Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие принципы управления человеком в организации




Принципы управления

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

ПЛАН УРОКА:

1. Принципы управления

2. Методы управления

 

В работе с персоналом на протяжении длительного времени формировались общие требования, соблюдение которых давало наибольший результат в управленческой деятельности. Поэтому в управлении важное значение придается выработке и реализации принципов и методов управления.

Принципы (от лат principium – «начало, основа») управления это правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом.

Они являются отражением определенных закономерностей, свойственных функционирова­нию социальных общностей. Но поскольку принципы осознаются и формулируются людьми, постольку в них всегда присутствует элемент субъективности. По своей природе они являются субъективным отражением объективной реальности, присущих ей устойчивых тенденций развития. Принципы развиваются, совершенствуются, что в определяющей степени связано с развитием и совершенствованием самой реальности. Действенность принципов связана с осознанием людьми их целесообразности и необходимости, потребности в практическом использовании. Известный английский философ и педагог ДжЛокк отмечал, что люди должны пользоваться теми или иными принципами, а такими принципами могут быть лишь те, с которыми они умеют обращаться. При этом от персонала организации требуется не интуитивное знание принципов, а научное представление об их системе, классификации, механизме использования.

Обычно в литературе выделяются группы принципов, которые условно можно разделить на общие и частные, что предполагает их особую роль в управлении персоналом организации.

Принципы данной группы являются частью организационных принципов управления. Так, один из классиков науки управления — Анри Файоль сформулировал 14 принципов управления, значительная часть которых относится именно к сфере управления человеком в организации. Они дополняются другими принципами, что и создает их цельную систему, соответствующую потребностям времени. Их общая группировка отражена на рис. 1.

 
 

 


Рисунок 1 - Общие принципы управления человеком в организации

 

Среди них следует выделить прежде всего принцип разделения труда, предполагающий управление специализацией работников в процессе служебной деятельности. Для современной организации характерна значительная специализация деятельности персонала, что выражается в появлении новых профессий и специальностей, которыми следует овладеть работникам организации. Следовательно, управление персоналом предполагает сопряжение усилий работников, располагающих различным уровнем профессиональной подготовки и ее специализации, отсюда вытекают повышенные требования ко всему процессу управления персоналом, который должен действовать как четкий, слаженный механизм по обеспечению и исполнению целей организации.

Важным правилом работы с персоналом является соблюдение дисциплины. Требования к дисциплине зависят от ее характера, места в системе общественных, производственных отношений, ее классификации. В зависимости от этого выделяют трудовую, служебную, общественную дисциплину. Существуют понятия личной дисциплины и самодисциплины. В работе организаций первостепенное значение приобретает трудовая, служебная дисциплина, обеспечивающая организованность и порядок функционирования подразделения.

Служебная дисциплина работников основана на осознании важности, общественной значимости выполняемого долга и обычно достигается целой системой мер организационного и воспитательного характера. В эту систему включаются и определенные санкции против нарушителей дисциплины, чтобы минимизировать эти явления, а по возможности и вовсе изжить их в организации.

Принцип профессионализма и компетентности один из основных в управлении персоналом организации. Его суть состоит в органическом сочетании профессионализма и компетентности. Профессионализм предполагает высокий уровень подготовки кадров управления, их мастерство, творческий подход ко всем элементам своей деятельности, способность выполнять профессиональные задачи на высоком уровне. Настоящий профессионал обладает развитой интуицией. Он всегда находит выход из самых сложных и противоречивых ситуаций. Его решения точны и обоснованы, действия максимально эффективны. Профессионализм в широком смысле этого слова дополняется понятием компетентности. Компетентность — это высшая форма проявления профессионализма. Она воспроизводится только в том случае, когда структура профессионального опыта личности соответствует структуре задач и функций, которые профессионал призван выполнять на замещаемой должности или рабочем месте. Если это условие не соблюдается, то присущие специалисту качества не позволяют ему действовать профессионально, самостоятельно и ответственно, реализовывать большие познания и разнообразный опыт в своей сфере деятельности, иметь общепризнанный авторитет. Профессионализм и компетентность управленцев формируются на основе постоянного пополнения багажа знаний и шлифуются годами практической деятельности. Разумеется, эти качества не являются исключительной монополией руководителей. Они должны быть свойственны не только тем, кто управляет, но и тем, кто исполняет различного рода приказания и предписания. Поэтому талантливые руководители всегда заботятся об окружении себя способными исполнителями. Видный государственный деятель С.Ю. Витте отмечал: «Я имел счастье, где бы я ни служил, приглашать талантливых сотрудников, что, по моему мнению, составляет одно из главных и необходимых достоинств администраторов по крупным делам».

Все это и нацеливает персонал организации на повышение уровня профессионализма и компетентности как необходимого условия достижения высокого качества и действенности выполняемых функций.

В принципе согласования личных и общественных интересов объединяются две группы интересов различного порядка — личных и общественных. Приоритет той или иной группы интересов зависит от конкретной обстановки, стиля управленческой деятельности руководителей. Недальновидно поступает тот руководитель, который, преследуя общественные интересы, а это прежде всего интересы о, забывает о нуждах и заботах подчиненных. Такая практика порождает отчужденность в отношениях между работниками и снижает эффективность работы.

