Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешние переменные. Виды, способы контроля внешних переменных




Внешние переменные (помехи) – то факторы (условия), которые также воздействуют на испытуемых помимо воли экспериментатора (усталость, шум за окном).

Условно делят на:

  1. Дополнительные – снижают внешнюю валидность эксперимента.
  2. Побочные – снижают внутреннюю валидность эксперимента.

Внешняя валидность – это степень соответствия проводимого эксперимента реальным условиям жизнедеятельности испытуемых.

Например: эксперимент проводится в тишине, а реально испытуемые работают в шумном помещении.

Внутренняя валидность – это степень соответствия проводимого эксперимента идеальному эксперименту.

 

Идеальный эксперимент – т.е. такой эксперимент, какой он должен быть в соответствии с теорией. (Не бывает, но должен быть максимально приближенным),

Например: Изменение состава экспериментальной группы в процессе проведения эксперимента. Поэтому она будет неэквивалентна контрольной.

 

Формы проявления внешних переменных:

  1. Физическая обстановка эксперимента

Может быть, например: освещенность не такая, какая планировалась экспериментатором, температурный режим (отопление); звуковой фон; пространственные характеристики помещения.

  1. Непредвиденные помехи

Например: непредусмотренное проявление посторонних лиц в лаборатории.

  1. Характеристики стимульного материала

Не входящие в комплекс независимых переменных. Например: цвет, раздражающий испытуемого.

  1. Параметры аппаратуры и оборудования

Например: отвлекающие испытуемых лампочки(мигающие).

  1. Индивидуальные психологические особенности испытуемых

Например: отношение эксперименту и к экспериментатору; его состояние, знания и навыки и т.д.

 

Способы контроля внешних переменных

 

Экспериментатор должен стремиться к уменьшению воздействия внешних переменных на эксперимент, используя следующие способы:

  1. Элиминация – это конструирование экспериментальной ситуации таким образом, чтобы исключить какое-либо в ней присутствие внешней переменной. (Например: максимально изолированное от внешнего мира помещение).
  2. Создание константных условий – т.е. создаются условия, когда внешние переменные не изменяются и одинаково влияют на всех испытуемых. (Например: шум улицы за окном рассматривается как постоянно действующая переменная, но при этом воздействие этой постоянной внешней переменной не должно значительно снижать валидность эксперимента).
  3. Балансировка – это компенсация эффекта действия внешних переменных. Она имеет 2 варианта:

· Использование контрольной группы;

· Использование нескольких контрольных групп.

Это делается для того, чтобы проконтролировать влияние несколькихвнешних переменных.

Например: пол проводящего эксперимент.

  1. Контрбалансировка – это компенсация порядка воздействия стимулов в одной группе и изменение этого порядка в другой группе.

Например: в первой группе сначала даются трудные задачи, потом легче, легче и т.д. На следующем этапе эксперимента мы даем сначала легкие, потом труднее, труднее и т.д.

  1. Рандомизация – т.е. случайный выбор испытуемых в группу. Это позволяет исключить влияние как индивидуально-психологических особенностей испытуемого, так и исключить влияние пристрастий того, кто набирал группу.

Рандомизация осуществляется следующим образом: (случайный отбор). Всем потенциальным испытуемым, которые могли бы принять участие в эксперименте, присваиваются номера. Затем, по таблице случайных цифр выбираются те. Кто будет участвовать в эксперименте.

 

4) внешняя валидность. источники внешней невалидности.

5)внутренняя валидность. Источники внутренней невалидности

Основной источник невалидности – это систематические и случайные ошибки измерения. Разные измерения подвержены ошибкам разных типов. Чем больше показателей для некоторой переменной у нас имеется и чем сильнее они отличаются друг от друга, тем менее вероятно, что во всех показателях проявится одна и та же ошибка измерения. А если это так, то у нас будет больше возможностей обнаружить ошибку измерения как источник различий в оценках в любом измерении и получить точное измерение для переменной в том случае, если мы будем использовать множественные показатели

ВАЛИДНОСТЬ ВНУТРЕННЯЯ - обоснованность утверждений об отношениях между переменными. Если исследования внутренне валидны, то с достаточной долей уверенности можно предполагать, что именно изменения выбранной переменной независимой вызвали изменение переменной зависимой. Основными источниками внутренней невалидности являются:

1) смешение - самая типичная причина внутренней невалидности исследования;

2) ошибки экспериментатора (Эксперимент "слепой").

источники внешней невалидности являются предположениями об общих законах науки о науке,— предположениями о том, какие факторы закономерно взаимодействуют с нашими независимыми переменными, и предположениями о том, чем можно пренебречь.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 4780; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.