Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бихевиористский подход




Когнитивный подход

Элементы и структура теории

Хотя организационное поведение - область крайне сложная, воспринявшая мно­жество идей и подходов, для создания ее общей модели можно использовать теоретиче­ские элементы, которые опираются на когнитивный и бихевиористский подходы, а также подход социального научения (social learning).

 

Когнитивный подход делает ак­цент на позитивных и добровольных аспектах человеческого поведения и использует такие понятия, как ожидания, потребности и поощрение. Познание (cog-nition), состав­ляющее базовый элемент когнитивного подхода, - это акт восприятия некоторой ин­фор-мации. В рамках данного подхода акты познания предшествуют поведению и пред­ставляют собой вклад в образ мышления, восприятие, решение проблем и процесс обработки информации человеком.

Одним из наиболее видных представителей этого направления является Эдуард Толмен. Хотя, по Толмену, поведение целеориентировано, т.е. направлено на достижение не­коей цели. В своих лабораторных экспериментах он установил, что животные научают­ся ожидать определенной событийной последовательности. Например, в ответ на оп­ределенный сигнал животные вели себя так, как будто они ожидают пищу.

Вследствие этого Толмен предположил, что научение представляет собой ожидание (expectancy) того, что определенное событие приведет к определенным следствиям. Эта когнитивная концепция ожидания предполагает, что животное думает о цели, знает и осознает ее.

Психологи особо подчеркивают, что когнитивные концепции не со­держат догадок о том, что же происходит в мозгу; это только термины (гипотетические конструкты) для описания поведения.

Применительно к организационному поведению когнитивный подход тра­диционно доминировал в таких областях анализа, как восприятие, личность и от­ношения, мотивация и целеполагание. С недавних пор обострился интерес к роли, которую могут играть акты познания в организационном поведении в плане дальнейших исследований по принятию решений менеджерами, а также в области социального, познания. Область принятия поведенческих решений рассматривает акты познания, имеющие место при формировании суждения и осуществлении выбора. Социальное познание включает процессы понимания или осмысле­ния поведения людей и в особенности подходит для организационного поведения в плане социального восприятия.

 

Корни бихевиористской теории уходят в глубь истории, к работам Ивана Павлова и Джона Б. Уотсона. Пионеры бихевиоризма подчеркивали важность изучения наблюдаемых форм поведения, а не не­уловимого ума. Они использо­вали классические четко обусловленные эксперименты для объяснения человеческого поведения, основанного на принципе «стимул — реакция» (С - Р). Стимул вызыва­ет реакцию. Они концентрировали свое внимание на воздействии стимулов и считали, что обучение происходит тогда, когда возникает связь С — Р.

Современный бихевиоризм берет начало от работ Б.Ф. Скиннера. Он считал, что ранние бихе-виористы помогли объяснить ответные формы поведения (формы поведения, вызван­ные стимулами), но не более сложные оперантные формы. Другими словами, подход С - Р помогает объяснить физические рефлексы; например, если уколоть человека бу­лавкой (С), он вздрогнет (Р), или, если его слегка ударить ниже коленной чашечки (С), он выпрямит ногу (Р). Так, с помощью экспериментов по оперантному обусловлива­нию с четко определенными условиями Скиннер обнаружил, что следствия отклика могут гораздо лучше объяснить большинство форм поведения, чем порождающий его сти­мул. Он подчеркивал важность отношения «стимул - реакция». Организм вынужден взаимодействовать со средой, чтобы получить желаемое следствие. Предшествующий стимул не порождает определенного поведения при оперантном обусловливании; он служит в качестве сигнала для «включения» этого поведения. Для Скиннера поведение является функцией его последствий.

Важно отметить, что бихе­виористский подход опирается на представление о среде. Он утвер-ждает, что такие ког­нитивные процессы, как мышление, ожидание и восприятие, могут иметь место, но не являются необходимыми для предсказания и контроля поведения, а также для управ­ления им. Однако, как и в случае с когнитивным подходом, который включает бихеви­ористские концепции, некоторые ученые-бихевиористы полагают, что в рамках бихе­виористского подхода есть место ког-нитивным переменным. В частности, в последние годы возник подход социального научения (social learning), который использует принци­пы и понятия как когнитивного подхода, так и бихевиоризма.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 931; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.