этап. Работа над композицией. После написания плана необходимо продумать построение каждой части выступления. При этом оратор должен строить свою речь, руководствуясь следующими принципами:

1) краткости, но, следует добавить, и достаточности. Известно, что при сходном содержании краткое выступление обыч­но оценивается аудиторией как «более деловое»;

2) последовательности. Выступление должно быть подчинено одной теме, вынесенной в заглавие. Каждая микротема также должна раскрывать основную тему;

3) усиления. Речевое воздействие на слушателей должно наращиваться от начала выступления к его концу;

4) результативности, поскольку каждое выступление должно содержать вывод, призыв к действию, рекомендации.

Наиболее распространенной структурой выступления с античных времен считается трехчастная, включающая в себя вступление, основную часть и заключение.

Во вступлении подчёркивается актуальность темы, значение её для данной аудитории, формулируется цель, кратко излагается история вопроса.

Наиболее важной является основная часть ораторского выступления. В ней излагается сущностный материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам.

В главной части материал следует расположить таким образом, чтобы он работал на идею речи.

Методами изложения материала в главной части являются следующие:

1) индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод используется в агитационных выступлениях;

2) дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах;

3) метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов обычно производится параллельно с тем, что хорошо известно слушателям;

4) концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы. Выступающий переходит от общего рассмотрения вопроса к более конкретному и углублённому его анализу;

5) ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим;

6) исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином предмете, явлении с течением времени.

К типам изложения материала в основной части относятся:

1) повествование – тип литературного изложения, в котором речь идет о свершившихся событиях и ходе действия;

2) описание – тип изложения примет, особенностей, состава чего-нибудь в систематическом порядке; подробный рассказ о чем-нибудь; изображение чего-нибудь;

3) рассуждение – тип изложения, представляющий собой ряд мыслей, суждений, умозаключений на какую-нибудь тему, которые располагаются в логически последовательной форме.

Важной композиционной частью любого выступления является заключение. В заключении рекомендуется повторить основную мысль, суммировать наиболее важные положения.

Следует учитывать, что в процессе восприятия речи действует «закон края», т.е. лучше запоминается то, что дается в начале и в конце выступления. Первые слова привлекают внимание, а последниеусиливают эффект, они должны мобилизовать слушателей, воодушевить их, призвать к активной деятельности.

VI этап. Написание текста выступления. Написанный текст дисциплинирует выступающего, дает возможность избежать повторений, неряшливых формулировок, оговорок и делает речь более уверенной.

VII этап. Овладение материалом выступления. Написанный текст следует хорошо осмыслить, проанализировать, выделить основные смысловые части, продумать связь между ними, несколько раз прочитать текст, заучить отдельные фрагменты, несколько раз произнести вслух, учитывая время, восстановить в памяти план и содержание.

 

5. Искусство оратора. Приемы установления контакта с аудиторией.

Высшее проявление мастерства публичного выступления – контакт со слушателем, т.е. общность психического состояния оратора и аудитории. При этом, как бы ни была интересна тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:

1) вопросно-ответный ход. Оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам;

2) использование юмора, котороепозволяет быстро завоевать аудиторию;

3) переход от монолога к диалогу, позволяющий приобщить аудиторию к процессу обсуждения, активизировать ее интерес;

4) прием создания проблемной ситуации,когда слушателям предлагается ситуация, вызывающая вопрос «Почему?», что стимулирует познавательную активность;

5) опора на личный опыт, авторитетное мнение, которые всегда интересны слушателям;

6) замедление темпа речи с одновременным понижением силы голоса, которое способно привлечь внимание к ответственным местам выступления;

7) авансирование, то есть нарочитое откладывание сообщения важной или интересной мысли, идеи, некоторых подробностей, которые наверняка интересуют слушателей. В этом случае оратор лишь упоминает о том или ином факте и говорит: «Но об этом несколько позже», «Об этом я расскажу потом…» и т.д.;

8) демонстрация предмета, когда оратор активизирует внимание слушателей, показывая что-либо: «Посмотрите на этот предмет…», «Взглянем на эту вещь…» и т.д.

