Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегия национальной безопасности США для нового столетия




Концептуальные основы внешней политики США в 1990-е – 2000-е гг.

 

«Доктрина Клинтона»

 

«Доктрина Клинтона» – концептуальная основа внешнеполитического курса США в период президентства Уильяма Дж. Клинтона (1993-2001 гг.).

Примечательно, что доктрина Клинтона не является чётким заявлением подобным тем, которые ложились в основу доктрин других Президентов США. Однако в речи 26 февраля 1999 г. Уильям Дж. Клинтон сказал следующее, что в целом считается «доктриной Клинтона»: Это просто… сказать, что нам нет дела до тех, кто живёт в той или иной долине в Боснии, или кто владеет кустарниковой полосой на Африканском Роге, или какой-нибудь иссохшей землёй возле реки Иордан. Но истинная мера наших интересов лежит не в том, сколь малы или отдалённы эти места, или есть ли у нас проблемы с произношением их названий. Вопрос, который мы должны задать: каковы будут последствия для нашей безопасности если мы позволим конфликтам гноиться и распространяться. Мы не можем, более того, мы не должны делать всё и везде. Но там, где наши ценности и интересы поставлены на карту, и где мы можем сделать, мы должны быть готовы к этому».

Позднее Уильям Дж. Клинтон выступили с заявлениями, которые расширили доктрину вмешательства: «Геноцид сам по себе является национальным интересом, где мы должны действовать… мы можем сказать, людям во всём мире, живёте ли вы в Африке и Центральной Европе, или в любом другом месте, если кто-то приходит к невинному гражданскому населению и пытается их массово убить из-за их расовой, этнической принадлежности или религии, и в наших силах остановить его, мы будем его останавливать».

 

(Вашингтон, май 1997 г.)

 

Наш стратегический подход основан на признании того, что мы должны лидировать в мире, если мы хотим в своей стране чувствовать себя в безопасности, однако мы не сможем лидировать в мире, пока не будем чувствовать себя сильными в своей стране. Мы должны быть готовы к тому, чтобы использовать все необходимые инструменты национальной мощи для оказания влияния на те или иные действия других государств и негосударственных субъектов международных отношений... Мы должны четко проявлять свою волю и способность к глобальному лидерству и оставаться главным партнером в деле обеспечения безопасности для целого ряда стран, разделяющих наши интересы... Лидерство Америки и ее вовлеченность в мировые дела имеют жизненно важное значение для нашей безопасности, и благодаря этому лидерству и этой вовлеченности наша страна и весь мир чувствуют себя в большей безопасности и более благополучными...

В основе международного лидерства США лежит сила демократических идеалов и ценностей. Определяя свою стратегию, мы признаем, что распространение демократии в мире идет на благо американским ценностям и способствует как укреплению нашей безопасности, так и росту нашего благосостояния...

Наши условия в направлении поддержания лидерства США в мире будут по-прежнему определяться стратегическими приоритетами президента Клинтона: поддержкой усилий, предпринимаемых сообществом демократических государств мира; расширением сотрудничества в противодействии новым опасностям, а также односторонним решениям; развитием военных, дипломатических и правовых средств, необходимых для того, чтобы дать ответ на подобные вызовы; созданием новых рабочих мест и новых возможностей для американцев благодаря более открытой и конкурентной экономической системе, которая послужит на благо и другим странам мира. В проведении этой стратегии нас ограничивает признание того, что существуют пределы вовлеченности Америки в мировые дела. Мы должны использовать наши возможности избирательно, и наш выбор должен всегда соответствовать нашим целям, то есть делать Америку более безопасной, процветающей и свободной.

Мы всегда должны быть готовы действовать в одиночку, если это для нас самый выгодный вариант. Но многих из наших целей в области безопасности мы можем лучше всего достигнуть – или только и можем достигнуть – опираясь на наши союзы с другими странами и на другие структуры безопасности либо выступая в роли лидера коалиции, созданной для достижения конкретной цели...

Защита наших граждан и важнейших элементов страны – это, по существу, основной элемент нашей стратегии безопасности...

