Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международное взаимодействие в Арктике




 

Международное взаимодействие в Арктике осуществляется в рамках так называемого Арктического совета, который представляет собой международную организацию, созданную в 1996 г. по инициативе Финляндии.

Учреждение Арктического совета состоялось 19 сентября 1996 г., когда была основана новая организация, представляющая группу арктических государств (Россия, США, Канада, Дания, включая Гренландию и Фарерские острова, Норвегия, Швеция, Финляндия, Исландия) и Европейский парламент.

Арктический совет – это межправительственный форум циркумполярных государств, действующий с 1996 г. Это центральная организация сотрудничества в Арктике в сфере охраны окружающей среды и устойчивого развития региона.

Совет образован странами «арктической восьмерки», в которую входят: Россия, США, Канада, Дания, включая Гренландию и Фарерские острова, Норвегия, Швеция, Финляндия, Исландия.

Специальный статус постоянных участников, дающий право принимать решения вместе с правительствами стран-участников Арктического совета, имеют 6 организаций коренных народов Арктики, которые участвуют в принятии решений и формировании его политики: Алеутская международная ассоциация; Арктический совет атабасков; Международный совет гвичинов; Инуитская циркумполярная конференция; Российская ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; Союз саамов.

Согласно учредительной Декларации, в Арктическом совете существует статус наблюдателя. Его могут иметь неарктические страны, межправительственные и межпарламентские организации, а также организации универсального и регионального характера, включая неправительственные.

Страны-наблюдатели: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Нидерланды, Польша, Индия, Китай, Южная Корея, Япония, а также Сингапур.

Международные организации-наблюдатели: Всемирный союз охраны природы, Конференция парламентариев Арктического региона, Международный комитет Красного Креста, Программа ООН по окружающей среде, Программа развития ООН, Северный совет, Северный форум.

Неправительственные организации-наблюдатели: Арктическая программа Всемирного фонда дикой природы, Всемирная ассоциация пастухов северного оленя, Университет Арктики.

Председательство в Арктическом совете переходит каждые 2 года к одному из шести арктических государств. В 2004-2006 гг. председателем Арктического совета была Россия.

Заседания Арктического совета на уровне министров иностранных дел проводятся каждые два года страной-председателем. Комитет старших должностных лиц (КСДЛ) – представители министерств иностранных дел – собирается регулярно раз в полгода.

Для решения приоритетных задач в Арктическом совете сформировано шесть рабочих групп: по устранению загрязнений; по сохранению арктической флоры и фауны; по защите арктической морской среды; по арктическому мониторингу и оценке; по предотвращению, готовности и реагированию на ЧС; по устойчивому развитию.

В 2009 г. в рамках Арктического совета была создана Целевая группа по разработке межправительственного Соглашения о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике. Разработка проекта Соглашения соответствует положениям «Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу». Документ призывает непосредственно содействовать реализации национальных интересов, целей и задач государственной политики Российской Федерации в Арктике, в том числе, в сфере международного сотрудничества. Подписание подобного документа является практическим выполнением подпункта б) пункта 7 Главы III «Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу», касающегося создания в Арктике единой региональной системы поиска и спасания, включая координацию деятельности спасательных сил.

В мае 2011 г. в Нууке (Гренландия) состоялась министерская сессия Арктического совета. Был подписан первый в истории панарктический документ, идея которого принадлежит Российской Федерации, «Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении в Арктике». Это первый юридически обязывающий документ, все предыдущие носили рекомендательный характер.

Кроме этого, Нуукская сессия регламентировала отношения с наблюдателями Арктического совета. Также было зафиксировано основное требование к кандидатам – уважать суверенитет, суверенные права и юрисдикцию арктических государств. Закреплен ряд положений относительно пределов финансирования проектов Арктического совета неарктическими государствами.

В Нуукской декларации отражены результаты около 80 научно-исследовательских проектов Арктического совета. Выводы говорят о том, что через 30-40 лет Северный Ледовитый океан на летний период будет освобождаться ото льда. В активе прибрежных стран региона может появиться долгожданный незамерзающий морской путь через Арктику.

По случаю восьмой министерской встречи стран-участниц Арктического совета, состоявшейся 15 мая 2013 г. в г. Кируна (Швеция), была принята министерская Декларация, призывающая к дальнейшей работе по планомерному и устойчивому социально-экономическому развитию и ответственности в регионе и указывающая на меры, которые должны принимать участники «арктической восьмерки» по защите окружающей среды.

В Декларации также отмечается укрепление позиций Арктического совета в мире и регламентируется завершение первого круга председательствования.

Кроме того, на министерской встрече было принято Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике, в соответствии с которым государства берут на себя ответственность по взаимодействию в борьбе с нефтяными разливами в акватории Арктики.

Постоянный комитет парламентариев арктической области, который ответственен за работу между конференциями, начал свои действия в сентябре 1994 г. Первая парламентская конференция относительно арктического сотрудничества была проведена в Рейкьявике, Исландия в 1993 г. Следующие арктические парламентские конференции были проведены в Йеллоунайфе, Канада; Салехард, Россия; Рованиеми, Финляндия; Тромсё, Норвегия; Нуук, Гренландия; Кируна, Швеция; Фэрбенкс, США и Европейском парламенте в 2010 г. Девятая Конференция в Брюсселе 13-15 сентября 2010, сосредоточился на следующих главных темах: жизнеспособное управление живущими ресурсами в Арктике; образование и исследование – продолжение Международного полярного года; тающий лед – последствия.

