Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лингвистический / функциональный /социальный аспект




Язык – это средство общения, а звуки -0 та форма, при помощи которой это общение осуществляется.

Звуки языка надо рассматривать не только как некое акустическое и физиологическое явление, но вместе с тем и как лингвистический факт. В этом плане рассматривается звуковое учение о фонеме.

Лингвистический аспект возник в 70-е гг. XIX в. Термин «фонема» был введён для обозначения звука, который очень значим в механизме языка (в процессе коммуникации). Язык - это абстрактно существующая система возможностей, которые даёт язык. В этой связи противопоставляются звук и фонема.

 

Вопрос 6

Учение о фонеме. Звук, фонема, буква.

 

1) Существуют 4 периода изучения фонемы.

1 период. 70е годы 19 в (Л. Аве, Ф.д. Соссюр) С целью отличия фонемы от звука как более общего и абстрактного понятия от реально произносимого. Одновременно с французскими лингвистами. Противопоставление общественной физиологии звуков речи и их морфологического употребления было осущ., Б.д. Куртунэ в 1870-1871 г в работах по древнепольскому языку и общему языкознанию. В р.я. термин впервые употребил Крушевский в 1881-1894г.

2-В 1879-1916 г. Куртунэ, Крушевский и Щерба впервые формулируют главные категориальные отличия фонемы от звука.

3-Соссюр, Трубецкой, Сеппир и Блумфильд. На 1й план выходит различительный характер фонемы

4-учения МФШ и ЛФШ.

 

2)Фонема по Бодуэну дэ Куртунэ во 1х сложная единица, во 2х – состоит из элементарных свойств.

Данная совокупность элементарных единиц функционирует в языке как неделимое целое. Фонема выступает как член корреляции. Фонема это отвлеченность – результат языкового обобщения реальных звучаний. Эти реальные проявления имеют антропофоническую природу.

Ф. у Бодуэна выступает как конструктивное понятие, как нечто постоянное (инвариант) плоскости множества вариантов произносимых и слышимых.

3)Трубецкой отбрасывает такое понимание фонемы. В своей работе «Основы фонологии» 1932 г. Он писал что фонема это функция звука. Это функция смысловая, а не артикуляционная и не психическая. Ф. – смыслоразличительная функция коммуникативной сущности языка. Ф. – это совокупность фонологических сущ-х признаков свойственных данному звуковому образованию. Трубецкой понимал ф.. как наименьшую единицу речевого потока, функционирующую не как артикуляционно-акустическое образование, но как структурно, дистинктивную экспликацию (выявление) строго определенного рода звуковых вариаций для которых она является нейтрально образованным и активно порождающим принципом.

4)Реформатский: Фонема – минимальная единица звукового строя языка служащая для складывания и различения значимых единиц языка, морфем слов, предложений. Фонема не является простейшим элементом т.к. состоит из признаков сущ-х одновременно. Ф. – не физический звук. Не представление о звуке, не его психический эквивалент.

В современной фонологии представлен целый спектр различных мнений о фонеме, которые могут быть взаимоисключающими. Ф., понимается как реальность и как единица метаязыка. Она рассматривается как психологическая реальность в концепции Бодуэна и как физическая реальность в трудах Блумфильда и Щербы.

С точки зрения современной структурной теории языка, каждому уровню языков соответствует особая функция.

Основные задачи фонетика и фонологии:

1 решение проблемы выделения фонетики и фонологических единиц

2 определение функций звуков, как единиц фонетики и фонем как единиц фонологии.

3 выявление механизма их взаимоотношений (ед., фонетики – звук, аллофон, ед., фонологии – фонема)

5)Белошапкова:

Ф., - кратчайшая звуковая единца языка, обладает способностью различать звуковые оболочки разных слов и морфем.

6)Шанский:

Ф., - ед-ца звуковой системы языка, которая может самостоятельно различать словоформы данного языка противопостав., другой фонеме в тождественного фонологической позиции.

Фонема и звук:

Ф. – сущность, звук – явление. Ф. – единица языка, звук – единица речи. Ф. – абстрактна, звук – конкретен. Ф. – инвариант, звук – вариант. Ф. – дискретна, звук – не дискретен и Ф. – конечна, звук не конечен.

Звук – в акустич., аспекте – колебательное движение воздушной среды, которое является результатом колебательного движения упругого тела (связок) и в тоже время, наше слуховой ощущение вызываемое колебанием окр., среды.