Наше участие в мировых делах прямо зависит от готовности народа и конгресса ради защиты национальных интересов не останавливаться перед тратой денег и сил, а если этому нет альтернативы, то и перед тем, чтобы рисковать жизнями американцев...

Цель стратегии национальной безопасности заключается в том, чтобы гарантировать наши основные долговременные интересы: защиту жизни и безопасности американских граждан, незыблемость их ценностей и институтов и территориальную целостность, а также процветание страны и ее народа...

Мы стремимся к созданию стабильной, мирной международной обстановки, когда нашей стране, нашим гражданам и нашим интересам ничто не будет угрожать. Соединенные Штаты не позволят враждебно настроенным странам господствовать в каком-либо районе, имеющем особо важное значение для наших интересов...

Мы по-прежнему гарантируем, что наша страна обладает эффективными средствами для ответа на те угрозы, которые нам не удалось отвести или предотвратить...

Мы стремимся к миру, в котором демократические ценности, уважение прав человека и верховенство закона находят все большее и большее признание. Эта цель будет достигнута путем расширения круга демократических стран со свободной рыночной экономикой...

Мы стремимся к тому, чтобы Америка продолжала оставаться процветающей страной благодаря все более открытой международной торговле и устойчивому росту мировой экономики...

Поскольку от Соединенных Штатов всегда требуют тех или иных действий, наши национальные интересы должны быть четко сформулированы. Эти интересы подразделяются на три категории. Первая включает жизненно важные интересы, то есть те, которые имеют первостепенное значение для выживания, безопасности и жизнеспособности нашей страны. Речь идет о безопасности – в физическом плане – нашей территории и территорий наших союзников, безопасности наших граждан, нашем экономическом благополучии и защите жизненно важных элементов инфраструктуры. Мы будем делать все, что от нас требуется для защиты этих интересов, в том числе – при необходимости – решительно и в одностороннем порядке применяя нашу военную мощь.

Вторая категория предполагает ситуации, в которых затрагиваются важ­ные национальные интересы. Эти интересы не определяют наше выживание как нации, но они влияют на наше национальное благосостояние и на характер мира, в котором мы живем. В таких случаях мы будем использовать свои ресурсы для отстаивания наших интересов, если цена этого и сопутствующие риски соизмеримы с интересами, которые поставлены на карту...

Третья категория – это интересы в гуманитарной и других областях. В некоторых обстоятельствах наша страна может предпринимать те или иные действия, так как это необходимо исходя из наших ценностей....

Наша стратегия основывается на выполнении трех национальных задач: укрепление нашей безопасности, обеспечение нашего экономического процветания и содействие демократии во всем мире...

Для того чтобы эффективно влиять на международную обстановку и дать ответ на весь спектр потенциальных угроз и кризисных ситуаций, дипломатические, военные и другие инструменты внешней политики и наши внутренние усилия по обеспечению готовности к тем или иным действиям должны быть тесно скоординированы. Если мы намереваемся сохранять лидерство Америки в мире, нам и далее нужно иметь программу оказания серьезной помощи иностранным государствам и эффективно работающий дипломатический корпус. Мы должны поддерживать свои вооруженные силы на том уровне готовности, который необходим для успешного отражения агрессии, для разнообразных операций в мирное время и действий силами небольших контингентов, а также для того, чтобы вместе с нашими региональными друзьями и союзниками выиграть две крупномасштабные войны. Успех всех наших действий на международной арене очень сильно зависит от своевременного и эффективного сбора и анализа разведывательных сведений...

Второй основной целью нашей стратегии национальной безопасности является содействие процветанию Америки, что требует приложения усилий как внутри страны, так и за ее пределами. Интересы США в области экономики и безопасности неразрывно связаны между собой. Процветание нашей страны зависит от стабильности в важнейших регионах, с которыми мы ведем торговлю и из которых импортируем важнейшие товары, такие, как нефть и природный газ. Процветание также требует нашего лидерства в международных делах, в мировых, финансовых и торговых институтах. В свою очередь сила нашей дипломатии, наша способность быть вне конкуренции в военной области и притягательность наших ценностей для зарубежных стран во многом зависят от нашей экономической мощи...

