Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и задачи экспериментальной психологии




Экспериментальная психология отождествляется со всей психологией. Предметом являются все методы психоло­гического исследования. Предмет – экспериментальное изучение особенностей применения методов. Экспериментальный подход применяется в различных отраслях науки – биологии, физике, химии и т.д., но специфика применения экспериментального метода в психологии обусловливается особенностями предмета экспери­ментальной психологии.

Экспериментальная психология занимает определенное место в системе психологических наук, она не явля­ется рядоположенной по отношению к другим отраслям психологии, т.е. экспериментальный метод применя­ется во всех отраслях психологии, он обслуживает все отрасли. Экспериментальная психология – наука, дан­ными которой пользуются все отрасли психологии.

Первая задача экспериментальной психологии. Основной задачей экспериментальной психологии является изучение особенностей применения экспериментального метода в психологии. Эксперимент – метод общенаучный. Специ­фика применения экспериментального метода в психологии заключается в том, что психические явления не материальные, они идеальные, и это накладывается на специфику эксперимента в психологии. Так же влияет проблема изменения психических явлений.

Каждая наука стремится выявить закономерности (причинно-следственные связи) и для этого оперирует коли­чественными данным. В психологии приходится не измерять, а присваивать количественные показатели.

Поведение человека представляют субъективные факторы (память, восприятие, мышление, внимание, спо­собности, задатки, характер и т.д.) – ; и объективные факторы, т.е. те, которые не зависят от субъекта – . Присутствие другого человека может корректировать поведение субъекта. Например, компетентная оценка личностно значимого человека негативно сказывается на субъекте. Немаловажны и такие факторы, как усло­вия воспитания, система образования и т.д.

Внешняя форма проявления поведения () отражает внутренний мир субъекта. Для изучения субъективных внутренних психических явлений создают качественную методику.

Качество методики – мера соответствия методики изучаемому явлению, т.е. валидная методика. Надежность – по­вторяемость результатов через некоторое время.

Для получения количественных данных мы проделываем ряд операций – создание, проведение методики, где немаловажна инструкция и профессионализм экспериментатора, а также субъективное состояние испы­туемого. Если все правильно, получаются результаты, которые надо обработать. Далее следует интерпретация обработанных результатов. Очень трудно определить границы психических явлений, т.е. нельзя зафиксировать продолжительность их протекания.

Если x, то y, из x следует y: x à y. В психологии может быть и обратная связь: y à x, т.е. явления взаимообуслов­лены и нет их однозначной трактовки. Коммуникативные способности развиваются в общении. Психолог – спе­циалист по общению и коммуникации. Точно также коммуникативность может влиять на тревожность (x ↔ y).

Экспериментальная психология должна изучать специфику применения эксперимента исходя из специфики конкретной науки.

Вторая задача экспериментальной психологии. Второй задачей является изучение валидности экспериментальных теоре­тических исследований и выявление факторов, ее нарушающих.

Валидность – оценка качества методики, качества экспериментального метода с точки зрения его правильной организации, т.е. достоверности получаемых результатов. Существует ряд побочных факторов (внутренних и внешних), влияющих на валидность метода, которые надо учитывать (например, фактор тестирования, кото­рый может быть предварительным и итоговым).

Третья задача экспериментальной психологии. Третьей задачей является изучение методологии и этапов экспериментального исследования. Этапы должны конкретизироваться, уточняться.

Четвертая задача экспериментальной психологии. Четвертой задачей является изучение видов эксперимента и типов экс­периментальных планов и исследований. Эксперименты могут быть:

· естественными;

· квазиэкспериментальными;

· лабораторными;

· формирующими.

Их суть должна изучать экспериментальная психология, должна изучать теоретическую, а не практическую значимость экспериментального метода.

Пятая задача экспериментальной психологии. Пятой задачей ЯВЛЯЕТСЯ изучение особенностей экспериментального метода в различных отраслях психологии, исходя из специфики данной области и т.д.

Итак, основными и дополнительными задачами экспериментальной психологии являются:

· сущность экспериментального метода;

· особенности его применения в психологии;

· виды эмпирических и экспериментальных переменных (независимые, зависимые и побочные);

· основные виды и типы экспериментального исследования;

· этапы психологических экспериментальных исследований;

· валидность и факторы, нарушающие ее;

· особенности применения методов в различных отраслях психологии.

Психолог должен уметь: проводить экспериментальное исследование и читать результаты исследований.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.