Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. по дисциплине «Административное право»




КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Административное право»

 

«Дисциплинарное производство в органах внутренних дел»

 

Выполнил: студент гр. Б03-411-6зт

Соболев Павел Юрьевич

Научный руководитель:

д.ю.н., профессор С.Н.Иванов

 

 

Ижевск

2013
Содержание

 

Введение. 3

Глава I. Понятие и особенности дисциплинарного производства. 4

Глава II. Общие правила дисциплинарного производства. Участники дисциплинарного производства. 9

Глава III. Стадии производства по привлечению к дисциплинарной ответственности 14

Глава IV. Дисциплинарное производство в органах внутренних дел. 21

Заключение. 26

Список источников и литературы.. 27

 


 

Реформирование государственной службы – один из ключевых элементов совершенствования системы государственного управления Российской Федерации. В этой связи важное значение имеет повышение эффективности служебной деятельности, которое невозможно без соблюдения дисциплины всеми государственными служащими.

В Толковом словаре В.И. Даля дисциплина определяется как повиновение, послушание, порядок подчиненности[1]. Служебная дисциплина – выполнение служащими требований правовых норм при исполнении служебных обязанностей.

Одним из традиционных правовых средств, использование которых направлено на повышение эффективности управления государственной службой, является дисциплинарная ответственность. Дисциплинарная ответственность – один из видов юридической ответственности, которая представляет собой установленную законом обязанность субъекта служебного правоотношения соблюдать и исполнять принятые на себя обязанности, а в случае противоправного неисполнения или ненадлежащего исполнения имеющихся предписаний, возможность понести меры дисциплинарного взыскания. Так, в юридической литературе отмечается, что в отличие от других видов юридической ответственности дисциплинарная направлена на обеспечение дисциплины в основном в рамках служебного подчинения[2].

Традиционно принято выделять два вида дисциплинарной ответственности: общую, предусмотренную трудовым законодательством, и специальную, устанавливаемую в отношении отдельных категорий работников, например, государственных служащих.

Глава I. Понятие и особенности дисциплинарного производства

 

Процедура привлечения к дисциплинарной ответственности государственных служащих за дисциплинарные проступки называется дисциплинарным производством.

В зависимости от вида государственной службы действующее законодательство устанавливает особенности дисциплинарного производства при привлечении к дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов (в частности, сотрудников органов внутренних дел).

Правовыми актами об особенностях прохождения государственной службы в различных государственных органах устанавливаются как схожие, так и различающиеся между собой меры дисциплинарного воздействия на нарушителей служебной дисциплины и особенности дисциплинарных процедур.

Основанием для применения к служащему дисциплинарного взыскания является совершение им дисциплинарного проступка. Для гражданских служащих – это неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него обязанностей. Более четкое определение содержится в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации, где дисциплинарный проступок – это противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины и не влекущее за собой уголовной или административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации

Государственными служащими могут совершаться разнородные нарушения, которые условно можно подразделить на 2 группы:

1. Проступок, связанный с нарушением законности – это виновное противоправное деяние (действие и бездействие) служащего, повлекшее ущемление прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, интересов общества и государства, либо создавшее угрозу возникновения таких последствий. Например, принятие неправомерных решений, незаконное применение мер принуждения. При выявлении таких нарушений необходимо рассматривать возможность возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении.

2. Проступок, связанный с нарушением служебного распорядка – это неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим по его вине возложенных на него обязанностей. Примером данного проступка может являться прогул.

В отличие от трудового права, в соответствии с которым нарушения, совершенные работником в свободное от работы время, не дают работодателю права применить к работнику дисциплинарное взыскание, для государственных служащих действуют иные правила. Например, работодатель не имеет права применить к работнику, появившемуся на работе в свободное от работы время (во время отпуска, в выходной день и т.п.) в состоянии опьянения, какое-либо дисциплинарное взыскание[3]. Сотрудник милиции может быть уволен за проступок, порочащий честь сотрудника милиции, совершенный в любое время.

Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации четко указывает, что появление военнослужащих на улицах, в скверах, парках, транспортных средствах общего пользования, других общественных местах в состоянии опьянения является дисциплинарным проступком, позорящим честь и достоинство военнослужащего.

