Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы, обуславливающие результативность коммерческой деятельности




I. Факторы, влияющие на товарооборот:

На товарооборот комплексное влияние оказывает множество факторов, которые подразделяются на внутренние и внешние.

Факторы внешней среды, влияющие на товарооборот, следующие:

1. Сложившийся уровень потребления и реализации товаров и его зависимость от покупательских фондов населения. По тем товарам, на которые спрос населения удовлетворяется полностью, фактическая продажа в определенной мере характеризует размер платежеспособного спроса. Учи­тываются изменения, которые происходят в структуре товарооборо­та под влиянием роста материального благосостояния населения. Так, при увеличении продажи мяса снижается потребление хлеба; при расчете реализации сахара учитывается рост продажи конди­терских изделий. Чем выше уровень потребления отдельных това­ров и степень удовлетворения потребностей в них населения, тем меньше изменится реализация этих товаров в будущем даже при значительном росте покупательских фондов. Для оценки спроса по товарам, которых в продаже недостает, приходится определять примерную величину неудовлетворенного спроса.

2.Уровень производства отдельных предметов потребления и соответственно изменение объема и структуры товарных ресурсов.

3.Соотношение товарного и нетоварного потребления. На объем розничного товарооборота по продуктам питания влияет объем продукции личного подсобного хозяйства, другие источники удовлетворения потребности в таких продуктах, как мясо, молоко, картофель, овощи. При этом учитываются выявленные тенденции развития подсобных хозяйств.

4. Нормы потребления пищевых продуктов и важнейших непродовольственных товаров в сопоставлении с фактическим уровнем потребления.

5. Изменения жилищно-бытовых условий обслуживаемого населения. В связи с расширением жилищного строительства резко увеличивается спрос на мебель, растет продажа индивидуальным застройщикам различных строительных материалов.

Основные внутренние факторы, влияющие на величину товарооборота (в первую очередь розничного), связаны с товарными фондами, с численностью работников и производительностью их труда, с рациональным использованием основных средств торговых предприятий.

Торговые предприятия и организации в своей деятельности должны стремиться к наиболее эффективному использованию основных средств, так как при этом увеличивается товарооборот на единицу средств, снижаются затраты на содержание самих основных средств, а следовательно, улучшаются финансовые результаты деятельности торговых предприятий и организаций.

II. Факторы, влияющие на товарные запасы.

Товарооборачиваемость - это один из показателей эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия. Ускорение оборачиваемости товаров характеризует улучшение хозяйственной деятельности, а замедление – ухудшение.

Важнейшими факторами, влияющими на оборачиваемость и величину товарных запасов, являются следующие:

1) Колебания спроса. Если сложилась ситуация, когда товарное предложение отстает от покупательского спроса, то товарооборачиваемость по этим товарам резко ускоряется, а по мере насыщения рынка и уменьшения разрыва между спросом и предложением наблюдается некоторое замедление скорости обращения товаров. Одним из условий, способствующих нормализации товарных запасов, является изучение покупательского спроса, воздействие на поставщиков с целью расширения ассортимента и улучшения качества товаров.

2) Объем розничного товарооборота. Для торговых предприятий с большим объемом товарооборота характерны, при прочих равных условиях, наличие большого размера товарных запасов и ускоренная товарооборачиваемость. Чем больше объем товарооборота, тем больше и однодневный товарооборот, а следовательно, и размер товарных запасов. Ускоренная оборачиваемость объясняется тем, что в таких магазинах товар завозят чаще, причем нередко минуя посредников. Величину товарных запасов определяют также широта и обновляемость ассортимента товаров. Чем шире ассортимент, тем больше товарных запасов. Время обращения товаров сложного ассортимента, как правило, превышает время обращения товаров простого ассортимента.

3) Потребительские и физико-химические свойства товаров. Они ограничивают или удлиняют время оборота. По товарам, стойким в хранении, создают большие товарные запасы, к ним можно отнести непродовольственные товары сложного ассортимента, длительного пользования, а также нескоропортящиеся продовольственные товары. На отдельные товары в силу их физико-химических свойств устанавливают не сроки хранения, а сроки реализации, ограниченные несколькими часами. По таким товарам большие товарные запасы создавать нельзя.

4) Частота и организация завоза товаров. Высокая частота завоза характерна для скоропортящихся товаров. Регулярное снабжение магазина товарами обеспечивает рост товарооборота при наличии меньших товарных запасов. Чем чаще завозят товары, тем меньше товарные запасы, и наоборот.

5) Состояние материально-технической базы и основных фондов торгового предприятия. Наличие развитой складской сети, оснащенной современным оборудованием для хранения товаров, в торговом предприятии позволяет создавать большие товарные запасы, их широкий ассортимент, обеспечивая сохранность и качество.