Третья главная цель нашей стратегии национальной безопасности состоит в содействии демократии и правам человека. Число стран, переходящих от репрессивных режимов к демократическим, имеющим подотчетные обществу институты, впечатляет. Поскольку успех многих из этих преобразований никак не может быть гарантирован, наша стратегия должна иметь целью укрепление их приверженности демократическим реформам и институциональных возможностей воплощения этих реформ в жизнь...

Европейская стабильность жизненно важна для нашей безопасности. Европейская политика Соединенных Штатов преследует две стратегические цели. Первая из них заключается в построении действительно интегрированной, демократической, процветающей и мирной Европы... Вторая наша цель состоит в том, чтобы во взаимодействии с нашими союзниками и партнерами по другую сторону Атлантики находить ответы на глобальные вызовы, – такое не под силу ни одной отдельной стране. Это означает совместную поддержку мирных усилий в кризисных регионах, противодействие угрозам мирового масштаба... и формирование более открытой мировой экономики – без барьеров для трансатлантической торговли и инвестиций...

НАТО остается опорой американского присутствия в Европе и стержнем трансатлантической безопасности... Расширение НАТО является решающим элементом стратегии США и их союзников в построении неразделенной, мирной Европы...

Европа – ключевой элемент системы американского участия в глобальной экономике... В рамках Новой трансатлантической повестки дня, принятой в 1995 году на американо-европейском саммите в Мадриде, Соединенные Штаты и ЕС согласились предпринять конкретные шаги по снятию барьеров для торговли и инвестиций путем создания открытого нового трансатлантического рынка...

Соединенные Штаты твердо поддерживают процесс европейской интеграции, воплощенный в ЕС...

Поддерживая исторические рыночные реформы в Центральной и Восточной Европе и в странах СНГ, мы укрепляем нашу собственную экономику и помогаем новым демократиям укорениться...

Соединенные Штаты будут продолжать помогать странам СНГ в деле их интеграции в международные экономические и прочие институты и формирования здорового климата для предпринимательства...

Политика США по отношению к Китаю является одновременно и принципиальной, и прагматической: расширять область нашего сотрудничества и при этом откровенно говорить о наших расхождениях. Пытаться изолировать Китай – дело явно нереальное. Даже наши друзья и союзники во всем мире не поддержали бы нас в этом; мы добились бы только того, что поставили бы в изоляцию самих себя и свою собственную политику. Еще более важно, что изоляция Китая вместо включения его в мир не сделает этот мир безопаснее. Напротив, она сделает его более опасным, скорее подорвет, нежели подкрепит наши усилия по утверждению стабильности в Азии и предотвращению распространения оружия массового поражения. Такая политика помешает делу демократии и прав человека в Китае, воспрепятствует глобальным усилиям по защите окружающей среды и отрежет мир от одного из важнейших рынков…

 

«Доктрина Буша»

 

«Доктрина Буша» – концептуальная основа внешнеполитического курса США в период президентства Дж. Буша-младшего (2001-2009 гг.).

Фактически, «доктрина Буша» – ЭТО выражение, используемое для описания различных смежных принципов внешней политики президента сша Дж. Буша-младшего. Первоначально фраза характеризовала политику, согласно которой США имеют право обезопасить себя от стран, которые дают убежище или помощь террористическим группам, чтобы оправдать таким образом вторжение в Афганистан в 2001 г.

Позднее в доктрину были включены дополнительные элементы, включая спорную политику превентивной войны, заключающейся в том, что США следует смещать режимы в других странах, которые представляют потенциальную или предполагаемую угрозу для национальной безопасности США, даже если эта угроза не является непосредственной; политика «распространения демократии» по всему миру, особенно на Ближнем Востоке, как и стратегии борьбы с терроризмом, а также готовность следовать военным интересам США в одностороннем порядке.

 

Стратегия национальной безопасности США (2002 г.)

(Вашингтон, сентябрь 2002 г.)