Гражданский служащий обязан не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство; проявлять корректность в обращении с гражданами. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 3 марта 2007 г. № 269 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов» основанием для проведения заседания названной комиссии является полученная от правоохранительных, судебных или иных государственных органов, от организаций информация о совершении гражданским служащим поступков, порочащих его честь и достоинство, или об ином нарушении требований к служебному поведению[4].

Такой подход вполне оправдан исходя из значимости статуса государственного служащего и соответствующих запретов. Однако некоторые авторы считают практику применения дисциплинарных взысканий к государственному служащему за недостойное поведение в общественных местах или в быту неприемлемой[5].

Особенности дисциплинарного производства.

3. Фактическим основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности может быть совершение, как дисциплинарного проступка, так и отдельных видов административных правонарушений.

Статья 2.5 КоАП РФ предусматривает, что за административные правонарушения, за исключением некоторых административных правонарушений (например, в области охраны окружающей природной среды и природопользования, дорожного движения, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг) военнослужащие, сотрудники некоторых правоохранительных органов несут дисциплинарную ответственность. В этом случае производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

Следует учитывать, что данные положения не распространяются на государственных гражданских служащих.

2. Порядок осуществления дисциплинарного производства может быть различным:

1) внесудебный порядок. Решение о привлечении к дисциплинарной ответственности принимается субъектом линейной власти, то есть соответствующим руководителем в отношении подчиненного.

2) судебный порядок. Решение о привлечении к дисциплинарной ответственности военнослужащих и назначении наказания в виде дисциплинарного ареста принимается военными судами.

3) порядок пересмотра решений о применении дисциплинарных наказаний (как внесудебный (например, в комиссии по служебным спорам) так и судебный порядок разбирательства).

4) с привлечением общественности. Например, в целях общественного осуждения военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок или нарушившего нормы международного гуманитарного права. По решению командира (начальника) проступок может быть рассмотрен и обсужден на собраниях личного состава, на офицерских собраниях с целью вынесения общественного порицания.

3. Как правило, для дисциплинарного производства характерен внесудебный порядок в рамках служебной подчиненности и при принятии решений руководитель наделен большей свободой усмотрения, чем, к примеру, при производстве по делам об административных правонарушения. С одной стороны, руководителю легче оценить личность служащего и справедливо решить дело, с другой – очень часто проявляется субъективность, мешающая правильно оценить деяние.

Особенности характерны для каждого вида дисциплинарного производства. Например, на военной службе дисциплинарное производство характеризуется следующими особенностями:

1) процессуальные нормы четкие и приближены к нормам КоАП, например, нормы, касающиеся видов доказательств, мер обеспечения производства. К военнослужащему могут быть применены такие меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, как доставление, задержание, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при военнослужащем, досмотр транспортного средства, изъятие вещей и документов и т.д. Некоторые авторы считают, что по существу, произошло нивелирование норм, регулирующих разнородные отношения. Приспособление правил производства по делам об административных правонарушениях к военно-служебным отношениям противоречит характеру этих отношений[6];

2) назначаемый вид наказания зависит от воинского звания военнослужащего;

3) предусмотрен судебный порядок рассмотрения дел о грубых нарушениях дисциплины с возможностью назначения дисциплинарного ареста;

4) предусмотрено особое оформление результатов. Разбирательство, как правило, проводится без оформления письменных материалов, за исключением случаев, когда командир (начальник) требует представить материалы разбирательства в письменном виде. Разбирательство по факту совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка заканчивается составлением протокола


Глава II. Общие правила дисциплинарного производства. Участники дисциплинарного производства

 

В нормативных актах правила дисциплинарного производства четко не раскрываются. Однако можно выделить правила, характерные для процессуальной деятельности.

3. Соблюдение процессуальных сроков.

На гражданской службе дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

Важно соблюдать сроки давности наложения взыскания. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Военнослужащий же не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по истечении одного года со дня совершения дисциплинарного проступка, в том числе в случае отказа в возбуждении или прекращения в отношении него уголовного дела, но при наличии в его действиях (бездействии) признаков дисциплинарного проступка.

Исполнение дисциплинарного взыскания должно быть начато до истечения срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности. Если исполнение дисциплинарного взыскания в указанный срок не начато, то оно не исполняется.

2. Недопущение конфликта интересов при проведении производства.

Закон запрещает участвовать в проведении служебной проверки гражданским служащим, которые могут быть прямо или косвенно заинтересованы в ее результатах. При возникновении подобной ситуации такой гражданский служащий обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки.

