Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое воспитание: понятие, формы, методы




 

Важно подчеркнуть, что в результате правового воздействия и правового воспитания у гражданина избирательно формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, которые в значительной мере предопределяют выбор соответствующих действий и поступков. Здесь правовая потребность активизирует субъекта, побуждает его оценивать правовую действительность, систематически обращать внимание на явления и предметы, которые, так или иначе, способствуют ее удовлетворению. В этой связи формируются интересы – важный компонент социально психологической регуляции правомерного поведения. Они сопряжены с осмыслением объективных условий, в которых существует норма права, способов надлежащей реализации предоставленных прав, исполнения юридических обязанностей. В итоге формируется такой начальный признак правовой активности граждан как правомерность деяний – в первую очередь активных действий. Укажем, что при такой форме реализации права, как соблюдение юридических норм, роль интереса отчетливо не видна в связи с преимущественно пассивным поведением, то при активном использовании субъективных прав и инициативном исполнении обязанностей мотивирующее исполнение интереса раскрывается в полной мере.

Также правовое воспитание тесным образом влияет на следующий признак правовой активности граждан – активное общение с правом, выражающаяся в активном участии в правотворческой деятельности. Здесь гражданин понимает и в дальнейшем осознает важность своего выбора, действия по реализации своего субъективного избирательного права – в первую очередь активного.

В свою очередь данные активные действия и интересы личности влияют на общественно-правовую имплементацию – наполнение правом и общечеловеческими ценностями всех правовых отношений, в том числе и сути правового государства, предопределяют повышение уровня действенности этого института.

В рамках правового воспитания следует в первую очередь обратить внимание на следующие социально-корпоративные группы общества:

а) должностные лица органов власти;

б) сотрудники правоохранительных органов;

в) национальные группы и меньшинства;

г) несовершеннолетние и молодёжь.

Заметим, первые две группы имеют субъективные возможности пренебрегать нравственностью и правом, «обходить» их без соответствующей ответственности. Последние две группы более уязвимы. Именно они в первую очередь могут неверно воспринять реальную действительность, необходимость правового воспитания усредненного «давления».

Здесь действия должностных лиц органов власти и сотрудников правоохранительных органов должны в первую очередь подвергаться корректировке, контролю, обогащению новыми правовыми идеями. Содержанием правового воспитания здесь должно являться повышение уровня знаний о государстве и праве, законности, правах и свободах личности. Согласимся, что объектом активного общения с правом на данном уровне может и должно быть международное право, современные тенденции мирового права.[21]

Справедливо отмечено, что правовое воспитание существует общее и специальное.[22] Представляется, что последнее должно быть присуще именно в отношении данных категорий: должностных лиц органов власти и сотрудников правоохранительных органов. Это означает настоятельную необходимость в создании специальных научно-исследовательских институтов, социальных программ профессионального характера, направленных на повышение эффективности деятельности в области права государственных органов. В современных условиях возникает потребность в создании внутригосударственных органов, занимающихся данными вопросами, повышение ответственности должностных лиц перед обществом. Так, В.М. Шафиров отмечает, что формирование и развитие активности граждан прежде всего обеспечивается наличием в «арсенале» права, кроме иных, такого стимулирующего средства, как принуждение.[23] Данное «стимулирующее средство», главным образом применяемое в отношении «рядовых» граждан, должно повышать уровень своей действенности и в отношении указанных категорий: должностных лиц органов власти и сотрудников правоохранительных органов.

Национальные группы и меньшинства являются следующим объектом правового воспитания в целях повышения их правовой активности. Здесь следует согласиться с мнением, что при формировании правового государства важная роль должна быть отдана правовой пропаганде среди широких слоев населения, проведению правового всеобуча в масштабах государства, исключение из психологии человека правового нигилизма.[24] Представляется, что эти меры должны быть первоочередными для указанной социально-корпоративной группы.

Что касается несовершеннолетних и молодёжь, то «в настоящее время, - как отмечают А. Глизков и М. Садовский, - не существует общепринятой апробированной программы преподавания основ права в школе; не существует и методических приемов в преподавании этого предмета детям и подросткам, сравнимых по эффективности с методиками преподавания иных традиционных предметов школьного цикла».[25] Авторы подчеркивают, что подростки в большинстве своем неспособны «формулировать свои требования, просьбы и претензии к взрослым в формах, хотя бы минимально обеспечивающих их эффективное «прохождение» в различных публичных институциях (в милиции, в органах местного самоуправления, даже в школе)… У всякого подростка возникают проблемы, например, защиты прав потребителя, правил дорожного движения, взаимодействия с органами милиции и ответственности за нарушения Закона».[26]