6) На оборачиваемость товаров оказывает влияние и ряд других факторов: насыщенность товарных рынков, звенность товародвижения, объемы импорта, распределение запасов товаров между оптовыми и розничными звеньями торговли, уровень цен на конкретные товары, организация рекламы и продажи товаров, организация труда, квалификация кадров и уровень руководства торговым процессом и т. п.

Изменения перечисленных факторов могут влиять на величину товарных запасов и товарооборачиваемость, улучшая или ухудшая эти показатели.

III. Для эффективного управления издержками обращения, важен учет основных факторов, формирующих уровень затрат. Они подразделяются на факторы, снижающие и повышающие уровень расходов, зависящие и независящие от работы предприятий.

Основными факторами, повышающими уровень издержек обращения, являются:

- совершенствование материально-технической базы,

- рост численности работников, повышение их заработной,

- повышение культуры обслуживания. Повышение культуры торговли вызывает необходимость роста расходов на содержание, реконструкцию магазинов, создание оптимальных условий для выбора товаров покупателями, на мероприятия по рекламе и пропаганде товаров, созданию необходимых удобств для работников магазина.

Основными факторами, снижающими уровень издержек обращения, являются:

- постоянный рост товарооборота,

- повышение производительности труда работников торговли,

- изменение территориального размещения товарооборота,

- сокращение среднего расстояния перевозимых грузов,

- рационализация товародвижения,

- применение прогрессивных методов распространения товаров,

- механизация трудоемких процессов,

- ускорение товарооборачиваемости.

Все факторы, оказывающие влияние на уровень издержек обращения торговли, можно разделить на не зависящие и зависящие от работы конкретного книготоргового предприятия, то есть на внешние и внутренние факторы.

Основное внимание следует уделить факторам, зависящим от работы предприятия. Их можно подразделить на общеторговые факторы (характерные для всей торговли) и факторы, специфичные для книжной опред. вида торговли.

К важнейшим общеторговым факторам относятся:

- объем товарооборота,

- производительность труда работников торговли,

- эффективность использования основных и оборотных фондов,

- скорость обращения товаров.

Объем товарооборота предприятий обратно влияет на уровень издержек обращения.

Более крупные предприятия имеют, как правило, относительно низкий уровень издержек обращения. С ростом объема товарооборота абсолютная сумма издержек обращения возрастает, но в меньших масштабах, чем товарооборот, так как по некоторым видам затраты увеличиваются несущественно. Крупные предприятия добиваются роста производительности труда в условиях более высокой культуры обслуживания покупателей.

Производительность труда работников оказывает большое влияние на издержки обращения в книжной торговле. Исследования показали обратную зависимость между производительностью труда и уровнем издержек обращения книжных магазинов. При прочих равных условиях магазины, достигающие более высокого товарооборота на одного работника, имеют значительно меньший уровень издержек обращения. Опережающий рост производительности труда по сравнению со средней заработной платой вызывает снижение расходов на заработную плату, на долю которых приходится подавляющая часть затрат. Поэтому рост производительности труда выступает важным резервом снижения уровня издержек обращения торговли.

Структура товарооборота существенно влияет на уровень издержек обращения. Повышение расходов, обусловленное ростом доли основной группы товаров, следует оценивать положительно, так как оно соответствует задаче дальнейшего развития торговли книгой.

Существенно влияет на уровень издержек обращения ассортиментный состав товаров в магазинах. В зависимости от издержкоемкости можно выделить четыре группы тематических разделов книг. В первую группу включаются политическая, сельскохозяйственная и научно-техническая книга, имеющая наиболее высокий уровень расходов (по расчетам на 1,5% к товарообороту выше среднего). Вторая группа объединяет художественную, детскую, педагогическую книгу, карты и атласы. По расчетам, уровень расходов на реализацию этих разделов книжной продукции на 0,5% выше среднего. Третью группу составляет иностранная, медицинская, музыкальная и спортивная книга, имеющая уровень издержек обращения на 0,5% к товарообороту ниже среднего. К четвертой группе относятся книги по искусству, имеющие минимальный уровень издержек обращения.

Эффективность использования основных и оборотных фондов оказывает влияние на величину расходов по аренде, амортизации, содержанию помещений, текущему ремонту, уровень которых зависит от интенсивности использования единицы торговой площади. К числу показателей эффективности использования основных фондов относится сумма товарооборота, приходящаяся на 1 кв.м торговой площади или площади торгового зала. Как правило, уровень издержек обращения выше в тех магазинах, где меньше товарооборот на 1 кв.м площади.

Скорость обращения товарных запасов влияет на величину затрат за использование банковского кредита, аренду помещения, потерь от морального и физического износа товарных запасов книжной продукции.

