Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. В современных гуманитарных науках гендерные исследования играют достаточно важную роль




В современных гуманитарных науках гендерные исследования играют достаточно важную роль. Через их призму рассматриваются многие социальные, культурные и политические явления. И конечно же они являются самостоятельной областью знания, в основном развивающуюся в рамках социальной философии. Но для России эта область является относительно новой и зачастую носит «догоняющий» характер. Многие проблемные поля и феномены в России остаются практически без внимания. Одним из подобных феноменов является постфеминизм, которому посвящена данная работа.

Теории и практики женского движения традиционно находились в центре гендерных исследований. Обычно феминизм напрямую ассоциировался с коллективистской активистской политикой, проблемой эмансипации и равенства и их теоретическим обоснованием. Но начиная с конца 70-х годов женское движение выходит за эти рамки. С одной стороны, к восьмидесятым годам ХХ века основные цели феминисток были достигнуты: женщины получили политические, экономические и социальные права. Но у феминизма была и еще одна важная функция: он помогал женщинам обрести идентичность через ассоциирование себя с «сестринством», сообществом сильных равноценных индивидов.

К началу 80-х годов ситуация внутри женского движения координально поменялась. Годы коллективистской активной политической борьбы ушли в прошлое. Но проблемы самоидентификации, обретения контроля над собственной судьбой и понимания своего места в окружающем мире продолжали оставаться актуалиными для миллионов женщин. Ответы, которые давал традиционный феминизм, перестали соответствовать социальным, экономическим и политическим реалиям общества конца ХХ — начала ХХI века. Мир постепенно начал вступать в пост-эру. Неолиберальная экономика, информационное общество, потребительская массовая культура, постструктуралистская философия повлияли и на женское движение, порадив феномен постфеминизма, активно проявляющегося в различных явлениях культуры.

С распадом СССР на территорию бывших республик хлынул поток информации и продуктов западного общества. Многие из них являлись прямыми результатами постфеминистских теорий и практик. Они плотно вписались в повседневную жизнь современного российского общества, и для их понимания необходима новая интерпретативная рамка, которой и может стать постфеминизм.

Термин «постфеминизм» противоречив. Этот термин стал активно употребляться в конце 20 века в рамках различных культурных дискурсов, среди которых научный, социальный, политический и даже журналистский. Значение этого термина также многообразно и противоречиво. В него включается и консервативный протест, Женская сила, третья волна феминизма, постструктуралистский феминизм. В массовой культуре этот термин часто ассоциируется с такими женскими образами как британская группа Спайс Гёрлс или героиня романа Хэлен Филдинг Бриджит Джонс. Подобная декларация постфеминизма воспринимается как его комерциализированная версия. В академических работах этот термин появляется в рамках других «пост» дискурсов, включая постмодернизм и постколониализм – и здесь он относится к изменению понимания и конструирования категорий идентичности и гендера (таких, например, как «женщина», «мужчина» и «феминистский»). В политических и социальных исследованиях постфеминизм рассматривается как признак «пост-традиционной» эры, характеризующейся драматическими изменениями основных социальных отношений, ролевых стереотипов и концепций деятельности (Гаунтелет, Манн). Среди исследователей не выработалось однозначной оценки этого явления в связи с интерпретативным потенциалом и гибкостью значений этой категории. Например, Копок и Гэмбл считают, что «постфеминизм – это допущение» и «именно то, что он конституирует… является предметом страстных споров», (Копок – 4, Гамбл – 43) – но они также признают его важность и влияние. Как пишет Розалин Гилл, «в настоящее время нет альтернативы постфеминизму». (Гендер и Медиа, 250).