 

Вопрос 7

Фонологические школы

МФШ – Реформатский, Кузнецов. Аванесов, Сидоров, Панов

ЛФШ – Щерба, Крушевский, Матусевич, Бондарко, Вербицкая

Обе школы понимают фонему как кротчайшую смыслоразличительную ед-цу языка, служащую для различения материальных звуковых оболочек слов и морфем.

В современной науке о русском языке высказываются различные точки зрения по вопросу о сущности фонемы и ее признаках. Несовпаде­ние взглядов наблюдается прежде всего в оценках фонемы, выдвигаемых представителями ленинградской и московской фонологических школ.

Ленинградское представление о фонеме исходит из того, что в языке звуковая его сторона обладает известной автономностью. Фонема относится целиком к звуковой стороне. Л.,фонологическая школа опирается на идеи Куртунэ – считает фонему единицей самостоятельной. С точки зрения представителей ленинградской школы, фонема — это звуковой тип, который существует самостоятельно, независимо от звуковых оболочек слов и морфем. Этот звуковой тип объ­единяет отдельные звуки по их физиолого-акустической близости и сам по себе способен различать значения слов и морфем. Функции фонем отрываются от образования мор­фем, в результате чего фонология и морфология изолируются друг от дру­га в функциональном плане.

Щерба первым предположил, что фонема является представлением, которое может дифференцировать слова и их формы. Различительная функция – важнейший признак фонемы.

Когда фонема совпала с морфемой (один смысл) её можно выделить в других словах, где она имеет другой смысл.

Вода |vada| - фонематическая транскрипция [v۸da] – фонетическая транскрипция.

Фонема минимальная, не членимая единица, потенциально наделённая смыслом. Произнести фонему нельзя. Мы произносим аллофон фонемы. (3е – правило остаточной неделимости)

Для представителей московской фонологической школы (Р.И. Аванесов, А.А. Реформатский, В.Н. Сидоров, П.С. Кузнецов и др.) звуки речи являются особого рода знаками, "при помощи которых различаются слова языка, точнее звуковая оболочка слов... Таким образом, фонема является минимальной звуковой единицей, которая может различать звуковую обо­лочку разных слов".

По мнению сторонников московской фонологической школы, "фонемы в языке не существуют изолированно, но всегда употребляются в ряду других фонем. В зависимости от различных фонетических условий... фо­немы изменяются в своем качестве, образуя закономерные ряды своих разновидностей. Благодаря этому образуется характерная для каждого языка звуковая система". Важно подчеркнуть, что в противоположность взглядам ученых ленинградской школы, считающих, что фонема изолирована от других уровней языка, представители московской школы рассматривают фонему как связующее звено между звуко­вым строем языка и его морфологической системой, приравнивая функцию фонемы к функции звукового сигнала, различающего звуковые оболочки слов и образующих их морфем.

Теория московской школы базируется на знаковой сущности мини­мальных звуковых единиц и линейных сочетаний звуков, образующих звуковые оболочки слов и морфем. Кроме того, московская фонологическая школа в своей трактовке фонемы позволяет увидеть фонемную систему русского языка в ее взаимодействии и единстве с морфологической и словообразовательной системами. Это последнее обстоятельство существенно облегчает понимание закономерностей, складывающихся в отношениях между фонологической системой и морфологией русского языка. При этом нельзя не учитывать и того, что раскрытие отношений между морфемой и сигнальной функцией образующих ее фонем может послужить надежным основанием для усвоения русской орфографии.

 

Московские фонологи не считают фонему самостоятельной единицей, они считают её частью морфемы. Фонема должна быть в сильной позиции. Для определения фонемного состава слова. Для гласных – ударение, для согласных – позиция не конца слова или перед гласным. Им нужно узнать о безударной гласной, аллофоном какой позиции он является (поставить ударение)

Ленинград: 6 гласных фонем, Москва: 5 гласных т.к. звук Ы не самостоятельная фонема, а с оттенком И. Москва – 34 согласных фонемы, Ленинград – 36.

-Является ли Щ самостоятельной фонемой, или это [šč] или [š:]

- является ли мягкое долгое [ж':] фонемой. Ленинградские фонологи признают Щ, но не применяют Ж мягкое долгое

-k', g', x' – московские фонологи самостоятельными не признают.

Фонема не зависит от впередистоящих звуков, а мягкие заднеязычные с гласными переднего ряда. Ленинградские фонологи считают, что нет разницы между заимствованиями или нет, если это современный русский язык ("Гюйс" – г', стоит перед гласным заднего ряда, а берегя, ткёт – русские) Московские фонологи считают только исконно русские.

