Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История физиологии мозга и поведения




Первые методы изучения мозга относятся к периоду античного мира и связаны с работами египетских, индийских, греческих ученых, которые представлены в книгах древнего Египта папирус Эберса (XVI век до н.э.), древней Индии «Аюрведа» (Знание жизни, IX-III вв. до н.э.). Первые описания оболочек головного мозга, мозговых желудочков и нервов впервые приведены в работах греческих ученых Герофил (род. ок. 300 до н. э.) и Эрасистрат (ок. 300 - ок. 240 до н. э.).

Первые описанные методы анатомирования мозга человека представлены в работах римского врача, грека по происхождению Клавдия Галена (ок. 130 – ок. 201), который рассматривал мозг как структуру обеспечивающую движение мозговой жидкости. Гален считал, что все фи­зические функции тела, состояние здоровья и болез­ни зависят от распределения четырех жидкостей организма-крови, флегмы (слизи), черной желчи и желтой желчи. Каждая из них имеет специальную функцию: кровь поддерживает жизненный дух жи­вотного; флегма вызывает вялость; черная желчь обусловливает меланхолию, желтая гнев. Предста­вления Галена так глубоко проникли в научную мысль Запада, что на протяжении почти полутора тысяч лет роль этих жидкостей в функцио­нировании мозга и других органов по существу не подвергалась сомнению.

 

Переломом в развитии науки стала промышленная революция XVII века. В науке прочное место заняли механистические представления о то, что в основе деятельности мозга и поведения лежит принцип детерминизма, который состоит в выявлении закономерных причинно-следственных связей между материальными объектами (мозг, нервные клетки, нервные волокна) и поведенческими реакциями.

Основные положения о деятельности ЦНС и поведением разрабатывались на протяжении двух с половиной веков. Здесь можно выделить несколько этапов.

 

Первый этап связан с формирование в XVII веке основ понимания рефлекторного принципа деятельности ЦНС. Первый этап связан с работами французского естествоиспытателя и математиком Рене Декарта (1596-1650 гг.). Декарт считал, что все вещи и явления можно объяснить естественнонаучным путем.

Эта исходная позиция позволила ему сформулировать два важных положения рефлекторной теории:

- деятельность орга­низма при внешнем воздействии является отраженной (впослед­ствии ее стали называть рефлекторной, от лат. reflexus – отражен­ный);

- ответная реакция на раздражение осуществляется при помощи нервной системы.

На мировоззрение Декарта опре­деляющее влияние оказало открытие Уильяма Гарвея механизма кровообращения и идеи Андрея Везалия о том, что носителями психики являются «животные духи», которые вырабатываются в желудочках мозга и передаются по нервам к соответствующим органам. Декарт представлял, что нервные процессы осуществляются по образцу системы кровообращения, а нервы – это трубочки, по которым с огромной скоростью движутся животные духи, ма­териальные частицы неизвестной природы. В результате попадая в мышцы «животные духи» вызывают их раздувание, которое мы называем сокращением.

Р. Декарта по праву можно считать родоначальником детерминисти­ческой психофизиологии. Важным в творчестве Р. Декарта является выработка понятия о стимуле, необходимом для приведения в действие механизмов челове­ческого тела.

 

Второй этап связан с экспериментальным обоснованием материалистических представлений о рефлексе (XVII-XIX вв.). Здесь важно отметить имена таких ученых как Йиржи Прохазки (1749-1820 гг.), Чарльз Белл (1774-1842 гг.) и Франсуа Мажанди (1783-1855 гг.).

И. Прохазки, чешский анатом и физиолог, выделял ведущую роль нервной системы в регуляции функций организма. Он ввел в физиологию понятие «рефлекс» и закон силы (увеличение силы стимула увеличивает силу рефлек­торной реакции организма, стимулы имеются не только внешние, но и внутренние) и впервые дал описание классической рефлек­торной дуги.

