Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура и наука в годы Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война потребовала радикальной перестройки всех сфер жизни советского общества. Для военного времени было харак­терно максимальное приближение культурно-просветительной работы к мас­сам, задачи ее менялись в зависимости от обстановки на фронте. В началь­ный период все усилия были направлены на разъяснение характера войны, мобилизацию народа для отпора агрессора. С 1943 г. акценты сместились на пропаганду идей пролетарского интернационализма и обоснование ос­вободительной миссии советских солдат.

Руководство культурной сферой осуществлялось Управлением пропаганды и агитации ЦК партии, Главным политуправлением Красной Армии и Комите­том по делам искусств при СНК СССР. Централизация системы управления давала возможность при резком сокращении материальной базы культуры (в 1941 г. со 118 тыс. до 59 тыс. культпросветучреждений) проводить воспита­тельную работу на призывных пунктах, в воинских частях, в госпиталях.

Особое значение имела оперативная информация о событиях на фронте и международном положении. Сводки Информбюро передавались 18 раз в день на всех языках народов СССР. В 1942 г. при ТАСС была создана произ­водственная мастерская «Окна ТАСС» под руководством художников Н. Денисовского и П. Соколова-Скаля. Всего за годы войны было выпуще­но свыше 1200 «Окон ТАСС». Содержание было самым разнообразным: от информации о последних событиях на фронте до сатирических памфлетов на врага. Многие художники и поэты (М. Черемных, Кукрыниксы, Д. Бед­ный, А. Жаров и др.) принимали участие в оформлении спецвыпусков «Окна ТАСС», оперативно реагирующих на злободневные проблемы.

Важнейшей государственной задачей являлось спасение культурных ценностей. В сжатые сроки на восток были перебазированы коллекции мно­гих музеев и библиотек. Только в Узбекистане продолжили свою деятель­ность 53 вуза и около 300 творческих организаций. В Кустанае были размещены экспозиции Исторического музея, в Перми - Русского музея и Тре­тьяковской галереи, в Свердловске - Эрмитажа, в Новосибирске - Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина. В Челя­бинск и Уфу были эвакуированы ценности исторического музея из Киево-Печерской Лавры. В Саратове, Оренбурге, Омске разместились 14 млн. дел Государственного архивного фонда СССР.

В тылу возобновили свою творческую деятельность крупнейшие теат­ры страны: в Куйбышеве - Большой театр, в Свердловске - МХАТ, в Ом­ске -театр им. Вахтангова. Был организован смотр русских классических пьес, в котором участвовало более 100 театральных коллек­тивов.

В Куйбышеве закончил свою Седьмую симфонию Д. Шостакович. 9 августа 1942 г. она прозвучала в Ленинграде. Так как оркестр филармонии уже не существовал (многие умерли от голода, многие погибли на фронте), собрали всех музыкантов (15 человек) из тех, кто еще оставался в Ленинграде. Командующий Ленинградским фронтом Л. А. Го­воров отдал приказ подавить огневые позиции врага, и премьера в измучен­ном городе состоялась как символ несгибаемой воли народа.

В условиях войны продолжили свою работу мастера советского кине­матографа. В Алма-Ате была создана Центральная объединенная киносту­дия художественных фильмов (ЦОКС), в Самарканде — «Союзмультфильм», в Душанбе — «Союздетфильм». Всего за военные годы было создано 102 кинофильма, среди которых — «Секретарь райкома» (реж. И. Пырьев), «Два бойца» (реж. Л. Луков), «Человек № 217» (реж. Р. Ромм), «Антоша Рыбкин» (реж. К. Юдин). Исторической теме были посвящены киноленты «Богдан Хмельницкий» (реж. И. Савченко), «Кутузов» (реж. В. Петров), «Оборона Царицына» (реж. —С. и Г. Васильевы).

