Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретическая база внешнеполитического курса США




 

Концепция «расширения демократии»

 

21 сентября 1993 г. помощник президента США по национальной безопасности Э. Лейк выступил в Школе перспективных международных исследований Университета Джонса Гопкинса (г. Вашингтон) с речью, в которой он огласил концепцию «расширения демократии». Смысл концепции «расширения демократии»состоял в том, что содействие демократизации бывших социалистических режимов в Евразии провозглашалось приоритетом внешней политики США.

В дальнейшем, в 1994 г. идеи Э. Лейка были положены в основу документа СНБ США – директивы «Стратегия национальной безопасности посредством вовлечения и расширения». Речь шла о трансформировании стран Восточной Европы и бывшего СССР по усредненной демократической модели и превращении «посткоммунистического» пространства в «стратегический резерв», с опорой на который США могли бы с большими основаниями рассчитывать на сохранение позиций, приобретенных после распада Советского государства. Идея «расширения демократии» оказалась направляющей для деятельности США на международной арене при первой (1993-1997 гг.) и второй (1997-2001 гг.) администрациях Уильяма Дж. Клинтона.

С данной концепцией связана теория «демократического мира», которая представляет собой достаточно популярную в научных кругах теорию, согласно которой демократические режимы, или в более узкой трактовке либеральные демократические режимы, не воюют друг с другом. Данная теория является одной из ключевых предпосылок построения доктрины внешней политики США.

Известно, что и Уильм Дж. Клинтон («Безусловно, наилучшей стратегией для обеспечения безопасности и для построения прочного мира, является поддержка распространения демократии по всему миру. Демократии не нападают друг на друга») и Дж. Буш-младший («Причиной, по которой я так сильно ратую за демократию, является то, что демократии не вступают в войну друг с другом. Причина в том, что люди из большинства демократических обществ не любят войну, они понимают что значит война… Я верю в то, что демократия может обеспечить мир. И поэтому так сильно верю в то, что наш путь на Ближнем и Среднем Востоке – это распространение демократии»), высказывались в поддержку этой теории.

 

Выступление помощника Президента США по национальной безопасности Э. Лейка в Школе перспективных международных исследований Университета Джонса Гопкинса

(Вашингтон, 21 сентября 1993 г.)

 

Энтони Лейк– доктор наук, профессор. В 1993-1997 гг. – помощник президента США по вопросам национальной безопасности.

 

Внешняя политика США стоит сегодня на историческом перепутье. В течение полувека роль Америки на международной арене в основном определялась задачей сдерживания враждебных устремлений Советского Союза. С американской помощью советский экспансионизм был блокирован; репрессивный коммунистический режим пал, была одержана великая победа человеческой свободы…

Демократия и рыночная экономика

Наиболее яркими отличительными чертами новой эры можно считать следующие четыре фактора. Во-первых, коренные американские ценности – демократия и рыночная экономика – сегодня приняты в мире шире, чем когда бы то ни было. За последние 10 лет число демократических государств почти удвоилось. С 1970 г. число крупных стран с административно-командными экономическими системами снизилось с десяти до трех.

 

 


Эта победа имеет практическое, а не идеологическое значение: миллионы людей на всех континентах ясно понимают, основываясь на собственном трудном опыте, что демократия и рынок – наиболее продуктивный метод организации жизненного уклада, обеспечивающий большую степень свободы. Причем два процесса тесно взаимосвязаны: демократия (без рынка) способна обеспечить справедливость, но не материальные ценности, необходимые для процветания каждого гражданина; рынок (без демократии) может увеличить объем материальных ценностей, но не усилить чувство справедливости, без которого цивилизованное общество обречено на гибель…

Во-вторых, это то, что США – самая сильная держава. Те, кто не разделяет эту точку зрения, недооценивают Америку. У нас мощнейший в мире военный комплекс, крупнейшая экономическая система и наиболее динамично развивающееся многонациональное общество. Мы показываем всем странам пример того, как следует создавать демократические и рыночные структуры. Наше лидерство приветствуют и уважают во всех уголках мира. Всюду эти мощь, авторитет и пример открывают беспрецедентные возможности для осуществления лидерства Америки на практике.

