Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинар «Практические и научные основы сознания Кришны», лекция 11, Ведические принципы познания 3 страница




Что вы имеете в виду? Ясное дело, все, что обычно и плюс еще и салаты ваши идиотские ел». Поэтому «то, что обычно» надо выбросить. Если мы хотим чего-то достичь, то нужно посадить себя на диету. И эта диета как называется? Диета называется «саттва-гуна», которая поможет нам повторять Святое Имя. Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Но я сознательно про Святое Имя не говорю, потому что мы же еще не про бхакти говорим, о бхакти мы еще не скоро будем говорить. Это шутка, мы говорим только о бхакти.

Мы говорим о том, каким образом саттва помогает нам на самом деле оценить бхакти. И Кришна говорит очень важную вещь в 11 песне «Шримад-Бхагаватам», чтобы не быть голословным, саттвика нйева шевета пуман саттва вивридхайе тато дхарма стато джнанам йават смртир апоханам. – «До тех пор, пока человек не восстановит в себе знание о том, что он является вечной душой и не прогонит иллюзорное самоотождествление с материальным телом и умом, вызванное тремя гунами материальной природы, человек должен развивать, или культивировать, все эти вещи в гуне благости, в саттва-гуне. Повышая уровень гуны благости в своей жизни, человек естественным образом, самопроизвольно поймет законы религии. И с помощью такой практики трансцендентное знание в его душе проснется».

Сам Кришна формулирует этот принцип очень ясно. Это 13 глава, я не помню какой стих, 11 песни «Шримад-Бхагаватам». Я вам потом могу дать ссылку. Иначе говоря, Кришна нам говорит, что нужно сделать. До тех пор, пока мы не освободились от ложного отождествления, чтобы обрести знание человек должен начинать это с того, чтобы тщательнейшим образом отслеживать и сознательно…. (Почему не подсоединили меня? Это тамо-гуна. На самом важном моменте. У меня две цитаты, которых нет, он у меня отключился. Сходите за этим. Мне нужно еще две важных вещи сказать, но, впрочем, я могу и без этого сказать завершая, просто две последних вещи).

В 11 же песне «Шримад-Бхагаватам» Кришна дает определение ада и определение рая. Кто-то хочет узнать, как Кришна определяет ад и как Кришна определяет рай? Он говорит, рай это то место, где преобладает саттва-гуна, а ад это то место, где преобладает тамо-гуна, и все. Иначе говоря, каждый из нас может уже в этой жизни оказаться где?

- В аду.

БВГ: В аду или в раю в зависимости оттого, каким образом мы будем жить. Все очень просто, не нужно никаких дополнительных еще вещей, еще чего-то, не нужно ждать когда мы помрем и когда апостол Петр откроет пред нами врата хрустальные или наоборот закроет. Человек может в этой жизни быть в раю и человек может в этой жизни… Но, как правило, почему-то люди предпочитают ад, заметили, да? У Вольтера спросили, куда он хочет попасть в ад или в рай? Он сказал: «В раю погода получше, но зато в аду компания повеселее». (смех). Как правило, люди руководствуются тем же самым принципом, поэтому оказываются в аду, потому что они предпочитают веселую компанию. И люди идут туда, в эту тамо-гуну, в этот низкий вкус.

И тут еще, чтобы как бы завершить лекцию, замкнуть ее в такой цельный круг к самому началу, где объяснял принципы познания, мне хотелось еще один стих из «Гиты» прочитать под конец, чтобы как-то этот закон уложить. Кришна во 2 стихе 14 главы «Бхагавад-гиты» объясняет, что происходит с человеком, который пользуется этим знанием. Он говорит: «Я сейчас объяснил тебе это знание о трех гунах материальной природы». Поняли, да, почувствовали это знание, о чем Кришна сказал? Простое знание, правильно? Кришна говорит: «Если вы будете знать, если вы узнаете – идам джнанам упашритйа. Упашритйа очень важный смысл имеет, я чуть попозже скажу, что оно значит. Но, условно говоря, упашритйа, можно сказать- если человек принимает прибежище в этом знании (идам джнанам упашритйа), что в результате этого получится? Кришна обещает. Как вы думаете, что должно в результате этого появиться?

БВГ: Нет, Кришна обещает гораздо более значительный результат этого. идам джнанам упашритйа. Давайте, предполагайте, что в результате того, что человек пользуется этим знанием, с нами может произойти?