Недальновидно поступает и тот руководитель, который, заботясь об удовлетворении личных интересов подчиненных, пренебрегает интересами организации. Принцип сочетания, согласования личных и общественных интересов нацеливает руководителей на совершенно иные поступки. Он требует от них таких действий, при которых соблюдались бы в полной мере интересы организации и максимально учитывались бы интересы работников. Как правило, такое поведение руководителя находит понимание в коллективе и способствует его стабилизации.

Полезно в связи с этим помнить, что, чем выше уровень организации, тем сложнее учитывать общие интересы. А. Файоль отмечает, что «в маленьком предприятии общий интерес, т.е. интерес самого предприятия, легко ощутим. В государстве же общий интерес — вещь столь сложная, столь обширная, столь отдаленная, что о нем не всегда имеется отчетливое представление; и хозяин для большинства чиновников есть нечто вроде мифа». «И если идея об этом общем интересе не оживляется беспрерывно высшей властью, то она постепенно бледнеет, слабеет и каждое учреждение начинает считать себя как бы самоцелью, забывая, что оно является лишь колесом в огромной машине, все части которой должны двигаться согласованно; оно изолируется, замыкается и признает лишь одну иерархическую колею».

Поддержание благоприятных социально-психологических отношений среди работников организации в значительной степени определяется принципом справедливости и равенства. Что же означают эти понятия в условиях организации? Под равенством понимается равенство прав и обязанностей лиц, стоящих на одной ступени служебной лестницы. А под справедливостью понимается как соблюдение этих прав и обязанностей, так и осуществление системы предпочтений для тех, кто более эффективно реализует в процессе работы свой личностный, творческий потенциал. Осуществление принципа справедливости и равенства возвышает личность работника, способствует раскрытию профессиональных, деловых и личностных качеств. В системе управления персоналом данный принцип имеет непосредственное отношение к мотивации людей на добросовестное выполнение служебных обязанностей.

Практика показывает, что наиболее эффективно реализует себя в практической деятельности сложившийся, устойчивый состав персонала организации. Поэтому субъект чтобы сохранить костяк трудового коллектива, его профессиональное ядро. Этому призван способствовать принцип устойчивости состава персонала. Известно, какой вред наносит учреждению, предприятию высокая текучесть кадров, частая сменяемость специалистов и руководителей. Но еще больший вред наносит службе распад коллектива профессионалов в различных звеньях иерархии. Это всегда признак крайне неблагополучного положения дел в организации. Как отмечают специалисты управления, особое значение имеет состав руководящего персонала. На преуспевающих предприятиях он устойчив, на неудачливых — неустойчив. Отсюда вывод — путь к успеху заключается в сохранении устойчивости персонала, его способности к обновлению форм и методов работы в полном соответствии с требованиями времени.

В принципе единения персонала отражена огромная сила, заключающаяся в способности объединять усилия для эффективного решения практических задач. Так обычно и поступают руководители, исходя прежде всего из деловых соображений. Но бывают и такие, которые стремятся подчинить себе коллектив по принципу «разделяй и властвуй». Такая позиция руководителя ведет к расколу коллектива, порождает в нем нездоровую атмосферу, вызывает к жизни уродливые явления в виде анонимок, подсиживания, подхалимства, протекционизма, стравливания людей друг с другом и т.д.

Порочная практика разделения и противопоставления подчиненных свидетельствует о низких моральных и невысоких умственных способностях такого типа руководителей. Опыт управления персоналом организации подтверждает необходимость соблюдения определенных правил для достижения единения персонала. Надо обладать подлинным талантом, чтобы 1) постоянно координировать усилия, 2) стимулировать усердие, 3) использовать способности всех и вознаграждать заслуги каждого, не возбуждая ничьих ревнивых подозрений и не нарушая гармонии отношений.

Поэтому в практической деятельности необходимо последовательно соблюдать принцип единения персонала, который значительно умножает силы всех и каждого участника трудового процесса.

На одно из первых мест в современных условиях выдвигается принцип адаптации к новым условиям деятельности. Это связано с решением качественно новых задач организациями в условиях становления рыночных отношений и требует от персонала интенсификации работы, постоянного повышения знаний, переоценки накопленного опыта, преодоления устоявшихся стереотипов. Как отмечают специалисты, переход к решению новых задач нередко встречает сопротивление консервативной части персонала. Служащие опасаются подчас потери рабочего места, изменения специализации, монотонности новых условий труда, девальвации ценностей своей личности, ее социального значения. Руководитель в таких условиях призван в большей степени опираться на новаторские силы персонала учреждения, организации, настойчиво учить сотрудников новым приемам выполнения служебных заданий, укрепляя их уверенность в возможности успешно решать новые ответственные и неординарные задачи, иными словами, управлять адаптацией персонала к новым условиям.

Принцип эффективности работы персонала связан с соизмерением затрат и конкретного результата деятельности персонала организации. Работать эффективно — значит добиваться максимального результата при минимуме затрат используемых сил и средств, следовательно, весь персонал должен быть нацелен на результативное использование технологий профессиональной деятельности, экономию выделяемых средств, повышение эффективности работы, при ачественном ее исполнении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.