В русскоязычной литературе до сих пор нет фундаментальных работ, посвященных феномену постфеминизма. Наверное, максимальное представление о постфеминизме дано в работе Ирины Жеребкиной «Прочти мое желание... Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм». Но англоязычная литература предлагает большой спектр работ, посвященных этому феномену. Среди них основное место занимают работы Энн Брукс, Наоми Вулф, Рене Денфильд, Сьюзан Фалуди, Сары Гэмбл, Стэфани Генс, Розалин Гилл, Стэйси Гиллис, Анжелы МакРубби, Амелии Джонс, Патришии Манн, Айвон Таскер, Дайаны Негра, Наоми Вулф и Имельды Велехан. Также в течение последних 20 лет было выпущено несколько сборников статей, посвященных постфеминизму: «Вопросы постфеминизма: гендер и политика массовой культуры» (Interrogating Postfeminism: Gender and the Politics of Popular Culture), «Феминистские споры: философский обмен» (Feminist contentions: philosophical exchange), «В движении: феминизм для нового поколения» и др. Безусловно, проблемам постфеминизма посвящено множество статей в Международном и Европйеском журналах гендерных исследований (European journal of gender studies, Journal of International gender studies), Журнале исследований массовой культуры (Journal of popular culture), Феминистские медиа исследования (Feminist media studies), Обзор женской истории (Women's history rewiev), Гендер и общество (Gender and society) и др. Также активистки одного из направлений постфеминизма — феминизма третьей волны издали сборник своих манифестов: «Программа третьей волны: быть феминисткой, делать феминизм» (Third wave agenda: being feminist, doing feminism»). Поэтому одним из основных аспектов моей работы над данным исследованием стал перевод многообразного количества англоязычных источников на русский.

Объектом исследования является постфеминизм. Предмет исследования – многообразные проявления феномена постфеминизма в различных аспектах человеческой культуры и его влияние на формирование идентичности.

Поэтому основной целью моей работы стала попытка дать целостное представление о постфеминизме как феномене современной культуры на русском языке. В связи с этим мною были поставлены задачи теоретической разработки термина «постфеминизм», чему посвящена первая часть моей работы, а также представить многообразие основных проявлений этого феномена, чему посвящена вторая часть моей работы.

В соответствии с поставленными задачами и сложностью анализируемого объекта сложно было выработать единую универсальную методологию исследования. В первой части работы я использую лингвистический анализ, исторический анализ термина постфеминизм, а также структурный анализ отношений постфеминизма и культуры, общества, науки и политики. Во второй части работы я в основном использую историко-философский анализ развития тех или иных направлений постфеминизма, а также культурологический анализ их проявлений.

В работе представлен обзор фундаментальных основ постфеминизма в критическом контексте,различные его трактовки и связанные с ними теории, а также известные медиа-образы, характеризуемые как «постфеминистские». Вместо того, чтобы определить единую рамку значений, я рассматриваю различные манифестации постфеминизма, чтобы выделить многообразие значений этого термина и показать связи между этими трактовками. В первой части я попытаюсь контекстуализировать постфеминизм за счет осознания его положения в истории феминизма и его влияния на массовую культуру, академический и политический дискурсы. Я выделяю сходства и различия этих контекстов восприятия, чтобы понять глобальную картину культурного ландшафта и исторических условий, которые могут быть описаны этим термином. Во второй части я анализирую теории и работы, появившиеся в различных контекстах постфеминизма. Главы второй части посвящены различным течениям постфеминизма – включая неотрадиционализм, (do-me) феминизм, феминизм третьей волны и микро-политику – все они соответствуют структуре первой часим, так как выстроены от масс культурных концепций до его теоретического и политического осмысления. Важно отметить, что я не хочу навязывать никаких щценочных суждений или иерархической структуры, в которой один локус трактовки превалирует над другим, - более того, в некоторых критических анализах это приводит к диффармации массового постфеминизма в сравнении с (предполагаемо) более полными академическими/политическими идеями. В этом и состоит основная гипотеза этой работы: все локусы понимания и движения, ассоциируемые с постфеминизмом, равноценны и дополняют друг друга. В этом смысле я выступаю против поляризованного понимания постфеминизма, разделяющего его теории, тексты и контексты на несоизмеримые и не связанные между собой версии и локусы. Контекстуализирующий подход, который я выбрала, позволяет понять различные применения и ответвления постфеминизма, выявляя связь различных теорий, работ и контекстов. Как будет показано в дальнейшем, постфеминизм является мощным и провокационным элементом современной культуры, общества, науки и политики, а это требует критического внимания и изучения.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.