- Освобождение.

БВГ: Освобождение.

- Бхакти.

БВГ: Бхакти. Кришна дает очень важное обещание. идам джнанам упашритйа мама садхармйам агатах. Понял кто-то? мама садхармйам агатах. Дхарма что значит? Да, дхарма значит «природа», дхарма значит «натура, суть». Садхарма что значит? Да, «вечная природа». Мама садхарма? Моя. Агатах? Идет, приходит. «Такой человек становится на один уровень со Мной», такой человек обретает такую же природу, как Сам Бог. У христиан есть очень хороший термин «обожение». Они говорят, что в результате духовной практики, интенсивной аскезы, еще чего-то человек должен обожиться, или обожиться, не знаю, как правильно сказать, то есть он должен стать таким же, как Бог, он должен стать таким же по качеству, по природе своей, как Бог.

И Кришна объясняет, кто это может обрести: идам джнанам упашритйа мама садхармйам агатах, такой человек приходит к этому. И Шрила Прабхупада объясняет здесь что значит у пашритйа. Хотя упашритйа значит «находит прибежище»… Нет, это не Шрила Прабхупада объясняет, это Баладева Видьябхушана объясняет, да, Баладева Видьябхушана объясняет. Шрила Прабхупада говорит, что: «На самом деле, попадая в духовный мир, живое существо обретает духовную форму. В духовном мире оно занимается духовной деятельностью, и эта деятельность называется жизнью в преданности. Атмосфера духовного мира не осквернена влиянием материальных гун, и живые существа там качественно не отличны от Верховной Личности Бога.

Чтобы обрести это знание, необходимо развить в себе все духовные качества. Тот, кто обладает этими качествами, не рождается в материальном мире в период его сотворения и не погибает вместе с этим миром во время его уничтожения». Но Баладева Видьябхушана делает еще одно очень важное замечание, которое может, как бы, замкнуть всю лекцию в одно единое целое. Он говорит, что упашритйа значит, что это значит? Служить, служить духовному учителю. «Тот, кто обретает это знание через служение» – идам джнанам. Потому что, что значит «упа»? Упашритйа, – «близость, рядом». Упашритйа. Тот, кто приближается к этому знанию через приближение к носителю этого знания, тот, кто, как «Упанишады», тот, кто слушает, тот, кто обретает это знание через служение, такой человек- мама садхармйам агатах – «такой человек становится на один уровень со Мной»

Ну вот, собственно, и все, что я хотел сегодня сказать, каким образом можно пользоваться этим знанием. Я хотел просто процитировать эти стихи из 11 песни: сваргах саттва-гуно дайах – Сварга, или рай, это то место, где преобладает саттва-гуна; наракас тамо унаго.. – там, где преобладает невежество, там становится ад, наступает ад. Ну вот, вот, собственно, и все.

Давайте повторим то, что я сказал, то, что мы услышали сегодня. О чем мы сегодня говорили? В двух словах. Да, мы говорили о ведическом методе постижения, о том, что он достигается с помощью служения, с помощью того, что человек отдает что-то, что человек настроен на то, чтоб отдать, сделать что-то, и это цена, которую нужно заплатить. И что есть процесс, с помощью которого это знание усваивается. Какие ступени в этом процессе? Слушать, думать, размышлять. Как размышлять? Как слушать? Слушать как? Сосредоточенно и слушать Священные Писания.

Дальше что? Да, потом размышлять, понимая логику Священных Писаний, то, что нам хотели сказать. И, наконец, третье? Да, применять в жизни или видеть жизнь. И в результате этого я начинаю видеть мир по-другому, я начинаю видеть ясно мою собственную цель, что мне нужно по-настоящему, не цель, которую мне навязали. Потому что этот мир постоянно нам навязывает цели. Все рекламные плакаты, что вам навязывают? Да, «Это ваша цель». Еще очередной рекламный плакат, который я увидел: «Самый короткий путь к вашей мечте – заем в сбербанке (смех)». Ваша мечта.