В эти годы на экраны вышло более 100 документальных фильмов, в ос­нову которых были положены хроникальные кадры, отснятые непосредствен­но на передовой. Киножурнал «Новости дня», спецвыпуски «Все силы на разгром врага», «На защиту родной Москвы», документальные фильмы «Ле­нинград в борьбе», «Разгром немецких войск под Москвой», «Битва за нашу Советскую Украину» были ориентированы на формирование в массовом сознании оптимизма и готовности к самопожертвованию.

Мастера искусств неоднократно выезжали в составе театрально-концер­тных бригад на фронт, выступали перед солдатами во время передышек между боями. Президиум Всероссийского театрального общества (ВТО) 3 июля 1941 г. принял решение о создании оборонного и антифашистскою репертуара. Для обслуживания армии и флота было сформировано 25 фрон­товых театров, которые создали такие блестящие спектакли, как «Наше­ствие» Л. Леонова, «Фронт» А. Корнейчука и других с участием известных советских актеров Н. Черкасова, В. Марецкой, В. Москвина, А. Тарасовой, В. Пашенной, М. Прудкина, А. Грибова. Перед бойцами и населением выс­тупали лучшие музыкальные и танцевальные коллективы страны — ан­самбль народного танца СССР под управлением И. Моисеева, хор им. Пятницкого, оркестр народных инструментов им. Осипова. Всего за годы вои­ны на передовую выезжало 42 тыс. артистов, которые дали 1350 тыс. концертов и представлений, в том числе 437 тыс. на передовой.

Более тысячи советских писателей и журналистов сти­ли военными корреспондентами в центральных газетах, на радио, в Совинформбюро и ТАСС (А. Гайдар, К. Симонов, М. Шолохов, Н. Тихонов. А. Сурков, Б. Горбатов, Б. Полевой и др.). В штатах фронтовых редакций работали В. Закруткин, Ю. Герман, С. Щипачев, К. Чуковский. В армейских газетах сотрудничали М. Алексеев, И. Стаднюк, в партизанских — П. Воронько, М. Максимов. Многие писатели (В. Гроссман, Я.Смеляков) прини­мали непосредственное участие в боевых операциях.

Очерки и статьи часто становились подготовительным материалом для со­здания рассказов, объединенных затем в циклы: «Морская душа» Л. Соболева, «Март-апрель» В. Кожевникова, «Рассказы Ивана Сударева» А. Н. Толстого.

С начала войны основным направлением в советской литературе стала патриотическая тема. Высокой эмоциональной силой отличались такие произведе­ния как «Народ бессмертен» В. Гроссмана, «Наука побеждать» М. Шолохова. «Весна на юге» Б. Горбатова. Любимой для миллионов читателей стала поэма А. Твардовского «Василий Теркин», в которой нашла свое правдивое отражение тема рядового человека на войне. Подвигам советских людей на фронте и в тылу были посвящены романы М. Шолохова «Они сражались за родину» и А. Фадеева «Молодая гвардия». О качествах советского солдата, которые помогли ему выс­тоять и победить, рассказал в своей повести «Волоколамское шоссе» писатель А. рек. Труженикам тыла были посвящены произведения А. Первенцева «Испыта­ние» и А. Караваевой «Огни». Большим успехом пользовались лирические стихи Д. Ахматовой, М. Алигер, С. Щипачева, многие из которых стали советской поэтической классикой. В годы войны были написаны тексты популярных песен - «В лесу прифронтовом» М. Исаковского, «Священная война» В. Лебедева-Кумача, «Шумел сурово брянский лес» А. Софронова.

В экстремальных условиях войны сформировалось поколение советских писателей, для которых были характерны широта творческого кругозора, многоплановость и объективность в изображении реальных событий. Пи­сатели В. Гроссман, В. Некрасов, К. Симонов одними из первых обрати­лись к теме будней войны, к так называемой «окопной правде». К, Симонов в своей пьесе «Русские люди» (1942 г.), повести «Дни и ночи» (1944 г.), пос­левоенных романах «Товарищи по оружию» (1952 г.), «Живые и мертвые» (1959 г.), «Солдатами не рождаются» (1964 г.), незабываемых стихах «Жди меня», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» и других создал прав­дивую летопись трудного пути народа к победе. Мобилизующее воздействие оказывали произведения, написанные на исторические сюжеты: «Багратион» В. Горбатова, «Емельян Пугачев» В. Шишкова, «Порт-Артур» А. Степанова.