 

Вопрос 8

Система согласных фонем СРЛЯ

Согласные несут наиболее важную информацию о лексическом значении слова (по согл. п-ч-т мы легко можем угадать слово почта, по глас., о-а мы сделать этого не можем)

Характеристику согл., сост., 5 основных признака:

1) место образования 2) способ образования 3) уровень шума, шумные или сонорные 4) участие или неучастие голоса, звонкие или глухие 5) твердость или мягкость согласного.

Классификация согласных звуков:

1. По доле возникновения шума, тона: Согласные делятся на шумные и сонорные.

Сонорные: р,л,м,н,й тоновые составляющие преобладают на шумовыми.

Шумные обр., при большем чем у сонорных напряжении мышц в том месте, где образуется преграда.

2. По месту образования преграды все согласные делятся на губные, язычные и переднеязычные.

Губные согласные: 1. губно-губные м,н,п,б 2. губно-зубные в,ф 3. язычные согласные переднеязычные – с,т,д/среднеязычные й, средненебные г’,х’/ заднеязычные – г,к,х.

Переднеязычные имеют классификации в зависимости от того с каким органом взаимодействует язык – 1. зубные (з,с) 2. альвеолярные согл 3. небные согл (ш,ж)

3. По способу образования:

Все согласные делятся в зависимости от того, как преодолевают преграды в ротовой полости.

Смычные – состоят из смычки и последующего ее преодоления. В зависимости от преодоления смычки, смычные делятся на взрывные, аффрикаты, носовые и дрожащие.

Если преграда преодолеваемая в ротовой полости образует взрыв, то такие согласные – взрывные(состоят из смычки и взрыва). Смычно-взрывные б,п,к,г,д,т.

Смычно щелевые (аффрикаты) – в начале ротовой полости возникает плотная смычка, но эта смычка резко не размыкается а переходит в щель (создающая турбулентный шум) – тс,ч, дж

Фрикативные (щелевые) согл – при их образовании нет плотной смычки а заранее подготавливается нашими органами щель в которую приникает воздушная струя, возникает турбулентный шум.

Носовые – согласные характеризуются наличием смычки, но воздух при этом свободно проходит через носовую полость (м.н)

Дрожащие – образуются в результате колебаний (вибраций) кончика языка в проходящей струе воздуха, т.е. в результате смыкания и размыкания кончика языка с альвеолами (р)

Сонорные согл могут быть смычно проходными м,н звук р – смычно дрожащий.

Звук л – смычно боковой. Воздушная струя обтекает преграду по бокам.

Смягчение – палатализация, процесс смягчения при палатализации согл., средняя часть языка приподнимается к тв. небу, отсюда меняется форма ротового резонатора, это приводит к повышению на пол тона звука.

Веляризация (отвердение) – задняя часть спинки языка поднимается к небной занавеске и твердые согласные имеют более низкий тембр. К дополнительной артикуляции так же относят – нозализацию, фаринголизацию(напряжение стенок глотки), ларинголизацию(сужение в области гортани)

4. По работе голосовых связок согласные делятся на звонкие и глухие:

- при произнесении Зв. согл – голосовые связки вибрируют(з)

- при произнесении глухих согласных голосовые связки не вибрируют (с)

- всегда звонкий и всегда мягкий согл й

- всегда глухой и мягкий ч

По звонкости и глухости согласные образуют пары (б-п, в-ф. д-т…)

 

 

Вопрос 9

Система гласных фонем СРЛЯ

 

Система гласных фонем включает 6 фонем а,о,у,ы,э,и – противопоставляющихся по трем дифференциальным признакам – ряда, подъема и лабиализации.

Ряд гласных обусловлен движением языка по горизонтали, а также сочетаемостными свойствами гласных. Гласные переднего ряда /э, и/ в тождественных фонетических условиях (например, в изолированном положении) произносятся при более продвинутом вперед языке, чем гласные непереднего (в сущности, заднего) ряда /а, о, у, ы/.

Акустическим коррелятом этого различия является частотное положение 2-й форманты (FII). Для гласных переднего ряда средняя частота FII имеет наибольшее значение. Они отличаются и особыми сочетаемостными свойствами: не могут стоять после парных твердых согласных (т.е. согласных типа /д, в, с/, входящих в пары /д-д', в-в', с-с' и т.д.) в аффиксах склонения и спряжения. В этом случае парные твердые чередуются с мягкими: /вада/ — /вад'э/, /каса/ — /кас'ит'/.

