Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни знаний в высшей школе




Эволюция целей образования.

При эволюции отношений учитель-ученик происходит и эволюция целей образования, которая выглядит следующим образом: усвоение образа жизни – усвоение образа дискурсивного мышления – усвоение образа мира в качестве способа деятельности и корпуса знаний – построение образа мира в качестве способа мышления.

Основная проблема образования заключается не только в усвоении все возрастающего объема знаний или ориентирование в потоке возрастающей информации, а создание, получение, производство такого знания, которого пока нет, но назревает потребность в нем. Образование в обществе информационном должно представлять собой не только средство усвоения общепринятых знаний, но и способ обмена личности информацией с окружающими людьми, который совершается на протяжении всей жизни, предполагает генерирование и передачу информации в обмен на ту, которую получает.

При реализации таких целей определяются и новые задачи образования:

  • Сформировать новый менталитет, который будет базироваться на таком убеждении: образование производит новые знания и информацию, а не только тиражирует и потребляет их;
  • Создать новые виды когнитивной методологии, которые позволят преодолеть психологические барьеры мышления, развить способность мыслить абстрактно и в процессе обучения формировать продуктивные знания;
  • Создать новую образовательную среду, которая позволит в любое время получить качественное образование.

Система образования, которая существует в наше время, в основном основана на традиционной дидактике, которая считает обучение процессом детерминированного объективного развития, обеспечить которое можно передав обучаемым всем известные знания. Применяется принцип, который призван научить ремеслу, чтобы затем обучаемый творил по своему желанию. В нем выделено 4 уровня знаний:

  1. знакомства – позволяют осознать информацию и различать явления;
  2. копии – дают возможность репродуцировать усвоенную информацию;
  3. умения – позволяют на практике применять полученную информацию;
  4. трансформации – полученные знания переносят на решение новых проблем и задач, такой уровень можно назвать творческим.

Средняя школа стремится передать знания 1 и 2 уровня, высшая школа, которая готовит специалистов – 3 уровня. Получается, что творческий четвертый уровень доступен лишь при последипломном обучении. Причем, даже эти знания обучаемым предоставляются в достаточно рутинном виде. Конечно, умение правильно и быстро решить рутинную задачу также важно, потому что в ином случае творчество становится беспочвенной фантазией и результат чаще всего на практике реализовать невозможно.

Но очевидно, что успешность обучения и воспитания творческой личности является зависимым не только от усвоения известных знаний или их объема. В нынешней системе образования ярко выражено наличие междисциплинарных барьеров, которые особенно негативно проявляются в высшей школе и не позволяют обучающимся видеть взаимосвязь предметов, значение их для будущей специальности, для жизни, а это снижает интерес к обучению.

Существующий подход к обучению недостаточно эффективен в повышении качества подготовки специалистов и при применении автоматизированных обучающих систем, разделенных на отдельные предметы, поскольку целевая установка обучения остается достаточно размытой.

В творческом плане недостаточно растут специалисты даже в последипломных образовательных структурах, где по большому счету происходит лишь углубление знаний-умений. Исследования, которые проводят в таких структурах, часто рутинны, редко превышают ступень статистического анализа и параметрического синтеза. При таком положении вещей, к сожалению, не редкостью является неспособность докторов наук, воспитанных на традиционной дидактике, являющихся настоящими энциклопедистами, создать что-то качественно новое.

Творческому развитию способствует своевременное начало развития. Множество исследований показало, что почти половина шестилетних детей является потенциально талантливыми. Но обучаясь на основе традиционной дидактики, творческий потенциал резко снижается. Творчество – это специфическая деятельность, которая не только преобразовывает объект творчества, но и го субъект (человека).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.