 

Великие битвы XX века между идеалами свободы и тоталитаризмом завершились решающей победой сил свободы и выживанием единственной жизнеспособной модели, позволяющей обеспечить процветание нации: свободы, демократии и свободного предпринимательства. В XXI веке лишь те страны, которые разделяют принципиальный подход в пользу защиты основных прав человека и гарантий политических и экономических свобод, смогут высвободить созидательную энергию своего народа и обеспечить его будущее процветание. В любой стране люди хотят свободно высказывать свое мнение, избирать своих руководителей, иметь свободу вероисповедания, давать образование своим детям – как сыновьям, так и дочерям, владеть имуществом и пользоваться плодами своего труда. Эти ценности свободы верны и справедливы для каждого человека в каждом обществе, а обязанность защищать эти ценности от врагов -это общий долг всех свободолюбивых людей во всех странах во все времена.

Сегодня у Соединенных Штатов нет равных в военной мощи, они обладают огромным политическим и экономическим влиянием. В соответствии с нашими традициями и принципами мы не используем нашу силу для получения односторонних преимуществ. Напротив, мы стремимся создать такой баланс сил, который отвечал бы интересам свободы людей, т.е. такие условия, когда каждая страна и каждое общество могли бы сами выбирать для себя цели и пути, которые открывает перед ними политическая и экономическая свобода. В безопасном мире люди смогут сделать свою жизнь лучше. Мы будем защищать мир, ведя борьбу с террористами и тиранами. Мы будем сохранять мир, укрепляя хорошие отношения между великими державами. Мы будем расширять мир, поддерживая создание свободных и открытых обществ на всех континентах.

Защита нашей страны от врагов – это первая и главная обязанность федерального правительства. Сегодня эта задача резко изменилась. Раньше, чтобы создать угрозу Америке, врагам были нужны огромные армии и мощная индустрия. Сегодня подпольные сети террористов могут посеять страшный хаос и страдания на наших берегах, потратив при этом денег меньше, чем стоит один танк. Террористы создают свои организации, чтобы проникнуть в открытые общества и развернуть против нас всю мощь современных технологий.

Чтобы победить эту угрозу нам нужно использовать весь арсенал имеющихся у нас средств: военную мощь, усовершенствованные оборонные системы внутри страны, правоохранительные органы, разведку, а также энергичные меры по прекращению финансовой подпитки террористов. Война против террористов в глобальных масштабах -это глобальный проект с неопределенной продолжительностью. Америка будет помогать странам, которым для борьбы с террором нужна наша помощь. Но Америка призовет к ответу те страны, которые скомпрометировали себя террором, в том числе тех, кто укрывал террористов, ибо союзники террора – это враги цивилизации. Соединенные Штаты и страны, которые сотрудничают с нами, не должны допускать, чтобы террористы создавали новые базы. Вместе мы будем добиваться, чтобы террористам не предоставляли убежище ни в одной стране.

Наиболее серьезная опасность для нашей страны – на стыке радикализма и технологий. Наши враги открыто заявляют, что они стремятся приобрести оружие массового уничтожения, и имеются основания утверждать, что они настроены решительно. Соединенные Штаты не допустят этого. Мы создадим системы обороны против баллистических ракет и других средств доставки. Мы будем сотрудничать с другими странами, чтобы не допускать, сдерживать и пресекать попытки наших врагов приобрести опасные технологии. Более того, руководствуясь здравым смыслом и необходимостью самообороны, Америка будет принимать меры по устранению таких возникающих угроз еще до того, как они полностью оформятся. Одними надеждами на лучшее Америку и наших друзей защитить нельзя. Поэтому мы должны быть готовы к тому, чтобы сорвать планы наших врагов, используя при этом весь наш интеллектуальный потенциал и действуя самым продуманным образом. История сурово осудит тех, кто знал об этой надвигавшейся угрозе, но ничего не сделал, чтобы ее предотвратить. С наступлением новой эпохи мир и безопасность могут быть обеспечены только активными действиями.