Многообразием жанровой тематики отличалось изобразительное искус­ство. Уже в первые дни войны Кукрыниксы (художники М. Куприянов П.. Крылов, Н. Соколов) создали свой знаменитый плакат «Беспощадно раз­громим и уничтожим врага!», который затем был воспроизведен в 103 газетах мира. Громадной силой эмоционального воздействия обладал плакат М. Тоидзе «Родина-мать зовет!», причем в первые гады войны для графических работ было характерно драматическое звучание. Призывом к мщению звучал плакат В, Корецкого «Воин Красной Армии, спаси» (1942 г.), изображавший трагический образ женщины, в ужасе прижимавшей к себе ребенка, на кото­рого направлен штык со свастикой. На основе зарисовок, которые делал ху­дожник Д. Шмаринов в только что освобожденных городах и поселках, была создана графическая серия «Не забудем, не простим!» (1942 г.)— единый трагический художественный образ страданий народа. На втором этапе войны тональность плаката изменилась - они полны оптимизма, едкого сар­казма, графической выразительности.

Значительное место в живописи военных лет занимал портрет. В этом жанре успешно работали П. Кончаловский, М. Сарьян, П. Корин, Ф. Модоров и др. Художники писали по живым впечатлениям, желая быть предель­но точными и искренними. Документами эпохи стали работы Б. Неменского «Сестры наши», «Мать», М. Самсонова «По военным дорогам», П. Кривоногова «Комиссар», «Победа». О будничной жизни на войне рассказыва­ли Я. Николаев «За хлебом» (1943 г.), А. Пластов «Фашист пролетел» (1942 г.), «Жатва» (1945 г.). Героизму мирного населения посвящена работa С. Герасимова «Мать партизана» (1943 г.).

В историческом жанре работали А. Бубнов «Утро на Куликовом поле» (1943-1947 гг.), М. Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем» (1943 г.). 7 ноября 1942 г. на первой большой выставке военных лет в Третьяковской галерее была продемонстрирована картина-триптих П. Корина «А. Невский».

Однако за годы войны советская культура понесла огромные потери. По сообщению Чрезвычайной комиссии по расследованию преступлений на­цистов, представившей свои материалы на Нюрнбергском процессе, за1941-1945 гг. было разрушено 3 тыс. исторических городов, 1670 православных церквей, 426 музеев. Были разграблены дом-музей Л. Толстого в Ясной Поляне, музей Пушкина в Михайловском, Чайковского в Клину, Шевченко в Каневе. Безвозвратно утрачены фрески 12 в. из храма св. Со­фии в Новгороде, погибли картины И. Репина в Смоленске. Всего, по данным комиссии, было потеряно около 200 тыс. произведений искусства.

Трудно переоценить достижения советской науки и техники в годы вой­ны. Военно-экономическое противоборство с Германией и ее союзниками во многом было выиграно благодаря подъему творческой мысли и самоотвержен­ному труду ученых, инженеров, конструкторов, рабочих. 23 июля 1941 г. со­стоялось расширенное заседание Президиума АН СССР. Обсуждался вопрос о перестройке работы на военный лад, была разработана конкретная программа действий, установлены контакты с предприятиями обороны и военными орга­низациями. Летом 1941 г был составлен первый план научно-исследователь­ских работ, который включал 200 тем, непосредственно связанных с военно-техническим оснащением армии и флота. В условиях эвакуации продолжали свою работу 80 % всех работников академии, 76 научно-исследовательских институтов, деятельность которых координировал Президиум АН СССР, нахо­дящийся в Свердловске. Научные исследования велись по трем основным направлениям: военно-техническое оснащение Красной Армии, научное обес­печение промышленного производства, мобилизация сырьевых ресурсов Ура­ла и восточных районов страны. Руководство этими приоритетными направле­ниями осуществлялось специальными целевыми комиссиями.

