Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологический эксперимент как совместная деятельность испытуемого и экспериментатора




Особенности взаимодействия экспериментатора и испытуемого могут сильно повлиять на результаты эксперимента, поэтому их нужно стараться сводить к минимуму. Воспроизведение результатов не должно зависеть от умелых профессиональных действий экспериментатора, внешних обстоятельств или случая.

Процедура эксперимента оказывает большее воздействие на детей – они более эмоциональны, проявление их личностных особенностей больше зависит от ситуации, ребенок обладает олее живым воображением.

Ошибки общения: 1. Ошибки «отношения к набюдаемому». Связаны с пониманием испытуемым критерия принятия решения. 2. Ошибки мотивации испытуемого. В зависимости от мотивации испытуемый по-своему понимает цели эксперимента и действует соответственно. 3. Ошибки личностного влияния – восприятие испытуемым личности экспериментатора.

Эффект плацебо – внушение, самовнушение, что будет какой то эффект. Эффект хотторна – мотивация на выполнение ожидаемой от испытуемых деятельности из-за ситуации вовлечения в эксперимент. Эффект социальной фасилитации – эффект аудитории. Присутствие внешнего наблюдателя изменяет поведение человека (особенно компетентного и значимого, если задача трудна, если это соревнование).Оптимум активации. Присутствие наблюдателя повышает мотивацию и продуктивность деятельности, но может вызвать перемотивацию. Эффект фасада - что испытуемый стремится проявить себя с лучшей стороны и дает те ответы, которые, по его мнению, более высоко оцениваются экспериментатором. Модель «злонамерного испытуемого», когда испытуемые враждебно настроены и стремятся разрушить гипотезу.

Исследователь может непроизвольо действовать так, что-бы его гипотеза была подтверждена.

У экспериментаторов отличаются мотивации – разные представления о путях, средствах, целях познания у них различаются.

При вербовке испытуемых, первой беседе, чтение инструкции влияние экспериментатора очень сильно. Внимание к действиям испытуемого повышает продуктивность деятельности испытуемого.

«Эффект первого впечатления» приводит к тому, что вся дальнейшая информация, не соответствующая созданному образу может отбрасываться как случайная.

«Эффект пигамалиона» - неосознанное искажение хода эксперимента и интерпритации данных, чтобы испытуемый «работал под гипотезу». Чтоб избавиться от эффекта, можно привлекать независимых ассистентов или перепроверять эксперимент другими исследователями.

Влияние пола. Дети лучше и охотнее работают с женщинами, а взрослые – с мужчинами. Мужчины вызывают больше действий, направленных на осмысление, а женщины вызывают желание раскрыть душу.

Чем дальше предмет исследования идет от биологического к социальному, тем больше влияние экспериментатора.

Способы контроля влияния экспериментатора:

  1. Автоматизация исследования.
  2. Участия экспериментаторов, не знающих целей исследования (но они будут строит предположения).
  3. Участие нескольких экспериментаторов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1009; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.