Защищая существующий мир, мы не можем упускать историческую возможность сохранить его. Сегодня у международного сообщества имеется наилучший – со времен становления национальных государств в XVII веке – шанс построить мир, в котором великие державы будут участвовать в мирном состязании друг с другом вместо того, чтобы постоянно готовиться к войне. Сегодня великие державы оказались по одну сторону баррикад, объединившись перед лицом общей опасности – насилия и хаоса, исходящих от террористов. Соединенные Штаты будут развивать эти общие интересы, чтобы содействовать укреплению глобальной безопасности. Мы все больше объединяемся вокруг общих ценностей. Россия переживает период обнадеживающих перемен, строя свое демократическое будущее и выступая нашим партнером в войне с террором. Китайские руководители начинают сознавать, что единственный источник национального богатства – это экономическая свобода. Со временем они также поймут, что социальная и политическая свобода – это единственный источник национального величия. Америка будет поощрять развитие демократии и открытости экономики в обеих этих странах, ибо это – самые прочные основы для стабильности внутри страны и международного порядка. Мы будем оказывать решительный отпор агрессивным планам других великих держав, даже при том, что мы приветствуем их мирные стремления к процветанию, развитию торговли и культуры.

Наконец, Соединенные Штаты будут использовать этот благоприятный момент, чтобы преимущества свободы распространились на весь мир. Мы будем активно добиваться того, чтобы в каждом уголке земного шара люди получили надежду на то, что тоже смогут воспользоваться преимуществами демократии, развития, свободного рынка и свободной торговли. События 11 сентября 2001 года показали, что слабые государства – такие, как Афганистан – могут представлять такую же угрозу нашим интересам, как и сильные. Не нищета превращает бедных людей в террористов и убийц. Но из-за нищеты, слабости государственных институтов и коррупции слабые государства становятся уязвимыми для действующих на их территории террористических организаций и наркокартелей.

Соединенные Штаты помогут любой стране, которая хочет построить лучшее будущее, дав своим людям возможность воспользоваться плодами свободы. Свободная торговля и свободный рынок доказали, что они могут помочь вырваться из нищеты целым регионам, и поэтому Соединенные Штаты будут взаимодействовать с отдельными странами, целыми регионами, со всем мировым сообществом коммерсантов в интересах построения такого мира, в котором будет развиваться свободная торговля, а следовательно – расти процветание. Используя новый Счет задач тысячелетия, Соединенные Штаты увеличат помощь на цели развития для тех стран, которые справедливо правят своими народами, инвестируют средства в благосостояние своих людей и способствуют экономическим реформам. Мы по-прежнему будем возглавлять борьбу всех стран мира за то, чтобы меньше людей гибло от ВИЧ/СПИДа и других инфекционных заболеваний.

Укрепляя баланс сил в пользу свободы, Соединенные Штаты будут исходить из нашей убежденности в том, что на все страны возлагается большая ответственность. Страны, которые уже добились свободы, должны активно бороться с террором. Страны, благополучие которых зависит от международной стабильности, должны помочь предотвратить распространение оружия массового уничтожения. Страны, которые хотят получить международную помощь, должны наладить у себя разумное управление, чтобы помощь приносила результаты. Чтобы процветала свобода, нужно – и, более того, необходимо – чтобы были люди, которые должны за это отвечать.

Мы также исходим из нашей убежденности в том, что ни одна страна не в состоянии построить более безопасный и лучший мир в одиночку. Союзы и многосторонние институты могут многократно преумножить влияние свободолюбивых стран. Соединенные Штаты будут поддерживать давно известные институты, такие как Организация Объединенных Наций, Всемирная торговая организация и Организация Американских государств, равно как и другие, существующие в течение многих лет союзы. Коалиции объединенных общим стремлением государств могут способствовать усилению влияния этих постоянно действующих институтов. К международным обязательствам всегда нужно относиться серьезно. Обязательства не должны браться символически – ради объединения вокруг некой цели без последующих мер по ее достижению.

Свобода – это бескомпромиссное требование человеческого достоинства, это – право, данное человеку от рождения, причем в любом обществе. На протяжении всей истории свободе угрожали войны и террор; ее пытались уничтожить, когда сталкивались интересы крупных государств; против нее вынашивали свои коварные планы тираны; ее испытывали на прочность массовая нищета и эпидемии. Сегодня у человечества есть реальная возможность закрепить победоносный триумф свободы над всеми своими противниками. Соединенные Штаты гордятся тем, что именно нам выпала честь возглавить это великое дело…

 

«Доктрина Обамы»

 

«Доктрина Обамы» – концептуальная основа внешнеполитического курса США в период президентства Б. Обамы (2009-2017 гг.).