Для того, чтобы оратор мог умело использовать перечисленные приемы, необходимо по возможности четко представить аудиторию, перед которой предстоит выступать: пол, возраст, национальность, уровень образованности, социальный статус, вероисповедание, интересы и т.д.

Следует отметить, что мастерство оратора проявляется также в оптимальном использовании жестикуляции и мимики. Самым лучшим жестом является тот, который не замечают слушатели, т.е. который органично сливается с содержанием речи. Мимика оратора стимулирует эмоции аудитории, она способна передать гамму переживаний: радость и скорбь, сомнение, иронию, решимость.

 

Задание 1. Определите род, тип каждой из представленных речей. Каковы методы изложения материала в них применяются? Найдите в текстах аргументы, которые приводят авторы с целью убеждения аудитории, все ли они правомерны с этической точки зрения? Какие могут быть выдвинуты контраргументы?

1. Что такое филология? Перевести это греческое по происхождению слово можно как «любовь к слову». Но в действительности филология – шире. Она связывает историческое источниковедение с языкознанием и литературоведением. Она придает широкий аспект изучению истории текста. Филология есть связь всех связей. Она нужна текстологам, источниковедам, историкам литературы и историкам науки, она нужна историкам искусства, ибо в основе каждого из искусств, в самых его «глубинных глубинах» лежат слово и связь слов. Она нужна всем, кто пользуется языком, словом; слово связано с любыми формами бытия, с любым познанием бытия: слово, а еще точнее, сочетания слов. Отсюда ясно, что филология лежит в основе не только науки, но и всей человеческой культуры. Таким образом, филология – наука глубоко личная и глубоко национальная, нужная для отдельной личности и нужная для развития национальных культур (По Д.С. Лихачеву).

2. Траву не кури, грибы ты не жуй, пей лучше водку, ведь ты не буржуй! Люди, задумайтесь! Наркотики – это плохо, за них сажают в тюрьму. Государство придумало много способов, чтобы вытеснить наркотики и заменить их на водку и табак. После употребления наркотических веществ человек теряет работоспособность, такой человек не нужен обществу! Будь нужным обществу, кури и пей, пополняй казну изо дня в день!

3. В основе моей программы лежит налаживание взаимодействия и координации усилий представителей власти на всех уровнях, сплочение команды единомышленников, разделяющих программные принципы партии «Единая Россия». Для решения поставленных задач необходима слаженная работа законодательной и исполнительной ветвей власти, строгий кон-

троль и прозрачность расходования бюджетных средств. Сделать предстоит многое. Но добиться реального улучшения можно только при объединении команды единомышленников, команды Алексея Гордеева (П.Гончаров).

4. Скончался поэт – фронтовик Григорий Поженян. Он всегда был легендой, в каждом шаге, в каждом поступке. Бил врага… впрочем, когда их у него было больше: на фронте или в повседневной жизни? Смел был, как дьявол, наводил трепет на всех «высоких начальников» от литературы и, добившись своего, оборачивал дело шуткой… Вот и скончался он в день своего 83-летия…

…Для Поженяна закон был один – честь. Каждая песня, каждая книга становилась для него личным подвигом.

Страшно терять таких людей. Поженян и его стихи – это те неколебимые устои, на которые можно опереться в самой трудной ситуации. И вот… в свои 83… (М. Рубин).

 

Задание 2. Подберите аргументы к следующим тезисам.

1. Много смотреть телевизор вредно. 2. Если к человеку хорошо относиться, он будет хорошо относиться к вам. 3. Все должны заниматься спортом. 4. Клонирование человека аморально. 5. Употребление алкоголя сокращает жизнь.

 

Задание 3. Прочитайте рассуждения о любви. Классифицируйте ораторов в соответствии с их речами. Докажите свою позицию примерами из текстов.