Поворот от фундаментальных к прикладным исследованиям был оправ­дан насущными потребностями страны. Благодаря ученым и инженерам-практикам были достигнуты значительные успехи во многих областях на­уки и техники.

В годы войны были созданы новые образцы боевой техники и вооруже­ний, сконструированы современные виды самолетов-истребителей, скорость которых превышала 100 км вчас. Авиаконструкторы С. В. Ильюшин. С. А. Лавочкин, А. Н. Туполев, А. С. Яковлев, П. О. Сухой, А. И. Микоян и другие разработали 28 новых типов самолетов, успешно конкурировавших с вражеской авиацией.

Ученые А. П. Александров, Б. А. Гаев, А. Р. Регель создали эффективную защиту кораблей от магнитных мин. Началось производство отечественных радиолокаторов - устройств по обнаружению самолетов. В создание отечественных радиолокаторов большой вклад внесли А. И. Берг и Н. Д. Папалекси. Значительный вклад в совершенствование артиллерийских систем и минометов внесли конструкторы В. Г. Грабин, М. Я. Крупчатников, Б. И. Шавырин. Высокое качество стрелкового оружия было достигнуто благодаря смелым и оригинальным техническим решениям В. А. Дегтярева, ф. В. Токарева, Г. С. Шпагина, Б. Г. Шпитального, Н. Е. Березина.

В 1943 г. были продолжены исследования по разработке технологии вы­деления плутония из облученного урана. В 1945 г. был создан комбинат по производству плутония, необходимого для ракетной техники. В Москве была создана лаборатория во главе с И. В. Курчатовым, работавшая над проектом создания атомной бомбы.

Непременным условием жизнедеятельности общества по-прежнему яв­лялась система образования и подготовки кадров. В первые военные годы прием в вузы сократился в два раза, в 3,5 раза уменьшилась численность студентов. Были открыты учебные заведения нового типа - школы-интер­наты, введена военная подготовка, сроки обучения сократились до 3-3,5 года. В 1943 г. под руководством академика В. Т. Потемкина была создана Академия педагогических наук РСФСР (с 1966 г. - СССР).

С освобождением оккупированных территорий началось восстановле­ние и строительство новых учебных заведений. 1943 г. стал переломным в состоянии материальной базы культуры. Доля государственных расходов на социально-культурную сферу и просвещение постоянно повышалась: в 1943 г. она составила 37,2 млрд рублей, в 1945 г.- 66,1 млрд рублей. К 1945/46 учебному году было восстановлено 95 % вузов, а численность сту­дентов приблизилась к довоенному уровню. После окончания Великой Оте­чественной войны в стране начался переход ко всеобщему обязательному семилетнему образованию.

Образование, наука и культура в послевоенные годы

Ликвидация последствий войны стала важнейшей задачей советского общества в первые послевоенные годы. Несмотря на крайне тяжелое экономическое положение, советское правительство стало больше внимания уделять науке, образованию и культуре, понимая значение этой сферы для СССР в условиях нарастающей конфронтации с развитыми Странами Запада. В 1946-1950 гг. немало усилий было затрачено на восстановление и дальнейшее развитие народного образования. За этот период было введено в действие 18,5 тыс. школ для 2,5 млн школьников. В городах и рабочих поселках стали создаваться школы рабочей молодежи. Начался переход к всеобщему семилетнему обучению. Острый дефицит специалистов с высшим и средним образованием потре­бовал от государства повышения расходов на систему образования. В 1946 г. было выделено на развитие высшей школы 3,8 млрд рублей, в 1950 г. - 5,7 млрд рублей. В стране начали открываться новые уни­верситеты и вузы, повсеместно внедрялись вечерняя и заочная формы обучения. За первые пять послевоенных лет было подготовлено 652 тыс. молодых специалистов. Вместо Всесоюзною комитета по делам высшей школы в 1946 г. было создано Министерство высшего образо­вания СССР, в 1950 г. был организован отдел науки и высших учебных заведений ЦК ВКП(б).

