Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мировая транспортная система




Мировая транспортная система представляет собой глобальную совокупность национальных транспортных систем, связанных между собой общими грузо- и пассажиропотоками. Эта система обладает мощной материально-технической базой, которая развивается и совершенствуется за счет масштабных инвестиций, обеспечивающих устойчивые темпы роста перевозок и повышение качества транспортных услуг. Расчетная протяженность мировых транспортных коммуникаций (без морских линий) к концу ХХ века достигла 43 млн. км. Примерно 75% этой протяженности приходится на автомобильные дороги, 16% на линии гражданской авиации, 4% на нефте- и газопроводы, 3% — на железные дороги и 2% — на судоходные реки и каналы. Страны и континенты имеют разную степень оснащения транспортными коммуникациями. Наиболее густая транспортная сеть в Западной Европе и Северной Америке (табл. 1).

Таблица 1

Хуже оснащены транспортными коммуникациями Африка и ряд стран Азии. За 40 лет (1950—1990 гг.) мировой объем перевозок грузов и пассажиров вырос в 7 раз. За 90-е годы он ориентировочно увеличился еще в 1,5 раза.

Заметно изменилось и распределение перевозок между видами транспорта. Если 50 лет назад соотношение между железнодорожным и автомобильным транспортом в освоении грузооборота составляло 4/1, то теперь оно снизилось до 1,5/1. Доля трубопроводного транспорта в общемировом грузообороте увеличилась за этот период вдвое и достигла 11%. В освоении мирового пассажирооборота воздушный транспорт приближается к уровню железнодорожного. Их доли составляют соответственно 9 и 11%.

Важнейшими показателями, отражающими национальные и региональные различия в удельных объемах транспортной работы, являются: транспортоемкость экономики и транспортная подвижность населения.

Первый показатель представляет собой соотношение между величиной грузооборота (в тонно-километрах) и стоимостью валового национального продукта (ВНП) в долларах США. Второй показатель — частное от деления общего междугороднего пассажирооборота на численность населения региона или страны.

Величины этих удельных показателей за 1995 г. представлены в табл. 2.

Таблица 2

 

Морской транспорт в мировой транспортной системе играет ведущую роль. На него приходится 80% всего грузооборота мировой торговли. Суммарная грузоподъемность (общий тоннаж) мирового торгового флота достигла в 1998 г. 800 млн. т.

Тоннаж морского флота стран Восточной и Центральной Европы за последние 20 лет сократился почти на 25% и составляет 30 млн.т. Особенно резко (почти вдвое) уменьшился тоннаж российского морского торгового флота (11,6 млн. т в 1998 г.).

Внутренний водный транспорт. Протяженность внутренних водных путей сообщения тридцати основных стран Европы и Северной Америки превышает 175 тыс. км. По ним ежегодно перевозят более 1,2 млрд. т груза. Однако объемы таких перевозок из-за конкуренции автомобильного транспорта имеют тенденцию к сокращению.

Железнодорожный транспорт. Протяженность железных дорог 42 основных стран мира составляет 915 тыс. км. Годовой объем перевозок грузов по ним превышает 3,7 млрд. т.

В обозримой перспективе вряд ли можно ожидать существенного увеличения объемов железнодорожных перевозок в мире. Во многих странах эти объемы приобрели даже тенденцию к сокращению из-за активной конкуренции автомобильного транспорта.

Так, общемировая протяженность железных дорог во второй половине ХХ века сократилась примерно на 100 тыс. км. При этом протяженность электрифицированных железнодорожных линий выросла в три раза.

В России перспективы использования железнодорожного транспорта иные. Во-первых, ее огромное территориальное пространство при условии оживления экономики безусловно приведет к резкому увеличению грузо- и пассажиропотоков между регионами. Во-вторых, железные дороги России являются связующим транспортным «мостом» между странами Западной Европы и Азии.

Автомобильный транспорт. Мировой рынок автомобильных перевозок динамично развивается. Парк грузовых автомобилей в мире за последние 25 лет вырос втрое и достиг по расчетным данным 160 млн. единиц. По мнению ряда экспертов этот парк до 2010 года будет увеличиваться ежегодно на 4—4,5%.

Примерно 75% общей численности грузового автомобильного парка приходится на страны Западной Европы и Северной Америки. В российском парке автомобильного подвижного состава насчитывается 3,1 млн. грузовых автомобилей, которые перевозят в год около 6 млрд. т грузов.

Воздушный транспорт. Последнее десятилетие эксперты считают периодом бурного развития воздушного транспорта.

С 1980 г. общая протяженность воздушных трасс в мире выросла вдвое, объем перевозок по ним пассажиров — в 1,6 раза, а грузов более чем в два раза.

Российский воздушный транспорт сократил в 90-е годы объем внутренних пассажирских перевозок почти наполовину, а грузовых втрое. Однако на международных авиалиниях России объемы перевозок грузов и пассажиров даже не сколько увеличились.

Почти 90% грузооборота мирового воздушного транспорта приходится на промышленно-развитые страны. Удельный вес этого вида транспорта в общем грузообороте транспорта России в 12 раз ниже, чем в грузообороте США, хотя абсолютно эти показатели достаточно малы в обеих странах — 0,04 и 0,5% соответственно.

Трубопроводный транспорт. Протяжённость сети основных магистральных нефтепроводов 27 стран мира по статистике ООН достигла к концу ХХ века 450 тыс. км. По этой сети прокачивают свыше 2 млрд. т нефти и нефтепродуктов в год. Самыми крупными странами — владельцами нефтепроводов являются США и Россия. В США имеется 320 тыс. км нефтепроводов, а в России 65 тыс. км (включая нефтепродуктопроводы) и 147 тыс. км магистральных газопроводов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 3079; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.