Данное правило должно действовать и на других видах службы.

3. При назначении дисциплинарного взыскания учитывается характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, вина и личность служащего.

Данное правило более четко раскрывается применительно к военной службе. Например, указываются обстоятельства, смягчающие, отягчающие дисциплинарную ответственность и исключающие ее, а также обстоятельства, учитываемые при назначении дисциплинарного взыскания.

Должна приниматься во внимание возможность освобождения служащего от взыскания. Например, при совершении военнослужащим дисциплинарного проступка командир (начальник) может ограничиться напоминанием военнослужащему о его обязанностях и воинском долге.

При привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности не допускается унижение его личного достоинства, причинение ему физических страданий и проявление по отношению к нему грубости.

Участниками дисциплинарного производства являются, с одной стороны, субъект дисциплинарной власти в лице руководителя – представителя нанимателя на государственной гражданской службе, начальника (прямого и непосредственного), и командира на военной и правоохранительной службе и, с другой стороны, лицо, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, в лице подчиненного – государственного служащего, военнослужащего, сотрудника правоохранительного органа.

Кроме того, в дисциплинарном производстве, могут принимать участие органы по рассмотрению служебных споров, при привлечении к дисциплинарной ответственности военнослужащих – ещё и военный суд.

Служащий может быть привлечен к ответственности после оформления служебных отношений и определения его правового положения.

Участники дисциплинарного производства обладают процессуальными правами и обязанностями.

Например, к числу прав государственного гражданского служащего, как лица, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, относятся следующие:

- право гражданского служащего на проведение служебной проверки для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

- право на сохранение денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы за период отстранения от замещаемой должности на время проведения служебной проверки;

- право давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

- право обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку;

- право ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну;

- право на урегулирование разногласий при непосредственных переговорах с представителем нанимателя;

- право на обжалование решения о наложении дисциплинарного в органы по рассмотрению служебных споров: комиссию государственного органа по служебным спорам и суд.

- право на возмещение по решению суда морального вреда в случаях незаконного освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы.

Права военнослужащих более специфичны, так как предусмотрен также и судебный порядок рассмотрения дела. Военнослужащий, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, имеет право:

- давать объяснения,

- представлять доказательства,

- пользоваться юридической помощью защитника с момента принятия судьей гарнизонного военного суда решения о назначении судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке, а в случае задержания в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка – с момента задержания, знакомиться по окончании разбирательства со всеми материалами о дисциплинарном проступке,

- обжаловать действия и решения командира, осуществляющего привлечение его к дисциплинарной ответственности.

- право участвовать в судебном рассмотрении материалов.

Полномочия руководителей по применению дисциплинарных взысканий регламентируются законодательством. На государственной гражданской службе они осуществляются представителем нанимателя, то есть руководителем государственного органа или лицом, замещающим государственную должность, либо их представителями.

В полномочия представителя нанимателя входит:

- создание условий, необходимых для соблюдения гражданскими служащими служебной дисциплины;

- обеспечение деятельности комиссии по служебным спорам;

- назначение представителя в комиссию по служебным спорам;

- контроль за своевременностью и правильностью проведения служебной проверки;

- рассмотрение дела о дисциплинарном проступке и принятие справедливого решения;

- возможность снятия с гражданского служащего дисциплинарного взыскания до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.

Исходя из особенностей производства, соответствующий командир (начальник) на военной службе обязан принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств и документов до принятия решения по результатам рассмотрения материалов о дисциплинарном проступке.


Глава III. Стадии производства по привлечению к дисциплинарной ответственности

 

Стадии дисциплинарного производства рассмотрим на примере законодательства о государственной гражданской службе. Порядок привлечения государственного гражданского служащего к дисциплинарной ответственности регламентируется статьями 58 и 59 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и включает следующие стадии:

1. Возбуждение дела о дисциплинарном проступке и его расследование;

2. Рассмотрение материалов дела и принятие решения;

3. Исполнение акта о назначении дисциплинарного взыскания;

4. Пересмотр решения о наложении дисциплинарного взыскания.

Рассмотрим каждую из перечисленных стадий подробнее.

1. Возбуждение дела о дисциплинарном проступке и его расследование состоит из следующих этапов.

