Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастная периодизация




И кризисных периодов онтогенеза

Характерные особенности сенситивных, критических

 

Параметр Критический период Сенситивный период Кризисный период
Уровень организации Морфо-физиологический Психо-физиологический Психический
Уровень регуляции Низкий Средневысокий Низкий
Степень целостности системы Ослабленная Средневысокая Ослабленная
Интенсивность процессов жизнедеятельности Перенапряжение Без перенапряжения Возможно перенапряжение
Чувствительность Повышена к различным факторам небольшой силы Повышена к специфическим обучающим факторам выраженной интенсивности Повышенная к различным факторам
Направление развития Возможность выбора из нескольких путей Развитие конкретной функции Возможность выбора
Ритмичность (цикличность, периодичность) Хорошо выражена; периоды разной длительности: от нескольких часов до 6-8 лет. Может отсутствовать (например, развитие речи). Для ряда функций может иметь место (например, повторение в онтогенезе благоприятных периодов для развития памяти, внимания, мышления, двигательных функций у детей и взрослых) Хорошо выражена; периоды разной длительности
Причины нарушения развития Воздействия большой интенсивности Отсутствие специфического воздействия или его малая интенсивность Воздействия большой интенсивности

 


Принцип этапности онтогенеза, основанный на разделении процессов роста и развития во времени, – краеугольный камень современной теории физиологии развития. Он говорит о том, что к ребенку нужно относиться по-разному в различные периоды его жизни, учитывая те реальные возможности, которые детский организм имеет на каждом этапе онтогенеза. В 20 веке отечественные биологи и психологи (Н.П.Гундобин, Л.С.Выготский, А.А.Маркосян, И.А.Аршавский, В.В.Бунак, Д.А.Фарбер и др.) активно развивали теорию этапности (стадийности) индивидуального развития и разрабатывали возрастную периодизацию онтогенеза. Вопрос окончательно не решен и в настоящее время специалисты пользуются возрастной периодизацией, принятой на Симпозиуме по проблеме возрастной периодизаций, проходившем в Москве в 1965 г.

Критерии возрастной периодизации различны: паспортный возраст, социальные критерии (ясельный, дошкольный, школьный и т.д. возраст), уровень физического, психического развития и биологического созревания, половой критерий. Последние 4 критерия являются наиболее адекватными, т.к. характеризуют биологический возраст человека.

Возрастная периодизация постнатального онтогенеза:

1. период новорожденности – первые 10 дней жизни;

2. грудной возраст – от 10 дней до 1 года;

3. раннее детство – 1-3 года;

4. первое детство – 4-7 лет;

5. второе детство – 8-12 лет мальчики и 8-11 лет девочки;

6. подростковый возраст – 13-16 лет мальчики и 12-15 лет девочки;

7. юношеский возраст – 17-21 год юноши и 16-20 лет девушки.

 

Рекомендуемая литература

  1. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/М.М.Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А.Фарбер. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
  2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. – М.: Высш. шк., 1985. – 384 с.
  3. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: Учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 376 с.
  4. Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов/А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А.Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 319 с.

Дополнительная литература:

1. Сонькин В.Д. 100 лет физиологии развития. - Альманах «Новые исследования» - М.: Вердана, 2003, №1(4), с.24-36.

2. Рыбаков В.П. Критические, сенситивные и кризисные периоды онтогенеза. - Альманах «Новые исследования» - М.: Вердана, 2003, №1(4), с.69-78.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.