Развивая концепцию о рефлекторной природе поведения, Й. Прохазки попытал­ся преодолеть механистический подход Р. Декарта. Й. Прохазки представлял нервную систему, как целостную структуру, в которой есть две части, каждая из которых отвечает за «телесные» и «душевные» проявления. За телесную часть отвечает спинной мозг, а за душевную часть – головной мозг. Обе части взаимосвязаны друг с другом и образуют своеобразный «сенсориум», который действует по закону самосохранения.

Чарльз Белл, английский анатом и врач в 1811 г. в трактате «О новой анатомии мозга» описал эксперимент, в котором было показано, что произведя пере­резку пучка нерва, отходящего из задней час­ти спинного мозга, можно вызвать непроизвольное сокращение мышц спины. Однако это становилось невозможно даже при одном прикосновении копчиком ножа к пучку нерва, отходящего из передней час­ти спинного мозга.

Таким образом, понятие о рефлексе как о закономерном двигательном ответе на раздражение сенсорных нервов было превращено в естественно-научный факт.

Франсуа Мажанди, французский физио­лог, независимо от Ч. Белла пришел к аналогичным выводам. Поэтому переход нервного возбуждения по афферентным нервам через спинной мозг на эфферентные нервы получил название закона Бел­ла-Мажанди.

Чарльз Белл создал теорию о «мышечной чувствительно­сти» – проприоцепции и сформулировал физиологическое обоснование циклической функции нерв­ной системы.

Между мозгом и мышцей имеется замкнутый нервный круг: один нерв передает влияние от мозга к мышце, другой – передает в мозг чувство со­стояния мышцы. Если круг будет разомкнут перерезкой моторного нерва, то ис­чезнет движение. Если же он размыкается перерезкой чувствительного нерва, пропадает ощущение самой мышцы, а вместе с этим исчезает и регуляция ее дея­тельности.

 

Третий этап связан с развитием и внедрением идей Чарльза Дарвина (1809–1882 гг.), который использовал психофизические методы изу­чения психических явлений и способствовал развитию зоопсихо­логии. Эволюционное учение Дарвина (общебиологический закон непрерывности эволюционного процесса видообразования) создало научные предпосылки для сравнительного изучения поведе­ния животных и человека. Этому способствовало его представле­ние об эволюции животного мира, основными факторами кото­рой являются: наследственность, изменчивость и естественный отбор.

Теория эволюции живой природы Ч. Дарвина сводится к тому, что в результате борьбы за существование происходит отбор жи­вотных, наиболее приспособленных к определенной среде. Ины­ми словами, в борьбе за существование выживают лишь те инди­виды, чьи (даже незначительные) отклонения в признаках или свойствах случайно дают им преимущества в приспособлении к условиям жизни.

Ч. Дарвин (1859) впервые сделал сравнительное описание инстинктов, свойственных человеку и животным, тем самым дока­зав общность биологических основ поведения человека и живот­ных. Ученый разделил действия организма на действия врожденные и приобретенные (впервые эту идею высказал Гален в II в. н.э.), и дал определение инстинкта. Ин­стинкты – это врожденные формы поведения, на которые уже в раннем онтогенезе начинает наслаиваться приобретенный инди­видуальный опыт.

Отталкиваясь от теории эволюции в наблюдениях за развитием детей, Иван Михайлович Сеченов (1829-1905 гг.) пришел к заключению, что в основе формирования психической деятельности лежит принцип рефлекса. Сеченов рассматривал рефлекс как универсальную форму взаимодействия организма со средой. И. М. Сеченов поставил вопрос о существовании двух родов рефлексов.

Во-первых, по­стоянные, врожденные рефлексы, осуществляемые низшими отделами нервной си­стемы. Он назвал их «чистыми» рефлексами.

Во-вторых, рефлексы головного мозга – изменчивые, приобретенные в индивидуальной жизни. Эти рефлексы И. М. Сеченов представлял себе одновременно и физиологическим и психиче­ским явлением.