1.1. Истребование объяснения. После выявления факта совершения дисциплинарного проступка, либо получения соответствующей информации, представитель нанимателя должен затребовать у гражданского служащего письменное объяснение об обстоятельствах совершенного им деяния. Необходимость получения такого объяснения является гарантией правомерности привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности. С другой стороны, отказ гражданского служащего представить письменное объяснение не освобождает его от дисциплинарной ответственности. В этом случае должен быть составлен соответствующий акт об отказе гражданского служащего дать письменное объяснение.

С момента получения письменного объяснения от лица, совершившего дисциплинарный проступок, или составления соответствующего акта об отказе гражданского служащего дать письменное объяснение дисциплинарное производство считается возбужденным.

1.2. Проведение служебной проверки. Новеллой указанного выше закона является закрепление обязанности представителя нанимателя обязательно провести служебную проверку перед применением дисциплинарного взыскания. Следует отметить, что возможность проведения служебной проверки (служебного расследования) была предусмотрена и ранее действовавшим законодательством.

Служебная проверка может проводиться как по инициативе представителя нанимателя, так и по инициативе самого гражданского служащего. Основанием проведения служебной проверки по решению представителя нанимателя является поступившая к нему информация о совершении дисциплинарного проступка с участием сотрудника государственного органа или установление факта совершения или подготовки преступления. Ответственность за своевременность и правильность проведения служебной проверки закон возлагает на представителя нанимателя, ее назначившего.

При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

2) вина гражданского служащего;

3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

Служебная проверка проводится подразделением государственного органа по вопросам государственной службы и кадров (кадровой службой) при участии юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа.

Закон запрещает участвовать в проведении служебной проверки гражданским служащим, которые могут быть прямо или косвенно заинтересованы в ее результатах (например, родственники гражданского служащего, в отношении которого проводится проверка, или служащие, прямо подчиненные лицу, в отношении которого проводится проверка).

Максимальная продолжительность служебной проверки – не более одного месяца со дня принятия решения о её проведении.

1.3. Подготовка и подписание заключения по результатам служебной проверки. По истечении срока служебной проверки по её результатам должно быть составлено письменное заключение, которое направляется представителю нанимателя.

Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

В заключении указываются факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки. К заключению должны быть приложены документы, подтверждающие обстоятельства, установленные в результате проверки, объяснения гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка, других сотрудников и иных лиц, и иные материалы, имеющие отношение к установленным в ходе проверки фактам.

Кроме того, заключение о результатах служебной проверки должно содержать предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

2. Рассмотрение материалов дела и принятие решения.

2.1. Анализ материалов дела и принятие решения о необходимости привлечения к дисциплинарной ответственности. Представитель нанимателя с учетом заключения по результатам служебной проверки может (но не обязан) принять решение о применении к соответствующему гражданскому служащему определенного дисциплинарного взыскания. Заключение о результатах служебной проверки носит рекомендательный характер. При принятии решений представитель нанимателя наделен большой свободой усмотрения. Действующим законодательством не предусмотрено правило последовательного применения дисциплинарных взысканий, т.е. представитель нанимателя по своему выбору может, например, отстранить гражданского служащего от замещаемой должности или объявить ему замечание. Вместе с тем применение того или иного дисциплинарного взыскания должно быть не только законно, но и обоснованно.

2.2. Определение вида дисциплинарного взыскания. При применении дисциплинарного взыскания учитывается тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

В случае совершения дисциплинарного проступка к гражданскому служащему может применяться одно из следующих дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение с гражданской службы.

Увольнение с гражданской службы, отличие от остальных мер дисциплинарной ответственности, может применяться только в случаях, прямо установленных законом. Так, например, служащий может быть уволен за однократное грубое нарушение гражданским служащим должностных обязанностей: прогул, появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; за неоднократное неисполнение без уважительных причин должностных обязанностей, в случае, если он имеет дисциплинарное взыскание;

Закон запрещает применять к гражданскому служащему более одного дисциплинарного взыскания за один и тот же дисциплинарный проступок. Вместе с тем необходимо учитывать следующее: если несмотря на применение дисциплинарного взыскания, правонарушения (соответствующее действие или бездействие) продолжаются, то гражданский служащий может быть вновь привлечен к дисциплинарной ответственности.

Кроме того, если вследствие дисциплинарного проступка был причинен материальный ущерб, то помимо дисциплинарного взыскания на причинителя вреда может быть возложена обязанность возместить (частично или полностью) этот ущерб (материальная ответственность). Если в совершенном дисциплинарном проступке присутствуют признаки преступления или административного нарушения (например, хищение, растрата и т.п.), то дисциплинарная ответственность может сочетаться с уголовной или административной.