Это не ваша мечта, вам ее навязали, вам ее внушили, вам ее придумали. Но если человек увидит мир сквозь призму Священных Писаний, то ясно он увидит свою настоящую цель. Это то, что мы говорили относительно методов познания Дальше, что мы говорили? Что такое гуны? Каким образом мы видим этот мир? Что такое гуны? Ну да, это телевизор. На самом деле, душа непосредственный опыт получает, или апарокша-гьяна, получает за пределами материального мира непосредственный опыт реальности. Тут она опосредовано видит эту реальность.

Но преимущество заключается в том, что телевизор, что с ним можно сделать? Да, что всегда можно его настроить более правильно. И настроить правильно, значит добавит чего в нашу жизнь? Да, добавить саттвы. И гуны материальной природы с нами что делают? Связывают. Но гуны же материальной природы, что могут сделать? Освобождать, это инструмент освобождения.

Для этого я должен знать, каким образом гуны материальной природы воздействуют на меня, на мою жизнь, каким образом они меняют меня, что относится к какой гуне материальной природы, и стараться следовать, увеличивать, нажимать все время на… Какую кнопку нужно нажимать? На желтую, да. Для тех, кто… Дальтоников нет среди вас? Желтую надо нажимать, там, где написано «саттва». Ну да, верхнюю, самую лучшую. Потому что другие гуны к чему будут приводить? К деградации, к несчастью, к аду, будут приводить к страданиям, будут приводить к разрушениям, к деградации, ко всему остальному. Поэтому только саттва может освободить человека. Саттва освобождает, остальные гуны только порабощают человека.

И поэтому Вишну кто? Да, Он – Бог, хозяин. И соответственно Он ведет нас через саттву к шуддха-саттве. Шрилу Прабхупаду спросили: «Значит ли это, что преданный должен поступать в гуне благости?». Что Шрила Прабхупада ответил? Шрила Прабхупада ответил: «Да, значит». Преданный должен жить в гуне благости, должен относиться к другим людям в гуне благости, чтобы, в конце концов, обрести трансцендентную гуну или гуну над этими гунами. Иначе, в противном случае, гуны материальной природы, всегда что, в каком состоянии находятся? Все время одна пытается доминировать над другими. И для того, чтобы саттва-гуна преобладала в нашей жизни, что нужно с остальными гунами сделать? Нужно их выметать, выгонять, гнать их, гнать, гнать. Ну вот, вот, собственно, и все.

Спасибо большое.

И в следующий раз я буду рассказывать о пище. У нас будет очень интересная вещь. К нему будет практическое приложение после этого – кулинарные курсы. Мы посмотрим, как их провести. То есть мы будем реально учиться, что значит саттва. Потому что некоторые люди думают, что картофельное пюре это высшее проявление саттва-гуны, особенно если со сливочным маслом. В следующий раз будет такое, практичное занятие. Какие-то вопросы, может быть, есть?

Да, Андриан.

ВОПРОС: Когда вы рассказываете теорию гун, все выстраивается в терминах «наши гуны привычные», Понятно, что это……, а разум, который, по идее, в обычной мирской логике было бы просто, что разум это то, что находится в гуне благости, а ум в гуне страсти.

БВГ: Нет, ум наш не находится в гуне благости. Это большое заблуждение. Ум наш в какой гуне находится? В той, в какой он находится. Ум является порождением гуны благости, потому что ум статичен по своей природе. Но при этом он, как любое другое вещество, скажем, вода она в какой гуне находится? Она может быть порождением чего угодно, но гуны будут влиять на нее и в зависимости от влияния гун она будет проводником либо той, либо другой гуны.

Чистый ум находится в гуне благости, потому что он статичен. Разум динамичен по своей природе, будучи порождением гуны страсти. Что происходит? Что разум под влиянием гуны страсти, будучи порождением гуны страсти и под влиянием гуны страсти заражается различными планами. И так как ум находится рядом с разумом, то этот разум он воздействует на ум и ум тоже возбуждается. Ум в силу статичности, я пытался об этом рассказывать во время Рама-навами, каким образом статичный ум легко завести. Именно потому, что он статичный. Он статичный, он такой, но он легкий. Он статичный, но легкий. И кто-то подходит к нашему уму и начинает… И ум вжжжжжжжж. Он порождение гуны благости, потому что он прозрачный, он легкий, потому что он, так сказать, он подвижный, он гибкий.