По сравнению с 1945 г. в 2,5 раза была увеличена сумма расходов на науку. Это позволило уже в 1946 г. восстановить Академии наук Белоруссии, Литвы и Украины, создать 16 новых филиалов АН СССР, в том числе в Сибири, Дагестане и Якутии. Значительное внимание уделялось развитию перспективных направлений, были открыты новые НИИ: Институт точной механики и вычислительной техники, Институт физической химии, Институт атомной энергии, Институт ядерных проблем и др. Основной упор в деятельности научных коллективов делался на развитие оборонного комплекса, наращивание военного потенциала страны.

В августе 1945 г. был образован специальный комитет по созданию атомной бомбы (Б. Ванников, А. Алиханов, А. Иоффе, Б. Капица, И. Курчатов, Ю. Харитон). Комитет, наделенный особыми полномочиями, курировал Л. Берия. В результате трех лет интенсивной работы была создана первая советская атомная бомба. Первое испытание прошло 29 августа 1949 г. на ядерном полигоне под Семипалатинском.

На развитие оборонного комплекса государство выделяло любые средства. В СССР активно разрабатывалось химическое и бактериологическое оружие, развивались самолетостроение и подводный флот.

Под пристальным партийно-государственным контролем находились не только те отрасли науки, которые работали «на оборонку», но и любые дру­гие, где предполагалось даже малейшее отклонение от генеральной линии.

На сессии ВАСХНИЛ (август 1948 г.) были объявлены ошибочными и даже вредными генетика и молекулярная биология. Тогда победили сто­ронники академика Т. Д. Лысенко с их псевдоучениями о чудо-культурах и агроприемах, способных одним махом изменить положение дел в сель­ском хозяйстве. Перспективные исследования были свернуты, начались преследования ученых.

Буржуазными лженауками стали кибернетика и со­циология.

Катастрофические последствия имело вмешательство партийно-государственного аппарата в гуманитарные науки. Практически за первое послево­енное десятилетие не появилось ни одного значительного достижения в этой области знаний.

Оригинальные идеи компенсировались многосоттысячными тиражами собраний сочинений Ленина и Сталина, более чем 34 млн. экземпляров «Крат­кого курса истории ИКП(б)». Внаучных и трудовых коллективах в 1948-1951 гг. с широким размахом прошли «дискуссии» по философии, языкоз­нанию и политэкономии, еще раз подтвердившие незыблемость марксистс­ко-ленинской теории.

Война 1941—1945 гг. оставила в массовом сознании глубокий нрав­ственный след, возродила надежды на лучшую жизнь. Среди солдат, воз­вращавшихся в разоренные деревни, ходили упорные слухи, что колхозы распустят и землю отдадут крестьянам, что облегчат налоги и выдадут на руки паспорта. Вера в лучшую жизнь была для властей обоюдоострой: с одной стороны, она порождала трудовой энтузиазм, а с другой — надеж­ды, которым не суждено было сбыться. Росло недоверие к собственному народу, к бывшим военнопленным, к эмигрантам, вернувшимся на родину, к солдатам, которые прошли всю Европу. Нуждались, по мнению партаппарата, в усиленной теоретической подготовке даже коммунисты (свыше 3 млн человек), вступившие в партию в годы войны.

Кульминацией идеологической работы стала развернувшаяся в стране кампания борьбы с космополитами, направленная в первую очередь протии интеллигенции. Само понятие «космополитизм» было извращено. В советских словарях оно трактовалось как «оборотная сторона агрессивного бур­жуазною национализма и враждебная противоположность пролетарского интернационализма». Вместе с тем и в европейской, и в русской классичес­кой традиции под космополитизмом подразумевалось совсем иное: привер­женность идеям всемирного братства и разума.