В 2013 г. был создан постоянный секретариат Арктического совета в норвежском городе Тромсе.

Также международное взаимодействие в Арктике осуществляется через Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР), который был учреждён как форум регионального сотрудничества 11 января 1993 г. на встрече министров иностранных дел России и стран Северной Европы в городе Киркенесе (Норвегия). В него вошли на правах постоянных членов Дания, Исландия, Норвегия, Россия, Финляндия и Швеция, а также Комиссия Европейских сообществ. Девять государств – Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, Польша, Франция, США, Япония – имеют статус наблюдателей.

Сфера деятельности СБЕР – Баренцев/Евроарктический регион, т.е. территории регионов Баренцева моря, объединённых в международную общественную организацию 11 января 1993 г. с целью развития международного сотрудничества. Территория региона составляет 1,9 млн кв. км. Включает в себя губернии Норвегии: Нурланн, Тромс, Финнмарк, лены Швеции Вестерботтен и Норрботтен, провинции Финляндии: Лапландия, Северная Остроботния и Каинуу, и регионы России: Мурманская область, Архангельская область, Ненецкий автономный округ, Республика Карелия и Республика Коми.

Инициаторами учреждения организации сотрудничества а Арктическом регионе выступили Норвегия и Россия. 8 марта 1992 г. в Осло министры иностранных дел России и Норвегии подписали совместный протокол о рабочей программе контактов и сотрудничества. В нем подчеркивалось желание развивать экономическе сотрудничество между северными регионами обеих стран.

24 апреля 1992 г. министр иностранных дел Норвегии Торвальд Столтенберг в Тромсе впервые ввел в политический лексикон понятие «Баренцев регион». Благодаря усилиям специально созданной рабочей группы и при поддержке региональных и федеральных властей, в первую очередь МИД России, Норвегии, Швеции и Финляндии 11 января 1993 г. в Киркенесе в Норвегии была подписана Декларация о сотрудничестве в Баренцевом/Евроарктическом регионе.

Документом, где была сформулирована концепция «баренцева сотрудничества», является Киркенесская декларация (1993 г.). Провозглашённой целью Совета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) является содействие устойчивому развитию региона, двустороннему и многостороннему сотрудничеству в области экономики, торговли, науки и техники, окружающей среды, инфраструктуры, образования и культурных обменов, туризма, а также реализации проектов, направленных на улучшение положения коренного населения Севера.

СБЕР собирается ежегодно на уровне министров иностранных дел. Решения по вопросам деятельности организации Совет принимает на основе консенсуса. Председательство в СБЕР осуществляется на добровольной ротационной основе.

Под эгидой СБЕР действует Региональный совет, в который входят руководители административных единиц, образующих Баренцев регион: из России – Мурманская и Архангельская областии, Ненецкий автономный округ, Республика Карелия, Республика Коми, Норвегии – губернии Нордланд, Финнмарк и Тромс, Швеции – губернии Норрботтен и Вестерботтен и Финляндии – губерния Лапландия и союзы коммун Кайнуу и Северной Остроботнии, а также представители коренного населения региона. Председательствует в Совете на двухгодичной ротационной основе один из регионов. Региональный совет разрабатывает так называемую «Баренцеву программу сотрудничества». В Программу входят проекты по следующим основным направлениям: развитие промышленности и инфраструктуры, повышение квалификации кадров и образование, охрана окружающей среды и здравоохранение, благосостояние и культура, коренные народы.

Рабочим органом СБЕР является Комитет старших должностных лиц, состоящий из представителей внешнеполитических ведомств стран-членов и наблюдателей СБЕР. Комитет старших должностных лиц готовит сессии министров, осуществляет текущую деятельность СБЕР, курирует рабочие группы Совета. В СБЕР действуют рабочие группы по экономическому сотрудничеству, экологии, энергетике, Северному морскому пути, молодежной политике. Под эгидой рабочей группы по экономическому сотрудничеству функционируют целевые группы по преодолению торговых барьеров и по лесному хозяйству.

В рамках сотрудничества СБЕР с Баренцевым региональным советом действуют также объединенные рабочие группы по культуре, здравоохранению и связанным с ним социальным вопросам, энергетике, образованию и научным исследованиям, туризму.

В настоящее время на Севере Европы активно действуют четыре региональные организации: Арктический совет (АС), Совет Баренцева / Евроарктического региона (СБЕР), Совет государств Балтийского моря (СГБМ), Совет министров северных стран, а также Европейский союз со своей программой «Северное измерение». По оценкам европейских экспертов, одной из наиболее эффективых является СБЕР. Значительно сдержанней деятельность СБЕР оценивается с российской стороны. В частности, указывается на почти полное отсутствие экономической составляющей в приграничном сотрудничестве за прошедшие 20 лет со времени подписания Киркенесской декларации: большинство проектов под эгидой СБЕР было направлено на проведение исследований в области истории, этнологии и прав человека.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 639; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.