В 1862 г. И.М. Сеченов открыл явление центрального торможения, и это открытие стало первым шагом к созданию им новой физиологии головного мозга. Деятельность нервных центров представлялась теперь как непрерывная динамика процессов возбуждения и торможения.

При всей убедительности аргументов И.М. Сече­нова, ему не хватало объективного лабораторного метода исследования. Поднявшись до распространения рефлекторного принципа на психическую деятельность и рассматривая рефлекс как психофизиологический феномен, И.М. Сеченов не смог изучить конкретные механизмы поведения.

 

Четвертый этап связан с разработкой основ учения о высшей нервной деятельности и открытие условных рефлексов И.П. Павловым (1849-1936 гг.). Согласно Павлову условный рефлекс обеспечивает изменчивость приспособительного поведения животного в отношении внешнего мира. Условный рефлекс является важнейшим фактором биологической эво­люции. И. П. Павлов сформулировал три принципа рефлек­торной теории:

- принцип детерминизма (принцип причинно­сти), согласно которому любая рефлекторная реакция обусловлена причиной или «Нет действия без причины».

- принцип структурности, суть которого заключается в том, что каждая рефлекторная реакция осуществ­ляется с помощью определенных структур, и чем больше струк­турных элементов участвует в осуществлении этой реакции, тем она совершеннее. «В мозге нет процессов, которые не имели бы материальной основы, каждый физиологический акт нервной деятельности приурочен к структуре».

- принцип единства процес­сов анализа и синтеза в составе рефлекторной реакции (нервная система анализирует, т.е. различает, с помощью рецепторов все действующие внешние и внутренние раздражители и на основании этого анализа формируем целостную ответную реакцию – синтезирует ответ).

В мозге непрерывно происходит анализ и синтез, как посту­пающей информации, так и ответных реакций. В результате орга­низм извлекает из среды полезную информацию, перерабатывает, фиксирует ее в памяти и формирует ответные действия в соответствии с обстоятельствами и потребностями.

Идеи И.П. Павлова завоевали весь мир и продолжа­ют служить основой для развертывания новых научных исследований в самых разнообразных сферах науки о по­ведении живых организмов.

 

Пятый этап связан с развитием диалектической концепции рефлекса Александра Алексеевича Ухтомского (1875-1942 гг.), который выдвинул принцип доминанты, т.е. временно господствующего очага возбуждения в нервной системе. Возбуждение охватывает группу нервных центров, определяющих характер текущей ответной реакции организма на внешнее и внутреннее раздражение и целенаправленность его поведения. Ухтомский сделал вывод, что доминанта определяет вероятность возникновения той или иной рефлекторной реакции в ответ на текущее раздражение. Нервный центр – это совокупность нейронов, расположенных на различных уровнях ЦНС, достаточных для приспособительной регуляции функции органа согласно потребностям организма.

Важное значение этого этапа имеют работы о функциональных системах организма Петра Константиновича Анохина (1898-1974 гг.), и Владимира Михайловича Бехтерева (1857-1927 гг.), и представителей его школы, связанные с развитием методов экспериментального изучения процессов в высших структурах головного мозга.

Литература

1. Смирнов, В.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятель­ность / В.М. Смирнов, С.М. Будылина. - М.: Медицина, 2003. - 304 с.

2. Шульговский, В. В. Основы нейрофизиологии: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2000. - с. 277.

3. Батуев, А.С. Физиология поведения. Нейрофизиологические закономерно­сти / А.С. Батуев. - Л.: Наука, 1986. - 340 с.

4. Александров, Ю.И. Психофизиология / Ю.И.Александров. - М.: Медицина, 2001. - 230 с.

5. Данилова, Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности / Н. Н. Данилова, А.Л. Крылова. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 480 с.


[1] С точки зрения антропопсихизм, психика есть только у человека, и связывает ее возникновение с появлением человека (И.В. Макарова Психология: конспект лекций)

[2] Умберто Р. Матурана Франциско Х. Варела Древо познания. Биологические корни человеческого понимания М. Прогресс-Традиция, 2001. – с. 110-121




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 730; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.