Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Необходимость государственного регулирования экономики: цели, принципы, границы

Неисправности резисторов

Потенциометр

Переменные проволочные резисторы.

Применяются для работы в цепях постоянного тока в качестве делителей напряжения или переменных активных резисторов. R = 0,47 Ом…1 МОм.

Самое разнообразное назначение и в различных конструктивных исполнениях.

** проволочный переменный резистор с прямолинейным перемещением скользящего контакта:

СП5-14 – переменный подстроечный проволочный прямоугольный, малогабаритный для печатного монтажа, многооборотный (60 оборотов)

СП5-1 - переменный подстроечный проволочный для навесного монтажа, многооборотный (45 оборотов), с прямолинейным перемещением

СП5-4В1 - переменный подстроечный проволочный для навесного монтажа, многооборотный (45 оборотов), с прямолинейным перемещением, с двумя раздельно регулируемыми системами

СП5-15 – переменный подстроечный проволочный прямоугольный, малогабаритный, многооборотный (60 оборотов), с прямолинейным перемещением, для навесного монтажа.

** проволочный переменный резистор с круговым перемещением скользящего контакта:

СП5-2 – малогабаритный для печатного монтажа (многооборотный)

СП5-3 – для навесного монтажа

** однооборотные проволочные переменные резисторы

СП5-16ТА – малогабаритный для печатного монтажа

СП5-16ТБ – для навесного монтажа

** проволочные переменные резисторы различных типов

ППБ – переменный проволочный

ПП3-40 – переменный проволочный одинарный однооборотный, без стопора

ПП3-47 – тоже, но сдвоенный

 

- однооборотный проволочный

- многооборотный проволочный

 

Основной критерий работоспособности постоянного резистора – стабильность величины сопротивления.

Основной критерий работоспособности переменного резистора – сохранение нормальной регулировочной функции.

 

Наиболее типичные причины отказов являются:

- неправильный выбор типа резистора;

- неправильное крепление резистора;

- повреждение в других элементах (пробой в конденсаторах, замыкание на ПП и т. д.);

- неправильная эксплуатация резистора.

Осуществление государством регулирующей функции обусловлено многими причинами. Прежде всего, это необходимость решать такие экономические задачи, которые требуют коллективного усилия и не могут быть реализованы при помощи рыночного механизма: организация и финансирование народного образования и фундаментальных научных исследований, создание и поддержание на должном уровне общеэкономической инфраструктуры. Гос. структуры включаются в регулирование глобальных пропорций общенационального хозяйства, поддерживая равновесие между эффективным спросом и предложением. Также государство призвано обеспечить социальную помощь мало обеспеченным слоям. Функцию производства «нерыночных» благ берет на себя гос-во. Вопросами защиты окружающей среды занимается оно же.

ГРЭ – комплекс типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными госорганами, с целью обеспечения нормальных условий функционирования рыночных механизмов, решения социальных и экономических проблем.

Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

1. Регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;

2. Регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

ГРЭ осуществляется с помощью экономической политики - это комплекс мер, целей, задач, с помощью которых гос-во воздействует на экономическую систему, придавая ей устойчивый и поступательный характер.

Цели ГРЭ:

1. стабильный рост национального объема производства, след-но, выпуск продукции ежегодно растет

2. поддержание определенного уровня занятости означает, что с помощью мер ГРЭ каждый желающий сможет получить работу.

3. стабилизация уровня цен – основным фактором ценообразования является конкурентный рынок, а темп роста цен поддерживается на нормальном уровне.

4. поддержание равновесного сальдо внешнеторгового баланса – гос-во следит за тем, чтобы изменения объемов экспорта и импорта не носили резкий характер, т.к. это может негативно сказаться на кол-ве денег в обращении.

Государство является основным институтом экономической и политической системы, которая организует, направляет и контролирует совместную деятельность людей и их отношения между собой. Во всех экономических системах государство регулирует экономику.

Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Все функции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. В зависимости от характера этой связи, можно выделить 2 группы регулирующих функций государства.

Во-первых, это функция по созданию условий эффективного функционирования рынка.

Во-вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) – это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий функционирования рыночных механизмов, решения социальных и экономических проблем.

ГРЭ – комплекс мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными госорганами госучреждениями, общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей СЭ ситуации к изменяющимся условиям хозяйствования.

Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

1. Регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п.;

2. Регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

Субъекты ГРЭ – ГО, общественные организации (профсоюзы).

Основная задача ГРЭ – поддержание стабильности рынка и его социальной ориентации.