Новая философия внешнеполитического курса США была, по мнению политического обозревателя The Washington Post Э. Дж. Дьонне, обозначена в качестве «доктрины Обамы», которая рассматривается им как «форма смелого реализма, способного усилить американскую мощь, но её использование должно быть умерено практическими пределами и элементами самосознания». Как считает Э. Дж. Дьонне, «доктрина Обамы» существенно отличается от подхода предыдущей администрации и обращена к более отдалённым традициям американской внешней политики. Б. Обама считает, что США не могут достичь важных целей самостоятельно и высказывается за многосторонний подход при решении международных проблем.

В данном случае речь идёт о довольно существенном разрыве с предшественником Б. Обамы на посту Президента США, отказе от риторики, столь часто использовавшейся Дж. Бушем при проведении внешней политики США, а также о возвращении к стилю, ранее присущему Ф. Рузвельту, Г. Трумэну и Дж. Бушу старшему.

Другая важнейшая составляющая «доктрины Обамы» заключается в том, что постав-лена цель посредством отдельных внешнеполитических акций вернуть утраченную ре-путацию США на международной арене. Речь идёт о довольно существенной трансфор-мации внешнеполитического курса Вашингтона применительно к отдельным его на-правлениям.

 

Стратегия национальной безопасности США (2010 г.)

(Вашингтон, май 2010 г.)

Время от времени на протяжении истории нашей нации, американцы поднимались для преодоления и формирования моментов перехода. Должно быть, сейчас – один из таких моментов. Мы живём во времена широкомасштабных перемен. Успех свободных наций, открытых рынков и социального прогресса за последние десятилетия ускорил глобализацию в невиданной ранее степени. Это открыло пути и возможности во всём мире, распространило демократию среди сотен миллионов людей и дало возможность для мира среди крупнейших держав. Однако, глобализация также и усилила опасности, с которыми мы сталкиваемся – от международного терроризма и распространения убийственных технологий до экономического переворота и изменения климата.

Уже около десятилетия, наша нация воюет с широкой сетью насилия и ненависти. Даже когда мы закончили одну войну в Ираке, наши военные силы призвали вновь обратить внимание на Афганистан, как часть плана по разрушению, ликвидации и поражению Аль-Каиды и её филиалов. Это – часть широких мультинациональных правильных и справедливых мероприятий, и мы останемся непоколебимыми в нашем призвании обеспечить безопасность нашего народа, союзников и партнеров. Боле того, так как мы стоим перед многочисленными угрозами – от наций, негосударственных акторов, несостоявшихся государств – мы будем поддерживать военное превосходство, которое защищает нашу страну и является залогом глобальной безопасности на протяжении нескольких десятилетий.

Однако, ведя войны, мы должны видеть за ними горизонт– мир, в котором Америка еще сильнее и безопаснее, и способна преодолеть все препятствия, взывая к надеждам людей со всего мира. Чтобы осуществить это, мы должны следовать стратегии национального обновления и глобального лидерства – стратегии, которая перестраивает основы силы и влияния Америки.

Наша стратегия первым делом признает, что наша сила и влияние за пределами страны зависят от шагов, принимаемых внутри неё. Мы должны наращивать экономический потенциал и сокращать дефицит. Мы должны обучать наших детей быть конкурентоспособными в эпохе, где капиталом являются знания, а экономика глобальна. Мы должны разработать альтернативные источники энергии, которые помогут создать новые технологии промышленности, снизить нашу зависимость от иностранной нефти и сохранить нашу планету. Мы должны разработать научные исследования, которые будут способствовать открытиям и раскроют чудеса, такие же непредсказуемые для нас сегодня, как поверхность луны или микрочип столетие назад. Проще говоря, мы должны рассматривать американскую способность к инновации, как основу силы Америки.