Борьба в СССР с космополитами, как с людьми, «подключенными» не только к национальной культуре, но к мировой мысли, была одним из мето­дов самосохранения сталинской системы власти, понимавшей, что самый могущественный враг тирании — это разум.

В безродном космополитизме были обвинены многие писатели, ученые, деятели культуры. Началось шельмование известного советскою экономи­ста Е. С. Варги, который, изучая экономическую эволюцию в мире, пришел к выводу, что система капитализма способна приспосабливаться к изменя­ющимся условиям и противостоять кризисам. Варга был обвинен в отступ­лении от теории марксизма-ленинизма, освобожден от должности директора института, а сам институт был реорганизован.

Была сделана попытка обвинить в антипатриотизме и преклонении пе­ред западной наукой академиков А. Ф. Иоффе, П. Л, Капицу, однако их ра­боты в значительной мере касались военной тематики и это спасло ученых от травли.

Сталин понимал, что война духовно раскрепостила людей и идеологи­ческая обработка охватила все сферы общества. Цель — поддержать непре­рывное напряжение, создать обстановку потенциально возможной «граж­данской войны». Была сделана очередная попытка отделить народ от интел­лигенции, стравить между собой отдельные группы писателей и других мастеров искусств.

В области литературы первый удар был нанесен по журналам «Звез­да» и «Ленинград». Еще в декабре 1943 г. Управление пропаганды и аги­тации ЦК ВКП(б) информировало ЦК о «грубых политических ошибках» журналов «Звезда», «Знамя» и «Новый мир», которые опубликовали стихи И. Сельвинского, пьесу В. Катаева «Синий платочек», повесть М. Зощенко «Перед восходом солнца», рассказ А. Платонова «Оборона Семидворья», рассказ Б. Лавренева «Старуха» и другие «антихудожественные и политически вредные» произведения. Всех упомянутых авторов вызвали в ЦК, провели с ними «беседу» и дали возможность исправиться. Позволили создать произведения, достойные эпохи и советского народа. В. Катаев написал «Сына полка», М. Зощенко «Рассказы о партизанах», И. Сельвинский начал трагедию «Ливонская война». Были приняты необходимые оргмеры: вместо впавшего в немилость А. Фадеева председателем Союза писателей СССР был избран К. Тихонов. По данному факту были приня­ты специальные постановления партии: «О контроле над литературно-ху­дожественными журналами» (2 декабря 1943 г) и «О повышении ответственности секретарей литературно-художественных журналов» (3 декабря 1943 г.). Постановления не попали а печать, они не подлежали никакой огласке. Пока шла война, ЦК не мог себе позволить бросить тень на то, что именовалось «морально-политическим единством советского общества».

Разгромное постановление ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленин­град» появилось в августе 1946 г. Основными объектами для критики были избраны два популярных в СССР писателя: сатирик М. Зощенко и поэтесса А. Ахматова.

М. Зощенко критиковали за то, что он осмелился показать те социальные язвы, которые поразили общество: приспособленчество, мещанство, страх. А. Ахматова в качестве мишени для критики также была выбрана не случайно. Независимая, талантливая, пользующаяся не санкционированными властью уважением и популярностью у ленинградцев, по­этесса была чужой и даже опасной для аппарата.

Постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград»» стало началом послевоенной волны разоблачений и преследований художествен­ной интеллигенции. Вслед за литературой аналогичные «меры» были при­яты в области кино (на примере фильмов «Большая жизнь» и второй серии «Ивана Грозного»), музыки, театрального искусства.

Порочным в идейно-политическом смысле был признан фильм режиссера Л. Лукова о восстановлении Донбасса «Большая жизнь». А. Жданов, вступая на заседании Политбюро ЦК ВКП(б), обвинил режиссера в том, чти он показал «не тот Донбасс».

Разносу подверглись режиссеры А. Довженко («Украина в огне» и «Ми­чурин»), С. Юткевич («Свет над Россией»), С. Герасимов («Молодая гвар­дия»). Несправедливая критика больно ранила талантливых людей, уничто­жала в душе веру и желание творить.

