Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В. А. Роменец поступковая природа психического и




Формы де­терминации не сводятся только к каузальным отношениям. Они мно­гообразны. В реальном человеческом поведении так или иначе проявляются все эти формы. Когда речь идет о законах поведения, то важно выявить не только его причи­ны (единичную, особенную и общую), но также условия, в которых оно осуществляется, общие и специальные предпосылки, объектив­ные основания свойств индивида, факторы, влияющие на него. В сложную систему детерминации включаются и сами действия инди­вида, и уровень саморегуляции.

Соответственно и формулировка законов поведения не может ограничиваться констатацией только какого-либо одного вида су­щественных связей (хотя в специальных исследованиях это и до­пустимо). Раскрывая причинно-следственную связь, как ведущее звено закона, она вместе с тем должна включать также условия, в которых эта связь реализуется, внешние и внутренние факторы, ко­торые на нее влияют, общие и специальные предпосылки, основа­ния, действия индивида и особенности саморегуляции. Понятно, что в реальном поведении между всеми этими формами детерминации соотношения складываются по-разному. Но каждый раз они являются определенными. Что именно в данном конкретном акте поведения выступает в качестве причины, что — фактора, что — условия и т. д.? На эти вопросы, если известны законы поведения, можно ответить опреде­ленно; также определенно можно и предсказать возможное пове­дение человека (но при этом надо знать, как будут развиваться ус­ловия, какие факторы могут возникнуть и т. д.). В формулировках законов поведения, таким образом, детерми­нация должна раскрываться как сложная система.

Мы попытались показать трудности, с которыми сталкивается психология в изучении объективных законов поведения и психики. а также наметить некоторые пути их преодоления. Вопросы, кото­рые здесь затронуты, безусловно требуют дальнейшей разработки.

Выше отмечалось, что ведущая роль в детерминации поведения принадлежит системообразующему фактору. Но какой именно фак­тор выступает в роли системообразующего, определяется не только (и даже, пожалуй, не столько) «внутренними» законами развития субъекта, но и законами развития систем, которым он принадлежит. Формируемые ими факторы в известном смысле выступают как «внешние» для субъекта. Вопрос «внутреннего» и «внешнего» и их соотношения в формировании системообразующего фактора пове­дения человека требует специального исследования. Сейчас лишь отметим, что выявление системообразующего фактора поведения человека предполагает рассмотрение его в более широком контек­сте. В этой связи возникает проблема соотношения психологических законов с социальными, с одной стороны, и с биологическими — с другой.

В некоторых направлениях системного подхода выдвигается по­ложение об изоморфизме законов различных систем. Конечно, меж­ду какими-то законами разных систем можно найти взаимноодно­значное соответствие. Однако соотношение законов разных систем более сложно, чем это представляется с позиций положения об их изоморфизме. Во всяком случае, пока мы еще не располагаем пра­вилами, позволяющими находить взаимнооднозначное соответствие между законами, например психологическими и нейрофизиологическими или социальными. Психологические законы, как и любые другие, являются отно­сительно самостоятельными, несводимыми к законам, раскрывае­мым пограничными с психологией науками, но, когда их действие рассматривается, например, в контексте жизни человека в обществе, возникает вопрос об их соотношении с законами общества. Следовательно, законы, выявленные в психо­логии (прежде всего те, которые относятся к личности и социаль­но-психологическим явлениям) должны быть сопоставлены с законами, открытыми в истории, экономике, социологии. Это, конечно, грандиозная задача. Ограничимся здесь лишь некоторыми общими замечаниями о связи законов психического развития индивида и развития обще­ства.

Поскольку каждый индивид включен в социальную систему, его жизнь (и развитие его психики) подчиняется объективным зако­нам жизни общества. Однако большим упрощением была бы трак­товка психологических законов просто как воспроизведения соци­альных. Прежде всего нужно отметить, что законы общества отно­сятся к массам людей, законы психики — к индивиду. Законы об­щества, конечно, не характеризуют детали поведения индивидов, их желания, мотивы деятельности и т. п. Но именно эти «детали» интересуют психологию. Это не значит, конечно, что психология имеет дело только с единичным, ее интересу­ют общие законы, но исследует она их в ином плане по сравнению с другими общественными науками.

Было бы неверно представлять себе движение индивида в массе людей подобно движению песчинки в массе песка. Каждый инди­вид включен в социальную систему специфическим образом, и это накладывает отпечаток на его поведение. Нужно также отметить, что психологические и социологические (в широком смысле) законы относятся к процессам разного мас­штаба.

Однако вместе с тем развитие индивида (и его психики) можно рассматривать как одну из форм проявления и реализации законов общества. Но это раскрывает лишь один аспект рассматриваемых соот­ношений законов. Другой аспект состоит в том, что социальные за­коны определяют содержание жизни индивида, а следовательно, и его психики.

В действии законов общества формируются условия, факторы и предпосылки психического развития индивида. Они определяют специфику соотношения разных форм детерминации поведения, о которой говорилось выше. Иначе говоря, связи законов развития индивида (и его психики) и законов развития общества многоплановы.

Необходимо отметить, что законы развития общества также многоплановы и имеют разные «радиусы действия». В исторической науке выделяются, например, законы общесоциологические, формационные и конкретно-исторические. Дальнейшее движение от законов наиболее общих к общим и специальным в конце концов должно бы привести через конкретную социологию к законам повседневной жизнедеятельности людей, «обыденной жизни». Многоуровневость и разноплановость социальных законов, конечно, еще более усложняет задачу соотнесения тех, которые изучаются психологией, с теми, которые изучаются другими науками.

Поскольку человек принадлежит также и к биологической си­стеме, возникает вопрос о соотношении психологических законов с теми, которые изучаются биологией, в частности, генетикой и физио­логией. Это касается прежде всего базового уровня в развитии психики, а также всего комплекса проблем, связывающих психоло­гические науки с биологическими. Здесь мы сталкиваемся с вопро­сами о том, как действуют законы, например, наследственности в жизни индивидов и влияют ли они на их психическое развитие, что особенное вносит в развитие индивидов гигантский генетический полиморфизм, какова специфика проявления закона единства орга­низма и среды. Как и социальные, биологические законы многоплановы, и это необходимо иметь в виду при сопоставлении с ними законов психологических. Таким образом, законы психики находятся как бы на пересечении биологических и социальных законов.

Исследование соотношений законов предполагает не только вы­явление их связей (например, иерархии частного и общего и т. д.), но и определение тех границ, в пределах которых они действуют.

Разработка общей схемы, которая раскрывала бы связи разноплановых, разномерных и разноуровневых законов развития инди­вида и его психики, — это задача будущего. Можно ожидать, что ее решение позволит по-новому оценить и те психологические зако­ны, которые уже известны.

Изучение законов — это движение от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т. д. Сущ­ность раскрывается как бы слой за слоем. При этом раскрытие более «глубоких» слоев вызывает потребность в переоценке наших знаний о слоях более «поверхностных». Направление этого движе­ния определяется диалектикой самого процесса научного позна­ния

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.