Представляется, что кроме переработки и совершенствования учебного процесса в данной сфере, необходимо повысить уровень уважения к праву уже среди детей. Это может быть достигнуто, как видится, путем внедрения в сознание детей достаточно раннего возраста уважительного отношения к праву. Так, детям можно представить Конституцию Российской Федерации в качестве «главной книги», т.е. такой, предписания которой не могут быть нарушены ни при каких обстоятельствах.[27] Для ребенка эта книга должна стать своего рода «священной». При этом не имеет особого значения наличие или отсутствие навыков чтения. Если они уже присутствуют, то ребенок все равно не осмыслит правового механизма. При отсутствии указанных навыков, вероятно, данный метод будет еще более эффективным, аббисальным, так как не заставит ребенка отвлекаться на посторонние обстоятельства, к тому же произойдет более последовательное воспитание: внушение соответствующей необходимости, ознакомление с данным «явлением» и его изучение с последующим совершенствованием.

В итоге, как нам представляется, в рамках предложенного правового воспитания, ребенок будет иметь особое отношение к Конституции Российской Федерации, а значит и к любому закону, и это отношение будет внедрено в его сознание. «Уважение» уже в целом к праву будет исходить «изнутри». В дальнейшем можно говорить об устойчивом положительном отношении этого человека к праву и, более того, можно будет констатировать наличие достаточного фундамента для качественного развития правовой активности граждан. Стоит отметить, что здесь в качестве начального этапа речь уже может идти о правовой активности несовершеннолетних, имеющих сформированное правосознание и, соответственно, готовность к дальнейшему общению с правом. Так, некоторые авторы отмечают, что подростки при своем общем обучении испытывают определенный «голод» в изучении основ права, при социологическом опросе они в своем большинстве высоко оценили необходимость изучения права.[28] В связи с этим, стоит отметить, что в настоящее время подрастающее поколение при освоении права нуждается в организационно-правовой поддержке со стороны государства и общества.

Острой необходимостью возникает создание соответствующих программ, распространение практики преподавания права детям по всем регионам государства, совершенствование уже имеющихся методик. Так, в России появился и распространяет свою сферу действия институт социального педагога, работа которого направлена в первую очередь на оказание помощи детям в процессе взаимодействия последних с правом.[29] В настоящее время создаются и иные программы.[30] В целом же при учете указанных обстоятельств можно говорить о реальном качественном формировании правовой активности граждан на практике.

Ко всему добавим, что правовое воспитание в отношении национальных групп и меньшинств, несовершеннолетних и молодёжи не может по сути быть обязательным в полной мере, оно должно носить рекомендательный характер и иметь соответствующий стимул. Таким стимулом в данном случае может выступать поощрение. Здесь следует согласиться с мнением И.Н. Козюбра и В.В. Оксамытного, которые указывают, что большая степень активности в сфере действия права достигается стимулированием побудительных мотивов правомерного поведения, а не сдерживающих,[31] где, продолжают авторы, «государственно-правовое поощрение способствует развитию позитивных побуждений личности, ориентируя ее на поступки, соответствующие закону и не из-за страха перед ним, но из-за уважения, доверия к нему».[32]

Здесь возникает необходимость привести результаты проведенного анкетирования в нескольких регионах России (Красноярский край, Республика Хакасия, Свердловская область, Республика Тыва). Так на вопрос: «что является наиболее важным при повышении уровня правовой активности граждан», ответы распределились следующим образом:

25,01% - это активизирование работы органов социальной защиты, органов местного самоуправления, общественных организаций и приемных в целях оказания правовой помощи населению;

26,58% - формирование у людей, используя различные методы со стороны государства, сознательного уважительного отношения к праву;

48,41% - повышение общей правовой грамотности населения.

Данный показатель говорит о важности правового воспитания и направления его на повышение правовой грамотности населения. Хотя необходимо отметить, что правовое воспитание, как одна из предпосылок зарождения правовой активности граждан, должно иметь соответствующую цель. По этому поводу Л.С. Мамут пишет, что «конечная цель воспитания – превращение смысла и ценностей демократически-правовой государственности через их рефлексию, одобрение и принятие гражданином во внутренние регуляторы его поведения. Просто знание людьми законов, устройства государства, судопроизводства и т. д. еще не гарант гражданственности действий этих людей в политико-правовой сфере».[33] Стоит согласиться с данным утверждением и констатировать о необходимости создания всеобщего института правового воспитания всех граждан, народа, нации.

Безусловно, правовому воспитанию должны подвергаться и иные социально-корпоративные группы населения. Но, как представляется, у вышеуказанных групп имеют место свои особенности, и, более того, данные группы с их уровнем правовой активности, являются наиболее важными для закрепления позиций правового государства.

Следует отметить, «правовое воспитание, - по справедливому замечанию В.М. Шафирова, - действенное средство обеспечения формирования и развития правосознания, правовой культуры граждан, а, в конечном счете, – их правовой активности».[34]





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.