2.3. Подготовка и принятие (издание) акта управления о назначении дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется к гражданскому служащему на основании соответствующего акта (приказа) представителя нанимателя. Нужно заметить, что увольнение как меру дисциплинарного взыскания может применять только то лицо, которое наделено правом приема на службу и увольнения со службы.

3. Исполнение акта о назначении дисциплинарного взыскания.

3.1 Объявление под расписку акта о назначении дисциплинарного взыскания. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя. Снятое дисциплинарное взыскание не влечет никаких юридических последствий. Например, такого гражданского служащего нельзя уволить за неоднократное неисполнение должностных обязанностей в случае повторного совершения дисциплинарного проступка.

3.2. Приведение в исполнение дисциплинарного взыскания. После издания приказа о привлечении к ответственности для виновного возникает особое правовое состояние – состояние наказанности. Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

При освобождении гражданского служащего от занимаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием он включается в кадровый резерв гражданской службы для замещения иной должности на конкурсной основе.

3.3. Учет дисциплинарных взысканий. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 2005 года №609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего и ведении его личного дела» копия решения о наложении на служащего дисциплинарного взыскания до его снятия или отмены, копии документов о начале служебной проверки, ее результатах, об отстранении служащего от замещаемой должности приобщаются к личному делу государственного гражданского служащего.

Согласно ч. 7 ст. 58 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданскому служащему предоставлено право обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в рамках самостоятельного производства - производства по рассмотрению административно-правовой жалобы, о котором речь шла в теме 10 данного курса лекций.


Глава IV. Дисциплинарное производство в органах внутренних дел

 

Дисциплинарное производство в органах внутренних дел регламентируется Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1, утвердившим Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации[7], Приказом МВД России от 14 декабря 1999 № 1038, утвердившим Инструкцию о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации[8].

Для сотрудников органов внутренних дел служебная дисциплина означает соблюдение порядка и правил, установленных законодательством Российской Федерации, присягой, контрактом о службе, а также приказами министра внутренних дел России, прямых начальников, при выполнении возложенных на сотрудников обязанностей и осуществлении имеющихся у них правомочий.

Обеспечение служебной дисциплины возлагается в качестве юридической обязанности на начальников органов внутренних дел.

Дисциплинарный проступок сотрудника ОВД – это неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине сотрудника служебных обязанностей, возложенных на него законодательством о службе, приказами министра внутренних дел, начальника ОВД, должностными обязанностями, условиями контракта о службе в органах внутренних дел.

Видами дисциплинарных взысканий в ОВД являются: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в должности; снижение в специальном звании на одну ступень; лишение нагрудного знака; увольнение из органов внутренних дел; назначение вне очереди в наряд по службе (в учебных заведениях МВД); отчисление из учебного заведения.

Необходимо отметить, что при назначении таких наказаний, как понижение в должности и увольнение из органов внутренних дел по основаниям, указанным в пунктах "и", "к", "л" ст. 58 Положения, обязательно проведение аттестации. При этом в аттестации подробно отражаются сущность и характер совершенных сотрудником нарушений, а также несоблюдение им требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих порядок и условия выполнения возложенных на него обязанностей.

Поощрения и дисциплинарные взыскания применяются прямыми начальниками в пределах предоставленных им прав. Прямыми начальниками являются начальники, которым сотрудники органов внутренних дел подчинены по службе, хотя бы и временно. Ближайший к подчиненному прямой начальник является его непосредственным начальником.

Права начальников по применению поощрений и наложению дисциплинарных взысканий устанавливаются Министром внутренних дел Российской Федерации[9].

Дисциплинарные права, предоставленные нижестоящим начальникам, принадлежат и вышестоящим начальникам.

Если к сотруднику органов внутренних дел, по мнению начальника, необходимо применить меры поощрения или наказания, выходящие за пределы его прав, то он ходатайствует об этом перед вышестоящим начальником.

Вышестоящий начальник имеет право отменить, смягчить дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим начальником, или наложить более строгое взыскание, если ранее объявленное не соответствует тяжести совершенного проступка.

Начальник, превысивший предоставленные ему права по применению поощрений и наложению дисциплинарных взысканий, несет за это дисциплинарную ответственность.

Стадии дисциплинарного производства.