1. Любовь – это химическая реакция, в ходе которой в организме человека появляются субстанции из группы амфетаминов и опиатов. В мозгу задействуется определенный ареал – лимбическая система. Это четко видно на мониторах томографов, исследующих мозг. Последствия действия этих субстанций у мужчин и у женщин разные. А все потому, что эти субстанции действуют в разных химических средах. У мужчин эта среда тестостероновая (нестойкая, агрессивная), у женщин – окситоциновая (спокойная, создающая связи). Поэтому для мужчин любовь зачастую всего лишь эпизод, а для женщины – целая история.

2. Любовь!.. Сколько необъятного в этом слове! Какой океан в одной слезе! Какое небо в одном взгляде! Какая буря в одном вздохе! Какая молния в одном прикосновении! Какая вечность в одном моменте!

3. Что такое любовь? Наверное, она сама жизнь. Может ли быть любовью любовь к одному исключительному лицу? Думаю, нет. Это состояние готовности любви ко всему, состояние, в котором мы сознаем божественное начало нашей души.

4. Ох, уж эта любовь! Великие говорят, что она – самое мощное из человеческих чувств. Но ведь любовь, ребятишки, товарищи, – это рабство. В ней всегда сильнее тот, кто меньше любит, а еще более силен тот, кто вовсе не любит, а только дает себя любить. Один мой друг всегда говорил жене: «Лучше быть любимой и почти единственной, чем единственной и почти любимой». Да, помню, красивая была женщина: высокая, грациозная. А какие борщи варила – ммм…! Так о чем это я?! Ах, да, любовь…! Скажу вам так: от любви одно спасение – поспешное бегство, иначе – пиши, пропало!

 

Задание 4. Прочитайте текст. Определите его тему. Озаглавьте текст, придумайте вступление. Составьте план. Определите по словарю значение слова «кредо». Подготовьте свое выступление на эту тему.

Существование человека как человека ставит перед ним вопрос, как преодолеть раскол между собой и внешним миром для достижения чувства единения с ближним и с природой. Основной выбор человека в связи с этим – это выбор между жизнью и смертью. Жизнь означает постоянное изменение, рождение. Смерть означает прекращение роста, окостенелость, зацикленность. Несчастная судьба многих людей – следствие не сделанного ими выбора. И «спасти» своего ближнего, сделав за него этот выбор, невозможно. Все, чем может помочь один человек другому, – это раскрыть перед ним правдиво и с любовью, но без сантиментов и иллюзий существование альтернативы.

Я знаю только два пути, ведущие к выбору добра. Первый заключается в служении и подчинении моральным устоям. Второй путь – развивать чувство добра, делая хорошее и правое. Говоря о чувстве добра, я имею в виду чувство повышенной включенности в жизнь, когда человек находит подтверждение своих возможностей и своей идентичности.

Я убежден, что воспитание означает знакомство молодежи с лучшим из наследия человечества. Но так как большая часть этого наследия выражается словами, то воспитание эффективно, только если эти слова обрели реальность в лице учителя, в практике или устройстве общества.

Я полагаю, что только в исключительных случаях люди рождаются святыми или преступниками. В большинстве же своем судьба человека сильно зависит от тех влияний, которые трансформируют предрасположенность к хорошему и дурному. Наибольшее влияние имеет семья. Но сама семья во многом – представитель общества, проводник ценностей и норм, которые общество внедряет в сознание людей. Поэтому важнейшими факторами развития человека являются структура и ценности того общества, в котором он родился.

Я верю, что каждый человек – это представитель всего человечества. Мы все разбужены вместе с Буддой, мы все распяты вместе с Христом, и мы все убиты и обездолены Чингисханом, Сталиным и Гитлером. Нашими вождями являются те, кто пробудил нас от полудремы. Наши враги – те, кто погружают нас в сон, и не важно, выступает ли в роли их сонного зелья молитва Богу или Золотому Тельцу.

Человек изобрел новый способ производства и сделал производство и распределение своими новыми идолами. Человек обожествил создание рук своих и превратил самого себя в слугу вещей.