Мы также должны наращивать и интегрировать способности, которые помогут в продвижении наших интересов и интересов, которые мы разделяем с другими странами и народами. Наши вооруженные силы всегда будут оплотом нашей безопасности, но их нужно дополнять. Наша безопасность также зависит от дипломатов, которые действуют в любом уголке мира, от больших столиц до опасных отдаленных поселений; от экспертов по развитию, которые могут усилить руководство и поддержать человеческое достоинство; а также разведывательных и правоохранительных органов, которые могут разоблачить заговоры, усилить систему правосудия и равномерно работать с другими странами.

Проблемы нового века не могут упасть на плечи лишь одной Америки – на самом деле, наши противники хотели бы видеть, как Америка исчерпывает свои силы, злоупотребляя своей мощью. В прошлом, мы имели благоразумие действовать в рамках закона и избегать одиночных действий. Мы были частью самой мощной коалиции военного времени в истории человечества на протяжении Второй мировой войны, и объединили содружество свободных наций и ведомств для преодоления Холодной войны. Мы имеем трезвое представление об угрозе мобилизационных сборных действий и недостатков нашей международной системы. Но Америка не преуспела, отойдя от потоков международного сотрудничества. Мы преуспели в направлении этих потоков к свободе и справедливости – так чтобы нации процветали, выполняя свои обязанности, и имели дело с последствиями в случае их невыполнения.

Для дотижения этой цели, мы будем сохранять твердость в своём стремлении к укреплению старых альянсов, оказавших нам хорошую службу, и их модернизации для противостояния угрозам нового столетия. В то время как влияние распространяется на всё большее количество стран и городов, мы построим более основательные отношения во всех регионах, а также укрепим международные стандарты и учреждения. Однако это совсем не предел. Международный порядок, к которому мы стремимся, подразумевает разрешение всех проблем нашего времени – противостояние экстремизму и повстанческим движениям, остановку распространения ядерного оружия и обезвреживание ядерных материалов; борьбу с изменением климата и поддержание глобального роста; помощь странам продуктами питания и лекарствами; разрешение и предотвращение конфликта, а также устранение его последствий.

Во всём, что мы делаем, мы будем призывать к соблюдению и продвижению основных прав, на которых основана наша Нация, и которые люди всех рас и регионов признали своими собственными. Мы распространяем эти ценности, живя в соответствии с ними, включая нашу приверженность к букве закона. Мы должны укреплять международные нормы, защищая эти права, и в то же время оставлять место и поддержку тем, кто сопротивляется репрессиям. Наше уважение человеческого достоинства включает поддержку развития, поэтому мы должны бороться с бедностью и коррупцией. Также мы отрицаем то понятие, что долгосрочное процветание и безопасность можно обеспечить, отвернувшись от универсальных прав - демократия не просто представляет наше лучшее будущее, она противостоит агрессии и несправедливости, а наша поддержка универсальных прав является как основой для американского лидерства, так и источником нашей силы во всём мире.

Как нация, состоящая из людей каждой расы, региона, веры и культуры, Америка продолжает укреплять мир среди разных народов, и считает, что демократия и расширение индивидуальных прав и возможностей не должно происходить за счёт выдвижения какой-то группы на первый план. Действительно, ни одна из наций не имеет более крепкие позиции для лидерства в эру глобализации, кроме Америки – нация, которая привнесла глобализацию, чьи ведомства призваны готовить индивидуальных лиц к успеху в полном конкуренции мире, и чей народ ведет свои корни к каждой стране на Земле.

Как гражданин, Сенатор и Президент, я всегда верил в то, что величайшим достоянием Америки является её народ – начиная с того благоговения, которое я ощущал, наблюдая за космической капсулой, вытащенной из Тихого океана, до той силы, которую я ощутил от строителей, реконструирующих свои дом в Иллинойсе, и до уважения, которое я испытываю к поколению американцев, служащих нашей стране сегодня. Поэтому я также верю в то, что мы должны способствовать более глубоким связям между американцами и другими народами по всему миру. Наша долгосрочная безопасность произойдёт не из нашей способности вселять страх в другие народы, а из нашей способности осуществить их надежды. А это лучше всего будет приведено в исполнение с помощью силы честности и достоинства американского народа – наших войск и дипломатов, а также частных лиц, неправительственных организаций, и граждан. Каждый из нас имеет свою роль.