Вышедший в апреле 1948 г. первый номер журнала «Советская музыка» недвусмысленно дал понять, чего власти ждут от советских композиторов. В качестве высших образцов музыкальною творчества в журнале были опуб­ликованы нотные приложения трех лучших песен: «Кантата о Сталине», «Песня о Сталине», «Величальная И. В. Сталину». Предлагалось петь их «спокойно, мужественно, торжественно».

В соответствии с партийными оценками, изложенными в Постановле­нии ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 г. «Об опере В. Мурадели «Великая дружба»», разнос был устроен всей симфонической музыке — гордости и вершине мировой музыкальной культуры. В формализме обвиняли талант­ливых композиторов Д. Шостаковича, С. Прокофьева, В. Шебалина, Г. По­пова, Н. Мясковского, произведения которых вдруг стали чуждыми и непо­нятными советскому народу.

Директивные методы управления применялись и к театральному искус­ству. Был освобожден от должности художественного руководителя Камер­ного театра за «низкопоклонничество перед Западом» А. Таиров. Погиб в автомобильной катастрофе (официальная версия) в Минске в 1948 г. С. С. Михоэлс-Вовси — художественный руководитель Государственного еврейского театра, член Президиума Всероссийского Театрального обще­ства, член комитета по Сталинским премиям. «За нерентабельностью» зак­рывались еврейские театры в других городах страны.

Трагична судьба многих музеев, отстаивавших право на творческий эк­сперимент. В 1948 г. были закрыты музей А. С. Голубкиной, Государствен­ный музей нового западного искусства, а их богатейшие экспозиции были распределены между московским ГМИИ им. Пушкина и ленинградским Эрмитаже м.

В 1947 г. была создана Академия художеств СССР, первый президент которой А.М. Герасимов активно включился в борьбу с формализмом. Из вузов уволили многих преподавателей - известных советских художников (А. Матвеева, В. Фаворского, А. Дейнеку, И. Грабаря, А. Осмеркина), так как их смелое и новаторское творчество трактовалось как «упадочное» и антихудожественное.

Основу культурной жизни составляло лживо-парадное псевдоискусство, «стиль-триумф». В декабре 1949 г. вся страна готовилась отметить 70-летний юбилей Сталина. В газетах сообщалось о небывалом подъеме соцсоревнования в честь предстоящего юбилея. Писались песни, снимались филь­мы, слагались стихи, ставились пьесы в честь Сталина. Особенно популяр­ной стала историческая хроника Ш. Дадиани «Из искры», повествующая о революционной деятельности Сталина в Батуми. В декабре 1949 г. в Треть­яковской галерее в качестве одного из подарков вождю от советской интел­лигенции открылась выставка «И. В. Сталин в изобразительном искусст­ве». Основные слагаемые этой экспозиции были определены заранее и, оче­видно, согласованы с юбиляром. Это: Сталин - великий революционер; Сталин - это Ленин сегодня; Сталин - великий государственный деятель, вождь и учитель; Сталин - великий полководец; Сталин - мудрый хозяин страны, отец своего народа. Вопреки исторической правде создавался но­вый идеал для народа, новый «эпос».

Продолжали развиваться наметившиеся до войны опасные для искусст­ва тенденции псевдогероизма и мелкотемья. «Теория бесконфликтности» требовала от художников и писателей строить свои произведения по прин­ципу «борьбы хорошего с лучшим». Этот процесс охватил литературу, те­атр, кино, изобразительное искусство.