Единственное, что может спасти нас от самоуничтожения, – это разум, способность распознать нереальность большинства обуревающих человека идей, способность пробиться к реальности, скрытой за многослойной толщей лжи и идеологий. Насилие и оружие нас не спасут; здравый рассудок – может.

Я знаю, что разум бесплоден, если человек лишен надежды и веры. Гёте говорил, что эпохи торжества веры прекрасны, возвышенны и плодотворны; напротив, эпохи господства безверия исчезают бесследно, поскольку никто не занимается тем, что не приносит плодов.

Я верю в свободу, в право человека быть самим собой, отстаивать себя и давать отпор всем тем, кто пытается помешать ему быть собой. Но свобода – это не только «свобода от», это прежде всего «свобода для», свобода быть многим, а не обладать многим или пользоваться многим – вещами и людьми.

Мне представляется, что одной из наиболее гибельных ошибок в жизни человека или общества является попадание в шоры черно-белых стереотипов мышления. «Лучше мертвый, чем красный», «либо перевооружение, либо беспомощность перед лицом врага» – примеры таких ложных альтернатив. Всегда существуют иные, новые возможности. Принцип «меньшего из зол» – это принцип отчаяния. В большинстве случаев следование этому принципу лишь оттягивает победу большего зла.

Человек должен освободиться от иллюзий, которые порабощают и парализуют его. Свобода и независимость могут быть достигнуты, только когда падут оковы иллюзий.

По моему убеждению, главный вопрос сегодняшнего дня – это вопрос о войне и мире. Человек в состоянии уничтожить всю жизнь на Земле либо разрушить цивилизацию и уничтожить ценности у выживших людей и построить варварскую, тоталитарную организацию, которая подчинит себе все, что останется от человечества.

Если нам суждено погибнуть в ядерной катастрофе, то это случится потому, что засилье глупости не позволит людям увидеть реальность и поступать по правде.

Я верю в способность человека к самосовершенствованию, но сомневаюсь, сможет ли он достигнуть цели, если вскоре не проснется.

(По Э. Фромму).

 

Задание 5. Проанализируйте заключительные части публичных выступлений. Какие из них являются не вполне удачными? Почему? Как Вы думаете, каковы были темы предполагаемых выступлений?

1. На этом у меня все. Прошу извинить, что отнял у вас время.

2. И в заключение я хочу повторить слова И. Блунчли: «Язык есть достояние, наиболее существенным образом принадлежащее народу, самое живое выражение его характера, самая энергичная связь его общей культуры».

3. Как бы ни была ужасна война, все же она обнаруживает духовное величие человека, бросающего вызов своему сильнейшему врагу – смерти. Ибо человек только тогда становится человеком, когда возвышается над суетой и устремляется к вечности. Давайте думать об этом.

4. Стало быть, затраты Ванкувера на организацию и проведение Олимпиады лишь немного превысили миллиард долларов. При российской смете Сочи-2014 в 12 миллиардов долларов – это просто три копейки. И в этом объяснение всем незадачам: канадцы просто хотели сделать дешево и сердито. Ну и получили то, за что заплатили.

5. Еще раз повторяю, дело для нас не в Пугачеве, каков он был или не был, а в Пушкине – каков он был.

Был Пушкин – поэтом. И нигде он им не был с такой силой, как в «классической» прозе «Капитанской дочки».

 

Задание 6. Используйте один из приемов поддержания внимания аудитории при выступлении на следующие темы:

1. Ветеринар должен быть гуманистом. – Опора на личный опыт или авторитетное мнение.

2. Сквернословие отрицательно влияет на здоровье человека. – Авансирование.

3. Наркотики укорачивают жизнь. – Демонстрация предмета.

4. История названий городов и сел Воронежской области. – Вопросно-ответный ход.

5. Речь – показатель развития интеллекта. – Использование юмора.

Для справок:

Лучше хранить молчание и казаться дураком, чем открыть рот и устранить все сомнения.

Но об этом я расскажу вам позже.

Всегда ли мы знаем название того места, где живем? Отнюдь! Зачастую мы даже не подозреваем, сколько интересного таит наименование того или иного населенного пункта.

