Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логические методы в психологии




1. В психологии особенную важность имеет анализ, разло­жение явлений на элементы.

Во всех науках мы добиваемся точного и исчерпывающего анализа явлений, так как только такой анализ может вести к ус­тановлению наиболее общих предложений.

Ценность всякого анализа пропорциональна той трудности, с какой приходится находить и доказывать состав явления. Благо­даря такому анализу, число несводимых одно на другое научных положений сводится до минимума. Зная составные элементы ка­кой-либо эмоции, например, эстетического или нравственного чувства, благоговения и т. п., мы можем на основании знания этих элементов исправлять и пополнять то, что мы знаем о це­лом.

Подтверждением правильности психологического анали­за служит, во-первых, наше сознание тождества сложного явле­ния с совокупностью его слагаемых; это дело индивидуального самосознания. Например, тот факт, что в состав нравственного чувствова­ния входит чувство подчинения авторитету под страхом наказа­ния, доказывается тем, что каждый находит у себя этот элемент в составе своего нравственного чувства.

Психологический анализ подтверждается, во-вторых, со­впадением следствий данного состояния сознания и сопровожда­ющих его обстоятельств с тем, чего можно было ожидать на ос­новании анализа. В этом состоит объективная проверка этого ана­лиза. Что религиозное чувствование, например, содержит в себе элемент страха, доказывается сходством внешнего выражения и поступков, вызываемых этими двумя чувствованиями.

Труднее всего доказать, что анализ полон и ис­черпывает предмет. Эта трудность встречается при анализе всех очень сложных явлений: здесь недостаточно указать на присутствие тех или дру­гих элементов, — надо доказать еще, что кроме них нет никаких других. Там, где количество элементов может быть точно опреде­лено (как, например, в химии), мы можем подтвердить анализ обратным синтезом; но где этого точно определить нельзя, как во многих биологических и почти во всех психических явлениях, там такой способ проверки невозможен. Так, например, некото­рые психологи защищали взгляд, что благожелательность слага­ется исключительно из эгоистических элементов; другие, напро­тив, хотя и допускали присутствие этих элементов, не соглаша­лись, чтобы все можно было свести к ним одним. Вследствие невозможности для психологии вполне точно перечислить все элементы духовного явления, таких споров нельзя решить психологическим синтезом, т. е. составлением целого из частей. Приходится видоизменять обстоятельства, отыскивать такие слу­чаи, в которых эгоистических элементов или вовсе нет, или они настолько мало заметны в общем результате, что, очевидно, нельзя приписать все им одним. Пример последнего можно ви­деть в сострадании, какое вызывают в нас тяжелые наказания преступников.

2. Индукции психологии опираются на «эксперименталь­ные методы». Великий закон сосуществования духа и тела доказывается по методу сходства: мы должны доказать, что все ду­ховные явления — чувства, хотения, мысли — сопровождаются процессами в теле. В некоторых отношениях сосуществование имеет здесь сходство с причинностью. Мы можем доказать параллельность явлений в очень большом количестве случаев; но во многих духовных процессах — например, при сосредоточенном размышлении — физические явления по своей тонкости совершенно ускользают от наблюдения. Однако, хотя эти случаи и не подтверждают нашего закона, они не опровергают его и не уничтожают силы остальных несомненных случаев.

Мы можем не только установить в общей форме закон сосуществования духа и тела, но и указать в точности (путем исключения), какие именно телесные процессы связаны с духовными, при этом мы будем пользоваться всеми экспериментальными методами.

Закон относительности устанавливается по методу сходства и в значительной степени также по методу сопутствующих изменений. Умственные законы удержания (сохранения в памяти) устанавливаются — как в их общих формулах, так и в применении к специальным условиям — всеми экспериментальными методами.

3. Ввиду того, что в психологии открыты чрезвычайно общие законы, в ней есть широкое поле для приложения дедуктивных методов.