Чередования фонем обозначаются значком //: /д//д', с//с'/. В современной фонетике преобладает трактовка /а, о, у/ как гласных заднего ряда; от Л.В. Щербы идет традиция считать /ы/ гласным смешанного ряда. Наша интерпретация ряда гласных принимает во внимание и их сочетаемостные свойства и этим несколько отличается от «эталонной»'артикуляционной интерпретации.

Подъем гласных обусловлен вертикальным движением языка. Различаются гласные верхнего подъема /и, ы, у/, среднего подъема /э, о/ и нижнего подъема /а/. Гласные верхнего подъема произносятся при наиболее высоком поднятии языка к нёбу (поэтому их иначе называют закрытыми), гласный нижнего подъема — при минимальном поднятии (гласный /а/ — открытый), гласные среднего подъема — при среднем поднятии. Акустическим коррелятом различия гласных по подъему является частотное положение 1-й форманты (FI). Чем выше FI, тем больше открытость гласного, и наоборот.

Л а б и а л и з а ц и я (от лат. labia — губы), т.е. огубление, заключается в вытягивании и округлении губ. Лабиализованными гласными являются /о, у/, нелабиализованными — /а, э, и, ы/. Акустическим коррелятом лабиализации является более низкое частотное положение формант.

 

Вопрос 10

Артикуляционно-акустическая характеристика гласных

С точки зрения артикуляции основные аллофоны гласных а, о, у, е, и, ы различаются по ряду признаков:

1) По степени подъёма языка по отношению к твердому нёбу – подъему гласного. Выше всего поднимается язык при произнесении и, ы, у – гласные высокого подъёма (закрытые). Самое низкое положение языка при артикуляции гласного а – гласный низкого подъёма (открытый). Промежуточное положение характеризует язык при произнесении гласных е и о, которые являются гласными среднего подъёма.

2) По степени продвинутости языка вперёд или назад, т. е. по ряду гласного. При артикуляции и и э язык собирается в комок, расположенный в передней части полости рта – гласные переднего ряда, о и у – заднего ряда (комок в задней части), ы и а – среднего (смешанного) ряда.

3) По участию губ в артикуляции гласного. При образовании гласных о и у губы округляются и выпячиваются вперед – лабиализация.

Между артикуляционными характеристиками гласных и частотным положением формант в их спектре имеется связь: чем более закрытый гласный, тем ниже частота FI, чем более задний гласный – тем ниже частота FII. Огубленность понижает частоты FI и FII. Рассмотрение спектров гласных показывает, что наша артикуляционная характеристика хорошо согласуется с акустической.

 

 

Вопрос 11

Артикуляционно-акустические характеристики согласных

С артикуляционной точки зрения согласные описываются следующим образом:

1) Орган, при помощи которого образуется звук. Акустически это соответствует месторасположению турбулентного или импульсного источник шума в речевом такте. Классификация: губные, переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные. Таким образом, в качестве действующего органа могут выступать губы, передняя, средняя или задняя часть языка.

Классификация согласных с точки зрения месторасположения шумового источника по отношению к системе резонаторов:

все губные согласные – источник находится в передней части, а резонатор позади;

переднеязычные – небольшой передний резонатор и большой резонатор, находящийся за источником шума;

заднеязычные – источник шума расположен за резонатором.

Это влияет на акустические свойства согласных: губные – слабый шум и меньше его длительность, заднеязычные – сильный и низкочастотный шум. Переднеязычные занимают промежуточное положение.

2) Способ образования: а) смыкание, б) сближение, в) дрожание. Импульсный шум возникает при смычке, турбулентный – при щелевой преграде. Выделяются взрывные и щелевые согласные. Аффриката – смычка преобразуется в щель, дрожащие – дрожание передней части языка.

Место и способ образования – конститутивные признаки.

3) Участие голосового источника – звонкие и глухие согласные. Многие согласные составляют пары, пары не образуют сонорные и шипящие согласные. Акустически участие голосового источника приводит не только к появлению в спектре регулярных усилений в области низких частот, но и к ослаблению высокочастотных шумовых составляющих в спектре.

4) Твёрдость-мягкость. Мягкие согласные отличаются обязательным подъёмом средней части спинки языка к твёрдому небу. С акустической стороны такая артикуляция приводит к: 1) усилению высокочастотных составляющих, 2) образованию дополнительного источника турбулентного шума при артикуляции взрывных, 3) изменению места образования шума.

Твёрдость-мягкость и звонкость-глухость – коррелятивные признаки.

5) Участие и неучастие полости носа. Согласные делятся на носовые (нёбная занавеска опущена и воздушная струя проходит в носовую полость) и ротовые (нёбная занавеска закрывает путь в носовую полость). Носовые: м, м’, н, н’. С акустической стороны: эти согласные, являясь смычными, не имеют импульсного шума, так как струя проходит через носовую полость.

