Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение Н. Макиавелли о гос-ве и власти




Становление социально-пол-ой идеологии в Древней Руси.

Заметное влияние на развитие политических и правовых уче­ний оказало принятие христианства в форме православия. Оно стало государственной, официальной религиозной идеологией, за­крепившей процесс правообразования и государствообразования в Развитие политико-правовой идеологии Древней Руси (X—XIII вв.) шло одновременно с процессами образования раннефеодального государства — Киевской Руси. С одной стороны, процессы феода­лизации общественных отношений на Руси были схожи с анало­гичными в Западной Европе, где также формировались отношения сюзеренитета и вассалитета, однако значительно медленнее по причине прочности сельской общины. В неблагоприятных климатических и гео­графических условиях, постоянных набегах кочевников княжеская власть становилась основным фактором коопераций труда сельских общин, интеграции общества, его выживания. Это обусловило одну из характерных черт политико-правовой идеологии Древней Руси — пристальное внимание к анализу государственной власти, механиз­мам властвования, порядку передачи власти, взаимоотношениям с Церковью и подданными. Политика рассматривалась как искусства управления, которое во многом зависит от наличия добродетелей как у князя, так и у его подданных. Подобное понимание было обусловлено высоким уровнем духовной культуры, которая апеллировала к совестливости и праведности правителей, благодарности и уважению подданных. По этой причине создателями политических и правовых учений были князья, церковные деятели Киевской Руси. Первым политическим трактатом в истории России принято считать «Слово о Законе и Благодати" — проповедь киевского ми­трополита Илариона. Идеальное правление Иларион иллюстрирует на конкретном при­мере — правлении великого князя Владимира, который одновремен­но являлся главой государства (светской власти) и духовным пас­тырем своего народа. Иларион подчеркивал наследственный характер власти, то, что она передана Владимиру от славных предков. Раннефеодальное право Киевской Руси было призвано узако­нить процесс закрепощения крестьян и закрепить сложившиеся отношения феодальной зависимости. В русском правосознании идея права отождествля­лась со справедливостью, правдой, истиной. По этой причине право не ограничивалось законом, оно было шире, имело нравственно-религиозный смысл.

Одним из первых политико-правовых теоретиков новой эпохи был итальянский государственный деятель Никол о Макиавелли (1469-1527), оставивший после себя следующие значительные труды: "Рассуждение на первую декаду Тита Ливия", "Государь" (или "Князь" или "О принцепсе"), "О военном искусстве", "История Флоренции" Н. Макиавелли выступал за сплочение раздробленных итальянских земель в единое государство. Учение Н. Макиавелли свободно от теологии, многое восприняло из античных источников. Природа человека, по Н. Макиавелли, - единая и неизменная, у всех народов существуют единые стремления и страсти, которые политику следует изучить и использовать в своих интересах. Важнейшие черты любого человека: властолюбие и корыстолюбие. Люди всегда неблагодарны, трусливы, лживы, лицемерны, завистливы, непостоянны. Способности людей ограничены, а желания неуемны. Люди всегда недовольны настоящим и хвалят прошлое. Люди подражают порокам, а не достоинствам, - неумолимо заключал Н. Макиавелли. Мудрый политик должен учитывать свойства человеческой природы, игнорируя при этом принципы морали. Н. Макиавелли отделяет политику от морали. Он подчеркивает, что все поступки основателей государств, завоевателей и узурпаторов не нужно рассматривать с точки зрения мораль и права, нужно смотреть на достигнутые ими результаты. Лозунг его политики: цель оправдывает средства. Н. Макиавелли пытается обосновать несовместимость политических и моральных норм. Государства создаются и охраняются как при помощи военной силы, так и посредством хитрости, коварства и обмана, - считал Н. Макиавелли. С врагами Н. Макиавелли призывал бороться двумя способами: законами или силой. Н. Макиавелли – символ политического коварства и беспринципности. Его советам следовали такие деятели как кардинал Ришелье, император Наполеон I Бонапарт, дуче Б. Муссолини и др. В.И. Ульянов (Ленин) называл Н. Макиавелли "умным писателем по государственным вопросам"

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.