Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Массовая культура. Особенная часть УП Украины




Особенная часть УП Украины

Особенная часть содержит 20 разделов, систематизированных по группам родственных общественных отношений.

1) «Преступления против основ национальной безопасности Украины»;

2) «Преступления против жизни и здоровья личности» и др.

3) «Преступления против свободы, чести и достоинства личности»

4) «Преступления против половой свободы и половой неприкосновенности личности»;

5) Преступления против избирательных, трудовых и других личных прав и свобод человека и гражданина;

6) Преступления против собственности (кража, грабеж, разбой и др.);

Ст. 185. Кражатайное похищение чужого имущества – до 50 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, или исправительными работами на срок до 2 лет, или лишением свободы до трех лет и т.д.

Ст. 186. Грабежоткрытое похищение чужого имущества – штраф от 50 до 100 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, или исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до 4 лет и т.д.

Ст. 187. Разбойнападение с целью завладения чужим имуществом, соединенное с насилием, опасным для жизни или здоровья лица, подвергшегося нападению, или с угрозой применения такого насилия (разбой), - лишение свободы от 3 до 7 лет.

Ст. 189. Вымогательствотребование передачи чужого имущества

7) Преступления в сфере хозяйственной деятельности;

8) Преступления против окружающей среды;

9) Преступления против общественной безопасности;

10) Преступления против безопасности производства

11) Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта

12) Преступления против общественного порядка и нравственности;

13) Преступления в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров и другие преступления против здоровья населения;

14) Преступления в сфере охраны государственной тайны, неприкосновенности государственных границ, обеспечения призыва и мобилизации;

15) Преступления против авторитета органов государственной власти, ОМС и объединений граждан;

16) Преступления в сфере использования ЭВМ (компьютеров), систем и компьютерных сетей;

17) Преступления в сфере служебной деятельности;

18) Преступления против правосудия;

19) Преступления против установленного порядка несения военной службы;

20) Преступления против мира, безопасности человечества и международного правопорядка

 

Вернемся к массовой культуре и попытаемся ее определить исходя из вышеизложенного анализа категорий «масса» и «массовое сознание». Прежде всего, массовая культура — это не количественный показатель. За­числять тот или иной феномен прошлого или настоящего в разряд массовой культуры, исходя из массовости его распространения, не­верно. Не меньшим заблужде­нием является и чрезвычайно распространенная привычка связы­вать массовую культуру с определенными формами.

Таким образом, массовая культура — это состояние, а еще точнее, культурная ситуация, соответствующая определенной форме социального устроения, иначе говоря, культура «в присут­ствии масс». Она является эволюционным этапом, к которому ново­европейская культура подошла на рубеже XIX—XX вв. и который стал преобладающим во второй половине XX в., так или иначе уст­ранив всех конкурентов.

Массовая культура выполняет очень важное социальное задание, связанное с реальным устранением массы, нейтрализацией исходя­щей от нее угрозы, ее рассечением и рассредоточением. В извест­ной формулировке 3. Фрейда любая культура представляет собой систему запретов - добровольно налагаемых обществом на самого себя, чтобы не погибнуть в «войне всех против всех». Такой сис­темой является и массовая культура — механизм защиты от тех деструктивных тенденций, которые обрели угрожающий характер в XX в.

Как массовая, так и немассовая культуры опираются на некото­рые архетипические формы, вводят в действие некие структуры, присутствующие в человеке и в обществе. Однако праобраз, или архетип, в масскульте «работает» по-другому. Он представлен здесь в виде сжатой формулы или недвусмысленного приказа. Массовая культура оперирует чистыми, прозрачными, внятными, кажущимися примитивными формами архетипических состояний. Предметы масскульта действуют прямо и открыто, очень агрессивно. Но не поддаться их обаянию весьма трудно, потому что они вводят в дей­ствие глубинные, архаические, неосознаваемые структуры челове­ка.

Лишая возможности выбора, массовая культура избавляет от мук сомне­ний. Колебания, сложности выбора чреваты остановкой, срывом, а значит, возникновением угрозы социального хаоса. Революций в минувшем веке мир знал немало, и, как любые социальные крупно­масштабные изменения, они принесли неисчислимые страдания. Мас­скульт избавляет нас от подобных эксцессов, выступая гарантом, в некоторых случаях единственным, социального спокойствия.

 

Т.о., массовая культура – понятие, которе характерзует культуру, ориенированную на «усредненный уровень» духовных потребностей.