Из каждого из перечисленных выше важнейших психологических законов можно вывести множество других положений. Но лучше всего, может быть, значение дедукции как восполнения индукции видно на законе сохранения энергии в его приложении к духу. Согласно этому закону всякое психическое действие представляет собой некоторую строго определенную, хотя и недоступную точному вычислению, затрату физической силы, вырабатываемой телом. Из этого положения вытекает бесчисленное множество следствий, и я сейчас укажу для примера некоторые из них. Большая умственная работа или сильная эмоция сопровождаются соответствующей затратой физической силы, которая, таким образом, отнимается от удовлетворения других жизненных потребностей организма. Точно также сильное напряжение той или другой из духовных способностей влечет за собой ослабление если не собственно телесных, то, по крайней мере, остальных духовных функций, и т. д. В таких случаях мы можем прилагать дедуктивное рассуждение во всех его фазисах: мы здесь имеем предварительную индукцию; имеем и вычисление (насколько его допускает данный случай); наконец, здесь должна иметь место и проверка, как единичными фактами, так и эмпирическими обобщениями или законами.

Такого рода «дедуктивные» приложения представляют собой важное предохранительное средство против голого эмпиризма, столь обычного в сочинениях по психологии, и служат лучшим доказательством полезности психологической науки, несмотря на ее несовершенства. В психологии есть ряд обобщений относительно того, что значительная затрата силы в одном из направлений совершается за счёт других проявлений духа, а закон сохранения силы превращает эти эмпирические обобщения в строго общие положения и вполне объясняет исключения из них.

4. Связь духа с телом долго считали загадочной, и преобладало мнение, что эта связь навсегда останется таковой, никогда не поддастся объяснению; Научное отношение к этому вопросу состоит в том, чтобы представить себе материальные и духовные свойства соответственно особой природе тех и других: первые — при помощи ощущений, вторые — посредством самосознания. Затем мы должны до пределов возможного обобщать каждый из этих классов свойств, соединяя материальные свойства в группы инерции, тяжести, молекулярных сил и т. д., а духовные — в группы удовольствий и страданий, хотений и различных факторов умственного порядка, и стараясь подняться до наиболее общих законов соединения этих двух классов свойств в организме человека и животного. И когда нам удастся довести этот процесс обобщения до высшей точки, какую он, по-видимому, допускает, мы, тем самым, дадим научное объяснение отношению духа и тела. Всякое же дальнейшее объяснение будет несамостоятельным, ненужным и не имеющим содержания.

Надо признать ненаучным такой, например, способ выражения: «сознательное ощущение есть факт нашей телесной и духовной природы, абсолютно не допускающий объяснения». Единственный возможный смысл такого выражения— тот, что телесные и духовные явления коренным образом различны одни от других, хотя и тесно связаны друг с другом. Точно также ненаучно будет сказать: «до сих пор мы совершенно не знаем, каким образом материя и дух воздействуют друг на друга». В сущности мы ничего и не можем узнать кроме самого этого факта, обобщенного до пределов возможного. Есть ли - говорит Юм, — в целой природе принцип более таинственный, чем связь души с телом, в силу которой предполагаемая духовная субстанция приобретает такое влияние над субстанцией материальной, что наиболее тонкая мысль становится способною направлять самую грубую материю?

 

ЭМПИРИЧЕСКИЕ И ПРОИЗВОДНЫЕ ЗАКОНЫ ПСИХОЛОГИИ

Психология обладает многими эмпирическими законами; в ней есть также и производные законы — вследствие того, что имеющиеся в ней обобщения обладают очень большой широтой.

Физические явления, связанные с духовными, чрезвычайно сложны, так как представляют собой высшие явления биологического порядка. Поэтому мы можем ожидать в психологии много чисто эмпирических обобщений, которые в качестве таковых будут строго ограничены условиями времени, места и обстоятельств. Так, явления сна можно подвести только под эмпирические законы с некоторой помощью гипотез. Влияние возбуждающих средств на эмоциональные состояния выражаются точно так же только чисто эмпирическими законами; напротив, законы влияния пищи (и вообще питания) суть законы производные.

Большое число наблюдений относительно духовных явлений можно представить в виде производных законов из законов более общих; в таком случае они получают большую общность и более широкое приложение. Так, все правила, рекомендуемые для хорошего запоминания, представляют собой, очевидно, дедукции из широкого закона усвоения или памяти.

Строго говоря, и основные законы духа — суть эмпирические законы, только очень высокого порядка.. Это не основные законы природы, вроде закона тяготения или закона сохранения энергии, однако, они вполне доказаны для всех проявлений духа и потому приложимы в этих пределах. Поэтому мы и признаем их наиболее общими или основными законами психологии и выводим из них производные психологические законы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1042; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.