Необходимость государственного вмешательства в экономику обусловлена объективными причинами:

· Несовершенство рыночного механизма. Выяснилось, что рынок, обладая рядом функций, оказался не в состоянии решать ряд СЭ проблем и в целом обеспечить стабильный экономический рост.

· Необходимость решать такие экономические задачи, которые требуют коллективного усилия и не могут быть реализованы при помощи рыночного механизма: организация и финансирование народного образования и фундаментальных научных исследований, создание и поддержание на должном уровне общеэкономической инфраструктуры.

· Госструктуры включаются в регулирование глобальных пропорций общенационального хозяйства, поддерживая равновесие между эффективным спросом и предложением.

· Также государство призвано обеспечить социальную помощь мало обеспеченным слоям. Функцию производства «нерыночных» благ берет на себя государство. Вопросами защиты окружающей среды занимается оно же.

Ряд экономистов выделяют генеральные и конкретные цели государственного регулирования. К первым относят достижение экономической и социальной стабильности в обществе, обеспечение национальных конкурентных преимуществ, экономической безопасности, адаптации рыночного механизма к различным ситуациям. Конкретные цели различаются по объектам государственного регулирования, но всегда исходят из необходимости увязки общественных и частных интересов.

В таком же контексте выделяется точка зрения на то, что необходимо выделить максимальные и минимальные функции государства. К максимальным функциям относятся:

· Смягчение хронических болезней рынка (цикличность, инфляция, безработица).

· Регулирование денежного обращения.

· Социальная функция (расширение социальной сферы, расширение состава социально защищенных работников, увеличение количества и повышение уровня услуг социального обеспечения).

· Функция перераспределения доходов.

· Деятельность государства в качестве субъекта имущественных отношений. Эта функция реализуется в институциональной политике государства.

· Реализация национальных интересов в мировой экономике.

К минимальным функциям следует относить:

· Решение проблем, связанных с созданием и потреблением общественного блага.

· Регулирование внешних эффектов рынка. (Эффективность использования общественных ресурсов, изменение структуры цен, проблемы экологии и др.).

· Поддержание естественного порядка в рыночной экономике. (антимонопольная деятельность, выработка и проведение конкурентной политики).

· Сглаживание ассимитричности информации.

ГРЭ осуществляется с помощью экономической политики (ЭП) - это комплекс мер, целей, задач, с помощью которых государство воздействует на экономическую систему, придавая ей устойчивый и поступательный характер, для реализации поставленных целей. Это система экономических мероприятий, осуществляемых государством, совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации поставленных целей.

Государственная экономическая политика - генеральная линия действий и совокупность мер, проводимых правительством от лица государства в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране.

Государственная экономическая политика включает институциональную, структурную, инвестиционную, денежно-кредитную, социальную, внешнеэкономическую, научно-техническую, налоговую, бюджетную политику.

Цели ЭП:

1. Стабильный рост национального объема производства.

2. Поддержание определенного уровня занятости означает, что с помощью мер ГРЭ каждый желающий сможет получить работу.

3. Стабилизация уровня цен – основным фактором ценообразования является конкурентный рынок, а темп роста цен поддерживается на нормальном уровне.

4. Поддержание равновесного сальдо внешнеторгового баланса – государство следит за тем, чтобы изменения объемов экспорта и импорта не носили резкий характер, т.к. это может негативно сказаться на кол-ве денег в обращении.

Цели макроэкономической политики реализуются путем государ­ственного регулирования.

Выделим главные формы и методы вмешательства государства в экономику. Прежде всего, важно различать две основные формы: адми­нистративные методы государственного регулирования через расшире­ние государственной собственности на материальные ресурсы, управ­ление государственными предприятиями, законотворчество, и экономи­ческие методы государственного регулирования с помощью различных мер макроэкономической политики.

Прямое вмешательство. Во всех промышленно развитых странах существует более или менее значительный по своим масштабам госу­дарственный сектор экономики. Его размеры могут служить критерием экономической роли государства, хотя этот критерий не абсолютен. Го­сударство обладает капиталами в самых разнообразных формах, пре­доставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственни­ком предприятий. Это делает государство совладельцем части обще­ственного капитала.

Во всех промышленно развитых странах становление и развитие го­сударственного сектора происходило практически в одних и тех же от­раслях (угольная промышленность, электроэнергетика, морской, железнодорожный и воздушный транспорт, авиация и космонавтика, атомная энергетика и т. п.). Речь идет, как правило, об отраслях, где стоимость физического капитала, т. е. совокупности зданий, оборудования и ма­шин, необходимых для производства, особенно велика, что делает эти отрасли весьма подверженными периодическим кризисам.