Харктерные черты:

1. Акцент на чувственно-эмоциональное восприятие, неограниченные возможности к внушению и манипуляцией сознанием

2. Зрелищность, узнаваемость, популярность

3. Упрощенность, доступность, понятность

4. Серийность, тиражирование,

5. Открытость, демократичность

 

6. Усложнение реальности – решение вечных вопросов, формирование универсальных ценностей облекается в разные оболочки (круто закрученный сюжет телесериала, инсталляции, социальная реклама).

7. Контекстуальность – явление может быть отнесено к массовой культуре только в определенном контексте, массовая продукция воспринимается только в определенной жизненной ситуации, быстро приобретает и теряет свою популярность

8. Идеологичность – массовая культура всегда поощряется системой идеологии и облекает её в красивую оболочку.

9. Мифологемы – специфические стереотипы сознания, связанные с переплетением мифов и идеологии, например мифологема о коммунистическом будущем. Произведения массовой культуры всегда опираются на чувства и эмоции, связанные с глубинными пластами психики, манипулируя человеческим сознанием и используя его мифологическую компоненту.

 

Элитарная культура (от фр.elite – лучшее, избранное, отборное) – понятие, которое характеризует культуру, ориентированную на особую группу людей (элиту), обладающую особой восприимчивостью к новому в искусстве, науке, философии.

 

Характерные черты:

Экспериментальная направленность, замкнутость, малая доступность.

 

Массовая культра – специфическое межсословное и интернациональное явление культуры ХХ – ХХI вв., обусловленное новыми техническими возможностями по трансляции культуры.

В строении культуры как правило выделяют два блока (Флиер, Орлова):

1. Обыденная культура, осваемая человекм в процессе общей социализации

2. Специализированная к ультура, освоение которой требует специального (профессионального) образования.

Промежуточное положение между этими двумя областями с функцией транслятора культурных смыслов от специализированной культуры к обыденному сознанию человека и занимает массовая культура.

Среди осн. направлений и проявлений совр. М.к. можно выделить следующие:

индустрия “субкультуры детства” (детская лит-ра и искусство, промышленно производимые игрушки и игры, детские клубы и лагеря, военизированные и др. организации, технологии коллективного воспитания и т.п.), преследующая цели явной или закамуфлированной универсализации воспитания детей, внедрения в их сознание стандартизированных норм, идеологически ориентированных миропредставлений, закладывающих основы базовых ценностных установок, официально пропагандируемых в данном сооб-ве;

массовая общеобразоват. школа, тесно коррелирующая с целевыми установками “субкультуры детства”, приобщающая учащихся к основам научных знаний, филос. и религ. представлений об окружающем мире, к истор. социокультурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, стандартизирующая все эти знания и представления на основе типовых программ и редуцирующая их к упрощенным формам детского сознания и понимания;

средства массовой информации, транслирующие населению текущую актуальную информацию, “растолковывающие” рядовому человеку смысл происходящих событий, суждений и поступков деятелей из специализированных сфер обществ, практики и интерпретирующие эту информацию в русле и ракурсе, соответствующем интересам ангажирующего данное СМИ “заказчика”, т.е. фактически формирующие обществ, мнение по тем или иным проблемам в интересах данного “заказчика”;

система нац. (гос.) идеологии и пропаганды, “патриотического” воспитания граждан и пр., контролирующая и формирующая политико-идеол. ориентации населения, манипулирующая его сознанием в интересах правящих элит, обеспечивающая полит, благонадежность и желат. электоральное поведение людей, “мобилизационную” готовность об-ва и т.п.;

массовая социальная мифология (национал-шовинизм, социальная демагогия, квазирелиг. и паранаучные учения, кумиромания и пр.), упрощающая сложную систему ценностных ориентации человека и многообразие оттенков мироощущений до элементарных оппозиций (“наши — не наши”), замещающая анализ сложных многофакторных причинно-следственных связей между явлениями и событиями апелляцией к простым и, как правило, фантастич. объяснениям (“мировой заговор”, “поиски инопланетян” и т.п.), что в конечном счете освобождает людей, не склонных к сложным интеллектуальным рефлексиям, от усилий по рац. постижению волнующих проблем, дает выход эмоциям в их наиболее инфантильном проявлении;

массовые полит, движения (политико-идеол. партийные и молодежные организации, массовые полит. манифестации, демонстрации, пропагандистские кампании)

система организации и стимулирования массового потребит, спроса (реклама, мода, секс-индустрия и иные формы провоцирования потребит, ажиотажа вокруг вещей, идей, услуг и пр.), формирующая в обществ, сознании стандарты престижных интересов и потребностей, образа и стиля жизни,;

