Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет методики обучения химии, задачи методики обучения химии, методы исследования, современное состояние и проблемы




И учебный предмет в педвузе

Тема 1. Методика обучения химии как наука

 

Методика обучения химии в средней школе - это педагогическая наука, изучающая содержание школьного курса химии, процессы преподавания, воспитания и разви­тия учащихся в ходе изучения химии, а также закономерности ее усвоения учащимися. Предметом методики обучения химии является обществен­ный процесс обучения подрастающего поколения основам химической науки в школе.

Процессобучения включает три обязательных и неразрывных элемента - учебный предмет, преподавание и учение.

Учебный предмет — это то, чему учат учащихся; это содержание обучения. В содержание химии как учебного предмета входит: а) изучение основ химической науки, т. е. ее главных фактов и законов, а также ведущих теорий, объеди­няющих и систематизирующих научный материал и дающих ему научное объяснение, б) ознаком­ление учащихся с основными методами и техническими прие­мами химии, с главнейшими применениями ее в жизни, в) привитие ученикам практи­ческих навыков, соответствующих содержанию химической науки и необходимых для жизни и труда; г) формирование высоконравственной личности.

Учебный предмет представлен программой, учебниками, книгами для практических лабораторных занятий, сборниками задач и упражнений. Учебный предмет отличается от науки, а учение - от по­знания тем, что, обучаясь, учащиеся не открывают новых истин, а лишь усваивают добытые и проверенные общественно-произ­водственной практикой. В процессе обучения ученики не овла­девают всем содержанием химической науки, а усваивают толь­ко ее основы.

Преподавание - это деятельность учителя, заклю­чающаяся в передаче знаний, умений и навыков учащимся, в организации их самостоятельной работы по приобретению знаний и навыков, в формировании научного миро­воззрения и поведения, в руководстве и управлении процес­сом подготовки учащихся к жизни в обществе.

Учение - это деятельность учащихся, состоя­щая в усвоении учебного предмета, излагаемо­го учителем или получаемого иными способами. В процессе учения присутствуют следующие этапы: восприятие учащимися учебного материала; осмысление этого мате­риала; закрепление его в памяти; применение при решении учебных и практических задач.

Общей задачей методики химии как науки является иссле­дование процесса обучения химии в школе, раскрытие его закономерностей и разработка теоретических основ совершен­ствования его в соответствии с требованиями общества.

 

Методика обучения химии, как любая наука, имеет свою теоретическую основу, структуру, проблематику и достаточно сложную систему понятий.

Теоретической основой методики химии являются теория познания, педагогика, психология в приложении к основам химической науки, которые должны усвоить учащиеся.

Структура методики обучения химии как науки определяется с позиций единства трех функций учебно-воспитательного процесса, который в соответствии социальным заказом общества должен выполнять три важнейших функ­ции: образовательную, воспитывающую и развиваю­щую. Каждая из этих функций является предметом изу­чения отдельных областей научных знаний. Образовательная функция изучается дидактикой, воспитывающая — тео­рией воспитания, развивающая — психологией. Вместе с тем сложной структурой понятий является и сама хи­мия. В процессе обучения все эти системы и структуры взаимодействуют между собой. Это взаимодействие настолько глубоко, что пе­реходит в их взаимную интеграцию — возникает новая область знаний, использующая понятия всех четырех областей знаний, но уже в несколько измененной форме. Эта интегрированная наука и есть ме­тодика обучения химии.

Цель методики обучения химии как науки состоит в выявлении закономерности процесса обучения химии. Основные задачи в этом направлении – изучить и оптимизировать: цели обучения; содержание, методы, формы и средства обучения; деятельность учителя (преподавание); деятельность учащихся (учение). Цель ме­тодики обучения химии как науки состоит в нахождении эффективных путей усвоения учащимися школы основных фактов, понятий, законов и теорий, их выражение в специфической для химии терминологии.

Перед методикой обучения химии, как и перед любой другой наукой, стоят свои проблемы.

1.Определение целей и задач, стоящих перед учителем при обучении учащихся химии. Методика должна в первую очередь отве­тить на вопрос: каковы задачи химии в структуре среднего образования, то есть, для чего учить химию в средней школе? При этом учитывает­ся логика развития и достижений химической науки, ее истории, психолого-педагогические условия, а также определение оптимального соотношения тео­ретического и фактического материала. Цель общего химического образования — обеспечить усвое­ние каждым молодым человеком знаний и умений, необходимых как для использования в повседневной и трудовой деятельности, так и для получения дальнейшего химического образования.