К специфическим факторам книжной торговли, влияющим на уровень издержек обращения, относятся следующие.

Доля оптовой реализации в общем объеме товарооборота влияет на издержки обращения книжной торговли ввиду принятой методологии расчета уровня расходов. Расходы на единицу товарооборота при оптовой реализации примерно в четыре раза ниже, чем при розничной. Изменение в соотношении между розничной и оптовой реализацией влечет за собой изменение уровня издержек обращения торговых предприятий.

Доля мелкооптовых операций в товарообороте книготорговых предприятий находится в обратной зависимости с уровнем издержек обращения, так как на мелкооптовый отпуск товаров затрачивается меньше труда в расчете на единицу товарооборота.

На уровень издержек обращения в торговле оказывают влияние и объективные (внешние) факторы, не связанные с деятельностью предприятий. К их числу относятся производственные, транспортные факторы, изменение цен и стоимости услуг, предоставляемых другими отраслями народного хозяйства.

Важнейшим производственным фактором выступает географическое размещение предприятий промышленности, максимальное приближение их к районам потребления продукции. Такое размещение производства позволяет сокращать затраты в торговле на перевозку книг и сроки доставки товаров потребителям.

Транспортные факторы влияют на издержки обращения книжной торговли. Для перевозки продукции используются различные виды транспорта: железнодорожный, водный, воздушный, автомобильный. Часть товаров пересылается почтой. Применение наиболее прогрессивных видов и форм транспортировки книжных и разных товаров оказывает большое влияние на уровень транспортных расходов.

На издержки обращения книжной торговли оказывают влияние ценностные факторы — уровень цен на книжные и разные товары и тарифов на услуги.

На уровень издержек обращения торговли влияет изменение цен и тарифов на услуги, предоставляемые другими отраслями народного хозяйства (транспорт, связь, коммунальное хозяйство, арендные ставки). С изменением стоимости данных услуг аналогично изменяется уровень издержек обращения по соответствующим статьям.

Уровень издержек обращения во многом зависит от структуры управления торговыми предприятиями, численности административно-управленческого аппарата.

Уровень издержек обращения значительно колеблется по регионам страны.
Так, самый высокий уровень издержек имеет место в книготорговых организациях Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока, горных районах. Это связано со значительной удаленностью магазинов от поставщиков товаров, высокими расходами на оплату труда работников, медленной товарооборачиваемостью и так далее.

На величину издержек обращения книжной торговли оказывает влияние и сезонность, так как в ряде случаев приходится создавать запасы товаров (например, перед 1 сентября), что увеличивает расходы по их хранению.

Издержки книготорговых предприятий находятся под влиянием и субъективных факторов. К ним относятся плохое использование транспорта и тары, недостаточная загрузка складских помещений, затраты на переброску товаров из магазина в магазин и возврат на склады, излишества в оформлении магазинов, влекущие за собой относимые на издержки обращения дополнительные расходы.

IV. Факторы, влияющие на валовый доход.

К важнейшим факторам, формирующим объем и уровень валового дохода, относятся:

- объем, состав и ассортиментная структура товарооборота;

- условия поставки товаров;

- экономическая обоснованность торговой надбавки;

- количество и качество дополнительных услуг.

Увеличение объема товарооборота означает рост массы валового дохода: чем больше продано товаров, тем больше совокупная сумма торговой надбавки.
Влияние состава товарооборота не так очевидно, но имеет место. Это связано с различным уровнем наценки на товары, реализуемые в розницу, и товары, продаваемые оптом: в розничной сети надбавка выше, поскольку процесс смены форм стоимости требует дополнительных затрат. Более того, и состав оптового оборота также влияет на объем валового дохода. Транзитный оборот образует меньший доход, чем складской, поскольку меньшие затраты торгового предприятия при такой форме продажи, как правило, обеспечивают необходимую эффективность деятельности и при невысокой торговой надбавке.

Дифференциация торговой надбавки по отдельным товарным группам обусловила связь ассортиментной структуры товарооборота и суммы валового дохода.

Взвешенный выбор поставщика определяет не только цену поставки товаров в торговую сеть, но и такие слагаемые стабильной и прибыльной работы торгового предприятия, как качество товаров, форма оплаты, гарантированная частота и комплектность поставок, размер партии и др.
Рыночная модель экономики позволяет торговым предприятиям самостоятельно устанавливать надбавки по большинству товарных групп. Важно только, с одной стороны, не допустить потерь в объеме дохода, а с другой - сохранить конкурентоспособные цены.

Широта предоставления дополнительных услуг зависит от профиля предприятия и профессионализма руководства. Поступления за оказанные услуги в валовой доход колеблются от полного их отсутствия до 1,5-2% в его общей сумме. Косвенное влияние, связанное, например, с привлечением покупателей, значительно весомее.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.