индустрия формирования имиджа и “улучшения” физич. данных индивида (массовое физкульт. движение, культуризм, аэробика, спортивный туризм, индустрия услуг по физич. реабилитации, сфера мед. услуг и фармацевтич. средств изменения внешности, пола и т.п);

индустрия досуга, включающая в себя массовую худож. культуру (приключенч., фантастич. и “бульварная” лит-ра, аналогичные “развлекат.” жанры кино, карикатура и комиксы в изобразит, искусстве, оперетта, эстрадная, рок- и поп-музыка, эстрадная хореография и сценография, конферанс и прочие “разговорные” жанры эстрады, синтетич. виды шоу-индустрии, худож. кич, идеологически ангажированные и политико-агитационные произведения в любых видах искусства и т.п.), массовые постановочно-зрелищные представления, цирк, стриптиз и иные виды эротич. шоу, индустрия курортных и “культурно”-туристич. услуг, проф. спорт (как зрелище) и т.п.

ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА (от франц. - отборное, выбранное, лучшее)

— субкультура привилегированных групп об-ва, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Апеллируя к избранному меньшинству своих субъектов, как правило, являющихся одновременно ее творцами и адресатами (во всяком случае круг тех и других почти совпадает),

Э.к. сознательно и последовательно противостоит культуре большинства, или массовой культуре в широком смысле (во всех ее истор. и типологич. разновидностях — фольклору, народной культуре, офиц. культуре того или иного сословия или класса, гос-ва в целом, культурной индустрии технократич. об-ва 20 в. и т.п.). Более того, Э.к. нуждается в постоянном контексте массовой культуры, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой культуре, на разрушении сложившихся стереотипов и шаблонов масскульта.

Историч. происхождение Э.к. именно таково: уже в первобытном социуме жрецы, волхвы, колдуны, племенные вожди становятся привилегированными обладателями особых знаний, к-рые не могут и не должны предназначаться для всеобщего, массового пользования.

Впоследствии подобного рода отношения между Э.к. и культурой массовой в той или иной форме, в частности секулярной, неоднократно воспроизводились (в разл. религ. конфессиях и особенно сектах, в монашеских и духовно-рыцарских орденах, масонских ложах, в ремесленных цехах, культивировавших проф. мастерство, в религиозно-филос. собраниях, в литературно-худож. и интеллектуальных кружках, складывающихся вокруг харизматич. лидера, ученых сооб-вах и научных школах, в полит, объединениях и партиях,

Теоретики Э.к. — Платон и Августин, Шопенгауэр и Ницше, Вл. Соловьев и Леонтьев, Бердяев и А.Белый, Ортега-и-Гассет — различно варьировали тезис о враждебности демократизации и омассовления культуры ее качеств. уровню, ее содержательности и формальному совершенству, творч. поиску и интеллектуальной, эстетич., религ. и иной новизне, о неизбежно сопровождающей массовую культуру шаблонности и тривиальности (идей, образов, теорий, сюжетов), бездуховности, об ущемлении творч. личности и подавлении ее свободы в условиях массового об-ва и механич. тиражирования духовных ценностей, расширения индустриального производства культуры.

Эта тенденция — углубления противоречий между Э.к. и массовой — небывало усилилась в 20 в. и инспирировала множество острых и драматич. коллизий (ср., напр., романы: “Улисс” Джойса, “В поисках утраченного времени” Пруста, “Степной волк” и “Игра в бисер” Гессе, “Волшебная гора” и “Доктор Фаустус” Т. Манна, “Мы” Замятина, “Жизнь Клима Самгина” Горького, “Мастер и Маргарита” Булгакова, “Котлован” и “Чевенгур” Платонова, “Пирамида” Л. Леонова и др.).

Одновременно в истории культуры 20 в. немало примеров, ярко иллюстрирующих парадоксальную диалектику Э.к. и массовой: их взаимопереход и взаимопревращения, взаимовлияния и самоотрицание каждой из них.

В рез-те одно и то же произведение культуры обретает двойную жизнь с разл. смысловым наполнением и противоположным идейным пафосом: одной стороной оно оказывается обращено к Э.к., другой — к массовой культуре. Таковы многие произведения Чехова и Горького, Малера и Стравинского, Модильяни и Пикассо, Л. Андреева и Верхарна, Маяковского и Элюара, Мейерхольда и Шостаковича, Есенина и Хармса, Брехта и Феллини, Бродского и Войновича.

 


[1] Культурология под ред Солонина, Кагана




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.