С рождения нашей свободы, Америка верит в будущее, верит в то, что то, что ждёт нас впереди, намного лучше того, что уже было с нами, даже если путь впереди неопределенный. Для выполнения этого обещания, поколения американцев строят своё будущее на основе своих праотцев, разыскивая возможности, борясь с несправедливостью и формируя более совершенный Союз. Мы также создаем торговые сети, поддерживаем международную структуру учреждений и правоохранительных органов, проливаем кровь американцев за границей – не с целью строительства империи, а формирования мира, в котором всё больше людей и наций смогут определять свою собственную судьбу, и жить в мире и с достоинством, которого они заслуживают.

В 2010 году, Америка отягощена войнами, и вдохновлена мужчинами и женщинами, ведущими их. Мы приучены к дисциплине из-за разрушительного экономического кризиса и исполнены намерения увидеть, что его наследие является новой основой процветания, и мы связаны убеждениями, которые направляют нас дома и служат маяком для всего мира. Величие Америки может подвергнуться сомнению, место каждого поколения в истории является вопросом без ответа. Но даже во времена, когда мы подвергаемся новым испытаниям, вопрос нашего будущего должен быть отвечен не за нас, а нами. В новом веке, чья траектория не определена, Америка готова вести за собой мир вновь…

 

 

Администрация Дж. Буша-младшего и концепция «Оси зла»

 

Термин «Ось зла» (англ. Axis of Evil) был использован Президентом США Дж. Бушем-младшим в ежегодном обращении к Конгрессу США 29 января 2002 г. для описания режимов, которые, по мнению США, спонсируют терроризм или разрабатывают оружие массового поражения и способны передать его террористам. В своей речи, в качестве таких государств, Дж. Буш-младший упомянул Ирак, Иран и КНДР.

Чуть позже заместитель Государственного секретаря США Дж. Болтон приобщил к «оси» ещё три государства: Кубу, Ливию и Сирию. В 2005 г. К. Райс выступила с речью, в которой отнесла Кубу, Иран, КНДР, Беларусь, Зимбабве и Мьянму к «оплотам тирании» и «самым антиамериканским режимам».

Термин восходит к двум другим историческим терминам: во время Второй мировой войны термином «Ось» обозначались страны фашистского блока, а в 1980-е годы Президент США Р. Рейган ввёл в употребление термин «Империя зла» по отношению к Советскому государству.

С термином «Ось зла» также связан термин «Страны-изгои» - неточный, но утвердившийся в российских СМИ перевод англоязычного термина Rogue States, политического клише, применяемого в американской политической фразеологии для обозначения государственных (политических) режимов, которые рассматриваются американским руководством как враждебные и представляющие угрозу миру.

Содержание этого определения раскрывается, в частности, в документе «Стратегия национальной безопасности. Сентябрь 2002 года». Согласно этому документу «страны-изгои» характеризуются тем, что правящие режимы этих стран:

жестоко обращаются с собственным народом, разбазаривают национальные ресурсы ради личной выгоды правителей;

демонстрируют неуважение к международному праву, угрожают соседям, хладнокровно нарушают подписанные международные соглашения;

пытаются получить доступ к оружию массового поражения и иной передовой военной технологии для использования в качестве угрозы или реальной агрессии;

оказывают помощь терроризму в глобальном масштабе;

отвергают базовые человеческие ценности.

Выражение «страны-изгои» появилось в начале 1990-х годов – в то время список таких государств включал Афганистан, Ирак, Иран, КНДР, Кубу, Ливию, Сирию, Мьянму, Судан. Позднее к ним добавились Беларусь, Зимбабве, Сомали, Венесуэла, Боливия, Абхазия, Южная Осетия.

Смена политических режимов, произошедшая в результате действий США и их союзников в отношении Афганистана, Ирака и Ливии, а также Мьянмы, привела к тому, что в США эти государства стали называть демократическими.

В конце 1990-х годов администрацией Уильяма Дж. Клинтона использовалось более политкорректное выражение – «государства, вызывающие тревогу» (англ. State of Concern), однако затем снова начало употребляться прежнее выражение.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 2272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.