2. Отбор содержания и конструирование построения учебного предмета химии в соот­ветствии с задачами курса химии в средней школе и дидактическими требова­ниями к его преподаванию. Именно методика обучения химии должна ответить на вопрос: чему учить? Цели и содержание химического образования зафиксированы в учебных программах, учебниках, учебных пособиях по химии. Постоянное развитие общества приводит к периодическому пере­смотру целей и содержания образования в соответствии с выдви­гаемыми обществом требованиями.

3. Методика должна разработать соответствующие методы обучения и рекомендовать наиболее оптимальные и эффективные средств, приемы и формы обучения. Решение этой проблемы позволит ответить на вопрос: как учить? Данная проблема, прежде всего, связана с преподаванием химии. Преподавание - это деятельность учителя, направленная на передачу химической информации учащимся, ор­ганизацию учебного процесса, руководство их познавательной дея­тельностью, привитие практических навыков, развитие творческих способностей и формирование основ научного мировоззрения.

4. Исследование процесса учения со стороны учащихся в сочетании с их воспитанием и развитием. Методика разрабатывает соответствующие рекомендации в вопросах организации учебной и познавательной деятельности учащихся. Решение этой проблемы позволит ответить на вопрос: как должны учиться школьники? Данная проблема вытекает из принципа «учить учиться»; то есть, как наиболее эффективно помочь учащимся заниматься. Этот вопрос связан с развитием мышления учащихся и заключается в обучении их опти­мальным способам переработки химической информации, поступаю­щей от учителя или другого источника знаний (книга, радио, телевидение, компьютер и др.). Все эти проблемы должны решаться с позиции трех функций обучения: образовательной, воспитательной и развивающей.

Опираясь на важнейшие выводы, принципы и закономерности дидактики, методика решает важнейшие задачи развивающего и воспитывающего обучения на примере школьного предмета химии, уделяет большое внимание про­блеме политехнического образования и профориентации учащихся.

В дополнении к дидактике, методика химии имеет специфические закономерности, определяемые содержанием и структурой науки химии и учебного предмета, а также особенностями процесса позна­ния и обучения химии в школе.

Методика обучения химии как наука использует раз­личные методы исследования: специфические (характерные только для методики химии), общепедагогические и общенаучные. Специ­фические методы исследования заключаются в отборе учебного материала и методическом преобразовании содержания науки химии для реализации школьного химического образования. Ис­пользуя эти методы, методисты определяют целесообразность включения того или иного материала в содержание учебного пред­мета, находит критерии отбора знаний, умений и навыков и пути их формирования в процессе обучения химии. Исследователи разрабатывают наи­более эффективные методы, формы, приемы обучения. Специфиче­ские методы позволяют разработать новые и модернизировать суще­ствующие школьные демонстрационные и лабораторные опыты по химии, способствуют созданию и усовершенствованию статических и динамических наглядных пособий, материалов для самостоятель­ной работы учащихся, а также оказывают влияние на организацию элективных и внеклассных занятий по химии.

К общепедагогическим методам исследования относятся: а) пе­дагогическое наблюдение; б) беседа исследователя с учителями и учащимися; в) анкетирование; г) моделирование эксперимен­тальной системы обучения; д) педагогический эксперимент. Педа­гогическое наблюдение за работой учащихся в кабинете химии на уроке и во время проведения элективных и внеклассных за­нятий помогает учителю установить уровень и качество знаний учащихся по химии, характер их учебно-познавательной деятель­ности, определить интерес учащихся к изучаемому предмету и т.д.

Беседа (интервью) и анкетирование позволяют характеризовать состояние вопроса, отношение учащихся к выдвигаемой в ходе исследования проблеме, степень усвоения знаний и умений, проч­ность приобретенных навыков и др.

Основным общепедагогическим методом в исследованиях препо­давания химии является педагогический эксперимент. Он подраз­деляется на лабораторный и естественный. Лабораторный эксперимент проводят обычно с небольшой группой учащихся. Его задача состоит в выявлении и предварительном обсуждении исследуемого вопроса. Естественный педагогический эксперимент протекает в условиях обычной школьной обстановки, при этом можно изменять содержание, методы или средства обучения химии.

Более подробно о методах научно-исследовательской работы (НИР) в области методики обучения химии рассказано в лекции 16.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 3117; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.