6) Шумность-сонорность – относительные признаки. Интенсивность шума у шумных значительно выше, чем у сонорных, так как сила струи воздуха, выходящей из ротовой полости во время речи, при произнесении шумных согласных гораздо больше, чем при произнесении сонорных.

Вопрос 12.Модификации и чередования согласных фонем в потоке речи. Исторические чередования согласных.

Все оттенки фонем делятся на индивид.и обязателные. Индивидуальные обусловлены особенностями реч.аппарата каждого человека. Обязательные свойственны всем, говорящем на данном языке.

1гр. – комбинаторные оттенки. Это те, кот.появляются под влиянием соседних звуков.

Бывают 2х видов:

1 вид – АККОМОДАЦИЯ – это адоптация звуков разных категорий внутри сочетаний согл.-гласн.

Прогрессивн.ак.(влияние согл.на гласн.):

  1. лабиализация гласн.(когда стоят губн.согл.)
  2. назализация (после носовых согл.)
  3. веляризация гласн.(после твёрд.согл., после м,л, заднеязыч.)
  4. дифтонгоидность гласн.(бывает в связи с мягк-регрессивн.и прогрессивн.).

Регрессивная ак.(гласн.на согл.)

  1. лабиализация (перед лабиализ.гласн.У и О).
  2. фрикация взрывн.согл. перед гласн.переднего ряда. Они уже не совсем взрывные, а скорее аффрикаты.

Аккомодация только в ударн.слоге.

2 вид – АССИМИЛЯЦИЯ – это взаимное приспособление звуков одной категории.

Как правило регрессивная.

  1. ассим.по месту образования. Нельзя произнести рядомстоящий шипящий и свистящий (С и Ш).
  2. ассим.по способу образования. (взрывн.и аффрикат – лётчик, молотчик).
  3. ассим.по глух\звонкости. Рядом возможно произнести или 2 звон., или 2 глух. Только регрессивная.
  4. ассим.по твёрд\мягкости. Только регрессивная. По твердости- традиционно, по мягкости- факультативно.

С точки зр. ЛФШ – это не ассимиляция, а чередрвание, хотя возникшее и в её результате. Однако это фонетич.чередование, кот. в отличие от исторических обусловлено живыми законами рус.яз. и не отражается на письме (как правило).

Исторические же чередования обусловлены мёртвыми законами рус.яз.(это палатализ.). Отражаются на письме, закреплены в орфографии и за определ.грам.формами.

2 гр. – позиционные модификации фонем (изменения). Обусловлены местом в слове.

Для согл.:

  1. оглушение звон.согл.в конце слова.
  2. имплозивность взрывных в конце слова (теряют фазу взрыва)

Чередования согласных.

Чередования звонких и глухих согласных:

1) На конце слова перед паузой звонкие шумные заменяются глухими: зу[б]ы – зу[п];

2) За глухими шумными согласными следуют шумные глухие согласные, т.е. перед глухими согласными звонкие заменяются глухими: ло[д] очка – ло[т]ка; за звонкими шумными следуют звонкие шумные согласные, т.е. перед звонкими согласными глухие заменяются звонкими: ко[с’]ить – ко[з’]ба.

Чередование согласных по месту и способу образования:

1) Перед передненебными шумными зубные шумные заменяются соответствующими передненёбными: [с] оркестром – [ш] шестом – [ш’] честью.;

2) Взрывные согласные перед щелевыми того же места образования заменяются аффрикатами: де[ц]кий, [ч’] щетно.

Чередования твёрдых и мягких согласных:

1) На конце слова: шес[т] –шес[т’];

2) Перед гласным: [в]ол – [в’]ел;

3) [л] – [л’] перед всеми согласными: по [л] зать – по[л’]за;

4) Переднеязычные перед заднеязычными и твёрдыми губными: го [р]кА – го[р’]ко;

5) Переднеязычные сонорные перед твёрдыми переднеязычными: ко[н]ский – Ию [н’]ский;

6) Перед мягким согласным твёрдый согласный заменяется мягким: ку[ст] – ку[с’т’]икъ.

Чередование согласных с нулём звука:

Последовательность из трёх зубных согласных считаются трудной для произношения и поэтому один из согласных не произносится:

[cтн] – вла[с]ный, [cтс] и [стск] – ше[сс]от, [стц] и [здц] – ис[ц]а, [нтц] и [ндц] – ирла[н]ца, [рдч] и [рдц] – cе[р]це.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.097 сек.