Это все признаки гуны благости. Ум действительно очень подвижный. Если б он был порождением тамо-гуны, то он бы был…, он бы приобрел одну форму и в ней находился. А он очень такой весь из себя подвижный. Это качество гуны благости. Качество гуны благости – легкость. Разум имеет в себе всегда элемент активного начала. Ум статичен, ум может рассуждать. Когда ум находится в гуне благости, что человек делает? Сидит и мух считает. Не, не мух, ангелов. Человек просто размышляет, сиди, и ему хорошо там. Да, он решает эту философскую задачу – сколько ангелов может поместиться на острие иглы или еще что-нибудь не менее важное.

Но суть в том, что так как он именно легкий, его очень легко зарядить, завести. И он заводится через разум. В 3 песне «Шримад-Бхагаватам» Капиладев объясняет, что разум, имея отношение к гуне страсти, начинает строить планы на будущее: «Что со мной будет? Как я буду? Как у меня будет все? Как у меня будет хорошо! Я сделаю это, это сделаю и потом и так, и так». И ум думает: «Да, да, да, да, да. Все хорошо, я в надежных руках, у меня хороший лидер, который поведет меня туда, куда нужно». И, соответственно, ум скачет за ним в припрыжку: «Давай, давай, давай, сейчас мы это сделаем, я тебе помогу».

ВОПРОС: По сути дела, все является проявлением гун материальной природы Где можно найти информацию о том, что находится под влиянием каких гун природы?. Есть ли такое описание?

БВГ: В «Гите» Кришна говорит. В 11 песне «Шримад-Бхагаватам» Он объясняет это гораздо более подробно.

- К примеру, пластмасса к какой гуне относится?

БВГ: Пластмасса понятно к какой гуне относится. В «Шримад-Бхагаватам» об этом ничего не говорится, по недоразумению какому-то (смех). Но в следующем издании «Шримад-Бхагаватам», которое уже будет после Кали-юги, там они добавят, что была такая Кали-юга, где все находилось под… Еще раз, что Кришна делает? Кришна дает нам возможность почувствовать, что значит тамо-гуна, что значит раджо-гуна, что значит саттва-гуна. И человек, у которого есть какое-то ощущение, он может понять, увидеть этот образ. Пластмасса. По какому принципу мы можем обсуждать? По ее, так сказать, происхождению.

Понятно, что по своему происхождению…. Откуда она пришла? Видели когда-нибудь как пластмассу эту производят? Сходите на завод на экскурсию, на химический завод. Я был. Оно сейчас красивое такое, все прозрачненькое Вы б видели откуда оно берется. Это все происходит из нефти в конечном счете. А нефть это что такое? Ну да, это остатки перегнившего чего-то, не понятно чего: мамонтов из прошлой Сатья-юги или еще откуда-то. Все не возможно описать. Кришна дает какие-то основные вещи так, чтобы человек мог додумать сам, чтобы он мог это знание… И в этом смысл этого знания. Человек получает некую такую, как бы, схему или призму, сквозь эту призму он видит все остальное, он видит уже, он видит. Люди иногда часто не могут понять. Корова в какой гуне находится?

- В благости.

БВГ: В благости она находится? Вы посмотрите на нее (смех). Смотря с кем сравнивать. Это все относительные вещи. С точки зрения, скажем, своего положения на лестнице, человек он выше находится безусловно. Полубоги еще выше. Животные находятся в гуне невежества. Все это сочетания там, как цвета. Есть там эти все цвета, просто нужно научиться их различать. Корова, как животное, она естественно находится в гуне невежества. Как самое доброе из всех животных и самое любящее из всех животных, она находится в гуне благости.

С точки зрения эволюции она находится в гуне невежества. Понятно, ясное дело. Все не возможно описать, не возможно все это. Но Кришна что делает? В «Гите» Он дает тройственную классификацию, Он объясняет вещи в трех гунах. В «Шримад-Бхагаватам» Он объясняет гораздо более широкий спектр вещей в четырех качествах, Он еще всегда дает трансцендентное. Он говорит, что значит жить в саттва-гуне. Это где жить? В лесу. Почему жить в лесу это саттва-гуна, кстати говоря? Ну да. Неожиданное тоже решение – жить в лесу это саттва-гуна. Почему это саттва-гуна? Тебя окружают одни существа в гуне невежества. Почему это саттва-гуна? Ну, потому что там нет рекламных плакатов и всякой другой гадости. Жить в городе соответственно это раджо-гуна. Жить в кабаке или рядом с ним, или в казино – это тамо-гуна. А жить в храме это что? Это шуддха-саттва. Кришна там объясняет все эти четыре категории в 11 песне более подробно. И Он объясняет носители. Ну мы будем об этом еще говорить немного подробнее.