1. Возбуждение дела о дисциплинарном проступке и его расследование.

При нарушении служебной дисциплины подчиненным сотрудником начальник обязан предупредить его о недопустимости таких действий. Наложение дисциплинарного взыскания за проступки, совершенные во время дежурства, несения патрульно-постовой службы, производится только после смены виновного сотрудника с дежурства, караула, поста или после его замены другими лицами.

До наложения взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть истребовано письменное объяснение. При необходимости проводится проверка указанных в нем сведений с вынесением заключения по результатам проверки.

2. Рассмотрение материалов дела и принятие решения.

Исследовав все материалы и установив вину сотрудника, начальник принимает решение о назначении дисциплинарного взыскания. Увольнение из органов внутренних дел является крайней мерой дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание должно быть наложено до истечения десяти суток с того дня, когда начальнику стало известно о совершенном проступке, а в случаях проведения служебной проверки, возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении – не позднее одного месяца соответственно со дня окончания проверки, рассмотрения компетентным органом или должностным лицом уголовного дела или дела об административном правонарушении и вынесения по ним окончательного решения.

Дисциплинарное взыскание не может быть наложено во время болезни сотрудника органа внутренних дел либо в период его нахождения в отпуске или командировке, а также в случае, если со дня совершения проступка прошло более шести месяцев, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - более двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включаются период нахождения сотрудника органов внутренних дел в отпуске, время болезни, а также время производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении.

Дисциплинарные взыскания объявляются приказами. Замечание, выговор, назначение вне очереди в наряд могут быть объявлены устно.

В органах внутренних дел ранее создавались суды чести рядового и младшего начальствующего состава, среднего начальствующего состава, старшего и высшего начальствующего состава, которые могли рассматривать материалы о нарушении сотрудником своих служебных обязанностей. В соответствии с письмом Департамента кадрового обеспечения от 26 июля 2007 года вместо судов чести в ОВД создаются общие собрания. Деятельность общих собраний должна позволить обсуждать дисциплинарные проступки и укреплять состояние дисциплины в ОВД.

3. Исполнение приказа о назначении дисциплинарного взыскания.

О поощрениях и дисциплинарных взысканиях сотруднику органов внутренних дел объявляется лично, перед строем или на совещании (собрании).

Приказ о применении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется сотруднику органов внутренних дел, подвергнутому взысканию, под расписку.

Все поощрения и дисциплинарные взыскания, за исключением объявленных устно, подлежат учету. Учет поощрений, дисциплинарных взысканий, решений судов чести ведется сотрудниками кадрового подразделения в служебных карточках. Поощрения и дисциплинарные взыскания, объявленные в приказе, кроме того, заносятся в послужные списки личных дел сотрудников.

Наложение любого дисциплинарного взыскания (кроме объявленного устно) служит основанием для задержки в присвоении очередного специального звания, отказа в получении единовременного денежного вознаграждения по итогам года.

К сотрудникам, имеющим дисциплинарные взыскания, в качестве меры поощрения может применяться досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника, считается снятым, если в течение года со дня его наложения этот сотрудник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию.

Для снятия дисциплинарного взыскания, наложенного старшим начальником, непосредственный начальник возбуждает соответствующее ходатайство по инстанции.

В случае подачи жалобы в суд либо вышестоящему в порядке подчиненности начальнику приведение в исполнение наложенного дисциплинарного взыскания не приостанавливается.

Таким образом, дисциплинарное производство, осуществляемое в рамках служебного подчинения, призвано стимулировать добросовестное исполнение сотрудниками служебных обязанностей.


Заключение

 

Правовая база дисциплинарного производства представлена множеством нормативных актов различного уровня, среди которых можно выделить: Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;[10] Федеральный закон от 27 июля 2004 г.№ 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;[11] Федеральный закон от 1 декабря 2006 г. № 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста»;[12] Указ Президента РФ от 5 июня 2003 г. № 613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ»[13] и другие.

Задачами дисциплинарного производства являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела о дисциплинарном проступке, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного решения, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению проступка.

Решение этих задач должно обеспечивать достижение цели производства – предупреждение совершения дисциплинарных проступков.

Обоснованность и справедливость принимаемых решений во многом зависит от личности руководителя, его способности объективно оценить деяние подчиненного, организовать проведение служебной проверки, довести до сведения коллектива и вышестоящего руководства результаты рассмотрения дел.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.