«Нет ничего трогательнее, чем больное животное: оно переносит страдания с такой тихой и грустной покорностью» (Т. Готье – французский поэт и прозаик).

Посмотрите на эту фотографию и определите возраст изображенного на ней человека.

 

Задание 7. Отреагируйте невербально на слова собеседника: «Семинар по физике отменили».

Обрадуйтесь его словам; удивитесь; проявите равнодушие к информации; выразите сомнение в том, что это произойдет.

 

Задание 8. Прочитайте афоризмы. Произнесите речь по поводу одного из них, либо подтвердив, либо опровергнув утверждаемую в нем мысль. Как Вы думаете, в какой ситуации и перед какой аудиторией Вы могли бы выступить с такой речью? Какова может быть задача Вашей речи? Проиллюстрируйте выбранный тезис а) примером из жизни; б) ссылкой на авторитет; в) образным аргументом.

1. Длинная речь так же не подвигает дела, как длинное платье не помогает ходьбе (Ш. Талейран). 2. Язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли (Н. Макиавелли). 3. Мысли – это почки, слова – цветки, питательный плод – лишь в толковом деле (В. Гете). 4. Говорить кстати лучше, чем говорить красноречиво (Б. Грасиан). 5. Для большинства людей наказанием является необходимость мыслить (Г. Форд). 6. Общаясь, люди создают друг друга (Д.С. Лихачев).

Тестовые задания

1. Устную речь отличает…

1) организованность

2) спонтанность

3) эллиптичность

4) неподготовленность

2. Установите соответствие между родами ораторского красноречия:

1) проповедь, речь на соборе –

2) доклад на социально-политические и политико-экономические темы, отчетный доклад, политическая речь, дипломатическая речь, политическое обозрение, митинговая речь, агитаторская речь –

3) вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение –

4) юбилейная речь, застольная речь – тост, поминальная речь –

а) академическое красноречие

б) богословско-церковное красноречие

в) социально-бытовое красноречие

г) социально-политическое красноречие

3. Установите соответствие между типами речи:

1) сведения о том или ином предмете, удовлетворение потребностей слушателей – цель…

2) похвала и порицание, оценка, развлечение – содержание…

3) наличие четко поставленной коммуникативной цели, доказательность свойственны…

а) аргументирующей речи

б) информирующей речи

в) агитирующей речи

г) социально-бытовой речи

4.Установите соответствие типов ораторов в зависимости от их темперамента:

1) склонен к исследованию, осмыслению явлений в процессе общения с аудиторией…

2) склонен к страстной, горячей, эмоциональной, непоследовательной речи…

3) склонен к эмоциональности, лиризму, проникновенности в речи…

4) склонен к анализу явлений, к рассуждениям в речи…

а) рационально-логический тип

б) лирический тип

в) философский тип

г) эмоционально-интуитивный тип

5. Укажите навык, которым не должен обладать оратор:

1) составления плана

2) стенографии

3) ориентации во времени

4) отбора литературы

6. Укажите умения, которыми не должен обладать оратор:

1) применять технические средства, наглядные пособия и т.д.

2) отвечать на вопросы слушателей

3) устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией

4) письменно фиксировать информацию

7. К психологическим (воздействующим на эмоциональную сферу слушателя) аргументам относится (-ятся)…

1) ссылка на личностные особенности слушателя

2) статистический материал

3) логическое обоснование

4) документы

8. Установите соответствие:

1) способ расположения материала вокруг поставленной проблемы –…

2) способ изложения, основанный на сходстве, тождестве, подобии признаков, явлений, –…

3) способ изложения в виде перехода от одного аспекта проблемы к другому –…

4) способ изложения от общего к частному –…

а) ступенчатый

б) дедуктивный

в) концентрический

г) аналогии

9. Установите соответствие между принципами публичной речи:

1) призыв к действию, рекомендации в выступлении соответствуют принципу…

2) лаконичность, недостаточность речи в выступлении соответствуют принципу…

3) наращивание воздействия на слушателей с помощью интонации, аргументов и т.п. в выступлении соответствует принципу…

4) подчиненность одной теме и следование ей в выступлении соответствует принципу…

а) усиления

б) краткости

в) результативности

г) последовательности

10. Закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе называется …речи.