ВОПРОС: О цели.

БВГ: По-настоящему увидеть цель сможет только человек в саттва-гуне естественно, по-настоящему правильную цель. Опять же, мы можем, читая какие-то книги мы можем, точно также, как нам внушают другие цели рекламные плакаты и все остальное, мы можем прочитать и мы можем загореться этой целью, но нам очень сложно будет реально эту цель достичь, потому что, на самом деле, цель то нужно обнаружить внутри, увидеть хорошо, как следует внутри, когда сердце полностью очистилось. Именно поэтому у нас такие проблемы бывают, нам все время нужно, как бы, самовнушением заниматься, все время приходится созывать людей на лекции и на лекции что делать?

Заниматься сеансами гипноза. Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе Потому что люди постоянно забывают, что это их цель. Если бы это было ясно, то не нужно было бы, может быть, гипнотизировать (смех), и так бы понятно было бы все это. Потому что понятно, что надо повторять Святое Имя, чтобы, в конце концов, увидеть просто даже себя. Но люди забывают об этом именно из-за невежества, из-за….

В «Шива-самхите» интересную я сегодня вещь прочитал, там объясняется как майа действует, как действует невежество. Там два этих знаменитых аспекта майи викшепатмика-майа и аваранатмика-майа немножечко по-другому Шива объясняет Потому что «викшепа» буквально «бросать, скидывать», такое движение какое-то – пух. «Аварана» это понятно, это «занавес, завеса». И Шива как объясняет, как это все действует, что сначала происходит, каким образом невежество воздействует на человека. Сначала майа сшибает человека с ног буквально, в буквальном смысле этого слова. Она сбрасывает его сознание не понятно куда. Это, к сожалению, можно видеть на примере преданных. Был нормальный преданный, общался, все было у него вроде бы хорошо. Так или иначе через какую-то щелку, трещинку он пропустил майю. В какой-то момент майа там, изнутри, в него вошла. Что она делает, викшепатмика-майа? Она берет пх, пх, дает ему пощечину, нокаутирует его. Как это там? Хук.

- Апперкот.

БВГ: Апперкот, да. Викшепатмика. Бывает так, человек нормальный, в нормальном состоянии он находится, но так как невежество осталось, она приходит туда и в самый неожиданный момент сбивает человека с ног и человек начинает нести чушь какую-то, бред, не понятно что. Все сбивается. Человек, который мог 20 лет, вдруг начинает мясо есть. И не понятно зачем? Почему? Вообще не понятно как. Шива говорит, это вот майа, она опытный боксер. И она, когда надо, пх. И сразу же в тот момент, когда сбили… а, знаете, сбили боксера и накрывают его таким (смех) простыней.

То же самое происходит с нашим разумом – майа подходит, пх, и покров такой. И все, и человек уже там под этим покровом: «У меня все хорошо, да, да, все нормально. Говорили, что плохо тут, а тут все нормально». Это я к тому, что цель очень сложно увидеть, когда человек в майе находится. В таких ситуациях надо кричать, надо кричать. Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

Рагхунатх дас Госвами говорит, что в таких ситуациях надо кричать, взывая к преданным, к преданным, которые могут нам помочь. В таких ситуациях нужно бежать к преданным и просить: «Пожалуйста, помогите мне!». Это сложно, потому что уже мы нокаутированы. Но из последних сил нужно крикнуть. Рагхунатх дас Госвами говорит – нужно звать Бакабхида. Бхакабхид значит «убийца демона Баки». Бака это лицемерие или обман. В этот момент нужно звать даже не его, даже не убийцу, а его патрульных, его слуг, которые могут избавить от обмана. Потому что майа – обман, майа – иллюзия. И в этот момент нужно как-то, так или иначе, как-то внутренне хотя бы обратиться, даже сил нет, но внутренне обратиться к кому-то и Кришна устроит. Он пришлет человека, который из этого обмана постарается вытянуть.

Спасибо большое. Шрила Прабхупада –ки джая. Гаура-премананде.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.