Прямое вмешательство государства - это и принятие законодатель­ных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между все­ми элементами рыночной системы. Примеры государственного регули­рования экономики путем разработки законодательных актов необычай­но разнообразны, например, принятие Гражданского кодекса, Налогово­го кодекса, законов против ограничительной деловой практики (антимо­нопольных законов) и т. п.

Косвенное вмешательство предполагает осуществление государ­ственного регулирования посредством использования основных инстру­ментов государственной экономической политики, которыми являются налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом.

Инструменты ГРЭ:

1. Денежно-кредитная политика (рефинансирование, операции государства на рынке ценных бумаг, политика минимальных резервов);

2. Налогово-бюджетная политика (политика доходов и расходов государства);

3. Внешнеэкономическая политика (регулирует обменный курс национальной валюты, мероприятия в области цен экспорта и импорта).

Принципы ГРЭ – определенные правила поведения гос-ва в экономике, которые устанавливаются на основании выявленных закономерностей функционирования эк. политики и на основании обобщения опыта регулирования.

  1. Соблюдение границ гос. вмешательства в экономику. Рыночная экономика в целом обеспечивает эффективность, поэтому должны быть исключены все действия гос-ва, которые могут разрушить рыночный механизм. Если гос-во переходит максимально возможные границы вмешательства, то оно может вернуться к административно-командной системе.
  2. Т.к. рыночная экономика может само организовываться, то влиять на нее нужно в основном косвенными методами (прогнозирование, госзаказы, налоговая политика, бюджетная, ДКП, льготы). При этом нельзя полностью исключить административные методы (разработка законодательства, социальная политика, экология, защита предпринимателя). Экономические методы не вносят ограничений. Административные методы уменьшают свободу выбора субъектов эк. системы, подавляя индивидуальную свободу.

Области хозяйственной деятельности, где эффективны административные методы: монопольные рынки (прямое установление цен на рынке); области, где возникают побочные эффекты (обеспечение экологической безопасности); области, где требуется разработка стандартов и контроль за ними; определение и поддержание минимально допустимых социальных стандартов; защита национальных интересов в системе мирохозяйственных связей (лицензирование экспорта, контроль за импортом); при разработке и реализации целевых программ по отношению к предметам госсектора.

  1. Самими эк. регуляторами нужно пользоваться очень осторожно, не заменяя ими рыночные стимуляторы.
  2. Среди экономических методов регулирования нет ни одного идеального. Любой из них, давая положительные результаты, приносит негативные результаты в др. областях гос-во должно быть готово к компенсации отрицательных эффектов.

Экономические методы – денежно-кредитная политика, налоговая, бюджетная политика, госзаказ.

Внешнеэкономическая политика – совокупность принципов и правил, с помощью которых гос-во строит свои отношения с др. государствами.

Необходимость ГРЭ вытекает из несовершенства рынка, где выделяют сл. слабые стороны: безработица, ЖКХ, экология, социальная сфера, дифференциация по доходам и собственности. Там где рынок не срабатывает, государство должно его дополнять. Рынок – «невидимая рука» (конкуренция), государство – «видимая рука».

Границы государственного вмешательства в рыночной экономике:

Минимальные границы – это необходимая степень ГРЭ. На этом уровне государство решает первоочередные проблемы – организацию денежного обращения в стране, производство общественных товаров, устранение негативного воздействия внешних, иных факторов.

Максимальные границы – это допустимая степень вмешательства государства в функционирование экономики (перераспределение доходов, обеспечение оптимального уровня занятости, снижение инфляции, ограничение монополизма, образование, защита окружающей среды, здравоохранение).

При проведении макроэкономической политики важно помнить, что и государство, и рынок - великие завоевания цивилизации. Рынок не может нормально функционировать без государства, устанавливающе­го и поддерживающего «правила игры» в рыночном хозяйстве. Но суще­ствуют и объективные пределы государственного вмешательства.

В связи с этим можно привести слова известного венгерского эконо­миста с мировым именем Яноша Корнай: «Не надо возводить берлинс­кую стену между рынком и государством». Рынок и государство - две могущественные силы, которые не противостоят друг другу, но допол­няют друг друга в ходе экономического развития.

Роль государства в рыночной экономике определяется задачами обеспечения нормальных условий производства рыночной экономики, т.е. реализуется через функции государства.

Основные необходимые функции государства:

§ стабилизация экономики – организация денежного обращения, потребление и перераспределение НД, стимулирование роста, финансирование НИР, стабилизация инфляции, повышение занятости населения, ликвидация дефицита госбюджета;

§ социальное обеспечение – субсидии, трансферты, антимонопольные меры, установление min зарплаты;

§ защита предпринимательства, свободной конкуренции;

§ производство товаров общественного потребления – государство финансирует производство ОБ или управляет их производством (армия, музеи, заповедники и т.д.)