Единственной тема в искусстве, которой в большей степени удалось избежать политической конъюнктуры, оставалась тема войны, нравствен­ных и физических испытаний народа. Военной теме были посвящены по­вести «Звезда» Э. Казакевича, «За правое дело» В. Гроссмана, «Балтий­ское небо» Б. Чуковского. О солдатских буднях рассказал в своем произ­ведении «В окопах Сталинграда» писатель-фронтовик В. Некрасов. Огромной популярностью в стране пользовалась «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого. В 1946 г. поэт А. Твардовский написал одно из самых сильных стихотворений о войне — «Я убит подо Ржевом». Ему же принадлежит поэма о трагической судьбе солдата Андрея Сивцова и его семьи — «Дом у дороги». Гимном человеку, прошедшему все круги воен­ного ада и не утратившему желание жить, стало стихотворение М. Иса­ковского «Враги сожгли родную хату».

В скульптуре послевоенных лет основное место занимали мемориа­лы и бюсты героев войны. На месте захоронения Н. Черняховского в Вильнюсе был воздвигнут монумент, созданный по идее Н. Томского. Скульптурная композиция «Победа» (автор - литовский скульптор Ю. Микенас) в честь гвардейских дивизий, взявших штурмом Кенигсбергскую крепость, была установлена в Калининграде. У здания ООН в Нью-Йорке была воздвигнута скульптурная группа «Перекуем мечи на орала» (автор - Е. Вучетич). Композицию «Сильнее смерти» исполнил Д. Фивейский.

В целом художественная жизнь страны, несмотря на разруху и идеоло­гические ограничения, развивалась довольно интенсивно. Проводилось множество всесоюзных выставок, новые темы и формы искали мастера искусств. После войны написали жизнеутверждающие работы Т. Яблонс­кая («Хлеб»), А. Пластов («Сенокос» и «Ужин трактористов»), Ф. Решет­ников («Прибыл на каникулы» и «Опять двойка»). Любовь к земле стала главной темой художников Ю. Пименова, В, Тетерина. Новые качества при­обрело искусство портрета. В «непарадном виде» изобразил генерала Баграмяна художник М. Сарьян. Личность человека стремился выразить в своих работах П. Корин: портреты С. Коненкова, Р. Симонова, Кукрыниксов. Лирический образ балерины А. Я. Шелест создал художник В. Ореш­ников. Свое место в изобразительном искусстве послевоенных лет нашел эстамп (печатная станковая графика). Техника станковой гравюры стано­вится все разнообразнее: ксилография, линогравюра, литография, офорт. Серию черной и цветной акварели о Москве создал Ю. Пименов, «свою Москву» рисовали Л. Сойфертис и В. Горяев. Значительных успехов дос­тигло искусство книжной иллюстрации. Индивидуальны иллюстрации А. Пластова к произведениям Н. Некрасова, С. Герасимова — к «Грозе» A. Островского; О. Верейского — к «Тихому Дону» М. Шолохова, А. Ка­невского — к произведениям Н. Гоголя. Изысканные иллюстрации к дра­ме М. Лермантова «Маскарад» были выполнены Н. Кузьминым. Заметно обогащается после войны «лениниана». Образ вождя — тема творчества B. Серова («Ходоки у Ленина») и Б. Иогансона («Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола»). Истории России посвятил свою работу «Утро на Куликовом поле» А. Бубнов.

В архитектуре после войны с новой силой развернулось строительство зданий, выражавших идею «торжества победившего социализма». Про­должал доминировать стиль, получивший ироничное определение «совет­ский ампир». Первые сооружения, созданные в этом стиле, были постро­ены еще в 30-е годы. Поражали невиданной по тем временам роскошью отделки, мозаичными панно, скульптурой, огромными бронзовыми све­тильниками и декоративными решетками станции московского и ленин­градского метрополитенов. В послевоенные годы в Москве и других го­родах началось активное строительство так называемых сталинских до­мов - высотных помпезных зданий, перегруженных колоннами и декоративной отделкой. Повсеместно создавались роскошные башни со шпилями, аллеи с фонтанами, арки и порталы. Архитектура этих домов до сих пор привлекает прочностью, добротностью, широтой и комфортабель­ностью планировок. Однако в таких домах могли жить лишь представите ли советской элиты, тогда как все остальное население по-прежнему юти­лось в бараках и коммуналках.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.