Более того, если Россия не повернет вспять, то в ближайшее время для нас серьезной угрозы не будет. Среди сохраняющихся источников реальной опасности можно назвать: терроризм, распространение оружия массового уничтожения, межэтнические конфликты, деградацию окружающей среды. Крайне неблагоприятно на нашей собственной безопасности и безопасности наших друзей и союзников может сказаться замедление темпов роста американской экономики. И все же ни одна из перечисленных угроз не идет в сравнение с фашистской агрессией или советским экспансионизмом.

Сегодня задача США состоит в том, чтобы осуществлять лидерство на основе новых возможностей, а не страхов.

В-третьих – взрыв межэтнических конфликтов. Как отмечал сенатор Мойнихэн, конец холодной войны и крах ряда репрессивных режимов «сдвинули крышку с котла, в котором кипели этническая и религиозная рознь, ненависть между различными группами общества». Многие государства на территории бывшего Советского Союза и некоторые другие страны охвачены противоречиями между стремлением к этническому сепаратизму и одновременно к строительству либеральных демократических систем, являющихся единственным средством урегулирования и даже обращения на пользу нации различий между гражданами.

В новую эру здравомыслию и политике брошен серьезный вызов: большинство конфликтов происходит сегодня внутри государств, а не между ними. Эти конфликты сложны и запутанны; их жестокость ранит наши чувства. Америке следует проявлять здоровую осмотрительность при выработке решений по этим проблемам.

Наконец, в-четвертых, это учащение пульса планеты, причем вместе с ним ускоряются и темпы перемен в жизни людей. Компьютеры, факсы, спутники и волоконно-оптические кабели активно подгоняют поток информации. Благосостояние не только измеряется, но во все большей степени и состоит из потоков информации, движущихся со скоростью света.

Такое ускорение темпа жизни может оказывать как позитивное, так и негативное влияние. Не только врачи, но и террористы могут теперь быстрее обмениваться своими техническими секретами. И борцы за демократию, и бритоголовые анархисты могут сегодня одинаково широко пропагандировать свои взгляды. В конечном счете, это ускорение создает для нас новые и многообразные возможности воздействия (если мы того захотим) на других, но одновременно усиливается вероятность того, что поток быстротекущих событий, информация о которых распространяется мгновенно, захлестнет и нас самих. Как отметил президент Клинтон, нам необходимо решить, взять ли перемены в союзники или пасть их жертвой.

От сдерживания к расширению

Интересы и идеалы Америки заставляют нас не только участвовать в международной жизни, но и выполнять функции лидера. В реальном мире перемен особенно важно направить наше лидерство на достижение главной цели.

На протяжении всего нынешнего века, в борьбе с агрессорами и в сдерживании коммунизма деятельность США за рубежом была основана на анализе расстановки сил…

На смену доктрине сдерживания должна прийти стратегия расширения – расширения мирового сообщества свободных рыночных демократических государств.

В годы холодной войны миссия США в сфере безопасности была понятна даже детям; глядя на карты в школьных кабинетах, они понимали, что мы всеми силами пытаемся сдержать ползучую экспансию огромной красной кляксы. Сегодня, рискуя впасть в упрощенчество, мы должны представить свою миссию в сфере безопасности в виде усилий по увеличению территории демократических государств, заштрихованной на карте синим цветом. Разница, как вы понимаете, состоит в том, что мы не хотим распространять влияние силой, применяя провокации или репрессии.

Успех стратегии расширения зависит от четкости формулировок и правильности составленного списка приоритетов. В ней должны сочетаться широкомасштабные задачи по укреплению демократии и рынка с традиционными геополитическими интересами США. Необходимо разработать способы наиболее рационального использования наших крупных, однако не безграничных ресурсов – финансовых, дипломатических и военных – в области национальной безопасности…

С моей точки зрения, стратегия расширения состоит из четырех основных элементов:

– укрепление сообщества крупных рыночных демократических государств, составляющих ядро, вокруг которого и должны быть сосредоточены усилия по расширению этого сообщества;

– помощь в укреплении и консолидации новых демократических государств и рыночных экономических систем везде, где только возможно, и в первую очередь в странах, отношения с которыми имеют для США особое значение и где открываются наиболее широкие возможности;

– отпор агрессорам и содействие либерализации стран, противящихся демократии и рынку;

– выполнение гуманитарных задач…

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 1657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.