§ государственное производство – развитие и создание новых отраслей, производство общественно значимой продукции, содержание госаппарата, расходы на соцсферу, а также значительная доля государственной собственности в производстве – государство как крупный предприниматель, как управляющий и хозяйствующий субъект в отношениях купли-продажи;

§ прямой контроль и регулирование – через административные и правовые рычаги, через элементы хоз.механизма: госфинансы, госсектор экономики, законодательно-правовую базу, сбор и анализ информации;

§ устранение внешних эффектов;

§ внешнеэкономическая политика;

§ проведение ЭП (социальной, институциональной, инновационной, региональной).

Суть государственного регулирования экономики можно свести к следующему:

• повышение эффективности экономики, поступательное развитие;

•установлению баланса взаимных интересов, т.е., с одной стороны, государственное регулирование экономики должно обеспечить эффек­тивный ход экономических реформ, используя при этом рыночные ме­ханизмы, а с другой — добиться справедливости в распределении дохо­дов и ресурсов;

•умелому использованию ресурсов (природных, человеческих, фи­нансовых), которыми располагает государство, для увеличения поступ­лений в доходную часть бюджета, а также на инвестирование, реструк­туризацию и развитие экономики. При этом важно руководствоваться критерием сохранения рыночных свобод;

•разработке программ социально-экономического развития, от­раслевых, региональных, межрегиональных, а также целевых про­грамм, инвестиционных проектов, концепций социально-экономичес­кого развития, прогнозов на ближайшую и отдаленную перспективу, в которых должна быть выражена роль государства в управлении;

•укреплению экономической основы самостоятельного социаль­но-экономического развития всех регионов РФ посредством четкого разграничения компетентности и ответственно­сти между органами государственной власти РФ, субъектов Федера­ции и органами местного самоуправления. Особенно важно такое разграничение в области использования природно-ресурсного потен­циала, развития базовых отраслей экономики, военно-промышлен­ного комплекса, транспорта, внешнеэкономической деятельности и др. При этом необходимы меры по совершенствованию правовых ос­нов и взаимодействия федеральных, региональных и муниципаль­ных органов власти;

•укреплению финансовой самостоятельности регионов на основе принципов бюджетного федерализма;

•сглаживанию межрегиональных различий, выравниванию уров­ней социально-экономического развития регионов, а также всемерной поддержке регионов с экстремальными природно-экономическими условиями;

•формированию единого товарного рынка России и региональных рынков; государственное регулирование призвано обеспечить прин­ципы единства экономического пространства страны, свободу переме­щения товаров, капиталов и рабочей силы по всей территории Рос­сийской Федерации.

Основные необходимые функции государства:

§ стабилизация экономики – организация денежного обращения, потребление и перераспределение НД, стимулирование роста, финансирование НИР, стабилизация инфляции, повышение занятости населения, ликвидация дефицита госбюджета;

§ социальное обеспечение – субсидии, трансферты, антимонопольные меры, установление min зарплаты;

§ защита предпринимательства, свободной конкуренции;

§ производство товаров общественного потребления – государство финансирует производство ОБ или управляет их производством (армия, музеи, заповедники и т.д.)

§ государственное производство – развитие и создание новых отраслей, производство общественно значимой продукции, содержание госаппарата, расходы на соцсферу, а также значительная доля государственной собственности в производстве – государство как крупный предприниматель, как управляющий и хозяйствующий субъект в отношениях купли-продажи;

§ прямой контроль и регулирование – через административные и правовые рычаги, через элементы хоз.механизма: госфинансы, госсектор экономики, законодательно-правовую базу, сбор и анализ информации;

§ устранение внешних эффектов;

§ внешнеэкономическая политика;

§ проведение ЭП (социальной, институциональной, инновационной, региональной).

Особенности ГРЭ в переходной экономике:

1.осуществление процесса разгосударствления, в особенности контроля за ним;

2.создание законодательно-правовой базы функционирования всех рыночных механизмов и их развития;

3.борьба с коррупцией, теневой экономикой;

4.привлечение в страну иностранных инвестиций;

5.контроль и регулирование процессов инфляции и занятости;

6.структурная трансформация экономики (конверсия ВПК, развитие сферы услуг, ТЭК и др.);

7.преодоление дефицита госбюджета, внутреннего и внешнего госдолга;

8.повышение уровня жизни.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Постоянные непроволочные резисторы (ПНР) | Теоретические сведения. К выполнению лабораторной работы №8
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.