1) аргументацией

2) выразительностью

3) композицией

4) инвенцией

11.Укажите последовательность этапов подготовки к публичному выступлению:

1) выбор темы

2) составление плана

3) первичное знакомство с необходимой литературой

4) написание текста

1) 1, 4, 2, 3

2) 3, 2, 1, 4

3) 1, 3, 2, 4

4) 2, 1, 4, 3

12. Во вступительной части выступления не должно быть…

1) апелляции к недавно произошедшему событию

2) апелляции к интересам аудитории

3) извинения

4) обращения к конфликту

13.Мешает контакту с аудиторией при публичном выступлении…

1) использование цитат во вступлении

2) использование вопросов во вступлении

3) юмористическое замечание во вступлении

4) затянутое вступление

14. К объективным характеристикам аудитории не относится…

1) должность

2) социальное положение

3) общий уровень образования и культуры

4) отношение к мыслям оратора

15. В заключительной части выступления не должно быть…

1) иллюстративности (притч, аллегорий…)

2) обращения к аудитории

3) возврата к недосказанному

4) подытоживания

16. В заключении оратор не должен использовать фразу…

1) Надеюсь на следующую встречу.

2) У меня все.

3) Таковы причины этой странной истории.

4) Извините, что отнял у вас время.

17. Определите стиль, род, тип и метод изложения материала в тексте.

Многие природные процессы, происходящие в Мировом океане, - движение, температурный режим вод, - являются неистощимыми энергетическими ресурсами. Например, суммарная мощность приливной энергии Мирового океана оценивается от 1 до 6 млрд. кВт.ч. Главное богатство Мирового океана – его биологические ресурсы (рыба, зоо- и фитопланктон и др.) Биомасса океана насчитывает 150 тыс. животных и 10 тыс. водорослей, а ее общий объем оценивается в 35 млрд. (!) человек. Живой мир океана – это огромные пищевые ресурсы, которые могут быть неистощимы при правильном и бережном их использовании.

1) научный стиль, академический род красноречия, концентрический способ изложения, информирующий тип речи, описание – рассуждение

2) официально-деловой стиль, социально-политический род красноречия, аргументирующий тип речи, концентрический способ изложения, рассуждение

3) публицистический стиль, социально-политический род красноречия, аргументирующий тип речи, дедуктивный метод изложения, описание

4) научный стиль, академический род красноречия, информирующий тип речи, индуктивный способ изложения, повествование

18.Определите, к какому типу авторской речи относится следующий фрагмент ораторского выступления:

При чтении законов о беглых господских людях и крестьянах пришло мне на мысль, почтеннейшие господа депутаты, рассмотреть, какая бы причина была, убеждающая их к столь опасному для них самих делу… (Мнение депутата Коробьина, 1768 г.)

1) информирующий тип речи

2) аргументирующий тип речи

3) психологический тип речи

4) эпидейктический тип речи

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое ораторское искусство?

2. Каковы основные роды и типы публичной речи?

3. К какому типу ораторов относятся преподаватели, читающие вам лекции?

4. Какова хронологическая последовательность этапов подготовки к конкретному выступлению?

5. Какие речевые приемы неуместны

– во вступлении;

– в заключении?

6. Какими методами изложения материала Вы можете воспользоваться в своей речи?

7. В чем суть «закона края»?

8. При помощи каких средств можно стимулировать внимание аудитории?

РАЗДЕЛ IV. ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

Письменная речь – это речь, предназначенная для изображения на бумаге с помощью специальных графических знаков, рассчитанная на зрительное восприятие и характеризующаяся более строгим соблюдением литературной нормы.

Письменная речь является обязательным условием существования научного и официально-делового стилей русского литературного языка.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.275 сек.