Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные характеристики экспериментального психологического исследования




 

Специфика психологического эксперимента:

  1. Психику как конструкт невозможно объективно наблюдать и о её деятельности можно узнать, лишь основываясь на её проявлениях, к примеру, в виде определённого поведения.
  2. При изучении психических процессов считается невозможным выделить какой-то один из них, и воздействие всегда происходит на психику в целом (или, с современной точки зрения, на организм как единую неделимую систему).
  3. В экспериментах с людьми (а также некоторыми высшими животными, например, приматами) происходит активное взаимодействие между экспериментатором и испытуемым.
  4. Данное взаимодействие в том числе делает необходимым наличие инструкции испытуемому (что, очевидно, нехарактерно для естественнонаучных экспериментов).

В сравнении с наблюдением:

  1. Испытуемый, как правило знает, что над ним проводится исследование.
  2. Экспериментатор активно воздействует на изучаемый объект.
  3. В наблюдении вопрос ставится открытым, в эксперименте он ставится гипотезой, предполагает существование зависимости между фактами.
  4. Ситуации наблюдения определяются менее строго. Ситуация эксперимента четко определена.
  5. В отличие от наблюдения точная процедура регистрации действий испытуемого.
  6. В отличие от наблюдения, а так же беседы, эксперимент – опосредованный метод (изучение с помощью тестов, измерительных инструментов и пр)

10. Переменные: зависимая, независимая и внешняя. Методы контроля экспериментальных переменных.

Переменная – любая реальность, наблюдаемые изменения которой (по конкретным параметрам или показате­лям методики) могут быть зафиксированы и измерены в какой-либо шкале. Виды переменных:

  • независимая – экспериментальное воздействие, экспериментальный фактор – управляемая, т.е. ак­тивно изменяемая переменная, или функционально контролируемая переменная, представленная на двух и более уровнях (качественном и количественном);
  • зависимая – "отклик", или измеряемая в эксперименте переменная, изменения которой причинно обу­словлены действием или влиянием независимой переменной, в психологическом исследовании представлена показателями деятельности испытуемого, любыми формами оценки его субъективных суждений и отчетов, психофизиологическими параметрами и т.д.;
  • побочная.

Типы независимых переменных:

  • характеристики заданий:

стимул или материал задания;

тип ответа испытуемого;

шкала оценивания и т.д.;

  • особенности ситуации, внешние условия;

физические параметры ситуации (освещенность, внешний вид помещений, звуки и шумы, температура и т.д.);

социально-психологические параметры (изоляция, работа в присутствии экспериментатора, работа с группой и т.д.);

особенности общения и взаимодействия испытуемого и экспериментатора;

  • управляемые особенности (состояния испытуемого).

Кэмпбелл выделяет следующие типы независимых переменных:

  1. Управляемые переменные или такие факторы, как метод обучения; другими авторами более часто употреб­ляется понятие стимульных условий, или условий стимуляции, в качестве которых могут высту­пать и целостные ситуации, и изменения отдельных характеристик стимулов;
  2. Потенциально управляемые переменные, которыми может варьировать экспериментатор, но по каким-то при­чинам этого не делает;
  3. Относительно постоянные аспекты окружения (социально-экономический уровень, населенный пункт и т.д.); эти переменные не находятся под непосредственным контролем экспериментатора, но могут выступать в качестве фиксируемых оснований разбиения испытуемых или условий на определенные классы как уровни независимой переменной;
  4. "Организмические" переменные (пол, возраст и другие объективированные переменные), речь идет в дан­ном случае о возможности подбора групп, эквивалентных или отличающихся по этой характеристике;
  5. Тестируемые или предварительно измеряемые переменные; к этому типу переменных может быть отнесен весь ар­сенал психологических методик, по данным которых возможны классификации, или выделение групп испытуемых.

Выделяют следующие виды связей зависимой и независимой переменных:

  1. Отсутствие зависимости;
  2. Монотонно убывающая зависимость (линейная);
  3. Монотонно возрастающая зависимость (линейная);
  4. Нелинейная зависимость U-образного типа;
  5. Инвертированная U-образная зависимость;
  6. Квазипериодическая зависимость (предполагаемая зависимость без четкого вида последовательности и с отсутствием четких периодов);
  7. Отсутствие какой-либо зависимости (т.е. в том случае, когда экспериментальное воздействие не приво­дит к "отклику").



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1052; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.